Организация работы на пленере.
Перед практикой, в конце III четверти, проводится собрание родителей. На родительском собрании даются практические советы о необходимых приспособлениях и материалах.
Помимо этого, для учащихся оформляется стенд, на котором они знакомятся с программой и лучшими работами, выполненными во время пленера.
В тематическом плане занятий по пленеру определяются ежедневные задания, место и время сбора учащихся, маршруты транспорта. Тематическому планированию предшествует большая работа. Педагог должен побывать на предполагаемых местах проведения практики, наметить варианты размещения учеников и примерные сюжеты заданий в соответствии с программой, продумать организацию выездов. Преподаватели заранее подбирают объекты будущих зарисовок и этюдов, продумывают задания на случай плохой погоды. В этом случае занятия проводят в городских музеях, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки, этюды народных костюмов, утвари; наброски птиц и животных, интерьеров.
Следует во время переходов или переездов с места на место соблюдать строгую дисциплину и правила поведения на улице и общественных местах
По окончании летней практике проводится просмотр работ, где оценивается результат.
Методические рекомендации к учебному процесс.
Занятия на пленэре направлены на развитие у учащихся таких способностей, как:
1 Широкая пространственная ориентация – способность воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение – в двухмерном пространстве на плоскости;
2. Целостное восприятие натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности; восприятие цвета, его теплых и холодных оттенков, зависящих от освещения, среды, пространственного удаления; умение цельно воспринимать объекты на пленере и находить большие цветовые отношения в нем;
3. Способность применять в работах метод работы отношениями (закон пропорциональных отношений). Уметь сравнивать цвета натуры по цветовому тону, светлоте и насыщенности, выдерживать тональный и цветовой масштаб;
4. Творческое воображение – способность находить выразительные композиционно - цветовые решения в этюдах с натуры, а также эстетически значимые художественные образы в итоговой композиционной работе.
Наряду с изображаемым объектом (натурой), заметную роль в обучении учащихся играет среда, которая проявляет себя не только как световоздушное окружение изображаемой натуры (физический фактор), но и как активный психологический фактор в период летней учебной практики.
В качестве серьезного психологического затруднения на пути к определению цвета и тона в среде, выступает константность восприятия. С одной стороны, для поддержания остроты зрительного восприятия цветовая итоговая среда должна быть изменчивой, динамичной, а с другой – для выполнения этюда или зарисовки необходимо достаточно устойчивое цветовое и тоновое состояние мотива или натурной постановки. Данное противоречие успешно разрешается в ходе этюдов и зарисовок с натуры по мере овладения навыками быстрого «схватывания» особенностей формы, тона и цвета предметов, т. е. за счет тренировки в набросках и в краткосрочных (15-30 минут) этюдах. При этом следует иметь в виду, что цвет и тональность в природе воспринимается человеком не только как определенное состояние, но в то же время и как его изменение, как переход одного состояния в другое.
Хорошо известно, что любое учебное задание начинается с его объяснения. Однако новый теоретический материал не сразу используется на практических заданиях, хотя и осознается учащимися достаточно полно с самого начала. Эта временная задержка реакции учащегося, так называемый латентный (скрытый) период, служит нередко поводом для ошибочных выводов в работе. Опыт убеждает в том, что успешное изучение нового учебного материала возможно только в условиях доброжелательной критики, помощи и поддержки товарищей.
На текущих просмотрах ученических работ, выполненных в первые дни на пленере, встречается много незаконченных работ. Они не завершены лишь потому, что «просто не понравились» авторам. Срыв работы над этюдом – результат противоречий между недостаточным опытом, имеющимся у учащегося, и определенным программным требованием.
В ходе планирования учебных задач главным и обязательным моментом является четкое определение целей задания. При этом учитывается индивидуальные возможности ученика по рисунку и живописи, формат этюдов, техника исполнения и продолжительность сеанса.
Первое впечатление от натуры следует обязательно запоминать, до начала основной работы с материалом. При этом обязательным требованием восприятия живописного цвета является аконстантное видение натуры.
Существенной особенностью живописи на пленере является активное воздействие окружения на натуру, вследствие чего значительно сложнее, чем в академической аудитории, складывается изобразительная деятельность ученика.