Виды материалов, применяемые для оборудования
> Металл
Один из самых распространенных материалов для изготовления игровых элементов -металл. До недавних пор мы могли лицезреть детские площадки, почти исключительно исполненные
в металле. Плюсы металлических конструкций:
• Прочность и долговечность
• Легко поддается покраске
• При соединении крепежными элементами (болтами, насадками, вставками) мобильны,просты в сборке и установке
• Предоставляет большую свободу пластических решений.
Минусы металлических конструкций:
• Холодный материал (в холодную погоду неприятно пользоваться)
• Если сборка осуществляется посредством сварки (более дешевый вариант), невозможно разобрать, неаккуратный вид соединений.
> Дерево
В настоящее время основным материалом для изготовления оборудования детских площадок продолжает оставаться дерево. Оборудование из этого материала тяжеловесно, не радует детей своим внешним видом, не развивает их вкуса и, несмотря на дешевизну, не оправдывает вложенные в него средства.
Плюсы деревянных конструкций:
• Легко поддается обработке
• Позволяет использовать выразительные и простые в исполнении конструктивные решения
• Теплый материал, комфортно пользоваться даже в холодную погоду.
Минусы:
• Меньшая долговечность по сравнению с металлом (в данных условиях эксплуатации)
• Покраска держится недолго, необходимо обновлять каждые два-три года
• При некачественной обработке может вызвать занозы.
> Пластик
Плюсы пластика:
• Неограниченные возможности формообразования
• Неограниченные возможности колористических решений
• Легкий материал
• Теплый материал (комфорт в холодную погоду)
Минусы пластика:
• Со временем пластик разрушается, но его срок службы значительно превышает срок эксплуатации детской площадки.
> Дерево плюс пластик
Сочетание в проекте детского городка нескольких материалов позволяет достичь
большей художественной выразительности и эксплуатационной целесообразности. В данном случае несущие конструктивные элементы выполнены из дерева, в то время как элементы, требующие большей пластичности, изготовлены из пластика.
> Дерево плюс металл
Несущие элементы, требующие наибольшей прочности и устойчивости к воздействию среды, выполнены из металла. Перекладины и сиденья качелей изготовлены из дерева.
> Металл плюс пластик
Здесь, опять же, несущие элементы выполнены из металла, а декоративные - из пластика, что позволяет использовать возможности каждого материала максимально эффективно.
По своему назначению и типам игр оборудование детских площадок можно подразделить на несколько групп:
• Оборудование, где преобладают элементы движения и спорта.
• Оборудование, связанное с водой и песком.
• Оборудование для творческих игр (шумных и тихих).
• Оборудование общее для большинства площадок
Оборудование для движения.
Из устройств, связанных с движением на них детей, предпочтительны те, которые позволяют двигаться детям быстро друг за другом. Это возможно при применении горок, бревен для равновесия, тоннелей .для ползанья, столбиков для
прыганья.
Большую группу составляет оборудование для лазания в виде легких пространственных конструкций, монтируемых на месте из готовых типовых элементов или звеньев, преимущественно металлических. К ним относятся: лиана размером 2,5><2,5м, высотой 2,5-3 м из горизонтальных и вертикальных стержней, соединенных в единую конструкцию с ячейкам размером 50-70 см. Материал - стальные трубы диаметром 2,5 см или деревянные бруски; арка из двух или нескольких изогнутых стальных труб, соединенных между собой горизонтальными связками; лиана-волна; стенки из одного или нескольких типовых звеньев с горизонтальными связками на стойках высотой 1-2,5 м; сферические и купольные устройства, сконструированные по принципу геодезических куполов Фуллера, из готовых металлических трубчатых стержней в жесткую, сетчатую поверхность диаметром 5-6 м и высотой полусферы 2,5-3 м. При монтаже размер их может быть легко изменен в зависимости от величины площадки; грибки-навесы с металлическими опорами и обручами; лианы в виде
фигур животных.
К числу оборудования для лазания относятся: камни, бетонные или железобетонные кубы, блоки и шары размером 80-100 см. Их размещают группами в 1-2 яруса и для обеспечения устойчивости тщательно закрепляют; игровые скульптуры различной формы. Высота конструкции - 2-2,5 м, материал - железобетон.
