Секционные разъединители, пункты группировки станций

Стыкования

2.19.1. Разъединители контактной сети, ВЛ 10 (6), 25, 35 кВ и

ДПР 25 кВ должны обеспечивать надежное электрическое соединение и

разъединение различных секций и подключенного к ним силового

оборудования и соответствовать наибольшему току, протекающему

через них, и номинальному напряжению.

2.19.2. Разъединители должны располагаться группами в местах,

удобных для подхода персонала к приводу разъединителя. Не

рекомендуется располагать их в междупутьях, не предназначенных для

прохода обслуживающего персонала. Не допускается наличие проводов

и конструкций над разъединителями на расстоянии менее 3 м.

Для отключения секций контактной подвески в местах, где

производят погрузочно-разгрузочные работы и осмотр крышевого

оборудования ЭПС, применяют разъединители с заземляющими ножами.

2.19.3. Площадь сечения щлейфов разъединителя должна быть не

менее площади сечения соединяемых контактных подвесок и других

проводов, а шлейф, подключаемый к его подвижному контакту, должен

быть закреплен на подвесном или опорном изоляторе.

К контактной подвеске шлейфы разъединителя должны подключаться

через изоляторы со съемными перемычками, позволяющими производить

его ремонт и замену без снятия напряжения с контактной сети.

2.19.4. Разъединители оборудуют ручными приводами или

двигательными (моторными) приводами с дистанционным управлением.

Приводы должны быть закрыты на замки. Подвижный изолятор

разъединителя и привод соединяют валом или тягой. Допускается

применение тросовых тяг.

Моторный привод должен иметь устройство, позволяющее

переключать разъединитель вручную. Переключение разъединителей

должно выполняться при отсутствии тока нагрузки.

Разъединители с заземляющими ножами должны иметь конструкцию,

исключающую возможность включения заземления при включенном

положении разъединителя.

2.19.5. Моторные приводы разъединителей должны быть

оборудованы защитой от самопроизвольных переключений и

блокировкой, не допускающей включение разъединителя при

производстве работы.

2.19.6. Подшипники электродвигателей, валов, редукторы,

шарнирные узлы моторных и ручных приводов должны быть покрыты

смазочным материалом. Для подшипников и редукторов марка

смазочного материала указана в заводском паспорте привода. Для

шарнирных узлов применяют смазки марок ЖТ-79Л, ЖТ-72, ЖТКЗ-65,

ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-202, ЦНИИ-КЗ и другие равноценные смазки.

2.19.7. Пульты дистанционного управления разъединителями

устанавливают в помещениях и подключают к источнику питания через

изолирующий трансформатор.

2.19.8. При постоянном токе моторные и ручные приводы

разъединителей должны быть изолированы от опор контактной сети и

от разъединителей. Если кронштейны для установки разъединителя и

провода изолированы от опоры, вал или тяги могут не иметь

изолирующих вставок.

Металлические оболочка и броня кабелей дистанционного

управления должны быть изолированы от конструкции моторных

приводов и опор. Во всех указанных местах сопротивление изоляции

должно быть не менее 10 кОм.

2.19.9. На станциях стыкования переключение рода тока в

секциях контактной подвески осуществляют переключателями,

размещаемыми в неотапливаемых помещениях пунктов группировки.

Каждый пункт группировки, кроме шин постоянного и переменного

тока, должен иметь резервную шину с резервным переключателем.

Управление переключателями осуществляется в единой системе

маршрутно-релейной централизации железнодорожной станции дежурным,

одновременно с переключением стрелок и сигналов при подготовке

маршрута.

2.19.10. Питающие линии к шинам пунктов группировки должны

подключаться через разъединители с дистанционным управлением. Они

оборудуются блокировкой, которая должна предотвращать:

включение или отключение разъединителей при включенном

положении переключателей;

включение заземляющего ножа при включенном положении одного из

разъединителей;

включение разъединителя при включенном заземляющем ноже.

2.19.11 Секции контактной сети и питающие их линии постоянного

тока на станциях стыкования должны иметь защиту от попадания в них

переменного тока. Расстояние от места установки защиты станции

стыкования до наиболее возможно удаленного места перекрытия

изоляции на контактной сети не должно превышать 1,5 км.

Устройство защиты станции стыкования должно подключаться к

шинам постоянного тока каждого из пунктов группировки, а также к

непереключаемым участкам контактной сети постоянного тока,

примыкающим к участкам переменного тока.

