Конструктивные методы сооружения зданий
Термин «романский стиль» (от лат. romanus — римский) появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону процесса.
Особенности архитектуры романского собора:
1. В основе плана - раннехристианская базилика, т.е. продольная организация пространства
2. Замена кессонного (касетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые.
3. Полуциркульные арки
4. Рациональная простота плана на основе отдельных квадратных ячеек - травей.
Романский храм самой своей «кристаллической» геометрией демонстрировал упорядоченность церковной жизни, рациональное обустройство пространства, мир и безопасность. Первое символическое значение романского храма: порядок среди хаоса.
В Средние века существовали методы вычисления размеров частей зданий и строительные правила. В готический период строительству конструкций предшествовал проект. Проект эпохи готики представлял собой сложные чертежи, выполненные на больших листах. Архитекторы уже точно определяли основные конструктивные элементы здания. Архитектурные чертежи XII века не сохранились, они известны в ряде случаев только в виде схем на поверхностях самих зданий. Строительные чертежи, выгравированные на поверхности стен и полов, были найдены во многих готических храмах — в Шартре, Реймсе, Бурже, Йорке и Орвието.
Путем пересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый свод, где нагрузка уходит не на две боковые стены, а распределяется на угловые опоры. В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнение между ними становилось все тоньше и тоньше, пока свод не стал полностью каркасным. Подобные каркасные арки получили название нервюр (фр. nervure — жилка, ребро, складка).
Илл.28. Схемы нервюрного свода и преобразование крестового свода |
Нервюрный крестовый свод стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Он позволял перекрывать пространства неправильной формы и обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Толщина стены больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато окруженный по всему периметру «подпорками».
Полученные преимущества:
1. Большая экономия строительного материала
2. Увеличение высоты здания, а также освещенности его внутреннего пространства
3. Объединение внутреннего пространства
Конструктивные элементы
1. Розетка — замковый камень нервюрного свода
2. Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне.
3. Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны.
4. Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
5. Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
6. Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода.
Илл. 29. Конструкции готического собора. Схемы нагрузок: купол римского Пантеона и готический собор. |
В Европе развитие гражданского каркасного строительства пришлось на позднее средневековье. В Германии в XV веке появился фахверковый метод (нем. Fachwerk, от нем. Fach — панель, секция, и нем. Werk — сооружение). Фахверковые дома имеют жёсткий несущий каркас из стоек (вертикальных элементов), балок (горизонтальных элементов) и раскосов (диагональных элементов). Раскосы придают жёсткость и прочность каркасам фахверковых домов. Пространство между элементами каркаса заполнялось смешанными с глиной камышом, ветками, соломой или различным строительным мусором; жёсткость и прочность каркаса фахверковых домов достигалась применением разнообразных и точных соединений деталей — на потайной шип, на шип «ласточкин хвост», врубками и др., закрепляемых деревянными нагелями. Одновременно с немецким фахверком возникли аналогичные технологии каркасного строительства в Швейцарии, Франции, Англии и других странах. Все эти технологии, включая фахверк, позднее получили общее название Post & Beam — «стоечно-балочные».
Илл. 30. Фахверковые конструкции, Германия. |
Заключение
Таким образом, к концу Средних веков в Европе сформировались многие основные планировочные и конструктивные схемы, отчасти переработаны античные представления о пространственных структурах, заложены принципы урбанистики, прошедшие эволюцию от ранних фортификационных элементов до формирования развитых городских центров. Основным принципом данного этапа является комплексное эволюционное течение этих процессов, определяемых ментальными и социо-культурными характеристиками.
Список литературы
1. | Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства: в 2-х т. – 2-е изд. М.: Стройиздат, 1979. |
2. | Вержбицкий Ж.М. Архетипы и универсалии архитектурной культуры // Архетипические образы в мировой культуре. СПб.: Государственный Эрмитаж, 1998. С. 66-69 |
3. | Витрувий, "Десять книг об архитектуре", VI, 4 — М: Архитектура-С, 2006 |
4. | Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры. М.: Молодая гвардия, 1990. – 350 с., ил. |
5. | Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры. Наследие Запада — М.: 1998 |
6. | Лавров В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М.: Стройиздат, 1977. – 176 с., ил. |
7. | Линч К. Образ города / Пер. с англ., сост. Иконников А.В. М.: Стройиздат, 1982. 328 с. |
8. | Саваренская Т.Ф. и др. История градостроительного искусства. В 2-х т. Т.1. М.: Стройиздат, 1984. 376 с., ил.; Т.2. М.: Стройиздат, 1989. – 389с., ил. |
9. | Шпенглер О. Закат Европы. Т.2.: Пер. с нем. // Культурология. ХХ век: Антология. М.: Юрист, 1995. С.432-453. |
10. | Шуази О. История архитектуры. В 2-х т. / Пер.с фр. М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры. Т.1. 1935. – 575 с., ил.; Т.2. 1937. – 694 с., ил. |
Содержание
Введение................................................................................................ | |
1. Античный мир.................................................................................. | |
1.1. «Социально-культурное» проектирование греческого полиса.. | |
1.2. Структура жилого пространства. Римский дом........................ | |
1.3. Общественное строительство в Римской империи................... | |
2. Ранний этап европейского урбанизма (V-XI вв.).......................... | |
3. Планировочные особенности европейских городов.................... | |
4. Конструктивные методы сооружения зданий.............................. | |
Заключение.......................................................................................... | |
Список литературы............................................................................. | |
Содержание.......................................................................................... |