Искусственная «докомплектация» и замена недопустимы
Это, пожалуй, один из ключевых моментов, а его нарушение — причина пластиково-новодельной сущности многих реставрационных проектов. За последние десятилетия мы видели множество разных примеров и подходов: домысливание, восстановление первоначального облика, да и идея сохранения всех временных наслоений отнюдь не нова. Однако реставрация с приспособлением всегда «грешила» докомпоновкой утраченных частей. По мнению Елены Соловьевой, основа этого стремления очень понятна: 70 лет мы все время что-то разрушали, и в приемлемом состоянии ни один памятник до наших дней не сохранился. Теперь нам, конечно, хочется посмотреть — а каким он все-таки был? Однако все приемы докомпоновки несовершенны — хотя бы потому, что мы вынуждены использовать современные строительные материалы.
Подход, предложенный бюро «Рождественка», идею домысливания и докомпоновки отрицает. Как подчеркнула Наринэ Тютчева, это скорее «деликатная штопка», но никак не пресловутый «новодел». Везде, где это возможно, оригинальные элементы сохраняются: проанализировав интерьеры, архитекторы установили, как закрепить отшелушивающуюся краску, сквозь которую просвечивают все красочные слои, или как законсервировать подгнившие остатки деревянных рам от старых конюшенных ворот, не меняя их на новые.
С другой стороны, утраченные элементы, если в них нет особой необходимости, восстанавливать авторы проекта считают бессмысленным. Например, сегодня на фасаде «Руины» по большей части отсутствуют окна, а те, что мы видим на третьем этаже, сделаны в советское время и носят конструктивистский характер. «Мы решили, что спорить, какого периода восстанавливать столярку, достаточно странно, — пояснила Наринэ Тютчева. — Если мы начинаем что-то восстанавливать с точки зрения полноценной реставрации, то это влечет за собой целый ряд шагов, и мы не сможем остановиться. Если мы восстановили историческую столярку, то должны сделать штукатурные откосы. Где остановить штукатурный откос — непонятно, он начинает выходить на фасад и т. д. Так что мы решили оставить окна как бы открытыми, без заполнения».
Просто ничего не делать, разумеется, в таких случаях тоже нельзя: если здание предполагается эксплуатировать, то нужен тепловой контур. «Рождественка» предложила изящное решение: стеклянные витражи размещаются не с наружной, а с внутренней стороны стены. Изнутри окно получается заключенным в своеобразную раму, которая будет экспонировать сегодняшние откосы и перемычки: они носят хотя и руинированный, но достаточно живой характер, и ремонтировать их теперь не придется.
Снаружи, в свою очередь, остается довольно глубокий подоконник, который тоже можно использовать — скажем, для экспонирования каких-то архитектурных элементов. В запасниках музея их хранится в изобилии.