Геодезические работы в гражданском
ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В ГРАЖДАНСКОМ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ НУЛЕВОГО ЦИКЛА
Разбивка осей зданий и сооружений
Здания и сооружения состоят из отдельных связанных между собой геометрических элементов. Эта связь обеспечивается взаимным расположением осей. Разбивка здания состоит в определении и закреплении на местности осей. Конфигурация иразмеры здании определяют число и вид осей, подлежащих переносу в натуру.
Различают три вида осей зданий и сооружений. Главные оси — это две взаимно перпендикулярные линии, относительно которых здание или сооружение располагается симметрично. Обозначаются главные оси на генеральном плане римскими цифрами.
Основные оси проходят по контуру здания или сооружения, одни из них — продольные — обозначаются буквами, а перпендикулярные к ним — поперечные — обозначают цифрами. Такое обозначение осей позволяет избежать однозначности понятий при производстве разбивочных и строительных ра-
Рисунок 1- Главные и основные оси здания
бот (рис. 1). Для линейных сооружений (дорог, трубопроводов, каналов) в проекте намечают главные и основные продольные оси. Если сооружение имеет закругление, то оси повторяют его контур.
Вспомогательные или разбивочные оси служат для детальной разбивки частей и элементов сооружений. Они проектируются и разбиваются чаще всего параллельно основным осям, но могут быть расположены и под углом к ним. При разбивке достаточно главные и основные оси закрепить четырьмя знаками, по два с каждой стороны здания. Знаки должны располагаться на одинаковом расстоянии от здания, в местах, обеспечивающих их длительную сохранность и беспрепятственное ведение работ, особенно при возведении нулевого цикла, и должны быть ограждены (рис. 2) горизонта на последующие этажи. Поэтому расстояния до створных знаков должны быть не менее полной высоты сооружения, а при возможности составлять полторы высоты здания.
Для уменьшения числа знаков оси можно закрепить краской на стенах существующих зданий, попадающих в створ данной оси.
Кроме плановой разбивки на местности каждое строящееся здание должно быть обеспечено не менее чем двумя рабочими высотными реперами. Отметка чистого пола первого этажа строящегося здания принимается за нуль, в дальнейшем все отметки ниже пола будут отрицательными, а выше — положительными. Отметка строительного нуля переносится на рабочие реперы методом геометрического нивелирования.
Место установки рабочих реперов выбирается с учетом удобства пользования ими в процессе высотных разбивочных и контрольных работ и с учетом сохранности на весь период строительства.
После завершения разбивки здания или сооружения, закрепления осей и установки рабочих реперов геодезистом и про-
Рисунок 2- Схема разбивки осей
изводителем строительных работ составляется акт передачи-приемки разбивочных работ с приложением схемы закрепления осей, линейных и угловых размеров между осями, исходных пунктов геодезической разбивочной основы и других необходимых данных.
Построение обноски
Для выполнения детальных разбивочных работ при строительстве подземной части здания (нулевого цикла) строят обноску. Она представляет собой специальное ограждение, устанавливаемое по внешнему контуру строящегося здания на некотором расстоянии от основных осей, на которые переносятся основные и детальные разбивочные оси. Обноска обеспечивает высокую точность (1—2 мм) разбивки осей и передачи их в котлован при устройстве фундаментов. Ее проектируют на генплане параллельно контуру здания и так, чтобы она не попадала в зону производства земляных работ, установки строительных кранов или на места складирования строительных конструкций. Обычно расстояние от стены строящегося здания до обноски составляет 4—8 м, но не ближе 1,5—2 м от верхней бровки котлована под фундамент.
По конструкции обноска может быть сплошная, разреженная и створная. При сплошной обноске по периметру здания примерно через 2—4 м на принятом расстоянии вкапывают столбы. С помощью нивелира на одном уровне, на высоте 0,5— 1,2 м делают метки и прибивают обрезные доски. В отдельных местах для выезда транспорта делают разрывы (рис. 3, а).
