Тема 2. ИДЕИ И ИДЕАЛЫ АНТИЧНОСТИ В АРХИТЕКТУРЕ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ
В ТРАКТАТЕ ВИТРУВИЯ «ОБ АРХИТЕКТУРЕ»
Для античной культуры характерна удивительная гармония человека и природы. Именно эта гармония давала древним грекам ощущение свободы, во многом определившей уникальность всей греческой культуры. Свою роль здесь сыграли многие факторы, в том числе, и природные.
В отличие от жителей Древнего Востока, которых окружали огромные пространства, пространства пустынь, древние греки не ощущали себя потерянными в окружающем мире. Все вокруг было соразмерно: горы, хотя и не высокие, но, порой, очень крутые, море, так часто покрытое островами, что нигде не терялась из вида суша. Полисы были настолько невелики, что, поднявшись на любую вершину, можно было окинуть взглядом всю страну. Мир казался стройно поделенным по каким-то естественным граням. Поэтому у греков появляется желание постичь его, научиться управлять им. Даже богов, населяющих этот мир, они стремились сделать близкими и понятными. Один из крупнейших исследователей античности швейцарский ученый А.Боннар писал: все важнейшие достижения греческой цивилизации «направлены к одной цели: увековечит власть человека над природой, утвердить и усилить свою человеческую сущность» [3]. Возникновение и развитие философии в VII-VI вв. до н. э. приводило к возникновению более рациональной системы познания и объяснения мира. В то же время философия проникнута поэтическим, образным началом, что характерно для древнегреческой культуры и придает ей особое обаяние.
Римский менталитет значительно отличался от греческого. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного и научного творчества, то римляне, как они сами признавали, имели наибольшие способности к практической деятельности. Очень образно и точно это подметил Цицерон, сказав, что греки изучали геометрию, чтобы познавать мир, а римляне - чтобы измерять земельные участки. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на всю римскую культуру.
Но главное, что объединяет греческую и римскую культуры, заключалось в том, что отправной точкой и объектом всей античной культуры является человек, связанный с миром в единое целое. Явные черты этого мироощущения несет в себе и архитектура и пластические искусства античности.
Архитектура Древней Греции
Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе, как и в основе древнегреческого искусства, лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой. А поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.
Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений.
Спецификой классической Древней Греции является человечески-телесный подход к архитектуре. Понимание архитектуры вполне сознательно связывалось с учением о пропорциях человеческого тела. Кредо античной архитектуры - мера. В её основу положена гармония пропорций, возникшая в результате изучения законов окружающего мира, в том числе -строения человеческого тела (поэтому греческая архитектура была антропоморфной, подобной человеку, соотнесенной с его пропорциями).
Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре - колонное перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.
Архитектура Греции была, прежде всего, храмовой. При этом греческие храмы с самого начала имели особое назначение. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. Храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм, т. е. греческий храм использовался исключительно как помещение для статуи божества в виде идеального образа человека (мужчины или женщины). Архитектура и скульптура составляли единое органическое целое. Скульптурные произведения не только определяли знаково-смысловую форму самого храма, который был «обрамлением» статуи божества, но и заполняли перекрытия и конструктивные части здания. Таким образом, храм был своего рода вместилищем, архитектурным обрамлением рукотворной красоты, которую не смогла создать сама природа, предоставив эту возможность человеку.
Ведущим архитектурным типом античной классики является так называемый периптер,т. е. храм, окруженный со всех сторон колоннами. В греческой архитектуре чётко выделяется два стиля (или ордера) - дорический и ионический,определяющие структуру колонн и размещённой на них верхней части здания. Дорический стиль наиболее простой, лаконичный по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера - строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля - легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Дорический ордер как бы выражал идею мужского начала, силу, мощь, строгость, суровость, простоту, а ионический - женское начало, бла-городность, утончённость, ажурность, грациозность, интеллектуальность.
Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий - коринфский.Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры. Коринфский ордер витиеват, насыщен болезненными фантазиями, символизирует девичье начало, нежность, чистоту.
Роль колонны в греческой архитектуре многообразна. Колонны окружали целлу (главное помещение храма, в котором располагалась статуя божества), определяли внешний вид храма. Не случайно в истории и в теории архитектуры греческую колонну сопоставляют с человеческим телом. Глядя на греческий периптер, зритель устанавливает соотношение между стволом колонны и своим телом. Колонна вертикальна, как человеческое тело, снабжена каннелюрами, очень похожими на складки платья, капителью, которая одним своим названием указывает на идею «головы». Таким образом, колонна, практически выражавшая весь периптер, - это единое божественное тело, повторявшее себя вокруг себя самого.
Наиболее ярким выражением периптера является знаменитый древнегреческий Парфенон - самое большое и известное сооружение в ансамбле Афинского акрополя, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм был посвящен богине Афине, которая выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Надо отметить, что древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Если сравнить Парфенон с восточным храмом, например, египетским храмом Деир-Эль-Бахри, то можно увидеть, что египетское здание настолько монументально в окружающей природе, что кажется произведением не человека, а каких-то неведомых космических сил, господствующих во всей природе. Человека там нет, он слишком ничтожен в этом мире, на него давит что-то космическое, надчеловеческое. Парфенон стоит на холме, он снабжен ступенчатым постаментом. Здание выделено из природы, на нем заметна человеческая рука. В природе, от которой он не оторван, но с которой составляет определенный ансамбль, он выражает собой продукт человеческой деятельности, а не нечеловеческую, безраздельно космическую силу. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефан-тинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. «Так возник храм, - пишет Андрэ Боннар, -выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя» [3].
Усилиями греческих зодчих и строителей созданы многие шедевры архитектуры - такие как храм Артемиды Эфесской (архитектор Хейрократ), Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (архитектор Сострат), храмы Аполлона в Дельфах, Дидимах и Коринфе, Зевса в Олимпии, Геры на Самосе, Галикарнасский мавзолей (архитектор Гермо-ген), театры в Афинах и Эпидавре (архитектор Поликлет Младший); построен образцовый город Античности - Александрия (архитектор Дегинократ).
Архитектура в Древнем Риме
В архитектуре существенных результатов достигли и римляне. Активно культивируя греческие ордера, они привносили в них новшества, модернизировали их. Так, дорический ордер был несколько видоизменен, утяжелён, что позволило исследователям говорить о появлении нового ордера -тосканского. То же самое произошло и с коринфским ордером. Римские мастера над его капителью добавили ионический эхин и подушку с волютами, создав так называемый композитный ордер. В архитектурных сооружениях римляне активно использовали полуколонны и арки, предпочитали трёхстороннюю колоннаду, т. н. псевдопериптер. В отличие от греческой архитектуры, римская была более прагматичной. Известный римский зодчий Витрувий, сформулировавший три основных требования к архитектуре, на первое место поставил пользу, затем прочность и красоту. Греки же краеугольным камнем считали красоту. Римляне любили богатое убранство и пышную отделку зданий. Они уделяли большое внимание не только строительству храмов, театров и зданий общественно-политического назначения, для них важное значение имели и жилые дома, и виллы, и термы (бани), и мосты, и акведуки (водоводы), и дороги, и многое другое. Своеобразие архитектуры римлян также состоит в том, что они предпочитали строить на равнине и в низинах, а не на возвышенностях, как греки.