Модуль 3. Социальные основы проектирования объектов

Раздел 3.1. Социальные основы проектирования градостроительных объектов.

1. Социальные основы проектирования города.

2. Жилая среда и ее качество.

Раздел 3.2. Социальные основы проектирования зданий

1. Социальные основы проектирования жилых зданий.

2. Социальные основы проектирования объектов общественного обслуживания.

3. Социальные основы проектирования производственных объектов.

Модуль 4. Вопросы дополнительного материала, осваиваемого в ходе самостоятельной работы семестра (семинары, рефераты, углубленное изучение теоретического и практического курса, НИРС)

*Вопросы углубленного уровня знаний курса «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования» не входят в экзаменационные билеты. Работы студентов, выполненные в ходе семестра по данным темам, учитываются преподавателем на экзамене.

1. Характеристика общественной жизнедеятельности как основа архитектурно-градостроительных решений.

2. Взаимосвязь социальных и архитектурно-градостроительных категорий.

3. Соотнесение социально-функциональных показателей с пространственными.

4. Природные и градостроительные условия, как среда человеческой жизнедеятельности.

5. Социальные основы проектирования городов.

6. Социальные основы проектирования сельских населенных мест.

7. Социальные основы проектирования элементов города: жилая среда; системы культурно-бытового обслуживания; производственные объекты.

8. Социальные основы проектирования зон и комплексов отдыха.

9. Социально-экологическая оценка среды жизнедеятельности и роль градостроительства в ее формировании.

10. Социальные основы архитектурного проектирования жилища.

11. Требования к жилым ячейкам, зависящие от особенностей потребности жилища.

12. Требования к жилым ячейкам, зависящие от особенностей образа жизни.

13. Типология пространственных элементов жилой ячейки.

14. Жизненный путь семьи и социально-функциональные требования к жилой ячейке.

15. Социальные основы проектирования жилых домов массового строительства.

16. Социальные основы архитектурного проектирования объектов общественного обслуживания: общие требования.

17. Учет характеристик потребительских групп в сфере обслуживания.

18. Социально-функциональные требования к объектам общественного обслуживания.

19. Социальные основы архитектурного проектирования производственных зданий.

20. Градостроительная оценка городской среды.

21. Научное объяснения и предвидение в архитектурных и градостроительных социологических исследованиях.

22. Методы демократического средообразования: международный опыт градорегулирования.

23. Состояние вопроса социально-демократического соучастия в России.

24. История формирования городского сообщества г.Пензы.

25. Современная социально-пространственная структура города (социальная модель жилой среды).

26. Методы соучастия в предпроектном анализе жилой среды.

27. Социально-демократические основы архитектурной деятельности.

28. Хронология развития идей общественного соучастия в архитектуре.

29. Методики регулирования участия населения в развитии городов за рубежом. 30. Характерные особенности демократического проектирования.

31. Состояние вопроса социально-демократического соучастия в России.

32. Основные положения по участию российских граждан в градорегулировании.

33. Социальная сегрегация в городах.

34. Авторские программы «архитектуры соучастия».

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.

Общество — исторически развивающаяся форма деятельности людей, их связей и отношений, основа ко­торых заключена в способе, каким люди производят необходимые им жизненные средства, взаимодействуя с природой.

Общество в широком смысле — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — это исторически конкретный тип социальной системы или определенный со­циальный организм, принадлежащий к такому типу.

Социальный заказ — общественно необходимое за­дание на проектирование архитектурного объекта.

Социальный в широком смысле — тождественный «общественному» и включает в себя все аспекты чело­веческих взаимоотношений (экономику, политику, этику и т. п.); в узком смысле — отношение между людь­ми, формирование человеческих общностей в процессе труда и потребления.

Социология — наука об обществе, исследующая многообразные аспекты его организации, жизнедеятель­ности и развития. Социология исследует тенденции и закономерности общественного развития на разных уровнях обобщения.

Социология архитектуры охватывает широкий спектр социологических знаний, обусловленный зада­чами формирования среды обитания человека: социологию жилища, производства, общественных зданий, города, деревни, а также быта, труда, отдыха и др.

Социальная структура — совокупность устойчивых и упорядоченных связей общества или его элементов (социальных групп, различных видов общностей), обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.

Социальная группа — наиболее общее понятие, определяющее устойчивую совокупность людей, объединяемую по одному из названных оснований — единства социальных признаков, черт деятельности и территории.

Социальные институты представляют собой группу лиц, выполняющих определенную социальную функцию, и одновременно, совокупность соответствующих учреждений и сама организационная структура этой функции.

Социальные общности — социальные группы, формируемые естественно-исторически.