2.20. Линии питающие, усиливающие, отсасывающие,

электроснабжения и связи

2.20.1. Взаимное расположение проводов и кабелей различного

назначения, подвешенных на опорах контактной сети, и проводов

контактной подвески должно быть таким, чтобы обеспечивалась

возможность производства работ на них при наличии напряжения в

контактной подвеске и наоборот, кроме контактной подвески на

изолированных консолях.

2.20.2. Провода питающих, усиливающих и отсасывающих линий,

подвешенные вместе в одном или нескольких седлах соединяются между

собой в пролете зажимами, проволочными бандажами или распорками. В

месте подвеса алюминиевых и сталеалюминевых проводов должен быть

установлен алюминиевый вкладыш.

2.20.3. Усиливающие провода разанкеровывают на анкерных опорах

сопряжении анкерных участков контактной подвески. При

компенсированных подвесках рекомендуется разанкеровывать

усиливающие провода через 3-4 сопряжения анкерных участков

контактной подвески с выполнением обвода с полевой стороны.

2.20.4. Подвеску проводов ДПР осуществляют на общем

кронштейне. Провода ДПР на двухпутных участках с системами

тягового электроснабжения 2х25 кВ и многопроводной (ЭУП)

подвешивают по одному проводу с каждой стороны. При этом должно

предусматриваться одновременное переключение обеих фаз линий ДПР.

Разанкеровку проводов ДПР производят через 3-4 км.

2.20.5. Экранирующие провода подвешивают на одном кронштейне с

усиливающим проводом со стороны опоры и присоединяют к средней

точке путевого дроссель-трансформатора через два дроссельных стыка

на третий, но не чаще 4 км. На промежуточных опорах разанкеровку

экранирующих проводов производят через 3-4 км.

2.20.6. Площадь сечения отсасывающей линии выбирают по

расчетному току цепи отсоса. Число проводов должно быть не менее

двух. Отсасывающая линия должна иметь минимальную длину и

подключаться к рельсовой цепи в створе тяговой подстанции.

2.20.7. Отсасывающие линии постоянного тока должны иметь

болтовые электрические соединения проводов или кабелей

отсасывающих линий с проводниками, подключенными непосредственно к

рельсам.

Отсасывающие линии от тяговой подстанции до соединения должны

иметь сопротивление изоляции от земли не менее 0,5 МОм при

испытательном напряжении 1000 В.

2.20.8. Отсасывающие линии должны подключаться при

двухниточных рельсовых цепях к средним выводам

дроссельтрансформаторов (как правило, главных путей) и при

однониточных рельсовых цепях - к тяговым рельсам.

Разрешается на действующих линиях по согласованию со службой

сигнализации и связи железной дороги подключать отсасывающие линии

к дополнительному дроссель-трансформатору.

2.20.9. На станциях стыкования отсасывающие линии цепей отсоса

постоянного и переменного тока должны быть расположены на разных

опорах, а контур заземления тяговой подстанции не должен

соединяться с цепью отсоса. Отсасывающие линии подключают

раздельно к тяговой рельсовой цепи со стороны, соответствующей

роду тока. Допускается подключение цепей отсоса к одним и тем же

дроссель-трансформаторам или непосредственно к тяговым рельсам.

2.20.10. На продольных ВЛ 10 (6), 25 и 35 кВ для снижения

мешающего влияния электрического поля должна выполняться

транспозиция проводов через каждые 3 км и соблюдаться равномерная

загрузка фаз (однофазные КТП подключают, чередуя фазы).

Неравномерность распределения нагрузки по фазам основной

высоковольтной линии для питания устройств СЦБ допускается не

более чем на 10 %.

2.20.11. Низковольтные сети напряжением до 1000 В, размещенные

на опорах контактной сети и конструкциях, заземленных на тяговую

рельсовую цепь, при постоянном токе с рельсовыми цепями 50 Гц,

должны быть с изолированной нейтралью. В системах с

неизолированной нейтралью электроснабжение должно осуществляться

через изолирующий трансформатор.

2.20.12. При подвеске на опорах контактной сети ВЛ 0,4 кВ с

нулевым проводом со стороны питания их оборудуют четырехполюсным

отключающим аппаратом (один полюс для разрыва нулевого провода).

Повторное глухое заземление нулевого провода не допускается.

2.20.13. На участках переменного тока ВЛ 0,4 кВ должны иметь

глухозаземленную нейтраль обмотки низшего напряжения питающего

трехфазного трансформатора или одного из концов обмотки

однофазного трансформатора. Кроме того, в начале и конце линии,

фазные и нулевые провода линии заземляют через емкостные

сопротивления.

