Градостроительство России: современное состояние, проблемы и вызовы
Современное состояние градостроительства в Российской Федерации предопределено совокупностью природно-географических, исторических, геополитических и социально-экономических факторов. Сложившаяся в последние десятилетия односторонняя структура экономики обусловила позитивное развитие лишь ограниченной группы городов и поселков, связанных с энергосырьевым комплексом, а преобладающая часть небольших городов оказалась лишенной экономической основы развития.
В системе расселения России различаются две макрозоны: основная полоса расселения с преимущественно благоприятными и относительно благоприятными условиями расселения, занимающая около 30% территории страны, в ее пределах сосредоточено более 85% населения Российской Федерации; расположенная севернее основной полосы расселения зона с относительно неблагоприятными и экстремальными природно-климатическими условиями.
Система расселения России представлена 1100 городами, 1286 поселками городского типа и 153 тыс. сельских поселений (перепись населения 2010 года). Все этапы тысячелетней истории России представлены историческими городами и селами, сохранившими градостроительное и культурное своеобразие своей эпохи, сформировавшими культурный ландшафт страны. Среди них – подлинные шедевры градостроительства и архитектуры, получившие всемирное признание.
Состояние российского градостроительства характеризуется:
в сфере организации территории:
− нарастающими территориальными диспропорциями в пространственной организации страны, что отражаетсяна процессах социально-экономического развития регионов европейской и азиатской частей России;
− замедлением процесса формирования опорного каркаса расселения − особенно в районах Сибири и Дальнего Востока − вызванного острыми проблемами инфраструктурного обеспечения на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях;
− поляризацией развития между Москвой (столичным регионом) и преобладающей частью других регионов и городов страны. В столичном регионе проживает более 13% жителей страны (каждый восьмой). Масштабное расширение территории Москвы приведет к нарастанию диспропорций между развитием столицы и других регионов страны;
− общим снижением численности населения − наибольшие потери − на Дальнем Востоке – 6% и в Сибири – 4%;
− неравномерностью распределения на территории страны городских и сельских поселений: в Центральном районе на один город приходится 2 тыс. кв. км, в Восточной Сибири – почти 60 тыс. кв. км, на Дальнем Востоке – около 90 тыс. кв. км. Основная зона расселения в восточных районах приходится на Транссибирскую магистраль и южную полосу Сибири, где на площади, занимающей чуть более 1% территории, сосредоточено 70% населения региона;
− потерей экономической основы развития малых городов, в том числе поселений монопрофильного характера;
− ухудшением структуры сельского расселения и состояния российского села: около 1/3 сел насчитывает менее 10 человек; число сел, в которых нет постоянного населения, возросло до 19 тыс.;
− попаданием в зону риска значительной части городов России, олицетворяющих ее неповторимость, природно-ландшафтное, средовое своеобразие, уникальную архитектурно-планировочную организацию: это более 500 городов и населенных пунктов с ценным историко-культурным наследием;
в сфере транспортной инфраструктуры:
− отставанием развития магистральной дорожной сети, которая применительно к федеральному и региональному уровням характеризуется низкой плотностью и не обеспечивает связь между районами; отсутствует автомобильная магистраль, связывающая восточные районы с центром России. Значительная часть населенных пунктов, прежде всего сельских, не имеет транспортного сообщения круглогодичного пользования; слабо согласовано развитие инфраструктуры на границах между субъектами Федерации;
− отсутствием логистики и сокращением инфраструктуры авиационного транспорта: авиаперевозки сводятся преимущественно к рейсам через Москву (из Москвы), а также за рубеж через Москву; практически прекращены местные авиаперевозки − за последние два десятилетия число местных аэропортов сократилось в четыре раза;
− утратой ряда морских портов, в томчисле необходимых длявозрождения Северного морского пути и активизации судоходства и рыболовства на Дальнем Востоке;
− отсутствием сквозных железнодорожных транспортных коридоров на территории страны; отставанием в развитии скоростного железнодорожного сообщения;