Разреженная обноска устраивается аналогично сплошной, но только в местах расположения осей (рис. 3, б). Створная обноска (рис. 39, в) состоит из отдельно стоящих столбов, ус-
Рисунок 3- Виды обноски:
а — сплошная; б — разреженная; в — створная
тановленных в створе всех осей зданий. Каждая пара столбов закрепляет отдельную ось. Все столбы устанавливают по линии, параллельной осям здания. Срезы должны быть на одной высоте. На местности с большим уклоном обноску строят уступами.
В практике жилищного строительства широко применяется инвентарная обноска. Она состоит из металлических якорей, вбиваемых в землю через 3—4 м. В отверстия якорей вставляют металлические стойки с муфтами, в которых горизонтально крепят трубчатую штангу. Оси на штанге фиксируются специальным подвижным хомутом с табличкой, обозначающей название оси.
Относительная погрешность линейных измерений при разбивке осей по обноске составляет 1/10 000—
1/25 000. Точность разбивки осей обусловлена ошибками непараллельности сторон обноски продольным и поперечным осям сооружений, отклонениями обноски от прямолинейности и негоризонтальности ее; чтобы обеспечить заданную точность разбивки осей по обноске влияние каждой ошибки не должно превышать примерно 1/50 000.
Угол непараллельности обноски находят из формулы:
Он не может быть более 22'. Величину отклонения обноски от створа вычисляют следующим образом:
где l — длина рулетки. При = 1/50 000 и = 20 м =±6,3 см. Превышение к между двумя соседними точками на обноске должно быть не более
При =3 м h=±1,9 см.
Из расчетов видно, что обноска должна быть параллельна осям сооружений, створность столбов необходимо устанавливать по теодолиту, а высоту обноски выносить нивелиром.
Разбивку обноски выполняют или от створных знаков закрепления главных или основных осей, или от точек пересечения основных осей на контуре здания на основе проекта обноски, рабочих иразбивочных чертежей. Местоположение столбов обноски намечают линейными промерами. Точки закрепления главных или основных осей переносят на обноску с помощью теодолита. По обноске рулеткой определяют положение всех остальных разбивочных осей.
Разбивка котлованов
Геодезические разбивочные работы при устройстве котлованов под фундаменты зданий и сооружений выполняются на основе генерального плана и рабочих чертежей, на которых указаны основные оси и все размеры, определяющие расположения контуров котлована. При разбивке котлованов определяют на местности местоположение нижнего контура и верхней бровки, а также их отдельных элементов. Для определения объемов земляных работ производят нивелирование поверхности в пределах верхней бровки котлована.
Способы геодезических разбивочных работ зависят от конструкции и глубины заложения фундамента. Разбивка контура неглубоких котлованов (траншей) под ленточные фундаменты производится от основных осей зданий, вынесенных на обноску. Для этого вдоль оси между метками на обноске натягивают струну и с помощью отвеса ось переносят на поверхность земли, фиксируя ее колышками. Далее вправо и влево от оси, согласно рабочих чертежей, откладывают расстояния, в сумме составляющие ширину фундамента, и также закрепляют кольями. Между кольями на уровне земли натягивают шнур, который и обозначает границу траншеи. При сборных ленточных фундаментах ширина траншеи увеличивается на некоторую величину а, необходимую для беспрепятственной укладки блоков фундамента.
При устройстве глубоких котлованов выполняют разбивку их нижнего контура и верхней бровки от закрепленных на местности главных или основных осей. До выполнения земляных работ обноска, как правило, не устраивается.
Сначала выносят нижний контур котлована согласно проектных размеров. Размеры котлована обычно задаются не-
Рисунок 4-Схемы разбивки котлованов под фундаменты
сколько больше размеров фундамента. Контур верхней бровки определяется в зависимости от глубины котлована, крутизны откоса, рельефа поверхности и разбивается от нижнего контура (рис. 4, а). Для этого определяют отметки земли в точках 1—4 на каждом углу нижнего контура котлована и вычисляют расстояния до верхней бровки котлована на каждом углу по формуле:
где а — отстояние нижней бровки котлована от фундамента; — отметка земли на каждом углу; — отметка дна котлована.
