Динамические кубистические композиции-теоретические дискуссии в Живскульптархе и проекты Н. Ладовского, В. Кринского, А. Родченко, Б. Королева, Г. Maпy
На крайнем левом фланге символико-романтических поисков находились художники и архитекторы, в творчестве которых ощущалось явное влияние кубизма. Они создавали произведения, проникнутые беспокойной динамикой, зрительно легкие и неустойчивые. В Живскульптархе поиски новых средств и приемов архитектурно-художественной выразительности интенсивно велись на заседаниях в 1919 г., в ходе которых обсуждались и собственно теоретические вопросы, и экспериментальные проекты членов Живскульптарха, выполненные на тему Храма общения народа. Приведу фрагменты из стенограммы заседаний Живскульптарха, посвященных обсуждению проблемы динамической композиции:
Н. Ладовский. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскульптарх. Живскульптарх. 1919. Эскизы |
Н. Ладовский. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскульптарх. Живскульптарх. 1919. Эскизы |
Н. Ладовский. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскульптарх. Живскульптарх. 1919. Эскизы |
Н. Ладовский. Экспериментальные проекты. Эскизы |
Н. Ладовский (?). Экспериментальные проекты. Живскульптарх. 1919. Эскизы |
Н. Ладовский (?). Экспериментальные проекты. Живскульптарх. 1919. Эскизы | Н. Ладовский. Экспериментальный проект. Живскульптарх. 1919 |
Н. Ладовский. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскульптарх. Живскульптарх. 1919. Эскизы |
В. Кринский. Отвлеченные графические композиции. 1919-1921 |
В. Кринский. Отвлеченные графические композиции. 1919-1921 |
В. Кринский. Экспериментальный проект Храма общения народа. 1919. Живскульптарх. Эскизы |
В. Кринский. Экспериментальный проект Храма общения народа. 1919. Живскульптарх. Эскизы |
В. Кринский. Экспериментальный проект Храма общения народа. 1919. Живскульптарх. Эскизы |
"Ставится на обсуждение вопрос, должно ли здание в основе своей выражать покой или движение.
Ладовский. Находит, что соответственно духу переживаемого нами времени, здание это должно быть выражением грандиозного движения.
Фидман. Соглашаясь с тем, что здание должно быть выражением движения, обосновывает свое мнение следующим образом: при планировке нового города это здание согласно своему назначению должно было бы являться точкой покоя. С современным же городом с архитектурной стороны гармонирует здание, выражающее движение, так как в этом случае оно не создает нового центра, а будет лишь показывать стремление к существующему центру.
Заключение по поставленному вопросу: здание в основе своей должно быть выражением движения.
Комиссия переходит к обсуждению вопроса о характере движения, выражением которого является здание.
Г. Maпу. Архитектурные композиции. 1919-1920 |
Г. Maпу. Архитектурные композиции. 1919-1920 |
Г. Maпу. Архитектурные композиции. 1919-1920 |
Г. Maпу. Архитектурные композиции. 1919-1920 | Г. Maпy. Экспериментальные проекты Коммунального дома (дома-коммуны). Живскульптарх. 1920. Эскизы |
Г. Maпy. Экспериментальные проекты Коммунального дома (дома-коммуны). Живскульптарх. 1920. Эскизы |
Г. Maпy. Экспериментальные проекты Коммунального дома (дома-коммуны). Живскульптарх. 1920. Эскизы |
Г. Maпу. Экспериментальный проект Коммунального дома (дома-коммуны). Живскульптарх. Фасад; планы |
Г. Maпу. Композиционные построения. 1920 |
Королев. Находит, что вопрос этот надо решить путем исключения тех форм, которые в основе своей носят элементы покоя. Симметрия является застывшим движением, следовательно, здание должно быть асимметричным. Если форма симметрично замкнута, закончена во всех своих частях, она также не даст выражения движения, а потому форма должна быть разрезанной.
Необходимо избегать таких форм, которые в самом существе своем носят определенную статичность...
