Своеобразие барочной архитектуры
В XVII в. одним из ведущих видов искусства стала архитектура. Время абсолютизма требовало таких архитектурных строительных форм, которые запечатлели бы и время, и правителя. Своеобразие барокко выражается в художественном образе грандиозных городских и дворцово-парковых ансамблей, где представлены в синтезе разные искусства: архитектура, скульптура, живопись, декор.
Для построек в стиле барокко характерны сложная динамика объемов, наслоение форм, обилие декоративных элементов, тяготение к изогнутой линии. В качестве декоративных элементов использовались завитки, скульптура. Ордер также становится чисто декоративным элементом: колонны стремятся расположиться попарно, иногда утраивались; фронтоны, антаблементы, карнизы разрываются, приобретая сложную форму. Большое значение имеет лестница, подчеркивающая напряженную динамику архитектурных форм. Архитектура барокко властно «втягивает» человека в свое пространство. Скульптура, живопись, ДПИ, как бы продолжая архитектурные формы, участвуют в создании единого ансамбля.
В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному. Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:
- сложные криволинейные планы;
- мощная пластика стен;
- создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;
- создание величественных архитектурных ансамблей в городах и двор
цово-парковых - в загородных резиденциях;
- обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоратив
ных деталей и скульптур;
- богатая игра цвета и света.
По самой сути барочное мышление антитетично. «Все в этом мире -правда и неправда» - название пьесы Кальдерона исполнено глубокого смысла. Универсум барокко - поле игры и борения противоположных начал. По словам Я. Бёме, «из Да и Нет состоят все вещи, будь то названо
божеское, дьявольское, земное или какое-либо прочее. Одно из них, Да, есть чистая сила и жизнь, и есть божья правда, или сам Бог. Само по себе оно было неразличимо без Нет. Холод-корень жары, и жара - причина, по которой холод распознаваем. Вне их двух, которые все пребывают в постоянном борении, были бы все вещи лишь Ничто и оставались в покое, вне подвижности. Истекающая воля желает несхожести, дабы могло зреть и распознавать вечное зрение».
Антитетично барочное мироощущение, восприятие времени, понимание разума. Сводить барокко к рационализму столько же упрощенно, сколько и к иррационализму. Согласно Э. Кассиреру, «математицизм Декарта - лишь одно из выражений его спиритуализма», а у Лейбница «рациональное естественно сочетается с чудесным».
В эпоху барокко универсальна категория чудесного. По словам А. М. Панченко, «эпоха жаждала чудес и сенсаций». Чудо обязательно для празднества, обладает морально-дидактической значимостью, сопутствует «изобретению». Чудеса творят «быстрые разумом» художники, создающие «из несуществующего существующее». Чудесным образом раскрывался мир вокруг - стремительное обнаружение все нового, страстные поиски неизведанности делали неожиданность непременной частью мироощущения. С этим вполне согласуются основы «эстетики чудесного», разработавшей очень дифференцированный аппарат для воплощения всего поражающего воображение воспринимающего. «Сенсационность барокко» проявлялась, вероятно, наиболее отчетливо в культе чудес и чудищ. Продолжая тенденции, намеченные маньеризмом, именно барокко создает систему «кунсткамер», определяющую весьма существенные свойства культуры в целом. Раритеты, старательно собираемые барокко, подключались к сложным традициям морально-дидактической мысли, связывались с темой «бренности», имели скрытый или откровенный эмблематический смысл.
Равновесие, единство и цельность барокко специфичны - это равновесие, единство и цельность антитезы. То, что барокко распространило принцип антитезы на мир и искусство, сообщает этой культуре неповторимое своеобразие. Здесь мы находим еще один «разрыв времен» при внешней связи с длительной традицией, еще одно преобразование старого, при котором меняется его стилевая функция, и обретается новое качество эпохи.
Барокко изменило мир культуры, сами представления о ней. В художественную практику хлынул поток новых идей, настало время великих открытий. Образовалось множество новых форм, жанров. Культура обрела несколько измерений, категорий. Одно из них - пространство,основа архитектуры.
