Тема. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВИДИМОСТЬ В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ШИЛЛЕРА
Фридрих Шиллер (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель -сыграл большую роль в развитии эстетической мысли. Гегель дал очень высокую оценку работам по эстетике выдающегося немецкого поэта и драматурга. «За Шиллером, - говорит Гегель, - должна быть признана та великая заслуга, что он прорвал кантовскую субъективность и абстрактность мышления и сделал попытку выйти за ее пределы, мысленно постичь единство и примирение как нечто истинное и художественно осуществить это единство» [2, с. 66-67]. Гегель справедливо усматривает в лице Шиллера своего непосредственного предшественника. Шиллер, действительно, представляет собой как бы соединительное звено между Кантом и Гегелем.
Теория прекрасного
В эстетике Г. В. Ф. Гегеля звучит совершенно верное замечание о том, что «Шиллер в своих эстетических размышлениях не просто отстаивал искусство и его интересы независимо от отношения к философии в собственном смысле, а составил свой интерес к художественно прекрасному с философскими принципами, лишь исходя из них, и с их помощью он глубже проник в природу и понятие прекрасного» [2, с. 67].
Теорию прекрасного Шиллер развивает, решая проблему целостности, всесторонности и самоценности индивида.
Предмет, побуждающий нас к игре, поэт называет живым образом, обозначая в этом понятии все эстетические свойства предметов, все то, что, в широком смысле слова, называется красотой. Реальность и форма, пассивность и свобода должны находиться в равновесии. Именно красота, по Шиллеру, возникает из равновесия реальности и формы. Но это равновесие всегда остается только идеей, которая неосуществима в действительности. Задача подлинного художника состоит в преодолении препятствий, мешающих торжеству красоты.
«В истинно прекрасном произведении искусства, - говорит Шиллер, -все должно зависеть от формы, и ничего - от содержания, ибо только форма действует на всего человека в целом, содержание же - лишь на отдельные силы... Итак, настоящая тайна искусства мастера заключается в том,
чтобы формою уничтожить содержание» [2, с. 357]. Кантианскому тезису об «уничтожении» содержания (материи) формой Шиллер дает своеобразное толкование. Самим терминам «содержание» (материя) и «форма» он сообщает более широкий смысл, чем тот, который обычно вкладывается в них, когда говорится о содержании и форме художественного произведения. У Шиллера отношение содержания и формы означает «освобождение» от чувственного, возвышение реального в «идеальное».
Рассматривая проблему содержания и формы, Шиллер пытается доказать, что чувственная красота ведет к духовному, а духовное - к материальному. Красота в напряженном человеке восстанавливает гармонию, а в расслабленном - активность. Согласно Шиллеру, легче перейти от эстетического состояния к моральному и логическому (от красоты к добру и истине), чем от физического к эстетическому. Форма действует на человека в целом, а содержание только на какую-то его часть. Красота есть необходимое условие, чтобы сделать человека разумным. Все остальные виды деятельности развивают лишь отдельные силы человека, только красота формирует его как целое. Поэтому одна из важнейших задач культуры «состоит в том, чтобы подчинить человека форме уже в чисто физической его жизни и сделать его, насколько это зависит от царства красоты, эстетическим; ибо только из эстетического, а не из физического, может развиться моральное состояние» [2, с. 361].
Прекрасное, следовательно, есть слияние разумного и чувственного, и это взаимопроникновение есть подлинная действительность...
Это единство всеобщего и особенного, свободы и необходимости, духовного и природного, которое Шиллер научно постиг как принцип и сущность искусства, и которое он неустанно старался вызвать к действительной жизни посредством искусства и эстетического воспитания, было в дальнейшем сделано в качестве идеи принципом познания и бытия, и идея была признана единственной истиной и действительностью.
Эстетическое творческое побуждение постепенно строит среди страшного царства сил и священного царства законов третье царство «игры и видимости», где человек освобождается от всякого принуждения как в физическом, так и в моральном смысле. Следовательно, «здесь, в царстве эстетической видимости, осуществляется идеал равенства, которое мечтатель столь охотно желал бы видеть реализованным и по существу» [12, с. 387]. Таким образом, эстетический идеал Шиллера, обращен к царству «эстетической видимости»,
Слово «видимость» многозначно. Во-первых, оно означает противоположность реальности, иллюзию, обман; во-вторых, - хорошую освещенность. Шиллер, (вслед за Кантом) придал этому термину новый смысл, обозначив им особую форму объективности, внешнюю сторону действительности, которая с необходимостью предстает перед субъектом именно такой, а не иной.
