Тема 2. ИДЕИ И ИДЕАЛЫ АНТИЧНОСТИ В АРХИТЕКТУРЕ

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ

В ТРАКТАТЕ ВИТРУВИЯ «ОБ АРХИТЕКТУРЕ»

Для античной культуры характерна удивительная гармония человека и природы. Именно эта гармония давала древним грекам ощущение свобо­ды, во многом определившей уникальность всей греческой культуры. Свою роль здесь сыграли многие факторы, в том числе, и природные.

В отличие от жителей Древнего Востока, которых окружали огромные пространства, пространства пустынь, древние греки не ощущали себя поте­рянными в окружающем мире. Все вокруг было соразмерно: горы, хотя и не высокие, но, порой, очень крутые, море, так часто покрытое островами, что нигде не терялась из вида суша. Полисы были настолько невелики, что, поднявшись на любую вершину, можно было окинуть взглядом всю стра­ну. Мир казался стройно поделенным по каким-то естественным граням. Поэтому у греков появляется желание постичь его, научиться управлять им. Даже богов, населяющих этот мир, они стремились сделать близкими и понятными. Один из крупнейших исследователей античности швейцар­ский ученый А.Боннар писал: все важнейшие достижения греческой циви­лизации «направлены к одной цели: увековечит власть человека над приро­дой, утвердить и усилить свою человеческую сущность» [3]. Возникнове­ние и развитие философии в VII-VI вв. до н. э. приводило к возникнове­нию более рациональной системы познания и объяснения мира. В то же время философия проникнута поэтическим, образным началом, что харак­терно для древнегреческой культуры и придает ей особое обаяние.

Римский менталитет значительно отличался от греческого. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного и науч­ного творчества, то римляне, как они сами признавали, имели наибольшие способности к практической деятельности. Очень образно и точно это под­метил Цицерон, сказав, что греки изучали геометрию, чтобы познавать мир, а римляне - чтобы измерять земельные участки. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на всю римскую культуру.

Но главное, что объединяет греческую и римскую культуры, заключа­лось в том, что отправной точкой и объектом всей античной культуры явля­ется человек, связанный с миром в единое целое. Явные черты этого миро­ощущения несет в себе и архитектура и пластические искусства античности.

Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее ос­нове, как и в основе древнегреческого искусства, лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармониче­ском равновесии с окружающей природной и социальной средой. А посколь­ку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последу­ющего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитекту­ры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясно­сти композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульпту­ры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-текто­нических элементов сооружений.

Спецификой классической Древней Греции является человечески-те­лесный подход к архитектуре. Понимание архитектуры вполне сознатель­но связывалось с учением о пропорциях человеческого тела. Кредо антич­ной архитектуры - мера. В её основу положена гармония пропорций, воз­никшая в результате изучения законов окружающего мира, в том числе -строения человеческого тела (поэтому греческая архитектура была антро­поморфной, подобной человеку, соотнесенной с его пропорциями).

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная кон­струкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре - колонное перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершен­ства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произве­дениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Греции была, прежде всего, храмовой. При этом греческие храмы с самого начала имели особое назначение. Богослужения происхо­дили вне стен храма, который считался домом богов. Храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной кры­шей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помеща­лась статуя того божества, которому был посвящен храм, т. е. греческий храм использовался исключительно как помещение для статуи божества в виде идеального образа человека (мужчины или женщины). Архитектура и скульптура составляли единое органическое целое. Скульптурные произ­ведения не только определяли знаково-смысловую форму самого храма, который был «обрамлением» статуи божества, но и заполняли перекрытия и конструктивные части здания. Таким образом, храм был своего рода вме­стилищем, архитектурным обрамлением рукотворной красоты, которую не смогла создать сама природа, предоставив эту возможность человеку.

Ведущим архитектурным типом античной классики является так назы­ваемый периптер,т. е. храм, окруженный со всех сторон колоннами. В греческой архитектуре чётко выделяется два стиля (или ордера) - дори­ческий и ионический,определяющие структуру колонн и размещённой на них верхней части здания. Дорический стиль наиболее простой, лако­ничный по своей форме. Главные отличительные особенности этого орде­ра - строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает боль­ше деталей. Главные черты ионического стиля - легкость пропорций, боль­шая дифференцированность форм, изящество и относительная декоратив­ность. Дорический ордер как бы выражал идею мужского начала, силу, мощь, строгость, суровость, простоту, а ионический - женское начало, бла-городность, утончённость, ажурность, грациозность, интеллектуальность.

Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий - коринфский.Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры. Коринфский ордер витиеват, насыщен болезнен­ными фантазиями, символизирует девичье начало, нежность, чистоту.

Роль колонны в греческой архитектуре многообразна. Колонны окружа­ли целлу (главное помещение храма, в котором располагалась статуя бо­жества), определяли внешний вид храма. Не случайно в истории и в теории архитектуры греческую колонну сопоставляют с человеческим телом. Гля­дя на греческий периптер, зритель устанавливает соотношение между стволом колонны и своим телом. Колонна вертикальна, как человеческое тело, снабжена каннелюрами, очень похожими на складки платья, капите­лью, которая одним своим названием указывает на идею «головы». Таким образом, колонна, практически выражавшая весь периптер, - это единое божественное тело, повторявшее себя вокруг себя самого.

Наиболее ярким выражением периптера является знаменитый древне­греческий Парфенон - самое большое и известное сооружение в ансамбле Афинского акрополя, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм был посвящен богине Афине, которая выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и назва­ние храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфе­нон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывав­шийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. На­до отметить, что древнегреческие храмы отличались небольшими размера­ми по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Если сравнить Парфенон с восточным храмом, например, египетским храмом Деир-Эль-Бахри, то можно увидеть, что египетское здание настолько мо­нументально в окружающей природе, что кажется произведением не чело­века, а каких-то неведомых космических сил, господствующих во всей природе. Человека там нет, он слишком ничтожен в этом мире, на него да­вит что-то космическое, надчеловеческое. Парфенон стоит на холме, он снабжен ступенчатым постаментом. Здание выделено из природы, на нем заметна человеческая рука. В природе, от которой он не оторван, но с кото­рой составляет определенный ансамбль, он выражает собой продукт чело­веческой деятельности, а не нечеловеческую, безраздельно космическую силу. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фри­зам и метопам - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два пор­тика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефан-тинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. «Так возник храм, - пишет Андрэ Боннар, -выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя» [3].

Усилиями греческих зодчих и строителей созданы многие шедевры ар­хитектуры - такие как храм Артемиды Эфесской (архитектор Хейрократ), Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (ар­хитектор Сострат), храмы Аполлона в Дельфах, Дидимах и Коринфе, Зевса в Олимпии, Геры на Самосе, Галикарнасский мавзолей (архитектор Гермо-ген), театры в Афинах и Эпидавре (архитектор Поликлет Младший); постро­ен образцовый город Античности - Александрия (архитектор Дегинократ).

Архитектура в Древнем Риме

В архитектуре существенных результатов достигли и римляне. Активно культивируя греческие ордера, они привносили в них новшества, модерни­зировали их. Так, дорический ордер был несколько видоизменен, утяже­лён, что позволило исследователям говорить о появлении нового ордера -тосканского. То же самое произошло и с коринфским ордером. Римские мастера над его капителью добавили ионический эхин и подушку с волю­тами, создав так называемый композитный ордер. В архитектурных соору­жениях римляне активно использовали полуколонны и арки, предпочитали трёхстороннюю колоннаду, т. н. псевдопериптер. В отличие от греческой архитектуры, римская была более прагматичной. Известный римский зод­чий Витрувий, сформулировавший три основных требования к архитекту­ре, на первое место поставил пользу, затем прочность и красоту. Греки же краеугольным камнем считали красоту. Римляне любили богатое убранст­во и пышную отделку зданий. Они уделяли большое внимание не только строительству храмов, театров и зданий общественно-политического на­значения, для них важное значение имели и жилые дома, и виллы, и термы (бани), и мосты, и акведуки (водоводы), и дороги, и многое другое. Своео­бразие архитектуры римлян также состоит в том, что они предпочитали строить на равнине и в низинах, а не на возвышенностях, как греки.

Наши рекомендации