2.20.14. Светильники, прожекторы, корпуса аппаратов и

приборов, устанавливаемые на опорных и поддерживающих конструкциях

контактной сети, изолируют от конструкций при помощи деревянных

брусьев, клиц или полимерных прокладок с изоляцией на 1000 В. Их

корпуса на участках постоянного тока присоединяют к заземленному

нулевому проводу, а на участках переменного тока корпуса к

нулевому проводу не присоединяют и не заземляют.

2.20.15. Линии гирляндного освещения к нижним фиксирующим

тросам крепят на изоляторах с уровнем изоляции контактной сети, а

питание линии осуществляют через изолировочный трансформатор.

2.20.16. Подвеску проводов ВЛ 10 (6) кВ при железобетонных и

металлических опорах и конструкциях, заземленных на тяговый рельс,

осуществляют на металлических кронштейнах с изоляторами

опорно-штыревого типа на напряжение 20 кВ или с двумя подвесными

изоляторами тарельчатого типа, либо на деревянных кронштейнах с

изоляторами опорно-штыревого типа на напряжение 10 кВ.

Разанкеровка проводов выполняется в обеих горловинах

железнодорожных станций и через каждые 3 - 4 км на перегонах.

2.20.17. Подвеску проводов ВЛ 25,35 кВ и ДПР - 25 кВ на опорах

и конструкциях контактной сети осуществляют на металлических

кронштейнах (консолях) с подвесными тарельчатыми изоляторами и

уровнем изоляции контактной сети переменного тока.

Установка Т-образных надставок и стоек для подвески проводов

ДПР на опорах и ригелях не допускается. При обновлении и

реконструкции контактной сети они должны быть заменены.

Применение Т-образных надставок и стоек может быть допущено в

исключительных случаях с разрешения службы электроснабжения

железной дороги.

2.20.18. Подвеску проводов ВЛ 0,4 кВ осуществляют на

деревянных кронштейнах с изоляторами опорно-штыревого типа на

напряжение 10 кВ. Детали их крепления на железобетонных опорах не

изолируют от опор.

2.20.19. На деревянных кронштейнах (траверсах) ВЛ 0,4 и 10

(6) кВ со стороны опоры должен быть ограничительный штырь высотой

200 мм, не допускающий касания опоры проводом при срыве его с

изолятора или изолятора со штыря.

2.20.20. По условиям механической прочности в ВЛ,

подвешиваемых на опорах контактной сети, должны применяться

сталеалюминевые провода площадью сечения не менее 25 кв.мм.

2.20.21. Провода волновода поездной радиосвязи подвешивают,

как правило, с полевой стороны опоры контактной сети на изоляторах

типа ТФ, устанавливаемых на деревянных кронштейнах на расстоянии

не менее 400 мм от опоры без ограничительных штырей.

2.20.22. Кабель ВОЛС на опорах контактной сети располагают,

как правило, с полевой стороны ниже проводов ВЛ 0,4; 10 (6); 25;

35 кВ и ДПР-25 кВ. С разрешения службы электроснабжения железной

дороги допускается подвеска его с внутренней стороны опоры (со

стороны пути) или выше проводов ВЛ 0, 4 кВ при условии недопущения

схлестывания и механического трения проводов ВЛ и кабелей ВОЛС.

Подвеску кабелей ВОЛС осуществляют на металлических

кронштейнах, хомутах и других конструкциях.

На участках постоянного тока при и заземлении кронштейнов

кабелей ВОЛС между хомутами кронштейнов и опорой должны быть

проложены изолирующие прокладки с сопротивлением изоляции не менее

10 кОм.

2.20.23. На мостах с ездой "понизу" провода высоковольтных

линий должны быть в точке подвеса на кронштейне (консоли) на

расстоянии не менее 1,5 м от элементов главных ферм и не должны

приближаться к ним в середине пролета ближе 0,5 м при максимальной

скорости ветра.

2.20.24. Кронштейны проводов ВЛ 10 (6), 25, 35 кВ и ДПР-25 кВ

должны крепиться с помощью жестких тяг:

в ветровых местах (поймы рек, овраги, насыпи высотой более 5 м

от поверхности земли или над деревьями в лесистой местности);

в местах, подверженных автоколебаниям проводов;

при расположении опор с внешней стороны кривой;

при установке кронштейнов с отклонением вверх от горизонтали.

В этих местах кронштейны должны быть закреплены от разворота

специальными накладками или на проводах должны быть установлены

зажимы по обе стороны от седла.