в формировании среды жизнедеятельности:
− критическим положением с доступностью жилья, состоянием жилого фонда и жилищно-коммунального хозяйства: ростом ветхого и аварийного жилого фонда, возрастающим износом инженерного оборудования. В многоквартирных домах с износом от 30 до 65% проживает 45 млн человек; 31% населения страны не имеет газа; 41 млн человек обходится без горячего водоснабжения (в городах 17%, в селе 66%); у 33 млн человек санитарно-техническое обеспечение (туалеты) – вне жилища(в городах 10,2%, в селе 62,9% домохозяйств);
− состоянием экологической безопасности, угрожающим здоровью населения страны: ежегодные потери ВВП России от ухудшения окружающей среды, роста заболеваемости и смертности населения оцениваются в 4−6%. В экологически неблагополучных районах живут более 17 млн человек; не менее 15% территории страны находится в неудовлетворительном экологическом состоянии. Объем отходов, связанных с прошлой экономической деятельностью, составляет 31 млрд т; площадь под ними ежегодно возрастает на 300–400 тыс. га;
в сфере управления градостроительством:
− отставанием в разработке государственной градостроительной политики, не ориентированной на рациональное сочетание стратегических и текущих задач;
− низким уровнем управления и регулирования градостроительной деятельности: отсутствием сформировавшейся системы органов управления градостроительством на всех территориальных уровнях власти; дефицитом профессиональных кадров в органах управления градостроительством на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; слабой согласованностью между органами, ответственными за земельные и имущественные отношения и за развитие архитектурно-градостроительной сферы; отставанием информационного и научно-методического обеспечения; необходимостью кардинального пересмотра Градостроительного кодекса и связанных с ним нормативно-регулятивных документов;
− потерей престижа градостроительной профессиональной деятельности, вызванной сокращением профильных организаций; разработкой проектов по территориальному планированию непрофессиональными коллективами в связи с принятием системы критериев отбора исполнителей, основанной на приоритетах по срокам и стоимости работ.
Критическое состояние градостроительства в Российской Федерации, являясь отражением сложных процессов в социально-экономическом развитии страны, носит системный характер и влечет за собой:
1) обострение и хроническое воспроизводство транспортных, экологических и социально-экономических проблем городов-миллионников, крупнейших агломераций, прежде всего Москвы и Московского столичного региона, возрастание в них рисков возникновения социальных противоречий и конфликтов, чрезвычайных ситуаций техногенного характера и террористических угроз;
2) географическое «сжатие» и «опустынивание» экономически освоенной, заселенной и обустроенной территории страны; пространственную изоляцию стратегически важных регионов Дальнего Востока, Сибири, арктической зоны и приграничных регионов; недоступность для большей части населения местных, региональных, межрегиональных и столичных центров культуры, образования, медицины и других социально значимых услуг и, как следствие, – ослабление единства и целостности экономического и культурного пространства страны;
3) возрастающий риск физического исчезновения более трети сельских населенных пунктов, стагнацию и депопуляцию исторических городов, городов и поселков – местных центров, монопрофильных городов и, как следствие, – утрату градостроительных предпосылок для диверсификации экономики, ограничение свободы выбора места жительства и образа жизни, характерных для населенных пунктов разных типов, – превращение миллионов граждан России в вынужденных мигрантов;
4) консервацию сырьевой экспортно-ориентированной структуры экономики, углубление меж- и внутрирегиональных диспропорций в уровнях социально-экономического развития, доходах и качестве жизни населения, что жестко ограничивает формирование материально-пространственных условий, необходимых для структурных реформ в экономике и достижения в Российской Федерации стандартов качества среды жизнедеятельности, принятых в наиболее развитых странах;
5) отставание в формировании взаимосвязанной системы дорог федерального, регионального и местного значения, скрепляющей территорию страны и ее расселенческую сеть, инфраструктурно ограничивающее общемировые и межгосударственные экономические связи и отношения.