Занятие №5: Правила составления анкет.

Цель занятия: освоить теоретический материал вопроса №5: «Правила составления анкет

Задача занятия №5: Формирование анкеты, опросного листа интервью или анкеты-плаката.

К вопросу №5: «Правила составления анкет

К о м п о з и ц и я и o ф о р м л е н и е а н к е т ы

Анкета - это своего рода сценарий беседы с респондентом, независимо от того, очная это беседа (интервьюирование) или за­очная (анкетирование). Началу такой беседы предшествует краткое вступление (обращение к респонденту), где излагается тема, цели, задачи опроса и называется организация, его проводящая, объясняется техника заполнения анкеты. Затем располагаются вопросы наи­более простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой позна­вательной задачи, они обеспечивают «завязку» беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Их задача - заин­тересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем.

Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещаются в середине анкеты. К концу работы с анкетой трудность вопросов должна снижаться, здесь обычно помещают так называемую «объективку», с помощью которой получают данные о личности опрашиваемого. Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам.

Большое значение имеют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов: сколько вариантов ответов можно отметить - один или несколько; как заполнять вопрос-таб­лицу - по строчкам или по столбцам, и пр. Неправильно понятая техника заполнения анкеты искажает информацию.

Логический контроль и апробация состав­ленной анкеты.

По окончании компоновки анкеты её целесообразно подвергнуть логическому контролю, позволяющему проверить её со­ответствие тем критериям качества, которые выверены практикой и являются общепризнанными.

В частности, каждый вопрос проверяет­ся по следующим критериям:

1. Не забыты ли (если они нужны) такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не думал об этом» и тому подобные, дающие возможность респонденту уклоняться от ответа, когда он сочтет это нужным?

2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками для дополни­тельных высказываний респондентов (то есть превратить закрытый вопрос в полузакрытый)?

3. Относится ли вопрос ко всей совокупности опрашиваемых или только к некоторой части этой совокупности?

4. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника запол­нения вопроса? Есть ли указания о том, сколько вариантов от­ветов можно отметить, как отвечать на вопрос табличной формы?

5. Нет ли логического несоответствия между смыслом фор­мулировки вопроса и шкалой измерения?

6. Содержатся ля в формулировке вопроса слова, термины, которые могут быть непонятны опрашиваемым? Как их заменить, не нарушая смысла вопроса?

7. Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое подозрение есть, нужен контрольный вопрос-фильтр на проверку компетентности.

8. Не превышает ли вопрос возможностей памяти опрашиваемых?

9. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос?
Если это так, то нужно расчленить список на тематические блоки и вместо одного вопроса сделать блок вопросов.

10. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его досто­инства, престижных представлений?

11. Не вызывает ли вопрос отрицательных эмоций у опрашива­емого?

Кроме отдельных вопросов проверяется и композиция анкеты на соответствие следующим критериям:

1. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наибо­лее простых (контактных) в начале анкеты, к наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты?

2. Нет ли влияния предшествующих вопросов на последующие?

3. Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращениями к респонденту, информирующими о начале следующего блока?

4. Нет ля скопления однотипных вопросов, вызывающих ощущение в монотонности и утомления у респондента?

5. Нет ли нарушений в верстке и графическом оформлении ан­кеты (перенос части вопроса на другую страницу и т.п.)?

Оценить качество вопросов анкеты, апробировать её по обозна­ченным критериям поможет пилотажное исследование.

К о м п о з и ц и я и o ф о р м л е н и е а н к е т - плакатов:

Занятие №5: Правила составления анкет. - student2.ru

Занятие №5: Правила составления анкет. - student2.ru

Контрольные вопросы:

1. Какие правила составления опросного листа Вы знаете?

2. В чем заключается метод Анкет-плакатов?

Наши рекомендации