Обязательный этап рисования натюрморта
Композиционный эскиз можно начать рисовать с предполагаемой рамки (границ) формата будущей работы в уменьшенном масштабе или вначале нарисовать предметы, а рамку определить позже. Для наилучшего композиционного размещения изображаемых предметов в эскизе — а позже в пространстве рабочего листа — их предлагается вращать, передвигать. При этом смысл композиционного эскиза заключается в том, чтобы уравновесить изображаемые предметы в пространстве листа: должно создаваться зрительное впечатление, что предметы не слишком маленькие («плавают» в пространстве) и не слишком большие («распирают» лист), также не должно происходить смещения «пятна» натюрморта от центра листа влево или вправо, вверх или вниз, поскольку свободное пространство листа имеет такое же значение как сами предметы. Наряду с этим важной задачей композиционного эскиза является выявление характера постановки, основных линий и плоскостей внутреннего движения формы: по вертикали, горизонтали, диагонали.
Когда композиция в эскизе найдена, можно приступить к работе на большом листе. Многие рисующие пренебрегают рисованием эскизов, не понимая их значения в дальнейшей работе над натюрмортом. На практике нередко бывает так: закрепив лист бумаги на мольберте, не взглянув изначально на натюрморт, студент начинает рисовать натуру и в ходе работы понимает, что изображение не компонуется в лист. Например, лист прикрепили вертикально, а композиция натюрморта развивается явно по горизонтали. Или получается так, что изображение оказывается мало либо велико по отношению к пространству листа, недопустимо смещается влево, вправо, в какой-нибудь из углов. Исправлять рисунок на большом листе проблематично. Иные студенты в результате оправдываются, что, мол, «так может быть», на самом же деле композиция явно могла быть лучше. Что же касается утверждения, что эскиз в работе над рисунком не нужен вообще, оно всецело неверно, проистекает от неумения надлежащим образом перевести эскиз в масштаб рабочего листа.
Рисование в рабочем формате
Работа над любым рисунком ведется поэтапно. Ее основной принцип заключается в движении от решения общих задач к решению задач частных и на завершающем этапе — к обобщению всей работы. Совершенно недопустимо начинать рисунок, с какой-либо детали или элемента композиции, постепенно «пристраивая» к нему остальные части постановки.
Первый этап (начальный, общекомпозиционный). Выбрав правильный формат листа, студент приступает к компоновке изображения натюрморта, опираясь на наиболее удачный эскиз. Легкими линиями он намечает изображения предметов в их соотнесенности друг с другом и с полем листа, не искажая их пропорций, соблюдая верное масштабирование.
Второй этап (линейно-конструктивный). Уточняются пропорции отдельных предметов, а также соотнесенность предметов друг с другом. Далее осуществляется переход к построению предметов, анализу их формы, расположению совокупности предметов в пространстве листа. Это же относится и к элементам предметов. Рассматривая отдельно каждую деталь, нельзя упускать из виду целостное решение рисунка, учитывая, что любая деталь является частью целого. В этом помогает методом перманентного сравнения: насколько каждая деталь существенна, как она соотносится с другими формами. Применяя знания линейной и воздушной перспективы, учитывая линию горизонта и точки схода предметов, рисующий должен отчетливо выявить скрытые от глаз основания предметов и убедительно изобразить плоскость, на которой они находятся. Следует верно, задавать тон линий первого и дальних планов. При этом работа ведется на всем пространстве листа одновременно, систематически осуществляется проверка правильности предыдущих действий.
Начиная со второго этапа работы над натюрмортом, всё большее значение приобретает качество линии, качество касаний карандаша к листу бумаги. Не следует «скоблить» и продавливать бумагу, вычерчивать предмет одинаковым образом. Назначение линии в рисунке — превратить плоский лист бумаги в пространство, уходящее в глубину листа. В связи с этим линия может быть широкой или тонкой, жесткой или мягкой, плотной и насыщенной или светлой и легкой, но в каждом элементе рисунка она неминуемо окажется разной. Линия рисует очертания предметов, их видимую и скрытую форму (объем, глубину), строение (конструкцию), линейную и воздушную перспективу.
Третий этап (светотеневой).На этом этапе рисования натюрморта анализируется объем и форма предметов, их соотнесенность между собой, выявление глубины пространства прорабатываются далее за счет такого важного выразительного средства, как светотень. Работая со светотенью, студент намечает собственные тени предметов и падающие тени от предметов — если имеется направленный источник освещения постановки. Если же освещение нейтральное, студенту следует (создать) светотень, придавая предметам наглядную объемность, представляя предмет как скульптурную форму, рассуждая о ней как конструктор. Следует оговориться, что границы этапов рисования натюрморта относительно условны. Например, светотень можно начать рисовать до третьего этапа — вместе с построением предметов — и наоборот, уточнение их пропорций иногда необходимо на третьем и четвертом этапах рисования, поскольку светотеневая разработка предметов может несколько изменять представленные ранее пропорции. Вообще недопустимо разделение процесса рисования, нередко практикуемые незрелыми студентами на две обособленные стадии: «вычерчивания» контура предметов, а затем их «раскрашивания».