Семья — уникальная малая социальная группа, одновременно это социальный институт, и социальная общность. Назначение семьи — физическое воспроизводство человека и человека как носителя общественно-культурных отношений.

Статистика — получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количе­ственные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием, а также совокупность данных о каком-либо явлении или процессе.

Социальные процессы — последовательная смена состояний в развитии общества или его структур.

Социальное функционирование — социальная жизнь, жизнедеятельность — совокупность многообразных социальных действий, осуществляемых индивидами, социальными группами и обществом в целом.

Социальное развитие характеризует изменение социальных структур, динамику социальных групп и их отношений, видов общественной жизнедеятельности.

Деятельность — социальное действие, направленное на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира или самого человека.

Потребности — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, социальной группы и общества в целом.

Мотивы — явления и состояния, вызывающие дея­тельность, активность (или отказ от нее); мотивами могут быть потребности, установки, идеалы, эмоции и воля.

Предпочтения — пожелания, требования потребителя к архитектурной организации на основе сознатель­ного выбора, проясняют зависимости в отношении «мнение потребителя — среда».

Длительно существующие общности потребителей — сплоченные группы людей на основе общей дея­тельности или интересов, потребляющие и производящие услуги в общественных и промышленных зданиях в течение длительного времени.

Стационарные скопления потребителей — группы людей, собирающихся в каком-либо помещении в общественных зданий и комплексах, которые отличаются независимостью и кратковременностью контакта.

Движущиеся скопления потребителей — кратковременные группы людей, передвигающихся внутри зда­ний, что требует создания беспрепятственного и безопасного пространства для движения.

Социально значимые дистанции — это расстояния, оценка которых определяется возможным уровнем взаимодействия людей: персональным общением, социальным контролем и пешеходной связанностью

Образ (способ) жизни — особенности повседневной жизнедеятельности конкретно-исторического человека или семьи; охватывает три сферы: быт (обитание), труд (производство) и отдых (рекреация).

Естественный прирост населения — разница между количеством родившихся и количеством умерших на 1000 жителей.

Механический прирост населения — разница между количеством прибывших и количеством убывших на 1000 населения.

Поло-возрастная структура населения — распределение населения по полу и возрасту.

Структура семьи — это связи между членами семьи по общему основанию — по числу членов, по родственным отношениям, по возрасту и др.

Семья — основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Социально-профессиональная структура населения — распределение населения по роду деятельности, месту работы, уровню квалификации и образования.

Программное задание — перечень условий, требований и задач проектирования, который на предпроектном этапе составляет архитектор для регламентации и контроля собственной деятельности.

Социально-функциональная программа проектирования — структурное описание социальных условий проектирования, а также характеристика потребителя и его жизнедеятельности, которые раскрывают назначение архитектурного объекта.

Социальная модель архитектурного объекта — это система требований, предъявляемых потребителем (семьей, трудовым коллективом, клиентом) к его функциональной программе и пространственной структуре.

Объект изучения в архитектурно-социологическом исследовании — это потребности и поведение индивидов, социальных групп и общностей, т. е. совокупность социальных элементов и процессов.

Предмет изучения — аспект (угол зрения) исследования объекга изучения, зависит от вида объекта исследования и характера решаемых задач в архитектурном пространстве.

Эмпирические данные — социологическая информация, основанная на опыте, изучении фактов, опирается на непосредственное наблюдение и эксперимент.

Методика эмпирического исследования — совокупность принципов и правил по определению объектов исследования, выбору единиц исследования, необходимого объема исследуемого материала, источников и способов сбора информации, а также приемов обработки и обобщения информации.

Техника социологического исследования — совокупность приемов и процедур, характеризующих методику исследования.

Разведывательное (пилотажное) социологическое исследование — предварительный этап углубленных исследований.

Описательное социологическое исследование — получение полной информации о рассматриваемом объекте, выявление закономерностей в определенных социальных процессах, протекающих в больших социальных общностях, которые различаются по своим характеристикам.

Аналитическое социологическое исследование — определение причинно-следственных зависимостей, объясняющих явление.

Программа социологического исследования — определение цели, объекта, структуры, границ и методов исследования.

Гипотеза исследования — научное предположение результата исследования.

Вопросник — документ, который содержит перечень вопросов, обращенных непосредственно к отвечающему.

Рабочий план исследования — инструкция по проведению социологического исследования, учитывающая распределение сил и ресурсов во времени.

Документальные источники социологической информации — это официальные и личные документы.

Обследования — социологические исследования в форме наблюдений и опросов.

Наблюдения — непосредственная фиксация явлений социальной действительности в процессе функционирования.

