Раздел 1. Общие сведения о группах методов научного исследования
Оглавление
Введение………………………………………………………………………... | |
Раздел 1. Общие сведения о группах методов научного исследования……. | |
1.1.Методы эмпирического исследования…………………………… | |
1. 2. Методы теоретического исследования………………………….... | |
1. 3.Общелогические методы и приемы познания…………………… | |
Раздел 2. Методы проведения научных исследований в дизайне…………... | |
2.1. Методы поиска и сбора информации……………………………… | |
2.2. Методы обработки данных………………………………………… | |
2.3.Примеры студенческих работ……………………………………… | |
Заключение……………………………………………………………………... | |
Библиографический список…………………………………………………… |
Введение
Дизайн как область профессиональной деятельности отличается от прикладного искусства и технического формообразования наличием значительного по объему этапа предпроектного исследования. В 21 веке очередной раз видоизменяетсяпредметное поле дизайна и возникает системный дизайн – проектирование процессов и услуг в рамках их полных жизненных циклов, основанное на концепции «дизайн-мышления»(designthinking). Таким образом, дизайн становится центральным фактором инноваций, взаимодействия экономики и культуры, гуманизации технологий.
Цель данной работы – сопоставить универсальную структуру методов исследований, принятую в области различных научных дисциплин, и конкретные методы и практики, выработанные за последние годы в области дизайн-исследований.
В современной практике дизайна принята определенная последовательность разработки продукта:
1. Планирование, определение, обзор
2. Исследования, дизайн-этнография
3. Создание концепции
4. Оценка, тестирование, обратная связь
5. Запуск и мониторинг
На каждом их этих этапов применимы многообразные методы проведения исследований, позволяющие проектировать продукты, среду, услуги, максимально ориентированные на потребности пользователей.
Раздел 1. Общие сведения о группах методов научного исследования
Данные, приведенные в разделе, дают представление о классификации методов, универсальной для научного познания в целом. В каждой области познания они адаптируются согласно целям и задачам конкретных разделов и дисциплин.
Выделяются три уровня исследования: эмпирический, теоретический и общелогический.
Методы эмпирического исследования
Наблюдение – целенаправленное изучение предметов (ощущения –восприятие - представления )
Итогом наблюдения может стать описание – фиксация средствами естественного и искусственного языка исходных сведений об изучаемом объекте: схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое в ходе наблюдения могут производиться измерения – результат измерения выражается числом.
Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.Научный эксперимент направляется идеей, концепцией, гипотезой.
Одно из актуальных современных направлений – социальные эксперименты, способствующие внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объектом социального эксперимента выступает определенная группа людей.
Сравнение– познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов.
Сравнение имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов, осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения.
Сравнение является основой логического приема – аналогии.
Раздел 2. Методы проведения научных исследований в дизайне
Методы обработки данных
Примеры студенческих работ
Представлены примеры двух кейзов, выполненных студентами второго курса магистратуры в качестве элемента подготовки к выполнению магистерской диссертации.
Жилой комплекс TAPPEN,
Архитектурное бюро Joliark, Стокгольм.
Casestudy
Выполнен Е. Сидориной, 2-МГ-35, 2015 год
Адрес –Tappen, Mariehäll, Stockholm, Sweden
Общаяплощадь -5750 м²
Тип здания – несколько корпусов
Строительные материалы – железобетонный каркас, оцинкованная сталь, дерево.
Начало строительства- 2012
Завершение строительства- 2014
Всего жилых квартир – 44
Бюджет - 5,1 млн евро
Подрядчик- HMB Construction
Клиент - Reinhold GustafssonFörvaltnings AB(http://www.rgforvaltning.se/tappen/)
КонцепциякомпанииReinhold GustafssonFörvaltnings AB
Текущей деятельностью компании, которая расположена в центре Стокгольма, является строительство жилья под собственное управление.
Компания на рынке недвижимости уже три поколения, результат длительной работы демонстрирует возможность производить хорошо функционирующие здания с высоким уровнем архитектурного проектирования и технического исполнения.
Компания участвует также в крупных городских проектах развития Стокгольма, например, ХаммарШёстад и Аннадел.
История компании
Компания была основана в 1956 году РейнгольдомГустафссоном, и активно занимался с жилищным строительством в районе Стокгольма.
До начала 1990-х годов строительный бизнес Рейнгольда вырос, образовав большую команду, в том числе и за рубежом. Однако после кризиса 90 сократил масштаб и в основном создавал проекты для сдачи квартир в аренду.