К оборудованию с применением материалов из дерева относятся: сухое, очищенное от коры дерево для лазания. Диаметр ствола у основания не менее 30 см, высота дерева не более 5 м, ветки толщиной не менее 5 см должны быть расположены на расстоянии 60-80 см, чтобы дети могли взбираться по ним без особого труда; нижняя ветка - не выше 1 м над землей.
Для лазания могут быть использованы также лежащие и наклонно поставленные деревья.
Во всех случаях использования деревьев для детских игр необходимо обеспечить их устойчивость во всех направлениях.
Все виды оборудования для лазания прочно закрепляются в бетонный фундамент или заглубляются в землю. Под оборудованием насыпают песок в целях смягчения ударов, возможных при падении детей.
Помимо устройств для лазания на площадках размещаются устройства и для других игр.
Движущиеся игровые устройства. Игровые устройства с собственным движением обладают большей притягательной силой, чем неподвижные. Однако пользование ими требует надзора со стороны взрослых и, помимо того, из-за высокой стоимости этого оборудования оно может применяться в ограниченном количестве. Особое внимание, как при строительстве, так и при эксплуатации его должно уделяться безопасности детей. Оборудование особенно тщательно закрепляют в фундаменте и постоянно следят за его техническим состоянием.
Набор движущихся игровых устройств не особенно велик. Сюда относят качели, карусели, качалки, гигантские шаги, колесо, вращающиеся цилиндры, которые используются в самых различных вариантах.
Качели относятся к старинным и любимым детским развлечениям и делаются самых различных видов. В целях безопасности установлены ограничения их высоты: для детей младших возрастов - 1,5 м и для старших - 3 м.
Опоры качелей делают из металла или дерева. Расстояние между стойками - 1,2-1,4 м, меньший размер уже представляет опасность. Опоры хорошо закрепляют в фундамент или достаточно глубоко закапывают в грунт.
Сиденье качелей подвешивается к перекладине на веревках, цепях, стальных трубах при помощи крюков. Высота подвески - 40-50 см от земли. Для одного ребенка сиденье делается шириной 20 см и длиной 40-50 см; для самых маленьких сидение устраивается со спинкой и подлокотниками.
В некоторых случаях сиденье выполняется из одинарных или двойных резиновых или металлических колец. Довольно часто встречаются так называемые двойные качели, на которых могут одновременно качаться до 20 детей.
Двойные качели состоят из двух пар качающихся штанг с подвешенной к ним на высоте 60-70 см доской, имеющей длину 3—4 м и ширину 40 см. Штанги навешиваются на каркас, состоящий из двух рам или четырех стоек с перекладинами и наклонными опорами.
Качалки состоят из качающейся вверх и вниз доски, закрепленной по середине, либо представляют собой подобие кресла-качалки. Качающаяся доска имеет длину 2-Л м, ширину 25 см, толщину около 4 см и укрепляется на деревянной или металлической раме на высоте 50-60 м. Опорой могут служить также бетонные стойки с закрепленными в них металлическими стержнями.
Перед каждым сиденьем укрепляется металлическая скоба, за которую держатся дети; высота скобы 25 см. Вместо простого сиденья может быть укреплена корзина или кресло.
Карусель. Карусели имеются самых различных систем и видов, в простейшем случае это две поставленные в виде крестовины балки, которые вращаются вокруг вертикальной оси. На каждой из балок устроено 1-2 сиденья; необходимая площадь для такой карусели 5-6 м.
Другой тип карусели - дисковая карусель - деревянная площадка диаметром 1-3 м, закрепленная также на вертикальной вращающейся оси.
Гигантские шаги служат для кругового бега и качания. В центре площадки устанавливается деревянная мачта диаметром 25-30 см, высотой 4 м. Наверху ее делается металлический круг с вращающейся крестовиной, закрепленной на мачте болтом. На крестовину при помощи крючков закрепляются шесть канатов, заканчивающихся веревочными лестницами или петлями. Для безопасности детей и устойчивости мачты ее закапывают в землю не менее чем на 1,5 м. Для гигантских шагов требуется площадка диаметром не менее 10 м.