Видимость есть взаимодействие между видимым и видящим и определяется их обоюдными свойствами. Причем, речь идет не только о чувственном восприятии; эстетическая видимость может иметь интеллектуальный характер. Эстетическую видимость Шиллер противопоставил логической: вторая представляет собой ошибку и подлежит устранению, первая может давать прозрение, ее сохраняют и ценят.
«Почитать за нечто видимость первого рода - не может не служить во вред истине; ибо нет опасности подмены, которая единственно и может вредить истине; презирать ее - значит вообще презирать всякое искусство, сущность которого состоит в видимости. Однако рассудку иногда случается быть в своем стремлении к реальности настолько нетерпимым, что он презрительно судит о всяком искусстве прекрасной видимости...» [12, с. 344].
Эти предвидения Шиллера напрямую относятся к современности: распад художественной формы в авангарде, попытки слить искусство с реальностью, а реальность лишить феномена красоты сопровождается нападками на «прекрасную видимость».
А. В. Гулыга в книге «Эстетика в свете аксиологии» замечает в связи с разговорами о Шиллере. «Уместно вспомнить о конференции «Эстетическая видимость», которая состоялась в Германии в 1981 году. Некоторые ее участники поставили под сомнение целесообразность этого понятия. «Эстетическая видимость искусства, будь она порождение мимезиса или воображения, по традиции носит название «прекрасная видимость». Это звучит как нечто устаревшее и является таковым» - заявил один из выступавших. Устарела, по его мнению, и идея красоты как определяющего признака искусства. Другая крайность, нашедшая выражение на конференции, -провозглашение всего сущего одной только видимостью: «За любой видимостью нет ничего, кроме видимости, все есть видимость».
Стирание граней между искусством и действительностью являет собой еще один вариант устранения понятия «видимость» из эстетики: нет разницы между искусством и жизнью; такое искусство не желает быть искусством в традиционном смысле, миром «как будто», миром эстетической видимости, символического воспроизведения реальности, противостоящего жизни как ее образ и отражение; оно стремится непосредственно перейти в жизнь и слиться с ней» [5, с. 53-54].
В категории «видимость» четко фиксируется тот срез бытия, за пределы которого эстетические отношения не выходят. Если определить методологическое значение этой категории, то можно отметить следующее.
Элемент действительности, предмет или событие, рассматриваемое само по себе, в отрыве (насколько это возможно) от других предметов или событий предстает как явление; сущность же определяется совокупностью глубинных связей, определяющих явление. Что касается видимости, то она есть явление в его взаимосвязи с познающим субъектом. Познание идет от видимости к явлению, от явления к сущности. Поэтому эстетическая видимость - одна из существенных сторон объективной действительности, ее взаимосвязи и организации. Это не только ступенька в процессе познания, она имеет и самодовлеющее значение. В искусстве прав обманутый, говорили в древности. Данный афоризм справедлив с одной оговоркой: в искусстве мы должны знать, что нас обманывают. Только тогда мы ценим этот обман, отдаемся ему. И еще оговорка: эстетическая видимость не ложь, это - «нас возвышающий обман», который в конечном итоге приводит к познанию «низких истин», ибо находится в кровном родстве с ними.
Вспомним, что одна из основных идей «Критики способности суждения» Канта - это мысль о единстве эстетического и природного: «При виде произведения изящного искусства надо сознавать, что это искусство, а не природа; но, тем не менее, целесообразность в форме этого произведения должна казаться столь свободной от всякой принудительности произвольных правил, как если бы оно было продуктом одной только природы... На изящное искусство надо смотреть как на природу...» [7, с. 321-322]. И не потому, что искусство воспроизводит красоту природы, а потому, что и там и здесь мы сталкиваемся с аналогичной органической структурой, взаимозависимостью составляющих ее компонентов.