Опросы — методы получения первичной социологической информации, основанные на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Анкетирование — опрос, в котором отсутствует непосредственный контакт исследователя с опрашиваемым; проводят для изучения потребностей, социальных оценок, поведения людей в целях учета при проектировании зданий и комплексов.

Интервьюирование — опрос, в котором исследователь лично обращается к опрашиваемому.

Выборка — процедура исследования, предусматривающая целесообразный от|бор анализируемого материала.

Генеральная совокупность — это объект исследования, носитель рассматриваемой социальной проблемы.

Выборочная совокупность (выборка) — часть генеральной совокупности, которая способна ее представить по исследуемым признакам. Величину выборки определяют по соответствующим правилам из теории статистики.

Классификация (группировка) — вид обработки социологической информации, являющийся основой описания полученной информации; сводится к двум процедурам: выбору признака и измерению этого признака (шкалированию).

Континуум — область распространения рассматриваемого признака (явления или процесса).

Шкала — способ членения континуума.

Индекс — сконструированный для исследования обобщающий показатель.

Корреляция — статистическая (вероятностная) зависимость, взаимосвязь признаков; устанавливается только методами статистики.

Научное объяснение — выявление устойчивых зависимостей между явлениями, позволяющее распрос­транить их на более широкий круг объектов, использовать в прогнозировании, проектировании и нормировании.

Предвидение — обоснованное предположение о будущем (прогноз, проект, план, программа).

Интуитивное предвидение — накопленные в истории прорывы в будущее на основе творческого воображения, интуиции мастеров.

Научное прогнозирование — предвидение на основе научно выявленных объективных способов, правил или законов развития, которые позволяют определить оптимальные пути развития архитектуры, привести сегодняшние решения с предсказываемыми будущими потребностями и интересами общества.

Прогноз — это квалифицированное и обоснованное высказывание о будущем развитии исследуемого объекта с относительно высокой степенью достоверности. Различают стратегические и оперативные (тактические) прогнозы.

Творческий метод архитектора — своеобразный синтез творческих методов художника, ученого и инженера.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Основная, дополнительная и нормативная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля)

Основная:

1. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования/ учебное пособие – Пенза, 2017

Дополнительная:

1. Кияненко К.В. Общество, среда, архитектура: социальные основы архитектурного формирования жилой среды : учеб. пособие/ К.В. Кияненко; Волог. гос. ун-т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Вологда : ВоГУ, 2015. - 284 с.: ил. УДК 72.067.2(075.8) ББК 85.113(2)7 КЗ 8 ISBN 978-5-87851-590-0

2. Кияненко К.В. Социальные основы архитектурного формирования жилой среды: Учебное пособие для архитектурных и строительных специальностей вузов / К.В. Кияненко. – М.: Стройиздат. – 208 с.

3. Кравченко А.И., Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник.- М .: ИНФРА-М, 2008.- 726 с. – (классический университетский учебник).

4. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты/ учебное пособие – Ростов н /Д: Феникс, 2004 г. – 158 с.

5. Яргина З.Н., Хачатрянц К.К. Социальные основы архитектруного проектирования: Учеб. для вузов.-М.: Стройиздат, 1990.-343с.:ил.

5.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

1. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования [Текст]: Методические указания к практическим занятиям / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017. – 38 с. http://regionvuz.pguas.ru/Plone/reestr/2015_2_2_4_3.pdf/

2. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования [Текст]: Методические указания к самостоятельной работе студента / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017.

3. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования [Текст]: Методические указания для подготовки к экзамену / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017.

Дополнительная:

1. Ещина Е.В. Прикладное архитектурно-градостроительное исследование: методические указания к курсовому проектированию / Ещина Е.В. – Пенза: ПГУАС, 2013. – 33 с.

2. Ещина Е.В. Социология архитектуры и градостроительства.: Учебное пособие / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017. – 90 с.

5.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1) Сайты библиотек вузов в каталоге ИС "Единое окно": http://window.edu.ru/unilib/

2) Сайты библиотек высших учебных заведений:

http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=6#found

3) Электронно-библиотечные системы (ЭБС)

ЭБС Book.ru

ЭБС IPRbooks

ЭБС IQlib

ЭБС ibooks.ru

ЭБС ZNANIUM.COM

ЭБС "БиблиоТех"

ЭБС Издательства "Лань"

ЭБС "КнигаФонд"

ЭБС "Универ­ситет­­ская библио­тека онлайн"

Электронная библиотека "Консультант студента"

Электронная библиотека "Mybrary"

Электронная библиотека "Руконт"

4) Студенческая электронная гуманитарная онлайн-библиотека

http://yourlib.net

Учебное издание

Ещина Е.В.

Наши рекомендации