Оборудование для игр с песком. Песок имеет особо важное значение при устройстве игровых площадок.
В зависимости от возраста детей и размеров площадки песок размещают в песочных ящиках и песочницах или насыпают в виде песочных гор.
Простейший песочный ящик делается из досок, прибитых вертикально к деревянным столбикам. Поверх стенок ящика укладывается горизонтальная рама из досок для сидения и игры; размер ящика 1,5-1,5 м.
Чтобы песок не высыпался наружу, вдоль горизонтальной игровой доски делают бортик.
Желательно также между бортиком и игровой доской делать щель, чтобы песок просыпался обратно в ящик. Небольшие деревянные песочницы могут быть передвижными и устанавливаться на солнце или в тени. Их можно делать из пластмассы или асбестоцемента.
Песочница делается из бетона, сборных железобетонных элементов или из камня, с широким бортом. В большинстве случаев уровень песка заглубляется на 30^40 см, борт же располагается на 5-20 см выше уровня земли.
Заглубленные песочницы имеют то преимущество, что песок не разносится далеко и легко может быть возвращен обратно.
Заглубленные песочницы обычно прямоугольной или круглой формы, обрамленные
плитками из бетона и естественного камня, широко распространены в практике Германии,
Венгрии и других странах.
Для песочниц обязательно устройство твердого основания, иначе песок во время игр будет перемешиваться с грунтом и загрязняться.
На дно песочницы укладывают плитки, кирпичи, легкий слой бетона или сборные бетонные элементы. Во всех случаях дно должно иметь отверстия или дренажные трубы для дождевой воды. Дно песочницы - не менее 60 см от уровня земли.
На больших детских площадках делаются большие песчаные горы, не требующие обрамления, однако, вокруг них должна быть предусмотрена значительная дополнительная площадь. Высота гор - 3-4 и.
Оборудование для творческих игр. Детям нужно дать выход их фантазии и особенно важно развивать их творчество. Поэтому в оборудование многих новых игровых площадок включают вышедшие из строя лодки, грузовики, автомобили и т. д. Они прикрепляются к месту стальными болтами или утоплены в бетон. Опасные для игр части с оборудования снимают. В таком виде они безопасны для игр, дают простор для творчества и фантазии и поэтому очень популярны у детей.
Наряду с техникой детям следует дать частицу природы: для этого игровую площадку лучше расположить на старой песчаной выемке с впадинами и пещерами или среди камней, небольших холмов, у небольшого водоема, с деревьями и густым кустарником.
Для творческих игр детей создаются также площадки с домиками. Они делаются от 2x2 до 3x4 м и высотой 1,5-1,8 м. Уголок творческих игр может иметь оборудование на сказочные сюжеты.
Однако заполнение площадок стационарными игровыми устройствами, особенно одинаковыми, еще не гарантирует, что дети будут довольны, так как любые игровые устройства им быстро надоедают. Их значительно больше привлекает то, что дает работу их фантазии и творчеству.
Горки для лазания из обрезков бревен или бетонных труб различной высоты, поставленных на торцы. Диаметр бревен 20^0 см, высота от уровня земли от 20 см до 1,2 м.
Все виды оборудования для лазания прочно закрепляются в бетонный фундамент или заглубляются в землю. Под оборудованием насыпают песок в целях смягчения ударов, возможных при падении детей.
Столбики для прыгания из бревен диаметром 20-25 см или бетона устанавливаются с интервалом 50-60 см, по 5-10 столбиков; они могут быть разной высоты - от 40 до 60 см.
Горки для катания или так называемые тобогганы состоят из наклонной плоскости, смонтированной на каркасе из стальных труб, деревянных или железобетонных стоек.
На верхнюю площадку дети поднимаются по лесенке, имеющей поручни. Высота горки – от 1 до 2 м. Для безопасности маленьких детей на верхней площадке устраивается специальное ограждение. Наклонная плоскость для катания шириной 50-60 см с бортами высотой 10 см по обеим сторонам и с уклоном 1:1,5, нижняя треть почти горизонтальна.
