Тема. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ ВЫРАЖЕНИЕ В РОМАНСКОМ И ГОТИЧЕСКОМ СТИЛЯХ ИСКУССТВА
Средневековая культура - это универсальная культура, в которой высшей ценностью становится Бог как абсолютная духовность, как источник вечной красоты. Этот новый поворот в культуре можно рассматривать как грандиозный эксперимент, нацеленный на бесконечное совершенствование человека, актуализацию его неограниченных потенций, как неординарную попытку внести максимальный смысл в неопределенность языческой картины бытия. Все это весьма позитивно повлияло на углубление эстетического миропонимания, ибо, чем глубже человек проникается осознанием смысла, тем больше красоты открывает он в окружающем мире, в собственной душе. Эстетическое чувство существенно укрепляется с ростом понимания особой значимости человеческой жизни, ощущением смысловой наполненности каждого прожитого мгновения, осознанием вселенской ответственности за свои поступки. Переориентация общественного сознания на мир идеальный, сверхчувственный, духовный, стремление научиться управлять не столько внешней, сколько внутренней природой становится главной тенденцией средневековой культуры. Планета Земля в новой мировоззренческой системе была уже не просто одной из сфер Космоса, но рассматривалась как центр Мироздания, как поле мощного Вселенского столкновения низкого и высокого, уродливого и возвышенного, злого и доброго, дьявольского и Божественного за каждую человеческую душу, за абсолютную гармонию.
В условиях существовавшей тогда экономической и политической раздробленности (V-X вв.) католическая церковь, обладая строгой иерархией и твердо установленным учением, имела возможность оказывать сильнейшее влияние на всю духовную жизнь средневековья, в том числе и на развитие искусства.
Плотин стал первым провозвестником христианского индивидуализма, который в развитом христианстве становится важной идеологической и психологической доминантной всего вероучения. Именно это четко определило границы и возможности религиозного влияния на искусство в целом.
Возникла клерикальная литература: гимны, духовные стихи, жития святых, парафразы библии, церковная драма. Аналогичная картина наблюдалась в живописи, архитектуре, музыке: эти виды искусства пробрели ярко выраженную религиозную окраску. Искусство пропагандировало аскетическую доктрину, идею покорности властям, суля воздаяния в потустороннем мире. Церковное искусство исходило из религиозного представления о том, что земная жизнь лишь слабый отголосок небесной. Этим объяснялось пренебрежение к чувственному миру. В связи с этим в искусстве преобладают аллегории и символ как наиболее характерные особенности средневекового официального искусства.
В средневековье продолжает доминировать интуиция целостности мира и органического единства всех входящих в него вещей, то есть интуиция мирового живого организма. Чувственно-материальный космос уже не может сохранить свою спокойную отрешенность, гармоничность и уравновешенность, свойственные античности, так как оказывается сферой активной деятельности живой и подвижной Божественной Личности, а личность непредсказуема и свободна в своих проявлениях. Поэтому Космос утрачивает гармоничность и пропорциональность, становится мятущимся, беспокойным и несамостоятельным.
Взаимное соотношение двух миров, возникающее в христианстве, выражается в том, что пространство теряет спокойствие и относительную уравновешенность; примерную одинаковость во всех направлениях, столь характерную для античности.
Пространство, во-первых, приобретает направление, ведущие векторы, в нем начинает доминировать вертикаль, выражающая движение вверх, к миру горнему. Не очень ярко проявившаяся в раннехристианских храмах, в силу господства в них архитектурной античной традиции, она с максимальной силой находит свое выражение в эпоху средневековья - как в появившемся и ставшем господствующим в Византии в IX-XI вв. крестово-ку-польном храме (унаследованном и средневековой Русью), так и (может быть, в наибольшей степени) в зрелой западноевропейской готике.
Во-вторых, в дуалистическом средневековом мире пространство все больше утрачивает свою однородность. Пространство становится эмоционально окрашенным. Понятно, что оно не было эмоционально нейтральным и раньше. Центр освоенного человеком пространства всегда имел более светлую, радужную окраску; в периферийных зонах сгущались тьма и холод, разворачивались пугающие бездны подстерегающего человека хаоса.
