Эрехтейон и его место в ансамбле Акрополя.
Храмы Афинского Акрополя стали вершиной развития греческой архитектуры. Ансамбль Акрополя включал здания: Пропилей, храм Ники Аптерос, Святилище Артемиды Бравронии, Парфенон, Эрейхтион, склады, дома священно служителей, святилище Зевса Полиэя.
Храм Эрехтейон представлял собой удивительное слияние нескольких греческих культов. Согласно историческим фактам, греки строили свои храмы и святилища для одной из фигур пантеона богов. Самыми почитаемыми были Афина и Зевс. В их честь отстраивались монументальные храмы, проводились красочные торжества и шествия.
Древние архитекторы, создавая Акрополь, храм Эрехтейон сделали его главным сокровищем. Даже сейчас он является наиболее сохранившимся из всех, представленных на холме. Его ценность для ученых заключается в том, что храм Эрехтейон не был предназначен для посещения обычными людьми. