Константинополь. храм святой софии
Храм святой Софии в Константинополе всемирно известный памятник византийского зодчества. Храм был построен в 532 - 537 гг. Архитекторы этого собора: Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Высота сооружения 54,8 м. Он построен из камня и кирпича. Здание храма было построено необычайно быстро - в течение пяти лет. Две артели мастеров по 5000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.
Константинополь. Храм святой Софии
После землетрясения в 557 г. конрофорсы и несущие конструкции собора были укреплены. Башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
Салоники. Церковь Апостолов
Церковь Апостолов в Салониках построена в конце XIII - начале XIV вв. Особо богата наружная кирпичная декорация церкви Апостолов, сказывается влияние архитектуры болгар и сербов. В процессе развития средневизантийского зодчества все три школы - столичная, восточная и греческая - находились в постоянном взаимном обмене строительным опытом и архитектурно-композиционными приемами. В силу этого архитектура Византии этого периода представляет собой известное единство. Распор сводов погашается за счет сложной системы взаимного равновесия сводов. Это возможно потому, что здания состоят из нескольких рядов помещений, концентрически группирующихся вокруг центрального купольного пространства. На востоке - толстые стены.
Фокида. Церковь Луки
Выдающимся представителем греческих крестовокупольных построек является малая церковь монастыря Луки в Фокиде, построенная в первой половине XI в. Диаметр купола почти равен концам креста. Впоследствии этого меньше выделена подкупольная часть, и колонны слабо расчленяют интерьер. Угловые помещения перекрыты динамическими крестовыми сводами, очень распространенными в средневизантийское время. Стены глухие, оконные проемы не велики. Хорошо сохранилась алтарная преграда, состоящая из колонн, между которыми помещено не очень много икон. Характерной особенностью этой церкви является нерегулярность ее форм. План в общем симметричен по западно-восточной оси. Неправильные очертания говорят о несовершенстве техники разбивки плана. Однако они вносят свободу и живописность в композицию.
Лекция 9
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
(продолжение)
Чандрагири. Дворец
Южная Индия с огромным количеством храмовых сооружений крайне бедна памятниками гражданской архитектуры. Сохранились всего лишь четыре дворцовых здания, построенных между XVI - XVII вв.: Лотос-Махал в Виджаянагаре (1575 г.), Дворец в Чандрагири (начало XVII в.), Дворец в Танджуре (около 1700 г.) и дворец в Мадураи (начат в 1645 г.). Трехэтажный дворец Чиндрагири длиной 46 м стоит внутри крепости. Нижний этаж - каменный, верхние - деревянно-каркасные с кирпичным заполнением, покрытые штукатуркой. На каждом этаже в центе имеется большой зал с потолком из пересекающихся сводов, опирающихся на столбы. Здание завершено семиярусной башенкой типа Дравидийской шикхары.
Удайпур. Дворец Ман Сингха
В начале XVIII в. главным художественным центром северной Индии стала Раджпутана. Искусство и архитектура здесь до конца XVIII в. еще продолжали развиваться на высоком уровне. В сказочном по красоте Удайпуре, прозванном «Индийской Венецией», были созданы в XVIII в. беломраморные дворцы Ман Сингха, Джаг Мандир и Джаг Ниваса и увеселительные павильоны. Величественную панораму создают дворцы XVI - XVIII вв., построенные в Варанаси махараджами Раджпутаны в характерном для их родины стиле. В отличие от сооружений могольских императоров, для которых характерны центрально-осевая композиция фасада, геометрически правильная планировка внутренних помещений зданий, дворцы раджпутанских князей обладали живописностью фасада и свободным, хорошо приспособленным к рельефу местности расположением дворцовых построек. Художественная выразительность архитектурных форм прекрасно сочетается с их целесообразностью.
Виджаянагар. Храм Ачутия Ройял |
Наиболее значительные памятники XIV - XVI вв. относятся к расцвету крупного индусского Виджаянагара, занимавшего всю территорию к югу от реки Кистна (Кришна) и разбогатевшего, главным образом, на заморской торговле. Отличавшаяся в свое время пышностью придворной жизни и великолепием зданий столица Виджаянагара Джинджи или Хампи, лежит теперь в руинах, напоминающая огромный открытый музей. О многообразии типов зданий свидетельствуют остатки многоэтажных дворцовых и концертных зданий, террас, павильонов, многочисленных храмов с бассейнами, галерей и мантапам. В городской застройке не обнаружено следов регулярной планировки. Главным строительным материалом для храмовых и дворцовых сооружений был не мрамор, а местный, очень прочный гранит. Кроме гранита применялся темно-зеленый хлоритовый камень,легко поддающийся обработке и резьбе. Для Виджаянгарских строений характерно сочетание этих двух различных пород камня. Примером такого сочетания служит храм Ачутия Ройял с роскошным внутренним убранством. Дворцы и храмы в Виджаянагаре сосредоточены в цитадели.
Канчипурам. Храм Кайласанатха |
Храм Кайласа в Канчи, созданный с пору расцвета паллавского государства, превосходит все остальные храмы размерами (высота 26 м), цельностью архитектурной композиции и богатством пластического декора. Прямоугольный двор храма Кайласа по внутреннему периметру окружен однотипными целлами. На территории двора расположены зал для молящихся - махаманталам и доминирующее на всем святилище - вимана с примыкающими маленькими святилищами, подобными по форме целлами, окружающими двор. В храме Кайласа священный бассейн для омовений, жертвенник и павильон со статуей священного быка Нанди вынесены за пределы двора. В храме рационально использованы строительные материалы: цокольная часть, столбы и стены святилищ выполнены из гранита, остальные части - из песчаника. Пропорции храма почти соответствуют предписаниям индийских трактатов для храмов этого типа. Например, в Вимане соблюдено соотношение между сторонами прасады, габхагриха и высотой шикхары 1:2. Двор в плане с наружными размерами 30 х 56 м делится на два квадрата. Скульптура и пластическое убранство храма стали типичными для шиванских храмов.