Для безопасности у нижнего конца горки устраивается песчаная подушка. Иногда горка располагается у плескательного бассейна и тогда дети соскальзывают с нее непосредственно в воду. Плоскость горки должна заканчиваться на высоте 30-40 см от земли или волы. Плоскость для катания обрабатывается особенно тщательно, она должна быть без шероховатостей, неровностей, устойчива против сырости и солнца; применяется особо подготовленное дерево или пластик. Иногда горки делаются сборно-разборными и по окончании сезона (осенью)
разбираются и хранятся в сухом защищенном месте.
Стенки для игры в мяч. Высота стенки не менее 3 м, чем она выше, тем реже перебрасывают через нее мяч. Поверхность стенок должна быть гладкая, чтобы мяч легко отскакивал.
Можно дополнить ее кольцом, выступами и отверстиями для создания дополнительного интереса в игре; цвет стенки - светлый.
Тоннель диаметром 1-1,5 м из уложенных одна за другой железобетонных труб с отверстиями в стенках служит для бегания и игры в поезд. Тоннель диаметром 50-60 см из прямых (длиной до 2 м) и криволинейных (радиусом 1,25 м) каркасных элементов из круглого или полосового железа используется детьми для ползания.
Весьма разнообразно оборудование для развития у детей чувства равновесия и координации.
К основным видам этого оборудования можно отнести: бревна-балансирыдиаметром 20-25 см прямые, изогнутые или с разветвлением, уложенные непосредственно на землю или на опоры высотой 35-50 см с расстоянием между ними 2-2,5 см; горки-ступенииз деревянных досок, уложенных на металлические стойки, высотой от 20 до 100 см; устройства из канатов - ринг и карусель по системе Джо Браун; устройство из полос пружинящей стали.
Размер и оборудование игровой площадки. Как определить величину участка, необходимого для оборудования площадки? Она зависит от количества играющих на ней детей.
При проектировании обычно исходят из нормы 8-9 м2 на ребенка до 7 лет и 13-15 м2 на ребенка от 7 до 12 лет.
Где площадка не была специально запланирована, исходить из каких-либо норм невозможно.
Приходится приспосабливать для игр любой свободный участок, стараясь использовать его наиболее рационально.
Самую большую часть площадки нужно отвести для подвижных игр. Ее нельзя заменять никакими игровыми и спортивными снарядами Важное значение для воспитания детей имеет оборудование детских площадок. Поэтому к нему предъявляют большие требования.
Оборудование должно быть тщательно подобрано и вызывать у детей непрерывный интерес, создавая необходимые условия для оживления игр; оно не должно быть постоянным и время от времени его нужно обновлять.
Общее впечатление от площадки должно быть яркое и жизнерадостное, оборудование должно быть покрашено в яркие чистые цвета, недопустимо применение тусклых или темных
тонов. Надо помнить, что дети очень чувствительны ко всему красивому, и потому все на площадке, вплоть до деталей, должно быть качественно и художественно.
Все элементы должны быть масштабны по отношению к детям.
Расстановка оборудования на площадке имеет очень большое значение. Оно размещается так, чтобы не было мертвых углов, чтобы вся площадь была в активной работе и в то же время отдельные игровые устройства не мешали другим, не препятствовали нормальному процессу игр.
Оборудование для малышей лучше расположить на одном небольшом участке, чтобы за детьми лучше было наблюдать, а площадку для подвижных игр лучше устроить рядом, по соседству.
Снаряды и всевозможные устройства для старших ребят можно разместить по периметру площадки, оставив центр свободным для подвижных игр.
Поскольку с детьми не всегда могут находиться взрослые, все элементы оборудования должны быть устроены так, чтобы дети могли ими пользоваться самостоятельно. Поэтому они должны быть просты, доступны каждому ребенку и абсолютно безопасны.
Для младших ребят на площадке надо установить традиционные песочницы, самые простые качели и карусели, одиночные и парные качалки, горки для скатывания, различные устройства для лазания, упражнений в равновесии.
