История и методология дизайн-проектирования
История и методология дизайн-проектирования
Методические указания
для студентов направления подготовки 072500.68 – Дизайн
Составитель
Е.С. Прозорова
Санкт-Петербург
Утверждено на заседании кафедры
Дизайна пространственной среды
10 сентября 2013 г., протокол №1
Рецензент доц. Ю.И. Карпова
Оригинал подготовлен составителем и издан в авторской редакции
Подписано в печать 15.10.2013 г.
Формат 60 на 84 1/16. Усл. печ. л. 2,8 . Тираж 100 экз. Заказ 299/13
Эл. адрес: www.idps.sutd.ru
Отпечатано в типографии ФГБОУВПО «СПГУТД»
191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26
Введение
Дисциплина «История и методология дизайн-проектирования» представляется достаточно сложной с точки зрения комплексного характера понятий, составивших ее название.
Если методология как учение о методе является теоретической дисциплиной, то ее включение в исторический контекст требует выявления специфики каждого этапа формирования представлений о проекте. Термин «дизайн-проектирование» предполагает обращение к индустриальному периоду европейской истории, когда происходило формирование новой области профессиональной деятельности — дизайна.
Однако если рассматривать сложные взаимоотношения архитектуры и дизайна, которые к концу XX века оказались в общем профессиональном поле деятельности, и в частности — дизайн среды, то точка отсчета истории этого явления вряд ли может находиться на рубеже XIX — XX вв. Ситуация осложняется специфическим положением слова «дизайн» в русском языке в сравнении с европейскими, где проектная деятельность доиндустриального периода также обозначена этим термином.
Данный раздел методических указаний по дисциплине посвящен ранним элементам формирования проектной деятельности, заложившим основу современных представлений о профессии и вобравшим в себя ментальные, социальные и прочие характеристики.
Античный мир
ТЕРМЫ
Общественные купальни появились в Риме в конце республики, и число их росло стремительно вплоть до конца античности: в I в. до н.э. их было 170, в IV в. н.э. - 900 или 1000 . Они были устроены по типу домашних купален с чередованием помещений с горячей и холодной водой, влажных и сухих парильных, обязательным сочетанием купания, отдыха и гимнастики.
Первые термы подарил городу при Августе ближайший его сподвижник Агриппа, в 64 г. построил термы Нерон, в 68 г. Веспасиан, в 75 г. Тит, в 110 г. завершил строительство своих терм Траян, в 120 г. - Адриан, в 188 г., в 217-м - Каракалла, в 230-м - Александр Север, в 272-м - Аврелиан, в 295-м - Диоклетиан, в 324-м - Константин.
В основе терм лежала схема: аподитерий, тепидарий и дальше в различных группировках - кальдарий, фригидарий, бассейн для плавания, во многих случаях некоторые из этих помещений дублировались. Центром структуры была палестра - большой двор для занятий спортом, на который выходили остальные, расположенные по периметру помещения.
Илл. 14. Термы Адриана в Лептис Магна в Северной Африке. План. 1 - плавательный бассейн под открытым небом; 2 - фригидарий; 3 - бассейны; 4 - тепидарий; 5 - ванны тепидария; 6 - кальдарий; 7 - парильные камеры; 8 - печи; 9 – уборные |
Планировочные особенности европейских городов
Внешний вид и топография средневекового города отличали его не только от деревни, но и от античных городов, а также от городов нового времени. Подавляющее большинство городов той эпохи было защищено зубчатыми каменными, иногда деревянными стенами в один-два ряда, либо земляным валом с частоколом-палисадом по верху.
Административно-политический центр многих европейских городов представлял собою крепость — "Вышгород", "сите", "кремль", — обычно находившуюся на холме, острове или речной излучине. Там размещались дворы сеньора города , а также резиденция епископа. Хозяйственные центры располагались в городском предместье — посаде, нижнем городе, слободе, "подоле", где жили главным образом ремесленники и торговцы, причем лица одинаковых или смежных профессий нередко селились по соседству.
Словом "бург" назывались разные типы агломераций — монастырское (сезонные паломничества и связанные с ними ярмарки) или призамковое поселение, торговый порт. Бург стал неотъемлемой частью города, и к началу XI в. именно бург обеспечивал его подъем.