Осознание пространственности как важнейшего композиционного фактора связано с достижениями всей барочной культуры. Характерно, что именно в XVII веке в итальянском языке появляется слово, обозначающее среду, - ambiente. Микро- и макровеличины занимают практически всех ученых и мыслителей барокко. Человек мыслится в двойной перспективе,
существует между двух бездн: бесконечно малого и бесконечно великого. Это двойное измерение, перенесенное из математики в философию, становится традиционным для французской мысли, начиная с Паскаля. «Человек, - говорит Паскаль, - ничто в сравнении с бесконечным, все в сравнении с ничтожеством, середина между всем и ничем. И на всем, что нас окружает, лежит печать этой двойной бесконечности».
Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека.
Лучшим из архитектурных ансамблей Италии XVII в. стала площадь перед собором св. Петра,спроектированная Лоренцо Бернини(1598-1680) в 1656-1667 г. Бернини оформил площадь перед собором как продолжение храма. Прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи -коридоры, образующие трапециевидное пространство, а от концов галереи разошлись с 2 сторон двумя рукавами колоннады из 284 колонн и 80 столбов высотой 19 м каждый. Аттик колоннады украшают 96 статуй. Сам Бернини сравнивал рукава с объятиями церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. По выражению Бернини, колоннады «подобно распростертым объятиям, захватывают зрителя и направляют его движение к главному фасаду, к алтарю».
Очень интересна королевская лестница - «Скала реджа», соединяющая собор св. Петра с Ватиканским дворцом. Первые колонны - громадные, при поднятии лестницы они уменьшаются и наверху сделаны под рост папы. В результате всем кажется, что папа громадного роста (игра с линией - обмануть глаза, создать иллюзию пространства). Благодаря этому выход папы на богослужение превращался в величественное зрелище.
Восприятие пространства антитетично. Но, в зависимости от того, какими видятся перспективы культуры, оно может приобрести либо трагический, как у Паскаля, либо оптимистический, как у Тезауро, акцент. Антитетичное осмысление пространства вполне согласуется с восприятием других категорий, прежде всего - времени.
Коренным образом изменилось в эпоху барокко осмысление категории времени. Время имело аллегорический смысл - барокко удерживало сред-
невековые аллегории времени и вечности, которые, как правило, противопоставлялись, но могли и сближаться: «Вечность чуждалась постоянных перемен, которые несло с собой Время, всего того, что совершалось ежечасно. Она отмечала своей печатью в мире только то, что постоянно». Время предполагало «необратимость, быстротечность, преходящесть». Но средневековье не знало категории безвременья, придающей невероятную напряженность барочному мышлению, безвременье обозначает границу времени и вечности.
Ощущение этой пограничности великолепно передает поэзия, музыка, философия немецкого барокко. В архитектуре и дизайне идеализация образов сочетается с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозная аффектация - с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. Эти приёмы проявились в постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи, в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, позднее в фантастичных постройках Г. Гварини.
Перевороты, осуществившиеся одновременно в осознании пространства и времени, были связаны с динамизмом. Движение - одна из важнейших категорий барокко, его ключевая тема. Один из символов эпохи - бог -Вечный часовщик, который творит, заводит и регулирует универсум. Как говорил Кеплер, «ради созерцания, для которого человек сотворен, украшен и надежен глазами, человек не мог пребывать в состоянии покоя в центре; требовалось, чтобы он на земном корабле ради вящей возможности проводить наблюдения в годичном движении переносился в пространстве, подобно землемеру, меняющему свое положение относительно недоступных объектов».
Открытие движения вызвало важнейшие перестройки в искусстве. Принцип движения вносится в живопись, архитектуру, скульптуру, театр. В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко - это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.
В интерьерах стиля барокко очень популярны зеркала, живописные полотна или скульптуры с изображениями полуобнаженных тел в динамике, - то есть в движение, в физическом усилии, напряжении борьбы. Пейзажные полотна также очень уместны в интерьере. Это могут быть разнообразные природные мотивы, на фоне которых изображаются сюжеты из крестьянской жизни.
«Жизнь есть сон». Это название пьесы Кальдерона могло бы становится эпиграфом ко многим книгам о барокко. Иллюзорность окрашивает барочное мироощущение.
