Технологическую связь экспозиционных залов с фондохранилищем.
Форма и габариты помещений имеют прямую зависимость от функционального назначения. Выставочные залы должны обеспечивать наилучшие условия для обозрения экспонатов, которыми могут быть как художественные произведения (скульптура, живопись, графика, глиптика, нумизматика и др.), так и различные предметы, растения и животные окружающего нас мира. Выбортематики и характера выставок предоставлен на усмотрение студента. Однако следует отдавать предпочтение универсальным помещениям, дающим возможность для организации различных выставок и смены экспозиций.
Для общественных зданий минимальная высота помещения, установленная СНиП 31-06-2009, составляет 3м., однако для обширных выставочных пространств её следует увеличивать. Надо иметь в виду, что высота зависит от площади помещения, чем больше площадь, тем выше должен быть потолок.
Практика эксплуатации музеев показывает, что в большинстве случаев необходимая и достаточная высота экспозиционных залов составляет 4,2 - 4,5 м, высота экспозиционного пояса 1,5 - 1,7м на расстоянии 0,8 – 0,9м от пола. Удаление зрителя от экспоната обычно принимается равным его двойной высоте, а ширина зала не должна быть менее – 4,5м.
Большую рольв организации выставочного экспозиционного пространства играетсистема освещения. Наилучшие условия для осмотра экспонатов создает естественное освещение – боковой или верхний свет. При проектировании естественного освещения не следует допускать попадания прямого солнечного света на экспонаты. Боковой свет (освещение через оконные проёмы в стенах) создает хорошую освещенность групповых и отдельных экспонатов, витрины освещаются с задней стороны, доступна визуальная связь с окружением (природным или городским), В тоже время размещение оконных проемов зависит от местоположения здания на участке (ориентация здания по странам света, наличие тени от деревьев и соседних построек).
Верхний свет- свет через перекрытие - осуществляется с помощью световых фонарей, образуемых остекленной надстройкой различной формы над крышей (в форме куполов или шедовых фонарей) и остекленными панелями в перекрытии. Верхний освещение дает возможность организовать рассеянный свет при помощи жалюзийного покрытия, или наоборот сосредоточенный на отдельных экспонатах. К недостаткам следует отнести сильный нагрев остекленной поверхности, опасность повреждений от атмосферных осадков и конденсата.
Помещения для посетителей неоднородны по назначения, к выставочному залу примыкает входная группа с высотой помещений не меньше 3м. Вестибюль с гардеробом, какпомещения с постоянным пребыванием людей, должны иметь естественное освещение.
Площадь вестибюля с гардеробом зависит от вместимости выставочного зала, которая составляет 3 кв.м на 1 посетителя.Площади помещений определяются из расчета на 1 посетителя: для гардероба - 0,1; для хранения сумок, портфелей - 0,05; для вестибюля - 0,2 - 0,3 кв.м. Санузлы для мужчин и женщин оборудуются 2 унитазами и 1умывальником каждый.
Служебные помещения группируются в один блок – помещения фондохранилища, персонала, лаборатории и мастерские, тамбур с самостоятельным входом для загрузки экспонатов, санузел (унитаз и умывальник). Если выставочные залы и фондохранилище размещены на разных уровнях необходимо предусмотреть грузовой лифт для доставки экспонатов.
Задача архитектора в том чтобы из всех этих помещений разных по назначению, габаритам, освещенности и т.д. создать единую пространственную композицию.
Пример функционального зонирования музея поэтажных схем
Конструктивное решение
Основой любого здания является конструктивная система - взаимосвязь несущих и ограждающих конструктивных элементов. Современная техника и строительные материалы дают возможность возводить самые необычные пространственные формы.
С одной стороны объемно-пространственная композиция определяет выбор конструктивной схемы, с другой - рациональное конструктивное решение влияет на композицию здания. Примеры из истории архитектуры показывают, как совершенная архитектурная форма связана с оптимальной конструкцией.
Архитектурный образ здания диктует выбор строительных материалов.
Стены, сложенные из кирпича, и стены, облицованные естественным камнем, придают композиции статичность и массивность. Конструкции из железобетона позволяют создавать любые криволинейные поверхности, перекрывать большие пролеты, устраивать значительный вынос консолей, сооружения приобретают зрительную легкость.
Металл целесообразно использовать в качестве несущего каркаса – стойки, фермы, арки.
Дерево – традиционный строительный материал для сельской местности (сруб, каркас, фахверк), в городских условия рациональнее использовать современные дерево-клееные рамы и балки, а также деревянную отделку в интерьере.
Разнообразие современных материалов для отделки фасадных поверхностей и кровельного покрытия не ограничивают творческой фантазии архитектора.
Конструкции здания изображаются на всех графических проекциях - планах, разрезах и т.д. Следует помнить, что размер кирпича 250х120х65мм, толщина несущей кирпичной стены 380, 510мм, кирпичной перегородки – 120мм. Толщина железобетонных конструкций меняется в зависимости от назначения: стена- 200-250мм, перегородка -70-100мм, перекрытия – 150-200мм., сводчатые оболочки- 100-150мм. Планы и разрезы музея должны содержать информацию о конструктивном решении павильона.