Устройства от разворота кронштейнов ДПР, кроме того, должны

устанавливаться на внешней стороне кривого участка пути радиусом

1000 м и менее на каждой опоре, радиусом до 2000 м - через опору,

радиусом более 2000 м и на прямых участках пути - через пять опор.

При расположении на одном кронштейне питающего, усиливающего

или экранирующего проводов марки А-185 и провода системы ДПР

установка специальных накладок от разворота кронштейнов не

требуется. В IV-V гололедных районах осуществляют рессорное

крепление проводов.

2.20.25. Кронштейны должны располагаться на опорах

горизонтально и занимать на прямых участках пути перпендикулярное

оси пути положение, а в кривых участках - радиальное положение.

Отклонение конца кронштейна от нормативного не должно превышать +

50 мм от горизонтали и + 100 мм вдоль провода.

При необходимости могут применяться кронштейны, установленные

с наклоном, угол отклонения которых вверх от горизонтали не должен

превышать 30 град.

2.20.26. На ВЛ 0,4 и 10 (6) кВ с изоляторами опорноштыревого

типа провод должен быть прикреплен на прямых участках пути к

головке изолятора или к шейке со стороны опоры, а на кривых - к

шейке изолятора, при этом изолятор должен находиться внутри угла.

В населенной местности, над платформами, при пересечениях

железнодорожных путей и шоссейных дорог должно быть двойное

крепление проводов. В районах, где наблюдаются автоколебания

проводов, должна применяться рессорная вязка, а при прохождении

линии над платформами, железнодорожными путями и шоссейными

дорогами - двойная рессорная вязка.

Вязка должна выполняться проволокой диаметром 2,5 - 3,5 мм из

того же материала, что и основной провод.

2.20.27. Оболочки силовых, сигнальных, осветительных и других

кабелей, проложенных на опорах контактной сети, жестких

поперечинах, искусственных сооружениях и других конструкциях,

заземленных на рельс, должны быть изолированы от этих конструкций.

Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 кОм. Броню кабеля

снимают, если вверху не наложен шланг, а для защиты от

механических повреждений на высоте 2,5 м от земли кабель

закрывают коробом из полимерного материала, не распространяющего

горение, или из дерева.

2.20.28. На каменных, железобетонных и металлических мостах

кабели прокладывают в соответствии с утвержденными типовыми

решениями. В тоннелях бронированные кабели должны быть уложены на

специальных конструкциях, закрепленных на стенках тоннеля, без

наружного защитного покрытия или в шлангах (оболочках), не

распространяющих горение.

2.20.29. При горизонтальной прокладке небронированных кабелей

в местах соприкосновения с опорными конструкциями (клицами,

крышками и другими) оболочка кабелей должна быть защищена от

повреждений эластичными прокладками (листовая резина,

поливинилхлорид и другие).

2.20.30. Однофазные комплектные трансформаторные подстанции

(КТПО) на напряжение 10 (6) кВ мощностью 1,25 и 2,5 кВ А

присоединяют к линии без установки дополнительных разъединителей.

Остальные КТП 10 (6) кВ и КТП 25 кВ, кроме подъемно-опускных,

подключают через выносной разъединитель, установленный на опоре

контактной сети или на отдельно стоящей опоре.

Для однофазных КТПО-2/25, -4/25, -10/25 и КТП-25/25

разрядники, ограничители перенапряжений и высоковольтные

предохранители должны быть вынесены за пределы КТП и установлены

на отдельной опоре с разъединителем.

2.20.31. Отсасывающие трансформаторы устанавливают на

специальных железобетонных основаниях так, чтобы расстояние от

изоляторов до земли было не менее 3,5 м.

Отсасывающие провода, в рассечку которых подключены вторичные

обмотки отсасывающих трансформаторов, подвешивают на металлических

кронштейнах на одиночном изоляторе тарельчатого типа и в средней

зоне между отсасывающими трансформаторами их присоединяют к

рельсовой цепи.

Шлейфы отсасывающих трансформаторов подключают к контактной

подвеске через изоляторы со съемными перемычками, обеспечивающими

обслуживание и ремонт трансформаторов без снятия напряжения с

контактной подвески.

Тяговые рельсовые цепи

2.21.1. На электрифицированных линиях тяговую рельсовую цепь

соединяют с отсасывающими линиями, подключаемыми на тяговых

подстанциях постоянного тока к "-" шине, а переменного тока - к

заземленной фазе "С".

Обратная тяговая рельсовая цепь должна обеспечивать

термическую стойкость при пропуске тягового тока и быть

электрически непрерывной. Запрещается включение в нее

разъединителей, выключателей или других отключающих аппаратов.