Произведение искусства живет лишь как органическое целое, феномен красоты гибнет от неумелого прикосновения, нарушающего созданную художником гармонию.
Порядок, ритм, симметрия присущи предметам природы, служат объективной основой красоты. Не лежат ли в основе эстетического строгие количественные закономерности? Можно ли измерить красоту, вывести ее формулу?
Уже в древности была подмечена связь между музыкой и числовыми соотношениями. Пифагорейцы говорили о музыке небесных сфер и считали число основой всего сущего. На четких расчетах основана архитектура. И. Кеплер называл геометрию прообразом красоты мира. В нашем веке В. Гейзенберг повторил эту мысль: «Математика... есть прообраз красоты мира». С этим можно согласиться, однако прообраз - это еще не сам образ. Математика не может ни объяснить, ни исчерпать всю красоту мира. Нарушение ритма, симметрии, гармонии подчас вызывает такое же эстетическое переживание, как и их соблюдение. «Золотое сечение» радует глаз. Пропорция эта характерна для человеческого тела, и весьма вероятно, что именно поэтому она приятна нам в любом другом предмете. Но далеко не все красивые сооружения построены по принципу «золотого сечения». Английский художник У. Хогарт пытался создать «линию красоты». По его мнению, это овальная линия, напоминающая о живых формах. Д. Дидро посмеялся над этой идеей, требуя, чтобы ему показали, какой из тысячи волнообразных линий следует отдать предпочтение.
Чем сложнее, чем интеллектуальнее вид красоты, тем меньшую роль в нем играют количественные отношения. Следует признать правоту американского исследователя Г. Осборна, специально изучавшего вопрос о математических нормах в эстетике и пришедшего к следующему выводу: «Попытки измерить красоту и обнаружить ее формулу оказались безуспешными. Они обречёны на неудачу ввиду отсутствия в произведении искусства однозначного отношения между материальным «носителем» (который один только и поддается измерению) и духовной «субстанцией» (которая только и воспринимается) и поскольку целое распадается, когда начинают перечислять составляющие его части и отношения между ними. Но возможность измерения не служит основанием для сомнений в существовании объективной красоты» [13, р. 203].
Не количественные отношения сами по себе, а количество в единстве с качеством служит основой рассматриваемого нами феномена. Известно, что мера и есть единство количества и качества. Именно поэтому эта важнейшая общефилософская категория вводит нас в мир красоты. Мера выражает целостность предмета, равновесие составляющих его противоположностей. Мера - не мертвая мерка, а динамический процесс, исполненный противоречий; она прочерчивает те подвижные границы, в которых предмет остается самим собой. Если категория «видимость» указывает на тот срез реальности, в котором существует красота (это ответ на вопрос: «Где?»), то категория меры приближает нас к структуре эстетического, к попытке ответить на вопрос: «Как возможна красота?» Так мы приходим к ответу на вопросы, поставленные в начале раздела.
Красота - «предмет для нас». По мысли Шиллера, которому принадлежит это определение, речь идет не о произвольном обхождении с предметом, а о том, что он благожелательно обращен в нашу сторону и ждет от нас такого же благожелательного отношения. Красота - это встреча двух миров (природы и человека), совпадение двух мер.
Именно в художественной деятельности, по Шиллеру, над миром истины, который мы создаем в понятии, над «царством целей», в идее нравственного закона, надстраивается новый мир. Он - видимость и игра, где наше Я достигает своего высшего самостоятельного понятия. Мир эстетической видимости полностью освободился от той действительности, которую предлагают нам непосредственно чувственное созерцание вещей, метафизическая рефлексия и понятия теоретической науки; но тем самым этот мир обрел в самом себе подлинную прочность и долговечность. Он есть то, что есть, из самого себя и посредством самого себя: реальность вещей - их (вещей) деяние, видимость вещей - деяние человека, и человек, наслаждающийся в душе видимостью, радуется уже не тому, что он получает, а тому, что совершает. По словам Кассирера, «прекрасное - не опытное понятие, а императив». Его объективность состоит не в том, что мы можем выявить его в структуре мира как необходимую составную часть, а в том, что оно пребывает в нашей духовной, в нашей «чувственно-разумной» природе как необходимая задача.