Вполне естественно, что все эти ощущения, вызванные комплексом христианских религиозных средневековых представлений, наложили свой отпечаток и на эстетическое восприятие реального земного пространства в обыденных представлениях человека. Они меняют и его картину, делают его неоднородным и разнокачественным, делят на по-разному эмоционально окрашенные пласты.
Человек для значительной части эпохи средневековья, прежде всего, по-прежнему тело, что выражается в господстве в средневековой культуре
его телесной, неиндивидуальной стороны, не вызывая никакого противоречия с ярко выраженной в некоторых случаях его бесплотностью. Лицо и руки сильнее всего психологизированы, они передают индивидуальные эмоции, как правило, оказываются на втором плане и вовсе не доминируют, подавляясь телесным объемом, закутанным в складки одежд.
Телесность и имперсональность выражена и через сохраняющуюся подчиненность человеческих тел неиндивидуальному ритму, который как бы помимо их воли определяет движения фигур, складывающихся в извивы тел и неестественных складок одежды. Покорность этому сложно извивающемуся движению, с обезоруживающей определенностью вскрывает все ту же имперсональную, полубессознательную человеческую подоснову.
Впервые появилась идея о внутреннем мире человека (Августин Блаженный) как автономном и оппозиционном его телу. Понятие личности, персоны возникает в патристике. Именование Бога Персоной, можно встретить у Августина, Тертуллиана и у Боэция. Целью человеческой жизни становится некое идеальное состояние, слияние с вечным, достижению которого препятствуют страсти, желания, потребности тела.
Таким образом, эстетические тенденции, свойственные искусству в христианском мире, сводятся к следующему: человек раскрывается как неповторимая самоценная личность и как человеческая духовность, углубленная в себя и в мир, осмысляющая и чувствующая свое «Я» как нечто целостное и слитное со всем человеческим, природным и духовным. Средневековое искусство давало моральные наставления и высокое иносказание, поднимающие верующего до божественной премудрости.
Ранневизантийский неоплатоник Псевдо-Дионисий Ареопагит хотя и расходился с Тертуллианом в оценке античного философского наследия, стремясь в своих сочинениях (в особенности в тракте «О иерархии ангелов и церкви») соединить его с христианством, - в оценке искусства единодушен со своим западным братом. Он в трактате «Об именах Бога» утверждает, что искусство есть проявление божественной красоты, и видит совершенную красоту только в Боге, она есть только одно из божественных имен [8, с. 138].
Августин Блаженный, продолжая традиции Плотина, в своей «Исповеди» говорит о том, что искусство приводит его к греховным чувствам и желаниям, он называет его «похотью очес», подчеркивая тем, что именно зрение, обращенное к изобразительным и пластическим образам, порождает наиболее глубокие земные, реальные чувства и желания. Поэтому он стремится преодолеть разорванность своего «Я» между земным и небесным, полностью отдать себя Богу, отказавшись от искусства, ибо Бог - это «единственная в своем роде и неподдельная красота» [8, с. 165].
К готической эстетике относятся: Александр Галесский (ум. в 1245), Вильгельм Овернский (ум. в 1264), Винцент из Бовэ (ум. в 1264), Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Ульрих Страсбургский (ум. в 1277 г.). Бонавентура (1221-1271), Генрих Гентский (1217-1293), Роджер Бэкон (1214-1294), Раймонд Луллий (1235-1315), Иоанн Дуне Скот (1264/74-1308).
В той эстетике, которая возникала на основе подобного аристотелевского осложненного неоплатонизма, появилось много нового. Первое, и самое главное заключалось в том, что здесь на первый план выступили проблемы разума, по своей напряженности и по своей неуклонно проводимой систематике далеко превосходившие эпически спокойную античную диалектику.