Илл. 24. Вверху — замок с донжоном и укреплениями и примыкающий к нему «бург» Билефельд (Германия). Внизу — городская застройка «бурга». Макет. |
Поселения, возникшие вокруг пригородных монастырей, порой обзаводятся собственными стенами и не уступают ситэ по своему значению и по численности населения. бург святого Ремигия в Реймсе в конце X - начале XI в., бург святого Мартина в Туре, или целых пять бургов вокруг Пуатье.
Париж
Париж-Лютеция, зпнимавший в римский период большую территорию по берегам Сены (важнейшие общественные здания, термы, театр находились на Левом берегу), пустеет в период нашествий, сжавшись до Ситэ. В эпоху франкских королей здесь был собор, несколько приходских церквей, графский замок. В период каролингской стабилизации население Парижа растет и составляет около 20 тысяч человек. Париж становится важнейшим интеллектуальным центром Европы, резиденцией королей, успешно проводящих централизацию, важным портом на Сене, центром сукноделия.
Илл. 25. План и вид средневекового Парижа. |
Он окружен серией бургов. На Левом берегу древнейший бург сложился вокруг монастыря Сен-Жермен-де-Пре. Монастырь Святой Женевьевы и окружающий его бург, на юго-восточном склоне того же холма – бург при небольшом коллегиальном монастыре Сен-Марсель. Вокруг центральной пристани Правого берега расположен город-порт. Портовая Гревская площадь, выходившая к пристани, стала крупнейшим рынком.
Ситэ переживал в XII в. подъем. Здесь находились лавки бакалейщиков, аптекарей; под защитой замка Шатле размещались лавки ювелиров. Вокруг епископской резиденции обитали каноники, клирики, студенты и магистры уже тогда многочисленных парижских школ. В течение века многие из них переберутся на Левый берег, под юрисдикцию аббатства Сен-Женевьев, что послужит началом Парижского университета. В XIII в. появляется университетская корпорация, неподсудная светским властям; ее членами и "подданными" помимо тысяч студентов и магистров являются также многочисленные торговцы и ремесленники, обслуживающие университет.
В конце XII в. начинается строительство стен сначала на Правом, затем и на Левом берегу. Некоторые бурги оказываются включенными в городскую черту, некоторые остались вне ее. Сохранялась неоднородность городского пространства — некоторое время оставались незастроенные участки, где разместились сады, виноградники, огороды.
В Париже существовало несколько центров притяжения, вокруг которых организовывалось городское пространство - собор и епископская резиденция, королевский дворец, порт, Гревская площадь и здание муниципалитета, Большой рынок, приходские церкви и т.д.
XIII век явил еще один тип городов — бастиды, которые сразу основывались как городские поселения. Сельских жителей переселяли в бастиды, чье пространство отражало оформление идей урбанизма: бастиды были правильной, круглой или квадратной формы, со строгой линейной планировкой, в центре городка помещалась прямоугольная рыночная площадь с крытыми торговыми рядами. Церковь, в отличие от ее положения во всех остальных городках, была сдвинута на периферию. Большинство бастид так и не развились в настоящие города, поэтому их планировка дошла до нас в неизмененном виде.
Илл. 26. Припортовый город-бастида Эг-Морт в устье Роны, запустел из-за изменения гидрографической ситуации. |
Планировка средневекового города была довольно регулярной: радиально-круговой, с XIII в. чаще прямоугольной. Верхние этажи зданий выступали над нижними, так что крыши противостоящих домов почти соприкасались. Нижний этаж дома в центре города обычно служил лавкой или мастерской, а его окна — прилавком, либо витриной. Дома имели высоту 3—4 этажа, выходили на улицу узким, в два-три окна, фасадом. Организованными пространствами торговли служили рыночные площади, специальные дома для торговли или крытые галереи первых этажей домов, окаймляющих площадь.
Италия, где всегда сохранялась римская автономия городов, уже с XI в. обладает муниципальными дворцами (Орвието, Флоренция, Сиена). Каждый из них обладает — скорее в качестве символа, чем в целях обороны — квадратной башней. К галерее Уффици во Флоренции вплотную примыкает Палаццо Веккьо или Дворец Синьории. Это основной памятник гражданской архитектуры средневековья (XIII веке).
На севере Европы муниципальные здания возводили города Ганзейского союза: в XIV в. появляются ратуши Брунсвика и Мюнстера, в XV в. и начале XVI в. во Фландрии сооружаются ратуши в Брюсселе, Генте, Лувэне; на Балтике — в Любеке, Гамбурге, Бранденбурге. В XV в. муниципальное здание в Италии приобретает вид базилики, открытой для народных собраний (Падуя, Виченца, Верона).