Натянув шнур через вынесенные точки, получают контур верхней бровки котлована. Так как при разработке котлована механизмами установленные по бровке колья будут уничтожены, то целесообразно бровки закрепить створными знаками на расстоянии, обеспечивающем их сохранность (рис. 4, б). Средние квадратические погрешности разбивки границ нижнего контура и верхней бровки котлована относительно главных и основных осей сооружений не должны превышать 3 см.
Производство земляных работ
В процессе выемки грунта необходимо систематически выполнять контроль за глубиной котлованов или траншей с помощью геометрического, тригонометрического нивелирования или визирок. При рытье глубоких и широких котлованов по мере их углубления отметки от рабочего репера (строительного нуля) постепенно передают по уступам на дно геометрическим нивелированием, причем для контроля передача осуществляется или дважды одним способом, или двумя различными способами. Неглубокие котлованы контролируются геометрическим нивелированием с одной станции с применением трех- или четырехметровых реек.
Контроль глубины разработки при помощи визирок выполняется в следующем порядке. За 2—3 м от верхней бровки котлована на противоположных его сторонах на одной отметке укрепляют две постоянные визирки. Длину контрольной визирки рассчитывают по проектной отметке Яо дна котлована и отметке верха постоянных визирок по формуле:
Изготовив визирку расчетной длины , периодически в процессе углубления котлована контролируют его глубину. Такой способ применяется при сравнительно неглубоких и нешироких котлованах.
Если котлован имеет значительные размеры, то эффективным контролем глубины является тригонометрическое нивелирование. Оно имеет значительные преимущества перед геометрическим (экономия времени, удобство и простота измерений, определение отметок нескольких точек с одной станции). При контроле тригонометрическим нивелированием для определения глубины котлована h измеряют вертикальный угол и горизонтальное расстояние d с одной станции прибора (рис. 41). Тогда
где i— высота прибора; — высота визирования на рейку.
На практике всегда высота визирования равна высоте прибора, поэтому формула примет вид Горизонтальное проложение d линии определяется с помощью нитяного дальномера. Окончательная формула для определения текущей глубины котлована имеет вид
где К — коэффициент нитяного дальномера; п — число сантиметровых делений рейки между дальномерными нитями; с — постоянная дальномера.
Разработку грунта механизированным способом прекращают за 5—10 см до проектной отметки, чтобы не нарушить целостность грунта. Доведение дна котлована до проектной отметки выполняется вручную. Для этого в небольших углубле-
Рисунок 5- Контроль глубины разрабатываемого котлована тригонометрическим нивелированием
ниях с помощью нивелира через 4—5 м по всей площади дна котлована забивают колья таким образом, чтобы верхний срез находился на проектной отметке. Часть кольев можно установить с помощью нивелира, а часть—с помощью визирок. Средняя квадратическая погрешность выноса отметок не должна превышать I см.
После окончательной зачистки дна выполняют исполнительную съемку. На дне котлована параллельно основным осям разбивают сетку квадратов со сторонами 5—10 м в зависимости от размеров котлована и геометрическим нивелированием определяют отметки их вершин. Отклонения фактических отметок дна от проектных не должны превышать 2—3 см.
На исполнительном чертеже откладывают фактические и проектные размеры котлована, смещение его относительно осей; фактические и проектные отметки дна. Вычисляют объем земляных работ.
Геодезическое обоснование.
Как правило, создается двухступенчатое плановое обоснование: опорная и рабочая специальные сети. Опорная сеть необходима для разбивки главных осей высотного сооружения. Проектирование такой сети выполняется на строительном генплане с учетом временных сооружений. При проектировании и выборе местоположений пунктов опорной сети необходимо учитывать возможность использования их для построения рабочей сети, наблюдения с них за положением возводимого здания по всей высоте и проведения контрольных измерений для определения деформаций сети.