При рассмотрении эстетических взглядов Фомы Аквинского чаще всего приводится текст Фомы Аквинского о том, что красота состоит из цельности (integritas), пропорции, или созвучия (consonania), и ясности (claritas), под которой понималось идеальное изучение самой идеи, или формы [19]. Уже этот один текст дает много интересного для эстетики проторенессанса. Первым условием красоты Фома считает цельность, которая есть то же самое, что совершенство. Всякая вещь, лишившаяся даже в самой малой мере своей цельности, становится безобразной [19]. Нераздельность есть само условие существования вещи; так что мы можем сказать, прекрасная вещь самим фактом своей красоты, т. е. слитности своих частей в единую цельность, свидетельствует о своей действительности, реальности. Познавательным характером эстетического восприятия Фома объясняет и то, что красоту в собственном смысле слова мы относим лишь к области зримого и слышимого «и не называем прекрасными вкусы или запахи» [19]. В этом смысле Фома говорит также о красоте человеческого тела, в котором все организовано согласно закону о пропорциях, и о духовной красоте, где «поведение человека или его действие хорошо соразмерно с духовной ясностью разума». Таким образом, к самой сущности красоты относится ее пластическая соразмерность как результат ясности разума.
В сравнении со строгой и суровой верой в истины откровения у Фомы чуть ли не впервые раздается твердый голос о полной самостоятельности эстетического удовольствия и о его вполне самостоятельной и специфичной предметности. Красота здесь трактуется как достигнутая целесообразность, т. е. как целесообразность без всяких усилий для ее достижения и обладания.
В других местах Фома говорит об этом еще категоричнее. Отождествляя благо и красоту по их субстанции, он различает их, как он говорит, «по их понятию», по их разным смысловым сторонам. Так как желать можно только чего-нибудь, уже по одному этому и благо и красота являются «формой». Однако, форма эта, будучи предметом желания в благе, является предметом познания в красоте. Поэтому цель характерна для блага в первую очередь и в собственном смысле слова. В красоте же эта цель, будучи достигнутой, уже как бы перестает быть целью, является чистой формой, взятой сама по себе, т. е. бескорыстно. «Красота связана с понятием формальной причины».
Подводя итог приведенным выше текстам из сочинений Фомы, имеющим прямое отношение к эстетике, необходимо сказать, что эстетический предмет у Фомы есть предмет, не требующий для своего достижения никаких усилий, желания или воли, но данный сразу как предмет успокоенного и самодовлеющего созерцания в виде чистой формы, т. е. единораздельной и пропорциональной целостности, таким же самодовлеющим удовольствием. Легко заметить, что каждый момент этого определения эстетической предметности является прямым предшествием всей эстетики Возрождения, если не прямо ее исходным началом.
Весьма важна философская деятельность Иоанна Дунса Скота, знаменитого францисканца и противника доминиканца Фомы. За свою слишком короткую жизнь он написал множество всякого рода сочинений, в которых поражал читателя тонкостью и глубиной своей логики. Дуне Скот является горячим защитником принципа индивидуальности. Однако, он защищает индивидуальность не так грубо, как это выходило у номиналистов. С точки зрения Дунса Скота, несмотря ни на какую индивидуальность, общее обязательно существует, и существует не только в мысли, но и в бытии.
Красота, воспринимаемая зрением, по Витело, можете просто состоять из светового феномена, а может состоять из соединения разных ощущений. Здесь Витело рассматривает эстетическое значение отдельных цветов, удаленности и близости воспринимаемого предмета, его величины, положения, фигуры, телесности, непрерывности, разделенности, числа, движения и покоя, шероховатости, прозрачности, плотности. Красота зависит также от тени, темноты, подобия частей тела и их различия, от их взаимосочетания и пропорциональности. Весьма существенно у Витело указание на значение привычки в эстетическом восприятии, различия в нравах людей и в психологии народов.
Краткое рассмотрение эстетических учений средневековья свидетельствует о том, что в них нашли отражение новые процессы в развитии эстетической культуры в сравнении с античностью. В значительной мере эта эстетика была теологической, она отличалась абстрактностью, спекулятивностью, носила ярко выраженный схоластический характер. Она, в основном, обобщала положения искусства, находившегося под непосредственным влиянием церкви. Светское искусство нашло в ней слабое отражение.