Своеобразие барочной архитектуры

В XVII в. одним из ведущих видов искусства стала архитектура. Время абсолютизма требовало таких архитектурных строительных форм, которые запечатлели бы и время, и правителя. Своеобразие барокко выражается в художественном образе грандиозных городских и дворцово-парковых ан­самблей, где представлены в синтезе разные искусства: архитектура, скульптура, живопись, декор.

Для построек в стиле барокко характерны сложная динамика объемов, наслоение форм, обилие декоративных элементов, тяготение к изогнутой линии. В качестве декоративных элементов использовались завитки, скульптура. Ордер также становится чисто декоративным элементом: ко­лонны стремятся расположиться попарно, иногда утраивались; фронтоны, антаблементы, карнизы разрываются, приобретая сложную форму. Боль­шое значение имеет лестница, подчеркивающая напряженную динамику архитектурных форм. Архитектура барокко властно «втягивает» человека в свое пространство. Скульптура, живопись, ДПИ, как бы продолжая архи­тектурные формы, участвуют в создании единого ансамбля.

В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному. Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

- сложные криволинейные планы;

- мощная пластика стен;

- создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;

- создание величественных архитектурных ансамблей в городах и двор­
цово-парковых - в загородных резиденциях;

- обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоратив­
ных деталей и скульптур;

- богатая игра цвета и света.

По самой сути барочное мышление антитетично. «Все в этом мире -правда и неправда» - название пьесы Кальдерона исполнено глубокого смысла. Универсум барокко - поле игры и борения противоположных на­чал. По словам Я. Бёме, «из Да и Нет состоят все вещи, будь то названо

божеское, дьявольское, земное или какое-либо прочее. Одно из них, Да, есть чистая сила и жизнь, и есть божья правда, или сам Бог. Само по себе оно было неразличимо без Нет. Холод-корень жары, и жара - причина, по которой холод распознаваем. Вне их двух, которые все пребывают в посто­янном борении, были бы все вещи лишь Ничто и оставались в покое, вне подвижности. Истекающая воля желает несхожести, дабы могло зреть и распознавать вечное зрение».

Антитетично барочное мироощущение, восприятие времени, понима­ние разума. Сводить барокко к рационализму столько же упрощенно, сколько и к иррационализму. Согласно Э. Кассиреру, «математицизм Де­карта - лишь одно из выражений его спиритуализма», а у Лейбница «раци­ональное естественно сочетается с чудесным».

В эпоху барокко универсальна категория чудесного. По словам А. М. Панченко, «эпоха жаждала чудес и сенсаций». Чудо обязательно для празднества, обладает морально-дидактической значимостью, сопутствует «изобретению». Чудеса творят «быстрые разумом» художники, создающие «из несуществующего существующее». Чудесным образом раскрывался мир вокруг - стремительное обнаружение все нового, страстные поиски неизведанности делали неожиданность непременной частью мироощуще­ния. С этим вполне согласуются основы «эстетики чудесного», разработав­шей очень дифференцированный аппарат для воплощения всего поражаю­щего воображение воспринимающего. «Сенсационность барокко» прояв­лялась, вероятно, наиболее отчетливо в культе чудес и чудищ. Продолжая тенденции, намеченные маньеризмом, именно барокко создает систему «кунсткамер», определяющую весьма существенные свойства культуры в целом. Раритеты, старательно собираемые барокко, подключались к сложным традициям морально-дидактической мысли, связывались с темой «бренности», имели скрытый или откровенный эмблематический смысл.

Равновесие, единство и цельность барокко специфичны - это равнове­сие, единство и цельность антитезы. То, что барокко распространило прин­цип антитезы на мир и искусство, сообщает этой культуре неповторимое своеобразие. Здесь мы находим еще один «разрыв времен» при внешней связи с длительной традицией, еще одно преобразование старого, при ко­тором меняется его стилевая функция, и обретается новое качество эпохи.

Барокко изменило мир культуры, сами представления о ней. В художест­венную практику хлынул поток новых идей, настало время великих открытий. Образовалось множество новых форм, жанров. Культура обрела несколько измерений, категорий. Одно из них - пространство,основа архитектуры.