Предельно-допустимая величина ассиметрии обратного тягового

тока в двухниточных рельсовых цепях должна быть не более 120 А при

постоянном токе и не более 12 А при переменном токе.

2.21.2. От каждого участка тяговой рельсовой цепи должен быть

обеспечен двухсторонний отвод тягового тока от электроподвижного

состава и токов коротких замыканий путем соединения со смежными и

параллельными участками путей через электрические соединители

(перемычки), а в случае невозможности обеспечения второго выхода

тока должны использоваться в этих целях обе рельсовые нити.

2.21.3. На электрифицированных линиях неизолированные

рельсовые стыки должны иметь приварные стыковые электрические

соединители из медного провода площадью сечения не менее 70 кв.мм

при постоянном токе и 50 кв.мм - при переменном. Площадь контакта

в месте приварки должна быть не менее 250 кв.мм. При применении на

стыковых болтах тарельчатых пружин допускается при ремонте пути

использование стыков с графитовой смазкой вместо стыковых

электрических соединителей не более трех месяцев.

Допускается применение электротяговых соединителей из других

материалов по техническим требованиям, согласованным

департаментами пути, электрификации и электроснабжения,

сигнализации, централизации и блокировки МПС России.

Электрическое сопротивление рельсового стыка на линиях

постоянного тока должно быть: при длине рельса 12,5 м не более 3 м

рельса (не более 100 мкОм); при большей длине и на уравнительных

рельсах бесстыкового пути -6 м рельса (не более 200 мкОм).

2.21.4. На участках, оборудованных автоблокировкой или

электрической централизацией с двухниточными рельсовыми цепями,

соединение тяговых рельсовых цепей каждого пути осуществляют

дроссель-трансформаторами, а с однониточными рельсовыми цепями -

электрическими соединителями.

Междурельсовые соединители устанавливают, кроме того, на

каждом стрелочном переводе, и в местах подключения

автотрансформаторных пунктов системы электроснабжения 2х25 кВ.

2.21.5. Параллельное соединение путей обеспечивается

междупутными соединителями, которые устанавливают между средними

точками путевых дроссель-трансформаторов в местах присоединения

отсасывающих линий и через два дроссельных стыка на третьем, при

этом длина цепи по обходу между этими соединителями для

сигнального тока должна быть не менее 10 км. На станциях с

однониточными рельсовыми цепями междупутные электрические

соединители электротяговых рельсовых нитей устанавливают в

горловинах станции, в местах присоединения отсасывающих линий и

через каждые 400 м.

2.21.6. Электротяговые соединители должны быть двухпроводными

из медного провода площадью сечения каждого не менее 70 кв.мм при

постоянном токе и 50 кв.мм - при переменном. Их прокладывают

изолированно от земляного полотна и балласта. Допускается

применение сталемедных биметаллических проводов площадью сечения

120 кв.мм при постоянном токе и 70 кв.мм - при переменном.

2.21.7. Соединители на электрифицированных путях, где нет

рельсовых цепей автоблокировки или электрической централизации,

устанавливаются: междурельсовые - через каждые 300 м, междупутные

- в местах присоединения отсасывающих линий и через каждые 600 м.

Эти соединители изготавливают из стального прутка диаметром не

менее 12 мм при постоянном токе и не менее 10 мм при переменном

токе или стальной полосы 40х5 мм и прокладывают изолированно от

земляного полотна и балласта.

2.21.8. Пути парков отстоя пассажирских поездов с пунктами их

электрообогрева и пути электродепо должны быть оборудованы

приварными стыковыми соединителями и иметь в разных концах парка

не менее двух междупутных перемычек, соединяющих их

непосредственно или через другие станционные электрифицированные

пути с тяговой рельсовой цепью главных путей. В парке отстоя

должна быть, кроме того, установлена перемычка, соединяющая рельсы

всех путей парка отстоя.

2.21.9. Рельсы примыкающих неэлектрифицированных тупиков и

подъездных путей для слива и налива легковоспламеняющихся и

горючих жидкостей должны быть изолированы от тяговой рельсовой

цепи изолирующими стыками, установленными по два в каждую

рельсовую цепь на таком расстоянии между ними, чтобы исключалась

возможность их одновременного перекрытия при подаче подвижного

состава под слив или налив. При невозможности выполнения этого

требования расстояние между изолирующими стыками должно быть

таким, чтобы исключалась возможность их перекрытия подвижным

составом при его стоянке в месте слива и налива.

Наши рекомендации