В работе со светотенью предлагается легким однородным тоном (штрихом) нанести собственные тени предметов, падающие тени от них, определив далее полутона. Согласно другому подходу можно набирать отношения собственных и падающих теней разной тональностью в зависимости от приближенности и удаленности предметов в постановке от рисующего. Также как и на линейно-конструктивном этапе рисования натюрморта, необходимо продвигаться от целого к деталям. Когда найдены большие тональные отношения (свет, полутон, тень), уместно приступить к дальнейшему моделированию формы. При подробном моделировании каждой детали необходимо помнить, что деталь решается как часть целого. Следует подчеркнуть, что третий этап работы над натюрмортом особенно сложен. После осуществленного тщательного построения формы, после тонового моделирования деталей целостность рисунка иногда теряется. Чтобы преодолеть это, важно «заново» посмотреть на рисунок, какие-то детали обобщить, какие-то тона сделать мягче или, наоборот, усилить, сделать контрастнее.
Остановимся отдельно на некоторых моментах в работе со светотенью. Изображение падающей тени от предмета, как правило, рисуется по тону светлее, чем собственная тень на предмете, ее назначение — помогать выявлению плоскости или объема формы, на которую тень «упала», обогащать рисунок композиционно. Если изображение падающей тени будет темнее изображения собственной тени предмета и линии, ограничивающей предмет, то она может «разрушить» форму предмета и плоскость, на которую тень падает, хотя на линейно-конструктивном этапе рисования всё было изображено, верно. Темная линия силуэта предмета по отношению к его более светлой собственной тени обычно «удерживает» предмет «в своих границах». Падающую тень от предмета следует строить по правилам линейной и воздушной перспективы, иногда имеет смысл ограничить ее контуры линией. Линию падающей тени по тону желательно делать светлее линии предмета, который ее отбрасывает. В целом линии, очерчивающие предмет и линии, очерчивающие падающие тени, собственные тени предметов и тени, отбрасываемые ими должны находиться между собой в верных тональных отношениях. Они должны создавать целостную совокупную форму постановки. Не должно создаваться впечатления отдельности тех или иных линий и теней.
Четвертый этап (заключительный). Заключительный этап рисования натюрморта требует от студента внимательного рассматривания выполненной работы, внесения в нее поправок и обобщений — в частности, усиления или ослабления тех или иных линий, тональных отношений, внимательной проработки одних деталей и «ослабления» других выявление композиционного центра натюрморта соподчинение всех элементов и его совокупной формы единому композиционному замыслу. Всё это осуществляется в соответствии с первоначальным композиционным эскизом (если он не оказался студентом по каким-либо причинам пересмотренным). При сложной разработке всей поверхности рабочего листа рисунок должен выглядеть цельно, выразительно, интересно — иначе говоря, профессионально и творчески.
Иллюстрации
Рис. 1
Натюрморт из четырех предметов:
решение постановки конструктивно-аналитическое,
с минимальным количеством светотеневой проработки.
Рис. 2
Натюрморт с большим количеством геометрических тел:
создано композиционное единство постановки.
Рис. 3
Натюрморт с высокой линией горизонта:
перспективное построение предметов (вид сверху),
взаимосвязи предметов в пространстве.
Рис. 4
Многоуровневый натюрморт:
сложное перспективное и пропорциональное решение постановки.
Рис. 5
Натюрморт в интерьере:
большое количество разномасштабных предметов
и пространства окружающее постановку
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенов, К. Н. Рисунок / К. Н. Аксенов. — М.: Панорама, 1990. —192с., ил.
2. Ветлинская, Т. С. Учебно-методическое пособие «Рисунок»/ Т. С. Ветлинская, Н. Ф. Марков. — СПб. — СПбГАСУ, 2004. — 92 с.
3. Ермолаев, А. П. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера / А. П. Ермолаев, Т. О. Шулина, М. А. Соколов. —М.: Архитектура-С, 2005. — 464 с., ил.
4. Жилкина, З.В. Рисунок в московской архитектурной школе / З. В. Жилкина.— М.: КУРС; ИНФРА-М, 2012. — 112 с., ил.
5. Зайцев, А.П. Метод рисунка / А. П. Зайцев.— СПб.: Аграф. — 2008. — 40 с., ил.
6. Ли, Н. Г. Основы учебного академического рисунка / Н. Г. Ли.— М.: ЭКСМО, 2008. — 480 с., ил.
7. Серов А.М. Учебное пособие «Рисунок» / А. М. Серов.— М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1982. — 271 с. ил.
Содержание
Введение ………………………………………………………….... | |
1. Рисунок, практикуемый в Институте дизайна пространственной среды …………………..………… | |
2. Рисунок натюрморта ……………………………………………. | |
2.1. Общие установки ……………………………………………… | – |
2.2. Последовательность работы над натюрмортом. ……………. | |
Иллюстрации ………………………………………………………. | |
Список литературы ………………………………………………… |