Соседство героев, богов, реального и ирреального действия, всякие волшебства были единственными для барочного вкуса, являлись высшим выражением изменчивости, динамизма, превращения, чудеса были не внешними, чисто декоративными элементами, а составляли непременную часть художественной системы.
Иллюзорность и театральность - качества, стоящие рядом. Они наделены универсальностью. Один из крупнейших теоретиков барочного «остроумия», Тезауро сближал два представления «жизнь есть сон» и «жизнь есть театр». Главные принципы остроумия - внезапность, неожиданность, яркость - во многом обусловлены этими взглядами. Иллюзорность и театральность, впрочем, как и другие качества барокко, нашли яркое выражение и в интерьерах этой эпохи.
Интерьер в стиле барокко - это, в первую очередь, сложные и красивые изогнутые силуэты элементов дизайна, яркие краски, неповторимая игра света и тени. В стиле барокко открывается совершенно новое восприятие стены. Стена как символ надежности и монументальности дополняется небывалой прежде пластикой и динамикой. Интерьер дополняется изящными, более сложными качествами: изогнутые линии в предметах декора и элементах оформления, прекрасные камины, интересная инкрустация, динамичные силуэты кресел, диванов и стульев, сказочные кровати с балдахинами и с множеством красивых драпировок, огромные зеркала - это те черты, которые делают интерьер аристократичным, роскошным, богатым и очень торжественным. Фасады, а также интерьер в целом насыщены множеством таких разных декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуш и т. п.
В интерьере очень популярно применение инкрустаций драгоценными металлами, такими как золото и серебро. Мрамор, кость, медь, мозаика также часто используются в самых разных предметах дизайна. Мебель отделывают дорогими, изысканными тканями, бахромой. Текстильные драпировки применяются также и для стен. Кроме того, используется много лепнины.
Характерные волнообразные линии воплощаются в дизайне мебели. Для ножек характерны интересные изогнутые формы. Среди предметов мебели очень популярными становятся комоды с выдвижными ящиками, бронзовые напольные часы, постаменты для скульптур.
Кресла и диваны в стиле барокко отличаются волнообразными спинка-
ми. Конструкция диванов напоминает собой интересный ансамбль из вместе сложенных нескольких кресел. Столы зачастую уснащают круглыми и достаточно массивными столешницами, а также декорируются перламутром, мозаикой или цветным мрамором. Кровать стиля Барокко напоминает некий шатер, в котором используется много драпировок, занавесей и бахромы. Все это создает ощущение театральности бытия человека. Не случайно одна из наиболее популярных аллегорий барокко представляет мир в виде театра, в котором человек - игрушка, марионетка демиурга. Игровое культивируется в эпоху барокко. Любование не только искусством, но и искусственностью достигает апогея в середине XVII в.
Как маньеризм Возрождения перерастает в стиль барокко, так последний, в свою очередь, порождает стиль рококо, зародившийся во Франции в начале XVIII века. Достигнув апогея своего развития при Людовике XV, стиль господствовал до 1780-х годов, после чего был вытеснен неоклассицизмом. По сути рококо - это усовершенствованное барокко, полностью соответствующее духу вычурного, жеманного времени и утверждающее художественную концепцию беззаботной жизни изысканной личности среди изящных вещей. Наиболее полно рококо выразился в архитектуре и декоративном искусстве (мебель, роспись на фарфоре и тканях, мелкая пластика). Искусство рококо, пользуясь достижениями предыдущих эпох (особенно барокко), не вносит в архитектуру принципиально новых конструктивных элементов, а лишь совершенствует существующие. Стиль отличается легкостью, грациозностью и кокетливыми нотками. Рококо демонстрирует гедонистические настроения аристократии того времени, стремление к побегу от действительности в иллюзорный мир театральной игры. Для рококо характерны тяготение к асимметрия композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью их внутреннего убранства. К искусству рококо относится творчество архитекторов Ж. М. Оппенора, Ж. О. Мейсонье, Г. Ж. Боффрана, живописцев А. Ватто, Ф. Буше и др.
Вывод
Драматизм бытия для сторонников стиля барокко является естественной формой существования природы и человека. Именно поэтому барокко считают патетическим стилем, который несет в себе сильные эмоции и мощную энергетику. Он выражает довольно прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и разнообразии мира, и его неповторимости.