Управляющий директор и руководитель проекта:
Jan Kruhsberg
Tel: 016-80080
Mob: 070-3213945
Консалтинг:Bengt Bruzelli
www.bryggan.se
Администрация:
Вопросы управления имуществом и арендаторы обрабатываются
EinarMatsson AB
www.einarmattson.se
Архитектурное бюро Joliark
Рис. 17. Архитектурное бюро Joliark
Архитектурное бюро Joliark занимается разработками и реализацией проектов городского планирования, строительства и дизайна интерьеров с целью создания качественной архитектурной среды.
В команду бюро Joliark AB входят: Пер Йохансон (PerJohanson), Елена Йоханссон (HelenJohansson), ХансЛинман (HansLinnman), МагнусПёрнер (MagnusPörner) и Корнелия Теландер (CorneliaThelander)
Офис был основан в 1972 году, когда выиграл 1-й приз в Северном архитектурном конкурсе на проектирование центра Вантаа за пределами Хельсинки.
Описание комплекса
Комплекс представляет собой многоквартирные дома блокированного типа. Дома состоит из блоков, которые состоят из 23 двухэтажных квартир. Так же есть дома меньшей этажности, как двух, так и одноэтажные квартиры.
С южной стороны находится общественный сад, отделяющий два блока, которые соединены между собой стеклянной башней. Через эту башню, и осуществляется вход в квартиры. Как итог, расположение сада и соседствующий единый вход в здания, дают место для социального взаимодействия жильцов.
Границы между фасадом и внутренними помещениями размываются: монолитные стены переходят внутрь помещений, создавая непрерывную взаимосвязь интерьера и экстерьера. Дерево, которое использовалось как облицовочный материал, образует мягкую и теплую атмосферу на балконах(рис. 18 – 21).
Рис. 18. Фасады жилого комплекса TAPPEN |
Рис. 19. Планы на отметке 0.000. |
Рис. 20. Разрезы жилого комплекса |
Рис. 21. Интерьеры |
Анализ местности
Рис. 22. Современная территория Стокгольма (синяя граница)
Стокгольм — столица королевства Швеция, порт на Балтийском море. Первые упоминания о городе датируются 1252 годом. Именно в это время, когда правителем Швеции был Биргер Ярл, город начал укрепляться и приобретать статус столицы. Название Стокгольм (stock — ствол дерева, holm — маленький остров) чаще всего переводится на русский язык как «Бревенчатый остров». По одной из легенд, основателями Стокгольма были жители разрушенного в XII веке города Сигтуна, которые покинули город вплавь и высадились на одном из четырнадцати островов современной столицы.
Город располагается в восточной части страны, на берегах протока Норстрем, который соединяет озеро Меларен с заливом Балтийского моря Сальтшён. Вместе с городами Седертелье, Сольна, Сюндбюберг, Накка, Лидинге и другими Стокгольм образует агломерацию Большой Стокгольм. Население самого города 842,376 человек (на начало 2009 года), численность жителей пригородной зоны составляет 1 252 020 человек (данные за 2005 год) — это самая населенная зона Швеции в целом. В 1998 году Стокгольм был провозглашен культурной столицей Европы.
Развитие территории
Местный рынок недвижимости обладает большим потенциалом и притягивает иностранных застройщиков и бизнесменов. В Стокгольме строят все больше недвижимости — как жилой, так и коммерческой.По мнению экспертов, шведская столица и ее окрестности — это самый экономически перспективный регион Европы.
Так считает Томас Андерсон, исполнительный директор Стокгольмского Бизнес Департамента — организации, ответственной за развитие Стокгольмского региона как бизнес-направления.
Многие инвесторы проявили интерес к стокгольмским проектам, представленным на крупнейшей международной выставке недвижимости MIPIM, которая проходила в марте 2012 года в Каннах.
По данным шведского консалтингового агентства Туренс, до 2020 года в недвижимость Стокгольмского региона будет вложено более 56 млрд евро. За это время планируется реализовать около 4 300 проектов, большинство из которых связаны с развитием инфраструктуры, возведением коммерческих и жилых зданий.
Контекст
Рис. 23. Жилой комплекс TAPPEN
Жилой комплекс TAPPEN находится в бывшей промышленной зоне на окраине Стокгольма на улице Tummelisas gata, которая идет от проспекта Bällstavägen, Bromma.Общая площадь занимаемого участка составляет 5750 м² .