Исцеленов. Дополняет принятое на прошлом заседании заключение о том, что здание должно быть выражением движения. Он полагает, что оно должно быть выражением устремления, но не в одну сторону, как например, в готическом стиле, а будучи отражением нашего мятущегося духа, оно должно быть выражением движения в разные стороны.
Ладовский. Предлагает развить понятие движения, которое имеется в виду при проектировании храма. Необходимо выяснить, какого характера должно быть движение: равномерное, неравномерное, ускоренное или замедленное.
Королев. Имеется в виду движение самих форм, которое давало бы ясное чувство их...
Ладовский... полагает, что должны избегать движений ритмических, равномерно-ускоренных и равномерно-замедленных и тогда можно создать нечто новое.
Фидман. Полагает, что задача заключается не только в том, чтобы создать движения, которые еще не имели места в архитектуре, а также и в том, чтобы обострить существующие движения.
Ладовский. Находит, что равномерно ускоренное и равномерно замедленное движения достаточно обострены в архитектуре...
Королев... Следует класть в основу ряд простейших форм, как куб, шар, цилиндр, призму, трансформировать их в обостренном характере и сочетать их движения.
Фидман. Движение, выражаемое зданием, должно быть неравномерно ускоренным. Здание это является местом общения народа, и входящие должны чувствовать общее устремление, как при самом входе, так и при дальнейшем продвижении по зданию...
Ладовский. Добавляет, что идя логически дальше по пути выражения движения, - придем к вибрирующим линиям зданий.
Исцеленов. Находит, что выражение движения даст только разрешение вопросу о новых архитектурных формах... Надо обсудить вопрос о последовательности восприятий, о впечатлениях зрителя в начале восприятия. Хочется, чтобы толпа не сразу попала в то место, где совершаются мистерии, чтобы были впечатления, подготовляющие ее...
Б. Королев. Экспериментальные архитектурные проекты. Живскульптарх. 1919. Эскизы (фасады, планы) |
Б. Королев. Экспериментальные архитектурные проекты. Живскульптарх. 1919. Эскизы (фасады, планы) |
Б. Королев. Экспериментальные архитектурные проекты. Живскульптарх. 1919. Эскизы (фасады, планы) |
Б. Королев. Экспериментальные архитектурные проекты. Живскульптарх. 1919. Эскизы (фасады, планы) |
Б. Королев. Экспериментальные архитектурные проекты. Живскульптарх. 1919. Эскизы (фасады, планы) |
Б. Королев. Экспериментальный проект общественного здания. Живскульптарх. 1919-1920. План; фасад |
Королев. Полагает, что вопрос о выражении движения недостаточно разработан, так как принят в его элементарном виде. Движение получим и из композиции разных форм, может быть усиливая движение форм не статического, а динамического характера, ... целесообразно руководствоваться следующим: взять какую-нибудь основную форму, по существу, динамическую, и к ней приконструировать архитектурные части других форм, которые в существе своем носят движение... Относительно входов говорящий находит, что должно быть несколько входов разных размеров; снаружи они должны быть какими-то архитектурно-скульптурными формами.
Предлагает положить в основу композиции какую-нибудь динамическую форму.
Комиссией принимается следующее заключение:
Основной формой при проектировании здания храма нового культа является трапеция, к которой приконструируются части других динамических форм".
Влияние кубизма явно прослеживается в архитектурных проектах членов Живскульптарха (даже в тех, где использованы формы прошлого). Признание одним из обязательных качеств нового архитектурного образа - внешне выраженной динамики, отказ от симметрии и прямых углов - приводили к созданию сложных необычных плановых решений и объемно-пространственных композиций. Динамические композиции с подчеркнуто деструктивными остроугольными формами, диагонали, сдвиги, консоли, криволинейные и ломаные формы, контрастное использование цвета, - все это входило в арсенал средств художественной выразительности (конкурсные проекты киоска, A. Родченко, В. Кринский; экспериментальные проекты Храма общения народа, Н. Ладовский, B. Кринский, Б. Королев и др.; коммунального дома, Н. Ладовский, В. Кринский, Г. Maпy; Совдепа, А. Родченко, А. Шевченко и др.).