Опорная сеть представляет собой чаще всего, центральную систему, четыре пункта которой 1—4 расположены на главных осях х и у, а центральный пункт О является центром возводимого сооружения (рис. 57, а). Число дополнительных осей и пунктов зависит от конфигурации сооружения. Точки необходимо располагать вне строительной зоны на расстоянии 1—1,5 высоты от центра, чтобы их можно было использовать при возведении сооружения на всю высоту.
После завершения строительства нулевого цикла на фундамент выносят центр сооружения О и строят рабочую сеть, необходимую для строительно-монтажных работ. Пункты рабочей сети могут располагаться как внутри здания, так и снаружи его. При выборе пунктов рабочей сети необходимо предусмотреть возможность контроля за их положением в процессе строительства от пунктов опорной сети и удобство контроля возведения сооружения. Погрешность измерения расстояний должна быть в пределах 1/5000—1/10 000, а углов— 10".
При создании опорных сетей для группового возведения зданий применяют сети, в которых на каждом радиусе располагается по два и более знака (рис. 57,6). Такое расположение знаков удобно в том случае, когда наблюдение центра сооружения в процессе строительства становится невозможным и используется при наблюдении за кренами. Для создания сетей при существовании видимости между смежными пунктами применяют методы триангуляции, трилатерации или линейно-угловые построения. При отсутствии видимости применяют метод полигонометрии. На пунктах 1—4 опорной сети (см. рис. 57, а), расположенных на главных осях сооружения, измеряют горизонтальные углы на удаленные ориентиры. Повторные измерения этих углов в процессе строительства позволяют определить крен сооружения в угловой и линейной мере, а также восстановить направление осей при невозможности наблюдений на центр сооружения. Высотная основа, необходимая для возведения, представляет собой два-три репера, заложенные возле основания сооружения. Отметки реперов получают из геометрического нивелирования четвертого класса. Часто отметки передают на пункты планового обоснования и используют их в дальнейшем в качестве реперов. Для закрепления обоснования применяют типовые центры и реперы или специальные, позволяющие наблюдение выполнять без штатива непосредственно со знака.
ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ
8.1. РАЗБИВКА КРИВОЛИНЕЙНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СООРУЖЕНИИ
Общие сведения о кривых
При строительстве автомобильных и железных дорог, трамвайных путей, магистральных трубопроводов, каналов возникает необходимость в разбивке различных кривых: окружности, эллипса, параболы, радиоидальной кривой, кубической параболы, лемнискаты и т. п. Окружность применяется в качестве основной кривой на дорогах и каналах, эллипс—на регуляционных дамбах, конусах насыпи мостовых опор; парабола'—для очертания вертикального продольного профиля дорог, поперечного профиля автомобильных дорог и т. д.; радиоидальная кривая и кубическая парабола используются в качестве переходной кривой, предназначенной для сглаживания резкого перехода от прямой к основной круговой кривой.
Круговая кривая характеризуется углом поворота и радиусом R (рис. 62). Угол измеряется в точке В — вершине угла поворота. Радиусом R задаются с учетом нормативных требований, предъявляемых к сооружению. Главные точки кривой: НК — начало, СК — середина и КК — конец — определяются относительно вершины и направлений угла на другие вер –
шины. Основные элементы кривой: Т — тангенс или касательная, Б — биссектриса, К — длина кривой, Д —домер — вычисляют по формулам
Положение средней точки можно определить также путем деления кривой на две равные части и вычисления малого тангенса t, полухорды bи стрелы f
:
Основные элементы кривых выбирают из таблиц для разбивки кривых. При больших углах поворота кривая отклоняется от касательных на большое расстояние и ее разбивают кратными кривыми с углом г = /n где п—число кратных кривых.