Несмотря на то, что участок удален от центральной части города, инфраструктура достаточно развита. Рядом находтися транспортно-пересадочный узел Duvbo T-bana, что обеспечивает удобную коммуникацию с общественным центром Стокгольма.
Рис. 24. Расположение жилого комплекса TAPPEN на Tummelisas gata |
Рис. 25. Станция t-bana |
В нескольких километрах есть спортивный стадион Solvalla и торговый центр BrommaBlocks. Жители комплекса обеспечены, как спортивно-оздоровительными,так и торгово-развлекательными пространтсвами, что делает жизнь в данном коплексе наиболее пригодной для полноценной жизни вне городской среды.
Так же две базы кемпинга RamundbergetsStugby&CampingAB и CaravaniaSläpvagnscenterAB. Недалеко от территории жилого комплекса расположен Аэропорт Бромма, поэтому даннная местность становится актуальна для жилых пространств сдаваемых в аренду и гостиниц.
Рис. 26. Solvalla(стадион) |
Рис. 27. BrommaBlocks(Торговый центр) |
Рис. 28. КемпингCaravania Släpvagnscenter AB |
Рис. 29. КемпингRamundbergetsStugby& Camping AB |
Аэропорт Бромма
В 1930-е появилась срочная необходимость строительства крупного аэропорта в Стокгольме, столице Швеции. Аэропорт был открыт в 1936 королём Густавом V, он стал первым аэропортом Европы, изначально построенным с дорожным покрытием. Во время Второй мировой войны шведские и британские самолёты совершали рейсы в Великобританию из аэропорта Бромма.
После войны аэропорт стал развиваться быстрыми темпами, в аэропорту функционировали две регулярные авиакомпании: Аеротранспорт (ABA), которая впоследствии стала шведским партнёром в Скандинавские аэролинии (SAS), и Лайнфлайтс (главная шведская региональная авиакомпания, которая впоследствии была приобретена SAS). Однако взлётно-посадочная полоса Бромма стала слишком короткой для новых самолётов, используемых для трансконтинентальных рейсов в 1950-е, кроме того был очевиден предел пропускной способности Бромма, поэтому был построен аэропорт Стокгольм-Арланда.
С открытием аэропорта Стокгольм-Арланда в 1960-1962 все международные рейсы были переориентированы туда, внутренние рейсы были переведены в 1983. Бромма стал центром деловой авиации, авиации общего назначения и лётной подготовки, также аэропорт использовался для правительственных нужд. Несколько старых ангаров было отделено от области аэропорта и переделано в торговый центр, смежный с аэропортом. С началом работы Малмо Авиации, открывшей рейсы в Гётеборг, Мальмё и Лондон, аэропорт Бромма стал возрождаться. В 2002 начал функционировать новый контрольно-диспетчерский пункт, а терминал был полностью отремонтирован. Аэропорт был модернизирован в 2005 и сегодня может принимать пассажиров, прибывающих в и из шенгенской зоны.
Расширению аэропорта препятствует проблема шумового загрязнения, недостаток места, и проблема сохранения культурного наследия (здания аэропорта). С завершением строительства третьей взлётно-посадочной полосы в аэропорту Стокгольм-Арланда в нём образовался большой резерв пропускной способности, кроме того существует широкая поддержка предложения использования земли аэропорта для жилой и коммерческой застройки.
Главным преимуществом Бромма перед намного более крупным Стокгольм-Арланда является его близость к центру Стокгольма (приблизительно 8 км). Однако после завершения строительства железнодорожной ветки в Арланда в 1999 это конкурентное преимущество Бромма было утеряно. Автомобильная дорога из Бромма в центр Стокгольма часто перегружена, что делает время езды по ней нестабильным.
Тем не менее аэропорт Бромма по-прежнему пользуется популярностью среди авиакомпаний и пассажиров. Это пятый по пассажирообороту аэропорт Швеции, и третий по количеству взлётов-посадок, после Стокгольм-Арланда и Гётеборг-Ландветтер.
Рис. 30. Аэропорт Бромма |
Награды и признания проекта
Проект номинирован в программе tillbostadspriset 2015
Публикации проекта за период 2011-2014: электронные журналы Dezeen, ArchDaily, Designboom, Domus.
Выводы
Собранный материал по проекту жилого комплекса TAPPEN в Стокгольме демонстрирует хороший пример обустройства территории под экономичное жилье.Многоквартирные дома блокированного типа существенно ниже аналогичной по площади городской квартиры, но условия проживания значительно выше. В проекте комплекса предусмотрено несколько комбинаций квартир для различных семей. Помимо экономического аспекта, немаловажным фактором в данном проекте, являются определенные условия для социального взаимодействия жильцов.