Прекрасное принадлежит бытию также несомненно, как человечеству,
и красота есть второй его творец. Существование красоты - это закон, осуществление которого человек может достичь в свободном формировании прекрасного. И мир представляется нам обладающим формой именно потому, что созерцание, чистое эстетическое рассмотрение и рефлексия придают ему форму и жизнь. Теперь «поэтическое» не может оказаться в объективном противоречии «действительному», а «действительное» «поэтическому», - ведь поэтическое и находится, - как Шиллер определил позже словами Шеллинга, - в «точке индифференции идеального и чувственного»; оно создает замкнутый в себе мир и саму себя удовлетворяющую истину, которая для своего обоснования не нуждается в чужом вмешательстве.
Категория возвышенного
Возвышенное рассматривается Шиллером как то единство, выраженное в произведении искусства, которое облекает бесконечное в конечное. Но, поскольку возвышенное есть или природа, или душевный строй, то в величине как таковой, - отблеске истинной бесконечности, - нет ничего возвышенного. Созерцание возвышенного приходит тогда, когда чувственное созерцание величины эмпирического предмета оказывается несоразмерным и выступает истинно бесконечное, для которого первое (чувственно-бесконечное) становится символом. Такое созерцание возвышенного есть эстетическое созерцание истинно бесконечного в бесконечном природы, есть поэзия, свойственная всякому человеку.
Какова же форма созерцания возвышенного?
Вспомним, что соразмерность мер выражается в гармонии - важнейшей предэстетической категории, подводящей нас к пониманию мира красоты. Гармония выражает слаженность системы, согласованное взаимодействие ее элементов. Гармония есть путь к красоте. Дисгармония вызывает возвышенное. И в обществе, и в природе, когда порядок грозит стать унылым, застойным, мертвящим, нарушение изжившего себя порядка оживляет мир, создает новую меру и вызывает чувство подъема всех душевных сил.
Томас Манн писал о снежинках (в романе «Волшебная гора» Ганс Кас-торп приглядывается к ним): «...каждое из этих студеных творений было в себе безусловно пропорционально, холодно, симметрично, и в этом-то заключалось нечто зловещее, антиорганическое, враждебное жизни; слишком они были симметричны, такою не могла быть предназначенная для жизни субстанция, ибо жизнь содрогается перед лицом этой точности, этой абсолютной правильности, воспринимает ее как смертоносное начало...» [9, с. 193-194].Кант объяснил, в чем здесь дело: порядок подавляет воображение: «Все жестко правильное... имеет в себе нечто противное вкусу; его рассмотрение долго нас не занимает, и если только оно не имеет своим явным намерением познание или определенную практическую цель, оно наводит скуку. Напротив, то, чем воображение может играть непринужденно и целесообразно, для нас всегда ново и видеть его нам не надоедает» [7, с. 248].
Форма отрицается у возвышенного, и именно бесформенное наиболее непосредственным образом становится возвышенным, т. е. символом бесконечного как такового. Так, природа возвышенна не только по своим превышающим нашу способность восприятия размерам или по своей непобедимой для наших физических сил мощи; она возвышенна вообще в своем хаосе или, как говорит Шиллер, в затуманности своих явлений.
«Хаос - основное созерцание возвышенного, - пишет Ф. В. Шеллинг, развивая эстетические рефлексии Шиллера, - ведь даже массу, слишком огромную для нашего чувственного созерцания, или сумму слепых сил, слишком мощную для наших физических возможностей, мы воспринимаем в созерцании только как хаос, и лишь постольку хаос становится в созерцании абсолютного, в котором все составляет единство и единство составляет все, сводится к этому изначальному хаосу...» [11, с. 190-191].
Именно в хаосе мы встречаемся с тождеством абсолютной формы и бесформенности, и через созерцание хаоса разум доходит до всеобщего познания абсолютного, - будь то в искусстве или в науке. Обыкновенное знание после тщетного стремления исчерпать в теоретическом познании хаос явлений в природе и истории принимает решение, как говорит Шиллер, сделать «само непостижимое исходной точкой своего суждения», -обозначив принцип эстетического созерцания мира. Только в этом своеволии, представляющемся беззаконием обычному рассудку, который не может постичь взаимной обусловленности явлений и потому признает абсолютный характер за каждым из них, - только в этой «независимости каждого отдельного явления, ставящей предел рассудку с его исследованием условий, рассудок может признать мир действительным символом разума, в котором все безусловно, и абсолютного, в котором все свободно и непринужденно» [11, с. 192].
