Архитектура периода электики и модерна
Новые задачи пришлось решать архитекторам на рубеже XIX и XX вв. успешно справиться с возникшими проблемами возможно было только опираясь на новые средства строительной техники и применяя новые материалы. Стремление к необычным формам в архитектуре часто приводило к заимствованию их из разнохарактерных источников. Назревал конфликт между художественной формой и целесообразной конструкцией и пространственной функцией. Результатом стала эклектическая архитектура с ее внутренними противоречиями и несовместимостью исторических заимствований и прогрессом техники.
Бесспорным явлением, которое связало архитектуру конца XIXстолетия с XXстолетием, стал стиль модерн. Он имел чисто Европейское происхождение. Возникновение стиля связано со строительством особняка Тассела в Брюсселе, проект которого разработал архитектор Орта. Архитекторы Ван де Вельде, Гауди, О. Вагнер ближе других сумели сформулировать и выразить в своих проектах основные идеи нового стиля. Создание пластических и одновременно рациональных форм из металла захватило многих архитекторов и инженеров этого времени. Среди них - автор знаменитой башни в Париже - Эйфель. Специфические приемы организации архитектурного пространства со сложными расплывчатыми, но композиционно выверенными формами были характерны для экспрессионистов (постройки Мендельсона, Шаруна и др.). Они создавали формы-символы, художественный образ которых ассоциируется как с произведениями техники, так и формами живой природы (башня Эйнштейна в Потсдаме). Экспрессионизм (на короткий срок) объединил многих архитекторов и дал импульс для рождения новаторских идей.
Металлические конструкции в архитектуре конца XIX - начала XX веков
XIX столетие - «век железа и стали» - принесло выдающиеся достижения в области металлических конструкций. Прогрессу металлических конструкций особенно способствовали всемирные выставки. Выдающимся событием было строительство в 1851 г. из металла и стекла выставочного здания в Лондоне - «хрустального дворца» по проекту Д. Пэкстона. Здание длиной 564 м, общей площадью 74400 м2 было построено в небывало короткие сроки - менее чем в четыре месяца, благодаря тому, что оно было полностью сборным (каркасные элементы предварительного изготовления состояли их чугунных опорных стоек, стальных решетчатых балок и деревянных арок и рам). Парижская выставка 1889 г. стала своеобразным триумфом металлических форм: для нее были созданы два наиболее выдающихся сооружения XIX в. из металла - Эйфелева башня, названная по имени ее создателя, и галерея машин (инженер М. Контансэн, архитектор М. Дютер). Башня высотой 312,3 м, представляет собой грандиозную решетчатую конструкцию на четырех основных опорах, заанкеренных на большую глубину. В галерее машин, занимавшей площадь 421 - 145 м, центральный неф был перекрыт двадцатью стальными трехшарнирными арками пролетом 110,6 м с решетчатыми прогонами и балками, между которыми была уложена кровля из железостекла.
Барселона. Церковь св. Семейства (Саграда фамилия)
Возведение церкви Саграда фамилия - дело всей жизни Антонио Гауди. Это сооружение похоже на готический собор издали, вблизи же кажется остатками кораллового рифа. Постройка была задумана Гауди как своеобразная евангельская энциклопедия - собрание сюжетов и образов из Нового Завета. Главный фасад посвящен рождеству богоматери, его врата - основным христианским добродетелям; шпили символизируют апостолов, на внутренних дверях изображены десять заповедей, на капителях колонн - добрые дела, на их базах - грехи. По мысли архитектора все фасады церкви покрыты облицовкой из разноцветной керамики и цветного стекла, чтобы они сияли под лучами солнца. У храма три портала и несколько уровней; над близлежащими улицами перекинуты лестницы, благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застройки. Все это многообразие форм архитектор воплотил в камне с помощью сложнейших конструктивных решений. Наклонные опоры, ветвистые колонны, параболы и гиперболы арок и сводов напоминают огромное наглядное пособие по начертательной геометрии.
Бреслау. Зал столетий
Широкие эстетические возможности железобетона были продемонстрированы в начале XX в. при строительстве крупнопролетных сводчатых зданий. С появлением железобетонных конструкций получила развитие архитектура крытых рынков, выставочных павильонов, залов для празднеств и т.д. При этом были созданы оригинальные пространственные решения интерьеров, как, например, в «зале столетий» в Бреслау (Вроцлаве), построенном в 1910 - 1912 гг. по проекту архитектора М. Берга (1870 - 1947 гг.). Купол этого зала, имеющий в диаметре 65 м, был в то время самым большим в мире. Ребристая конструкция железобетонного куполаэтого здания, опирающегося на массивные арочные устои, создает интересную многоплановую систему со ступенчато расположенными кольцами окон, подчеркивающими контраст между ребристым верхом конструкции и массивным низом. Форма здания отвечает величественному пафосу его сооружения. Возведение этого уникального объекта открыло новые горизонты для широкого применения железобетонных конструкций.