В отличие от Н. Исцеленова, В. Фидмана и С. Домбровского такие члены Живскульптарха, как Н. Ладовский и В. Кринский, были последовательными в отрицании традиционных форм и приемов, при этом каждый из них внес свой вклад в общее стремление создать необычную по форме динамическую композицию.
Наибольший интерес безусловно представляют проекты и эскизы Н. Ладовского. В его графических экспериментах, как и в его теоретических высказываниях на заседаниях Живскульптарха, видна концептуальная логика поисков художественно-композиционной основы новой архитектуры. Он последователен в отказе от традиционных средств и приемов художественной выразительности. Новые средства и приемы Ладовский ищет на общем архитектоническом уровне с учетом особенностей восприятия человеком архитектурной композиции. Основное внимание он уделяет экспериментам с подчеркнуто элементарными геометрическими объемами (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед и др.), которые он соединяет друг с другом в самых различных сочетаниях с целью выявления таких качеств композиции, как динамика, напряженность, вес, ритм, сложное равновесие и т.д.
В соответствии с общим направлением работы Живскульптарха, члены которого видели в динамике важную характерную черту нового облика архитектурного сооружения, Ладовский много экспериментирует с динамической композицией. Особенно увлекала его задача создать динамическую композицию, устремленную вверх. Он пробует различные варианты решения этой задачи, создавая то постепенно утоняющиеся кверху, консольно нависающие друг над другом объемы, завершенные конусом, пирамидой или шпилем, то сложные многоярусные композиции, как бы ввинчивающиеся по спирали в небо, то построения, где движение, нарастая в массивном основании, переходит в стремительное движение наклонной консоли, с которой как бы запускается в небо некий снаряд.
В эскизах, выполненных Кринским в Живскульптархе, видна полная творческая раскованность архитектора. Проекты свидетельствуют о напряженных поисках действительно совершенно новых форм и композиций, но, пожалуй, еще без четко определенной концепции формообразования. Сложные, необычные планировочные и объемно-пространственные композиции, криволинейные и ломаные формы, сдвиги, консоли, контрастное использование цвета - все это для проектов и эскизов Кринского было характерно в наибольшей степени. Он был, можно сказать, на самом левом фланге формально-эстетических поисков. В отличие от Н. Ладовского, В. Кринский в своих проектах и эскизах тех лет часто вообще не стремится придать динамическому построению какое-либо направленное движение. Некоторые запроектированные им здания как бы разрываются внутренней силой, они напоминают постройки в момент какого-то происшедшего внутри них взрыва - основание здания вроде бы прочно стоит на земле, а его верхняя часть представляет собой нечто напоминающее или как бы разлетающиеся вверх и в стороны обломки, или сложный конгломерат перемешанных в беспорядке элементов, или некое подобие факела.
А. Родченко. Архитектонические композии. Живскульптарх. 1919 |
А. Родченко. Архитектонические композии. Живскульптарх. 1919 |
А. Родченко. Архитектонические композии. Живскульптарх. 1919 |
А. Родченко. Экспериментальный проект высотного здания каркасной конструкции. Живскульптарх. 1919. Эскиз | А. Родченко. Архитектурный проект (галерея). 1919. Эскиз |
Г. Many в Живскульптархе был наиболее близок с Ладовским и Кринским, поиски которых он как бы синтезирует в своих проектах. В его композициях "разрушающиеся" структуры Кринского сочетаются со спиралевидными построениями Ладовского, которые Many подчеркивает обвивающими высотную часть сооружения спиральными пандусами и лестницами. Это, как правило, проекты коммунального дома, который в 1920 г. разрабатывался членами Живскульптарха.
Б. Д. Королев в своих проектах, выполненных в Живскульптархе в 1919 г., от максимально упрощенной кубистической скульптуры как бы непосредственно переходил к архитектурному сооружению, даже не пытаясь освоить самые общие закономерности построения архитектурного организма. Он был убежден, что синтез скульптуры и архитектуры - это скульптурное решение внешнего облика и архитектурное - внутреннего пространства. Так буквально он и подходил к проектированию Храма общения народа. Он много внимания уделял разработке плана здания, который компоновал отдельно, не связывая его с определенным объемом. В плане здания Королев прежде всего и видел архитектуру. Объем же он решал скульптурно. Причем при создании художественного образа здания Королев использовал отдаленные ассоциации с обобщенной по формам и динамической по композиции кубистической скульптурой. В облике здания явно проглядывал некий антропоморфизм - есть эскизы, отдаленно напоминающие энергично шагающую фигуру. Кубистом остается Королев и в планах - их конфигурация угловатая, звездчатая, колючая, с подчеркнутым движением.