Возвышенное обнаруживается в душевном строе личности, которая может служить символом всей истории, поскольку человеческие законы и цели не тождественны здесь с законами природы. Шиллер пишет: «Природа с одинаковым пренебрежением обращает в прах творения мудрости и случая и влечет с собой к гибели важное и незначительное, благородное и пошлое. Природа во мгновение ока губит и расточает совершеннейшие творения, свои же собственные труднейшие приобретения и, напротив, тратит века на произведения глупости». «Такое коренное уклонение природы от принципов разума, - добавляет Шиллер, - непосредственно обнаруживает абсолютную невозможность объяснения самой природы при помощи ее же законов, которые имеют силу в ее пределах, но не по отношению к ней самой. Уже простое созерцание этого неудержимо увлекает ум из пределов мира явлений в мир идей, из условного в безусловное».
Это безусловное и абсолютное олицетворяет в себе, прежде всего, герой трагедии, несмотря ни на что спокойно переносящий все тяжести и козни судьбы, на него обрушившиеся. Бесстрашное отношение к страшному, преодоление страха и моральное удовлетворение по этому поводу -вот что такое возвышенное: возвышенное - это возвышающее. Шиллер, комментируя Канта, строит здесь четкую триаду: «Во-первых, явление природы как силы; во-вторых, отношение этой силы к нашей физической способности сопротивления; в-третьих, отношение ее к нашей моральной личности. Таким образом, возвышенное есть действие трех последовательных представлений: 1) объективной физической силы; 2) нашего субъективного физического бессилия; 3) нашего субъективного морального превосходства» [12, с. 186-187]. Эстетическое переживание возвышенного, которое возникает, окрашивается в нравственные тона.
Шиллер, показав, как возвышает человека преодоление страдания и страха, драматизировал понятие возвышенного. Он ввел понятие «моральная безопасность». Для того, чтобы возникло бесстрашное отношение к страшному, превосходящему всякий масштаб человеческих сил, надо находиться в безопасности, в твердой утвердительности, что лично тебе ничто не угрожает. Но на чем же можно основать такое спокойствие перед тяжкими утратами, перед лицом гибели? Вспомним пушкинское:
Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья -Бессмертья, может быть, залог, И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог.
Здесь речь идет не об опасности вообще, а о конкретной, именно тебе грозящей неотвратимой опасности. Но перед ее лицом мы сохраняем спокойствие и невозмутимость. Это происходит тогда, полагает Шиллер, что чиста твоя совесть, ей ничто не угрожает, она в безопасности. И ты, испытывая радость от проверки своего духа, устремляешься навстречу неизбежному и встречаешь его достойно. Шиллер связывал идею «моральной безопасности» с верой в бессмертие.
Вывод
Шеллинг развивает шиллеровское понятие возвышенного. Для него возвышенное воплощено в подвиге героя трагедии: «он спокойно смотрит вниз на поток мировых событий, уверенный в своих замыслах, не осуществимых никаким временем, но и никаким временем не уничтожимых. Несчастье, которое чувственным образом повергает и изничтожает трагическую личность, составляет такой же необходимый элемент морально-возвышенного; каким для фмзмчес^м-возвышенного оказывается борьба сил природы и превосходство их над чисто чувственной способностью восприятия. Только в несчастье испытывается добродетель, только в опасности -храбрость; храбрец в борьбе с несчастьем, в которой он не побеждает физически и не сдается морально, есть только символ бесконечного, того, что выше всякого страдания. Лишь в maximum'e страдания может раскрыться то начало, в котором нет страдания, как все вообще объективируется лишь в своей противоположности. Именно поэтому подлинно трагически возвышенное основывается на двух условиях: нравственная личность изнемогает под силами природы и в то же время побеждает через свой душевный строй, существенно, чтобы герой побеждал только через то, что не может быть природным действием или удачей, следовательно, только через душевный строй...» [11, с. 193]