Если при разбивке кривой ее вершина недоступна (рис.63), то угол получают косвенным способом по измеренным углам и в промежуточных произвольных точках С и D. Измерив расстояние CD, решают треугольник COD иопределяют расстояния ОС и OD. Далее, задавшись радиусом круговой кривой, по углам и ( /2) находят соответственно величины Т иt. Теперь по разностям известных расстояний легко найти расстояния
по которым определяют положение точек Е и F — вершины составной кривой. При этом точка Н является серединой всей кривой и точкой сопряжения кратных кривых одного радиуса. Элементы кратных кривых определяют по известной схеме. Их применяют при разбивке длинных кривых с большим углом поворота, когда кривая слишком далеко удалена от тангенса. В этом случае целесообразно делить кривую на четыре и более частей.
Детальная разбивка кривых
Положение кривой на местности не определяется полностью ее главными точками. Для строительства сооружения необходимо найти положение ряда промежуточных точек кривой. Расстояние между ними выбирают с таким расчетом, чтобы кривая
незначительно отличалась от хорды, соединяющей смежные точки. Обычно расстояние между промежуточными точками составляет 20 м при радиусе более 500 м, 10 м —при радиусе 100—500 м и 5 м — при радиусе менее 100 м. Кроме того, частота разбивки зависит от вида и материала сооружения, необходимой точности его возведения. Эти требования определяют также и точность разбивочных работ.
Существует несколько способов детальной разбивки кривых, которые различаются между собой по виду измерений и условиям использования. Разбивка кривых радиусом менее 20 м выполняется из центра кривой или при помощи шаблонов.
Способ прямоугольных координат.За ось абсцисс принимают линию тангенса (касательную), за начало координат — начало кривой для первой и конец кривой для второй ветви. Задавшись удалением k промежуточной точки кривой от начала координат (рис. 64) находят центральный угол = (k/R)p, а по нему — прямоугольные координаты точек 1, 2,...,п:
где i— текущий номер точки кривой (i=1, 2, ..., п). Вместо абсциссы часто пользуются величиной к—х. Значения у даются в таблицах и выбираются по аргументу k—х. Для разбивки точки сначала откладывают вдоль касательной величину k, а затем, отступив назад на величину k—х, фиксируют временную точку и строят в ней перпендикуляр. На нем откладывают ординату у, в конце которой закрепляют точку кривой.
Способ применяется для разбивки круговых и переходных кривых, особенно в тех случаях, когда кривая близко подходит к тангенсу, а также при выносе пикета на кривую.
Способ линейно-угловой засечки.Он заключается в построении угла /2 в начале координат и последовательном от-
Для разбивки промежуточных точек кривой теодолит устанавливают в НК или КК. Ориентируют его по линии тангенса и откладывают от этой линии /2. Отложив вдоль построенного направления хорду /, закрепляют первую точку. Затем в той же точке НК строят угол 2 ( /2) и откладывают хорду /—2, получая на пересечении направления угла и хорды точку 2, и т. д. Линейные измерения выполняют вблизи кривой, что выгодно при разбивке точек на насыпи. Если сектор угловых построений ограничен, то теодолит переносят в какую-либо определенную точку, строят в ней новую касательную и производят от нее разбивку аналогично предыдущему. Этот способ применяют для разбивки кривых земляных сооружений.
Способ продолженных хорд.Задавшись длиной хорды, например 10 м, определяют смещение a = l2/R, при помощи которого разбивают все точки кривой, кроме первой. Первую точку получают по прямоугольным координатам х — 1 и у = а/2 (рис. 66). Протянув через НК (точка А) и точку 1 мерный прибор или трос длиной 21, например рулетку, на продолжении получают предварительную точку 2'. Для получения на кривой точки 2 рулетку придерживают в точке 1, а ее конец сдвигают к кривой на величину а и фиксируют точку 2. Точку 3 получают аналогично на основе линии 1—2 и далее до середины кривой. Применяется этот способ в стесненных условиях (в насыпи, выемке, шахте) при невысокой точности разбивки.
Способ трех точек.Он аналогичен способу продолженных хорд. Для хорды / вычисляют стрелу f = l2/2R, по которой определяют все точки кривой (рис. 67). Сначала разбивают точку 1 по прямоугольным координатам х = 1 и y = f. Затем рулетку или трос длиной 21 протягивают так, чтобы в точке 1 он проходил с внутренней стороны кривой на расстоянии f. В этом положении троса закрепляют точку 2, Затем начало троса переносят в точку /, укладывают его со стрелкой в точке 2 и отмечают точку 3 и далее до середины кривой.