Сейчас, когда благоустройству городов, поселков, сел уделяется так много внимания, надо стремиться к тому, чтобы в каждом дворе, парке, на каждом бульваре, во всех местах массового отдыха создавались игровые площадки для детей.
К архитектурно-планировочной организации и благоустройству мест для игр и занятий детей предъявляют следующие требования:
> удобное размещение и доступность;
> изоляция от транспортных и хозяйственных участков;
> комфортность микроклимата;
> обеспеченность шумозащиты, включая соседние с площадкой территории (применительно к площадкам, рассчитанным на посещение детьми старшего дошкольного и школьного возраста);
> соответствие параметров, тематики и степени сложности оборудования возрастному контингенту детей;
> многофункциональность оборудования, круглогодичность и удобство эксплуатации.
Для организации комплексной детской площадки (для детей до 3 лет и 4-6 лет; для
детей 4-6 лет и 7-12 лет) необходимо зонирование площадки с выделением территории для каждой возрастной группы с соответствующим оборудованием и мощением.
Площадки для детей среднего и старшего возраста следует размещать на расстоянии не менее 30 м от жилых зданий и так, чтобы шум играющих не мешал жителям. Детские площадки должны быть удалены не менее, чем на 10 м от мусоросборников и хозяйственных площадок и отделены от них кустарниками и деревьями, не менее, чем на 70 м - от гаражей, не менее, чем на 100 м - от улиц с напряженным движением транспорта.
Для проведения различных игр и упражнений детские площадки оборудуются различными приборами. При проектировании и установке следует учитывать ряд требований.
Основными из них являются безопасность и удобство пользования приборами. Они должны иметь гладкую поверхность без острых граней и исключить возможность падения и защемления тела ребенка.
Возле таких приборов, как лианы, горки съезжания необходимо устраивать песчаную подушку слоем 10-18 см.
Важным требованием является также гигиеничность, они должны легко мыться, дезинфицироваться и чиститься. Не стоит применять детали из алюминия, который загрязняет одежду и тело детей.
Эстетические качества достигаются ясностью формы, привлекательностью цветового решения, соответствием материала его назначению. Композиция, форма, цвет приборов должны привлекать внимание детей, давать возможность создания большого количества вариантов игр.
При размещении следует добиваться экономичного и рационального расхода материалов, избегать лишней монументальности и перегрузки деталями.
Правильное размещение приборов на игровой площадке также имеет большое значение.
Приборы объединяют по характеру движений и упражнений в соответствии с возрастными особенностями детей (чтобы не вызвать лишней утомляемости). Приборы, связанные с шумными играми, следует группировать отдельно.
Оборудование для малышей от 1,5 до 3 лет, а также для детей ясельного возраста: песочницы, качели, устройства для развития движения (лесенки, стенки для лазания, корзинки для игры в мячик), дорожки для катания на велосипедах. На участках, предназначенных для отдыха детей, обязательно размещение скамей для взрослых, либо совмещение отдельных мест отдыха для взрослых с участками для игр детей. Солнце - и ветрозащиту площадок и защиту от дождя (навесы) надо формировать с учетом климатических условий.
Площадки или зоны игр детей старшего дошкольного возраста оборудуются более разнообразно и, как правило, с преобладанием физкультурно-оздоровительного оборудования (горки, стенки, канаты и другие сооружения для лазания, игры в мяч, качели, универсальные площадки для коллективных игр, дорожки для катания на самокатах, велосипедах, роликовых коньках, зимой - горки для катания на лыжах и санках и т. д.). Наряду с этим необходимо устройство участков для спокойных занятий детей с возможностью рисования мелками, тихих игр, лепки и т. д. Для этого также необходимо соответствующее оборудование: стенки для рисования, столы, скамьи, набор простейших сборных элементов, позволяющих по усмотрению детей преображать площадку для различных игр и занятий.
Площадки или участки территории комплексного общественного пространства, отводимые для детей школьного возраста (7-12 лет), должны быть насыщены сложным и многофункциональным оборудованием для подвижных игр. Целесообразно их соединение с физкультурно-оздоровительной или спортивной площадкой, а также включение в трассу для оздоровительного бега. Следует предусмотреть оборудование для творческих игр и любительских занятий детей (рисование, лепка, конструирование, строительство, цветоводство и т. д.). Как наиболее шумную площадку в застройке, ее необходимо разместить с достаточным расстоянием от жилья, изолировать зелеными насаждениями и по возможности рельефом, откосы которого использовать как горки для катания либо игровые террасы.
