Микеланджело. Капелла Медичи.
Капелла Медичи, 1520-1534г, в церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Микеланджело приехал во Флоренцию в 1514г, тк Лев 10 Медичи поручил ему новый фасад Сан Лоренцо, но на реализацию масштабного проекта не хватило денег, он заглох со смертью папы. Чтобы не оттолкнуть художника от семьи кардинал Джулио Медичи поручил не доделывать фасад, а пристроить часовню (новую сакристию), работа начались в 1519г. Заказ в связи со смертью Лоренцо Урбинского в 1519г (внук Великолепного), который должен был покоиться рядом с дядей Джулиано Немурским (сын Великолепного), умер в 1516г (он последний наследник-мужчина Козимо). Еще хотел поместить туда надгробия обоих пап-Медичи, но передумали. Решили объединить захоронения младших герцогов с гробницами Лоренцо Великолепного и брата Джулиано под одним сводом в Новой Сакристии (то есть похоронено 4 человека). Не была закончена, так как Медичи изгнали в 1527г, а когда они вернулись – отказался.
Замыслы: 1) Свободно стоящая гробница по центру – нарушит литургию. 2) Двойная пристенная для младших. 3) Слева и справа от алтаря младшие, а старшие напротив алтаря, там же Мадонна, Косьма и Домиан.
Капелла: за образец старая сакристия Брунеллески, но увеличил высоту, добавив окна (оптически сужаются к верху). Вместо зонтичного купола сферический (Пантеон), гробницы вдоль стен. Еще есть барабан и фонарик, что будет развиваться в Сан Пьетро. От Брунеллески отличается и оформление – язык усложняется (больше членение, много ниш). Стена, живущая своей жизнью, это еще из Рима. Все формы втиснуты в небольшие простенки – опыт библиотеку Лауренциано, главный свет сверху (как в Пантеоне, выгодно для пластики).
Усыпальница: сейчас квадрат 12м. Первоначально центрический проект, хотел установить 4 гробницы по сторонам от 5й (идея напоминает ранний проект усыпальницы Юлия), при этом, надгробия должны были стать «мавзолеем», а скульптуры украсить «фасады». Серия рисунков из Британского музея показывает, что решение о передвижении скульптур поэтапно, в конце концов, решили поместить парные надгробия вдоль противоположных стен. Стены разделены на неравные 3яр, 1ф чрезвычайно динамичный в пластическом и тектоническом отношениях; более спокойный; арки и купол.
Микеланджело наотрез отказывался делать портреты, поэтому и герцоги – обобщенные, идеализированные лица (действенное и созерцательное), это тема бессмертия.
Гробницы: пристенные, почти симметричны. Над каждой усыпальницей в стене 3 ниши, они связаны горизонтальным антаблементом и увенчаны люнетом. Статуи герцогов в центральных нишах (простая прямоугольная коробка), а боковые ниши – не глубокие, зато лучковые фронтоны на консолях. На гробницах по 2 фигуры. У Джулиано День и Ночь, Ночь восходит к несохранившейся статуе Леды с античного саркофага. Полностью отшлифована, кроме волос (плюс есть символы – сова). День – мужчина, тело отвернуто, лицо к нам, кажется не проработанным и не законченным. Хочет, но не может подняться. Лоренцо: Утро (ж) и Вечер (м). В свободных позах – скрывает тяжесть материала. Утро – вроде бы сила и подъем, но изможденная фигура, бессильная; на всем печать смерти, духовное обновление почти не возможно. Головная повязка растворяется в мраморе – мертвая материя продолжает живую. Сползает, ноге не на что опереться. Фигуры будто в прямой инверсии: Ночь пробуждается, а День уходит в небытие. Для Лоренцо очень важна тень, он опустил голову и реальная тень стала духовной (он сошел с ума).
Хотел: над надгробием Лоренцо разместить гирлянды, доспехи и 4 фигуры скорчившихся мальчиков. А треугольные композиции (хотя неуверенные, тк они сваливались) дополняли лежащие на полу фигуры речных богов (совсем отказались). Над надгробием Джулиано путти должны были держать большие раковины, а в люнете фреска. Кроме того, еще алтарь, Мадонна с младенцем и 2 врача (Косьма и Дамиан – небесные патроны Медичи).
Мадонна: Оба герцога смотрят на статую Мадонны с младенцем, которая в центре стены напротив алтаря в окружении святых (в капелле главенствующее положение). Над ней хотел люнет с фреской Воскресения. Мадонна заступница, но она смотрит вниз, а младенец приник к ней, он не хочет идти в этот мир. Дворжак: должно было быть 4 надгробия, а Мадонна для кого то из них, а не сама по себе. Судя по наброскам Джулиано должен был с мольбой обращаться к Марии, а она вторить благосклонным взглядом, но после смерти Лоренцо он изменил решение: Джулиано тщетно просит о помощи, тк ни Мария, ни младенец на него не смотрят. Холодный и неумолимый рок, не оставляет надежды, это не христианская идея, но она беспокоила Микеланджело. Вообще, она самая необыкновенная, не принадлежит ни к 1 типу Мадонн, ближе к сивиллам из капеллы (замкнутая, неприступная, проникнута чувством безразрилия).