Во Франции эпоха муниципальных зданий — XVI век: именно в это время сооружаются ратуши в долине Луары ( Орлеане, Компьене, Божанси).
Илл. 27. Городская ратуша — палаццо Веккьо. Аксонометрия городских муниципальных сооружений. |
Заключение
Таким образом, к концу Средних веков в Европе сформировались многие основные планировочные и конструктивные схемы, отчасти переработаны античные представления о пространственных структурах, заложены принципы урбанистики, прошедшие эволюцию от ранних фортификационных элементов до формирования развитых городских центров. Основным принципом данного этапа является комплексное эволюционное течение этих процессов, определяемых ментальными и социо-культурными характеристиками.
Список литературы
1. | Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства: в 2-х т. – 2-е изд. М.: Стройиздат, 1979. |
2. | Вержбицкий Ж.М. Архетипы и универсалии архитектурной культуры // Архетипические образы в мировой культуре. СПб.: Государственный Эрмитаж, 1998. С. 66-69 |
3. | Витрувий, "Десять книг об архитектуре", VI, 4 — М: Архитектура-С, 2006 |
4. | Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры. М.: Молодая гвардия, 1990. – 350 с., ил. |
5. | Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры. Наследие Запада — М.: 1998 |
6. | Лавров В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М.: Стройиздат, 1977. – 176 с., ил. |
7. | Линч К. Образ города / Пер. с англ., сост. Иконников А.В. М.: Стройиздат, 1982. 328 с. |
8. | Саваренская Т.Ф. и др. История градостроительного искусства. В 2-х т. Т.1. М.: Стройиздат, 1984. 376 с., ил.; Т.2. М.: Стройиздат, 1989. – 389с., ил. |
9. | Шпенглер О. Закат Европы. Т.2.: Пер. с нем. // Культурология. ХХ век: Антология. М.: Юрист, 1995. С.432-453. |
10. | Шуази О. История архитектуры. В 2-х т. / Пер.с фр. М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры. Т.1. 1935. – 575 с., ил.; Т.2. 1937. – 694 с., ил. |
Содержание
Введение................................................................................................ | |
1. Античный мир.................................................................................. | |
1.1. «Социально-культурное» проектирование греческого полиса.. | |
1.2. Структура жилого пространства. Римский дом........................ | |
1.3. Общественное строительство в Римской империи................... | |
2. Ранний этап европейского урбанизма (V-XI вв.).......................... | |
3. Планировочные особенности европейских городов.................... | |
4. Конструктивные методы сооружения зданий.............................. | |
Заключение.......................................................................................... | |
Список литературы............................................................................. | |
Содержание.......................................................................................... |
История и методология дизайн-проектирования
Методические указания
для студентов направления подготовки 072500.68 – Дизайн
Составитель
Е.С. Прозорова
Санкт-Петербург
Утверждено на заседании кафедры
Дизайна пространственной среды
10 сентября 2013 г., протокол №1
Рецензент доц. Ю.И. Карпова
Оригинал подготовлен составителем и издан в авторской редакции
Подписано в печать 15.10.2013 г.
Формат 60 на 84 1/16. Усл. печ. л. 2,8 . Тираж 100 экз. Заказ 299/13
Эл. адрес: www.idps.sutd.ru
Отпечатано в типографии ФГБОУВПО «СПГУТД»
191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26
Введение
Дисциплина «История и методология дизайн-проектирования» представляется достаточно сложной с точки зрения комплексного характера понятий, составивших ее название.
Если методология как учение о методе является теоретической дисциплиной, то ее включение в исторический контекст требует выявления специфики каждого этапа формирования представлений о проекте. Термин «дизайн-проектирование» предполагает обращение к индустриальному периоду европейской истории, когда происходило формирование новой области профессиональной деятельности — дизайна.
Однако если рассматривать сложные взаимоотношения архитектуры и дизайна, которые к концу XX века оказались в общем профессиональном поле деятельности, и в частности — дизайн среды, то точка отсчета истории этого явления вряд ли может находиться на рубеже XIX — XX вв. Ситуация осложняется специфическим положением слова «дизайн» в русском языке в сравнении с европейскими, где проектная деятельность доиндустриального периода также обозначена этим термином.
Данный раздел методических указаний по дисциплине посвящен ранним элементам формирования проектной деятельности, заложившим основу современных представлений о профессии и вобравшим в себя ментальные, социальные и прочие характеристики.
Античный мир