Хотя Ладовский, Кринский и Many, казалось бы, вступали во взаимодействие прежде всего елевой скульптурой (через Б.. Королева), однако их проекты и эскизы, выполненные в Живскульптархе, свидетельствуют о большом влиянии на их поиски левой живописи. Особенно это относится к Кринскому, на творчество которого в начале 1920-х годов оказал влияние А. Родченко (выполненные В. Кринским в 1920- 1921 гг. графические композиции, эскизы и проекты).
Каков же был вклад А. Родченко в поиски архитекторов на этапе перехода от неоклассики к новой архитектуре?
А. Родченко обратился к архитектуре в момент, когда сам он завершил этап интенсивных графических и живописных экспериментов с беспредметными композициями и уже пытался экспериментировать с пространственными построениями. В конце 1919 г. он создает три варианта конкурсного проекта киоска в виде высотной кубистической трехъярусной композиции, как бы нанизанной на вертикальный стержень-столб. Внизу объем собственно киоска, плоская кровля которого превращена в трибуну для оратора; средний ярус - агитационные плакаты; верхний - трехсторонние часы. Вся композиция облегчается кверху и состоит как бы не из объемов, а из плоскостей, свободно подвешенных (плакаты), примыкающих друг к другу или пересекающихся друг с другом. Композиция пронизана внутренним динамизмом. Полностью отсутствуют традиционные архитектурные формы, роль "декоративных" элементов играют надписи, часы, цвет.
Став членом Живскульптарха в ноябре 1919 г., А. Родченко сразу же приступает к разработке экспериментальных архитектурных проектов и к поискам новой архитектурной формы.
Видимо, первыми им были созданы эскизы, сделанные в духе характерного для проекта киоска плоскостного динамизма. На одном эскизе изображена эстрада, на другом - высотная композиция. Заметно стремление автора уйти от каких-либо ассоциаций с формами традиционной архитектуры. Художник представляет себе здание в виде сложной по форме высотной структуры, основной несущей конструкцией которой является центральный стержень, что позволило придать внешнему облику сооружения неожиданную форму в виде нанизанных на вертикальный стержень объемов, площадок, плоскостей и т. д.
В самом конце 1919 г. А. Родченко создает в Живскульптархе ряд эскизов в виде динамических архитектонических композиций, в которых "движение" направлено вверх консольно по диагонали. В этих экспериментальных композициях он использует и пересекающиеся плоскости, и плоские стержни, и линейные стержни, и замкнутые стержневые формы. Один из эскизов изображает многоярусное каркасное сооружение, в котором общее "движение" композиции консольно по диагонали вверх вправо конструктивно уравновешивается массивными консольными выступами слева.
Диапазон художественных поисков членов Живскульптарха, особенно на первом этапе деятельности Комиссии, был очень широким. И хотя одним из важных признаков архитектурного образа нового здания была признана ясно выраженная динамичность его композиции, в конечном счете не это определяло основу формально-эстетических поисков, ибо приемы построения динамической композиции могли использоваться (и использовались) в проектах с различной стилистикой.
Когда вскоре увлечение динамическими композициями пошло на убыль, то более наглядно выявилось это различие в стилистике. Стало ясно, что именно те архитекторы, которые отказались от всякой стилизации и смело экспериментировали с новой формой,оказали большее влияние на формирование и развитие новаторских архитектурных течений. Среди членов Живскульптарха к таким архитекторам можно отнести прежде всего будущих лидеров рационализма Н. Ладовского и В. Кринского, а также художника А. Родченко. Их экспериментальные композиции отличаются стилистической чистотой форм (отсутствием даже отдаленных ассоциаций с традиционными формами).