Истоки возникновения готики и основные конструктивные принципы готики.
17.1 ар-ра Раннеготического периода.
На протяжении всего готического периода сохраняется роль ар-ры, которой больше других видов искусств был свойственнени отический стиль, создавший своеобразную сис-му форм и новое понимание пространства. Готические храмы строились столетиями.
1. Ранняя готка – вторая половина 12века.2. высокая готика-13 век.3. пламенеющая готика 14-15 вв. В разных странах готическиц стиль имеет свои вариации, но они не уничтожают его общностей и внутреннего единства.
Отличительными чертами являются: вертикальность композиции, стрельчатая арка, сложная каркасная система опор и ребристых сводов, мощность и ажурность образа.
Хар-ные черты готики:
Вертик комп, каркасная сист опор, ребристый свод, мотивы стрельч арок на фасадах и в интерьере, наличие розы.
Главный строит матал камень
К каркасной сис-ме рпивело стремление максимально увеличить высоту здиния и уменьшить массивность сооружения.благодаря каркасу стена перестала быть несущим эл-ом, а стала лишь заполнением между пилонами. Контрфорсы- внешняя сис-ма опор для погашения боковых распоров каркасных констр. Аркбутаны – висячие наклонные арки(часть системы контр форсов). Место опоры аркбутана на контрфорсе – пинаклий. . В храмах нефы делятся на ряды травей, каждая из которых перекрывалась с применением перекрещивающихся арок, форма кот уменьшала распор свода.нагрузку на себя принимали пучковые столбы или колонны, на каждую из которых сходятся нескольок нервюр. Разработан ребристый свод. Обязательным было наличие розы на зап фасаде..Интерьеры храмов: богатая декорировка, витражи (освещали верзнее часть здания), богатая лепнина,большое разнообрзие скульптуры. Подчеркивается устремленность здания вверх.
ц. Сент дени,
ц. Нотр Дам Де Пири. Жан из шелля, пьер из шелля, пьер из монреаля, Жан Ревн. Построен на месте 2 ц. Св стефана и св мари. Гл идея хр – освящение централиз монархии.( пяти нефная базилика. Длинна 129м, ширина западной части 32 м, высота центр нефа 32м, высота башен 69 м. общая цельность формы плана
Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.
От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Капелла Сент-Шапель
Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Также собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления, иногда заседал городской совет и королевский парламент. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, - городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Христианские государи Англии, Испании, Германии приняли готику как знак-символ божественного провидения и монархической власти. Утверждали готическую архитектуру и монашеские ордена.
Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны, высоки, нарядны , зрелищно декорированы. Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа.
Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.
Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.
Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки ("отели") богатых горожан.