Флоренция. Церковь Санта Мария дельи Анджели
Последней культовой постройкой Брунеллески была оратория Санта Мария дельи Анджели во Флоренции. Эта восьмигранная внутри и шестигранная снаружи постройка - самое раннее центрическо-купольное сооружение эпохи Возрождения. Здесь впервые была осуществлена идея «совершенного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы, имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола. Эти своеобразные контрфорсы позволили сделать стены сводчатого сооружения предельно тонкими и легкими. Стенки, связывающие внешний шестнадцатиугольный контур оратории с залом, облегчены нишами, в которых устроены двери, соединяющие капеллы в кольцевой обход. Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. Главные опорные столбы октогона с двумя угловыми пилястрами имеют ордерное построение и поддерживают аркаду, разделяющую подкупольное помещение капеллы. Простота и завершенность композиции здания оказались в явном противоречии с его культовым назначением, так как отсутствовал хор.
Флоренция. Церковь Санта-Мария Новелла
Построенный около 1470 г. по проекту Альберти фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции представляет попытку сочетать старый фасад с его готическими нишами для гробниц и «розой» на втором ярусе, со своеобразным ордерным каркасом. Строительство же церкви велось в 1278 - 1350 гг. Санта-Мария Новелла вызывает ощущение ясности и строгого спокойствия. Классическая ордерная система сдерживает пестрые проренессансные и готические элементы. Особенно удачен величественный портал входа. Вместо традиционных полуфронтонов над боковыми нефами Альберти применил здесь большие валюты.
Венеция. Церковь Сан Джорджо Маджоре
В Сан Джорджо Маджоре центральный неф продолжен за средокрестием длинным сводчатым хором, отделенным от алтарного пролета колоннадой, прямой и двухъярусной. Это интересное, новаторское развитие пространства в глубину посредством создания за алтарем сквозной, напоминающей театральную кулису преграды, послужило важным доводом, чтобы отнести церковь, а с ней и все творчество Палладио к маньеризму. Церковь Палладио следует отнести к числу немногих действительно значительных ренессансных церквей Италии второй половины XVI в.
Лекция 14
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА БАРОККО,
КЛАССИЦИЗМА И ПРЕДРОМАНТИЧЕСКИХ
НАПРАВЛЕНИЙ
Со второй половины XVI в. в некоторых государствах Западной Европы Возрождение сменяется стилем барокко, хотя его истоки лежат уже в творчестве Микеланджело.
К числу первых произведений относятся: церковь Иль-Джезу в Риме (1575 г.) архитектора Джакомо де ля Порта по проекту Виньолы; церковь Сан-Карло (1638 - 1640 гг.) у четырех фонтанов в Риме -набольшая, нарочито сложная по форме, построенная мастером бароккоФрансиско Борромини; церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1658 г.) одного из виднейших архитекторов римского барокко Лоренцо Бернини; грандиозная колоннада перед собором св. Петра, созданная в середине XVIIв.
В ряде стран барокко переходит в усложненно-декоративное направление - рококо, для которого характерны криволинейность очертаний, измельченность элементов, обилие лепки, изысканная отделка интерьеров.
Стиль классицизм появляется в конце XVIIв. Его развитие в странах Западной Европы происходит двумя основными путями: применение творчески переработанных принципов архитектуры позднего Возрождения (Англия, Голландия) и возрождением классических традиций античной архитектуры (Франция). Рационализм и гармония - основные принципы, которые легли в основу этого стиля. Формы здания ясные и геометричные, в композиции преобладает спокойная, метрически расчлененная стена, построенная по законам классического ордера. Большую роль в становлении классицизма сыграл английский архитектор Иниго Джонс. Ему принадлежат постройки Куинс-хаус (дом королевы) в Гринвиче (1616 - 1635 гг.) и Банкетинг-хаус в Лондоне (1619 - 1622 гг.). Во Франции стиль развивает Франсуа Мансар, который создал новый тип жилища, так называемый «отель», с комфортабельной планировкой, хорошо разработанной входной группой и рациональным использованием чердачного пространства - мансард, названных по имени автора. Важнейшим творением эпохи классицизма является проектирование и строительство в 1667 г. восточного фасада Лувра (архитектор Клод Перро); громадного архитектурного и садово-паркового ансамбля в Версале (архитектор Андре Ленотр); планировка центрального района Парижа по оси Лувр - Тюильри.
Во второй половине XVIII в. наступает вторая волна классицизма. Для этого периода характерны следующие произведения: проект и постройка ансамбля площади Согласия в Париже (архитектор Габриэль); центральные (королевские) площади в Ренне и Руане; церковь св. Женевьевы (Пантеон) в Париже (архитектор Ж. Суфло).
Ампир, который сформировался в период правления Наполеона, являлся как бы дальнейшим развитием архитектуры классицизма в направлении еще большей геометрической реальности, равновесия и симметрии. Его отличает большая строгость и монументальность, лаконизм и отточенность форм.