Способ вписанного многоугольника.Он заключается в делении всей кривой на п равных частей с хордой, где ( — центральный угол (рис. 68).
Вычислив углы = 180°— /2n =180°— , начинают разбивку. Для этого теодолитом, установленным в НК (или КК) строят угол , по направлению угла откладывают хорду и фиксируют точку /. Установив на ней теодолит, строят угол фиксируют точку 2 и далее до середины кривой. Благодаря высокой точности линейных и угловых измерений способ используется для разбивки кривых в тоннелестроении.
Переходные кривые
Для уменьшения вредного влияния центробежной силы и обеспечения плавности движения при переходе с прямого участка пути на кривую их сопряжение осуществляется при помощи переходной кривой. Главной особенностью переходной кривой является ее радиус, который плавно изменяется от бесконечности в начале кривой до радиуса круговой кривой.В пределах переходной кривой делают односкатный поперечный про-
Рис.69. Переходная кривая
филь (вираж) с наклоном к центру кривой (на автомобильных дорогах) или поднимают наружный рельс над внутренним (на железнодорожных линиях). Уравнение переходной кривой, выведенное из условия, чтобы в каждой ее текущей точке величина виража или возвышения рельса уравновешивала действие центробежной силы, имеет вид р = С/1, где р — радиус; I — удаление текущей точки кривой от ее начала; С—постоянная, или параметр переходной кривой. В начале переходной кривой I =0 и R= , а в конце l = L и p = R (рис. 69), следовательно C=RL, где L — длина переходной кривой; R — радиус круговой кривой. Элементы переходной кривой определяют по формуле
где Т, Б, К, Д — элементы круговой кривой; Тп, Бп, Кп, Д — элементы переходной кривой; t—дополнение к тангенсу (расстояние от НК до НПК); р — сдвижка круговой кривой.
Чтобы не уменьшать радиус круговой кривой на сдвижку р, центр кривой сдвигают на величину Бр=р sec( /2), где — угол поворота трассы. Поэтому тангенс круговой кривой получает приращение
.
Элементы переходной кривой со смещенным центром определяют по формулам
Все величины выбирают из таблиц для разбивки кривых. Пикетаж вычисляют по известному правилу.
Положение текущих точек переходных кривых задают чаще всего в прямоугольных координатах:
радиоидальная кривая (клотоида)
Для облегчения разбивки переходных кривых составлены таблицы, в которых даются прямоугольные координаты текущих точек клотоиды. Их определяют по аргументам R, L и I. Радиусы кривых приняты от 100 до 4000 м, а значения L от 20 до 200 м и кратны 10 или 20 м. Для детальной разбивки переходной кривой ее начало НПК принимают за начало координат, а тангенс — за ось — абсцисс.
Вертикальные кривые
Переломы продольного профиля дорог сопрягаются вертикальными круговыми кривыми. Различают выпуклые и вогнутые вертикальные кривые. Для обеспечения видимости на выпуклых кривых их радиусы назначаются больше, чем на вогнутых (100—30 000 м первые и 100—3000 м —вторые). Большие радиусы принимаются на железных, а меньшие — на автомобильных дорогах. Элементы вертикальных кривых определяют по радиусу и алгебраической разности уклонов (рис. 70) при помощи приближенных формул
где i i2 — уклоны первой и второй сопрягаемых линий продольного профиля.
Для детальной разбивки кривых вычисляют отметки промежуточных точек профильной линии и вводят в них поправки за кривизну:
где и — отметки вершины перелома продольного профиля текущей точки кривой; х — абсцисса этой точки от начал кривой; у — поправка за кривизну, которая вводится со знаком «—» для выпуклых кривых и со знаком « + » — для вогнутых. Элементы вертикальных кривых и поправки даются в таблицах.
ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В ГРАЖДАНСКОМ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