Осознание пространственности как важнейшего композиционного фак­тора связано с достижениями всей барочной культуры. Характерно, что именно в XVII веке в итальянском языке появляется слово, обозначающее среду, - ambiente. Микро- и макровеличины занимают практически всех ученых и мыслителей барокко. Человек мыслится в двойной перспективе,

существует между двух бездн: бесконечно малого и бесконечно великого. Это двойное измерение, перенесенное из математики в философию, стано­вится традиционным для французской мысли, начиная с Паскаля. «Чело­век, - говорит Паскаль, - ничто в сравнении с бесконечным, все в сравне­нии с ничтожеством, середина между всем и ничем. И на всем, что нас ок­ружает, лежит печать этой двойной бесконечности».

Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви ба­рокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее про­странство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сво­дов. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные деко­ративные композиции религиозного, мифологического или аллегорическо­го характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека.

Лучшим из архитектурных ансамблей Италии XVII в. стала площадь пе­ред собором св. Петра,спроектированная Лоренцо Бернини(1598-1680) в 1656-1667 г. Бернини оформил площадь перед собором как продолжение храма. Прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи -коридоры, образующие трапециевидное пространство, а от концов галереи разошлись с 2 сторон двумя рукавами колоннады из 284 колонн и 80 стол­бов высотой 19 м каждый. Аттик колоннады украшают 96 статуй. Сам Бер­нини сравнивал рукава с объятиями церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. По выражению Бернини, колоннады «подобно распро­стертым объятиям, захватывают зрителя и направляют его движение к главному фасаду, к алтарю».

Очень интересна королевская лестница - «Скала реджа», соединяю­щая собор св. Петра с Ватиканским дворцом. Первые колонны - громад­ные, при поднятии лестницы они уменьшаются и наверху сделаны под рост папы. В результате всем кажется, что папа громадного роста (игра с линией - обмануть глаза, создать иллюзию пространства). Благодаря это­му выход папы на богослужение превращался в величественное зрелище.

Восприятие пространства антитетично. Но, в зависимости от того, ка­кими видятся перспективы культуры, оно может приобрести либо трагиче­ский, как у Паскаля, либо оптимистический, как у Тезауро, акцент. Антите­тичное осмысление пространства вполне согласуется с восприятием дру­гих категорий, прежде всего - времени.

Коренным образом изменилось в эпоху барокко осмысление категории времени. Время имело аллегорический смысл - барокко удерживало сред-

невековые аллегории времени и вечности, которые, как правило, противо­поставлялись, но могли и сближаться: «Вечность чуждалась постоянных перемен, которые несло с собой Время, всего того, что совершалось еже­часно. Она отмечала своей печатью в мире только то, что постоянно». Вре­мя предполагало «необратимость, быстротечность, преходящесть». Но средневековье не знало категории безвременья, придающей невероятную напряженность барочному мышлению, безвременье обозначает границу времени и вечности.

Ощущение этой пограничности великолепно передает поэзия, музыка, философия немецкого барокко. В архитектуре и дизайне идеализация обра­зов сочетается с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозная аффек­тация - с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натурально­стью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. Эти приёмы проявились в постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи, в полных религиозной и чувственной аффекта­ции произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, позднее в фантастичных постройках Г. Гварини.

Перевороты, осуществившиеся одновременно в осознании пространст­ва и времени, были связаны с динамизмом. Движение - одна из важнейших категорий барокко, его ключевая тема. Один из символов эпохи - бог -Вечный часовщик, который творит, заводит и регулирует универсум. Как говорил Кеплер, «ради созерцания, для которого человек сотворен, укра­шен и надежен глазами, человек не мог пребывать в состоянии покоя в центре; требовалось, чтобы он на земном корабле ради вящей возможно­сти проводить наблюдения в годичном движении переносился в простран­стве, подобно землемеру, меняющему свое положение относительно недо­ступных объектов».

Открытие движения вызвало важнейшие перестройки в искусстве. Принцип движения вносится в живопись, архитектуру, скульптуру, театр. В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гар­мония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движе­ние, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают гра­ницы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру све­та и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопря­женных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутрен­нее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение приле­гающие улицы и площади. Архитектура барокко - это архитектура масш­табных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.

В интерьерах стиля барокко очень популярны зеркала, живописные полотна или скульптуры с изображениями полуобнаженных тел в динамике, - то есть в движение, в физическом усилии, напряжении борьбы. Пейзажные полотна также очень уместны в интерьере. Это могут быть разнообразные природные мотивы, на фоне которых изображаются сюжеты из крестьянской жизни.

«Жизнь есть сон». Это название пьесы Кальдерона могло бы становится эпиграфом ко многим книгам о барокко. Иллюзорность окрашивает бароч­ное мироощущение.