Рассмотренный проект удален от центральной части города, однако и в промышленной зоне Стокгольма есть все условия для комфортного проживания. Развитая инфраструктура городской территории обеспечивает жителей всеми необходимыми объектами для полноценной жизни.
Ссылки
http://www.archdaily.com/589342/tappen-joliark
http://joliark.se/
http://www.dezeen.com/2015/01/22/metal-clad-housing-joliark-stockholm-sweden-flush-detailing-boxy-balconies/
http://www.domusweb.it/en/architecture/2015/02/02/joliark_tappen.html
Заключение
Таким образом, были представлены некоторые практические шаги по реализации комплекса исследований, возможных в ходе процесса проектирования.
Каждый проект требует индивидуального выбора методов и техник для проведения исследований и успешного ведения работы. Корректный сбор и обработка данных способствует эффективной и плодотворной работе дизайнера.
Понимание необходимости выработки стратегии исследования, структурирующего и направляющего процесс проектирования, поможет студентам избежать абстрактных и отвлеченных работ, не затрагивающих актуальные вопросы дизайна среды и не востребованных различными социальными группами.
Библиографический список
1. | Аронов, В.Р. Современная теория дизайна / А.В. Аронов // Проблемы дизайна-5/ под ред. А.В. Аронова – М.: Артпроект, 2009 – С.7 -26. |
2. | Михеева, М.М. Введение в дизайн-проектирование: методическое указание по курсу «Введение в профессию» / М.М. Михеева. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. – 49 с. |
3. | Brown, T. Design for Action: How to Use Design Thinking to Make Great Things Actually Happen / Tim Brown, Roger Martins //Harvard Business Review – 09-2015 – P. 3 – 10. |
4. | Martin, B. Universal Methods of Design: 100 Ways to Research Complex Problems, Develop Innovative Ideas, and Design Effective Solutions / Bella Martin, Bruce Hanington – Rockport Publishers, 2012 – 208 p. |
5. | Novak, J. D. The Theory Underlying Concept Maps and How to Construct and Use Them //Novak, J. D., Cañas. A. J. Technical Report IHMC CmapTools 2006–01 Rev. 01–2008. – Florida Institute for Human and Machine Cognition, 2008. – 36 р. |
Оглавление
Введение………………………………………………………………………... | |
Раздел 1. Общие сведения о группах методов научного исследования……. | |
1.1.Методы эмпирического исследования…………………………… | |
1. 2. Методы теоретического исследования………………………….... | |
1. 3.Общелогические методы и приемы познания…………………… | |
Раздел 2. Методы проведения научных исследований в дизайне…………... | |
2.1. Методы поиска и сбора информации……………………………… | |
2.2. Методы обработки данных………………………………………… | |
2.3.Примеры студенческих работ……………………………………… | |
Заключение……………………………………………………………………... | |
Библиографический список…………………………………………………… |
Введение
Дизайн как область профессиональной деятельности отличается от прикладного искусства и технического формообразования наличием значительного по объему этапа предпроектного исследования. В 21 веке очередной раз видоизменяетсяпредметное поле дизайна и возникает системный дизайн – проектирование процессов и услуг в рамках их полных жизненных циклов, основанное на концепции «дизайн-мышления»(designthinking). Таким образом, дизайн становится центральным фактором инноваций, взаимодействия экономики и культуры, гуманизации технологий.
Цель данной работы – сопоставить универсальную структуру методов исследований, принятую в области различных научных дисциплин, и конкретные методы и практики, выработанные за последние годы в области дизайн-исследований.
В современной практике дизайна принята определенная последовательность разработки продукта:
1. Планирование, определение, обзор
2. Исследования, дизайн-этнография
3. Создание концепции
4. Оценка, тестирование, обратная связь
5. Запуск и мониторинг
На каждом их этих этапов применимы многообразные методы проведения исследований, позволяющие проектировать продукты, среду, услуги, максимально ориентированные на потребности пользователей.
Раздел 1. Общие сведения о группах методов научного исследования
Данные, приведенные в разделе, дают представление о классификации методов, универсальной для научного познания в целом. В каждой области познания они адаптируются согласно целям и задачам конкретных разделов и дисциплин.
Выделяются три уровня исследования: эмпирический, теоретический и общелогический.