Для защиты от солнечных лучей и дождя на площадках устраивают теневые навесы.
С одной стороны навес должен иметь глухую стену, с торцов - ограждение из трельяжных щитов. Лицевая сторона навеса открытая. Ее следует ориентировать на северо-запад или на северо-восток. Для создания затененных мест на детских площадках следует также рекомендовать различной конструкции тенты из водоотталкивающей ткани. Теневые навесы могут включать в свою конструкцию лазательные стенки, а вместо сплошной кровли иметь частую решетку или решетку, заплетенную вьющимися растениями.
Ящики и столики с песком на детских площадках следует делать со съемными крышками в виде рамы с металлической сеткой, предохраняющей песок от загрязнения. Песок должен хорошо формоваться, быть чистым, без примеси глины. Чтобы песок не перегревался и не высыхал, песочницы устанавливают в затененных местах площадки или оборудуют навесами, тентами, зонтами. Песок меняют 2-3 раза в год. Обычная песочница при небольшом добавлении к ее конструкции дольше, чем стандартная, удержит гору песка, что важно в ребячьей игре. Для этого достаточно вместо одного дощатого квадрата сделать два или три
с постепенно повышающимся бортом, и поставить их один в другой. В бортиках внутренних песочниц неплохо сделать несколько отверстий. Стандартная песочница преобразится, если вместо досок для ее бортов применить бревна.
Детские маленькие «игровые» домики не обязательно строить с четырьмя стенками, достаточно двух-трех, собранных не под прямым углом, а несколько развернутых. Но дверь и крыльцо следует сделать обязательно. В таком домике легко и просторно играть. Рядом с домом можно посадить условный сад из простого кустарника и поставить отрезок «неопасного » забора - игра обогатится новыми подробностями.
Горки в виде сварных конструкций металлических труб и листового железа отличаются простотой и изяществом форм и не нуждаются в каких-либо украшениях. Шведские стенки хорошо объединить в лазательные системы в форме 3-гранных призм и кубов, а из деревянных решеток или толстой проволоки, завитой в спираль, легко собрать лазательные тоннели.
Простые лабиринты с высотой стенок в рост малыша можно использовать для игры в прятки.
Качалки в виде лодок с мачтами и парусами, поезда и автомобили из скамеек, скамейки с головами - силуэтами коней, жирафов и других животных, соответственно окрашенными, - все это дети включат в свою игру с большим интересом.
Аттракционы на детских игровых площадках редко отличаются разнообразием. Однако и тут есть интересные возможности. Известно, что устройства, стоящие на грани между спортивной игрой и аттракционом, обладают особой привлекательностью для ребят среднего возраста. Например, 10-12 колец можно подвесить на наклонной перекладине так, что ребята разного роста и возраста смогут дотянуться до них, а те, кто посильнее, и «походить на руках» перехватывая на весу кольца.
Скамейки должны быть, прежде всего, удобны для пользования, просты по форме, а их цвет - органически дополнить общее цветовое решение территории. Скамьи для детей изготавливают небольших размеров: по высоте 25-35 см, по ширине 22-30 см. Длина скамьи определяется из расчета 0,3-0,4 м на одного ребенка. Наиболее распространены скамьи длиной от 0,9-1,2 м до 2 м. Скамьи, размещаемые на детских площадках, должны быть масштабны ребенку и иметь размеры с учетом возрастного контингента детей. Для детей дошкольного возраста следует проектировать скамьи оригинальной формы, например, с использованием зооморфных мотивов или персонажей детских сказок. Для детей младшего и среднего школьного возраста следует проектировать более лаконичные и простые по форме скамьи.
Размеры столов определяются в зависимости от их назначения и от количества людей, пользующихся столом одновременно, из расчета 0,5-0,6 м длины стола на одного человека.
Высота стола для детей 40-60 см.