Соседство героев, богов, реального и ирреального действия, всякие вол­шебства были единственными для барочного вкуса, являлись высшим вы­ражением изменчивости, динамизма, превращения, чудеса были не внеш­ними, чисто декоративными элементами, а составляли непременную часть художественной системы.

Иллюзорность и театральность - качества, стоящие рядом. Они наделе­ны универсальностью. Один из крупнейших теоретиков барочного «остро­умия», Тезауро сближал два представления «жизнь есть сон» и «жизнь есть театр». Главные принципы остроумия - внезапность, неожиданность, яр­кость - во многом обусловлены этими взглядами. Иллюзорность и теат­ральность, впрочем, как и другие качества барокко, нашли яркое выраже­ние и в интерьерах этой эпохи.

Интерьер в стиле барокко - это, в первую очередь, сложные и красивые изогнутые силуэты элементов дизайна, яркие краски, неповторимая игра света и тени. В стиле барокко открывается совершенно новое восприятие стены. Стена как символ надежности и монументальности дополняется не­бывалой прежде пластикой и динамикой. Интерьер дополняется изящны­ми, более сложными качествами: изогнутые линии в предметах декора и элементах оформления, прекрасные камины, интересная инкрустация, динамичные силуэты кресел, диванов и стульев, сказочные кровати с бал­дахинами и с множеством красивых драпировок, огромные зеркала - это те черты, которые делают интерьер аристократичным, роскошным, богатым и очень торжественным. Фасады, а также интерьер в целом насыщены множеством таких разных декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуш и т. п.

В интерьере очень популярно применение инкрустаций драгоценными металлами, такими как золото и серебро. Мрамор, кость, медь, мозаика так­же часто используются в самых разных предметах дизайна. Мебель отделы­вают дорогими, изысканными тканями, бахромой. Текстильные драпировки применяются также и для стен. Кроме того, используется много лепнины.

Характерные волнообразные линии воплощаются в дизайне мебели. Для ножек характерны интересные изогнутые формы. Среди предметов мебели очень популярными становятся комоды с выдвижными ящиками, бронзовые напольные часы, постаменты для скульптур.

Кресла и диваны в стиле барокко отличаются волнообразными спинка-

ми. Конструкция диванов напоминает собой интересный ансамбль из вме­сте сложенных нескольких кресел. Столы зачастую уснащают круглыми и достаточно массивными столешницами, а также декорируются перла­мутром, мозаикой или цветным мрамором. Кровать стиля Барокко напо­минает некий шатер, в котором используется много драпировок, занавесей и бахромы. Все это создает ощущение театральности бытия человека. Не случайно одна из наиболее популярных аллегорий барокко представляет мир в виде театра, в котором человек - игрушка, марионетка демиурга. Иг­ровое культивируется в эпоху барокко. Любование не только искусством, но и искусственностью достигает апогея в середине XVII в.

Как маньеризм Возрождения перерастает в стиль барокко, так послед­ний, в свою очередь, порождает стиль рококо, зародившийся во Франции в начале XVIII века. Достигнув апогея своего развития при Людовике XV, стиль господствовал до 1780-х годов, после чего был вытеснен неокласси­цизмом. По сути рококо - это усовершенствованное барокко, полностью соответствующее духу вычурного, жеманного времени и утверждающее художественную концепцию беззаботной жизни изысканной личности среди изящных вещей. Наиболее полно рококо выразился в архитектуре и декоративном искусстве (мебель, роспись на фарфоре и тканях, мелкая пластика). Искусство рококо, пользуясь достижениями предыдущих эпох (особенно барокко), не вносит в архитектуру принципиально новых конст­руктивных элементов, а лишь совершенствует существующие. Стиль отли­чается легкостью, грациозностью и кокетливыми нотками. Рококо демон­стрирует гедонистические настроения аристократии того времени, стрем­ление к побегу от действительности в иллюзорный мир театральной игры. Для рококо характерны тяготение к асимметрия композиций, мелкая дета­лировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура де­кора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золо­том, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью их внутреннего убранства. К искусству рококо относится творчество архи­текторов Ж. М. Оппенора, Ж. О. Мейсонье, Г. Ж. Боффрана, живописцев А. Ватто, Ф. Буше и др.

Вывод

Драматизм бытия для сторонников стиля барокко является естествен­ной формой существования природы и человека. Именно поэтому барокко считают патетическим стилем, который несет в себе сильные эмоции и мощ­ную энергетику. Он выражает довольно прогрессивные идеи о сложности ми­роздания, безграничности и разнообразии мира, и его неповторимости.

Наши рекомендации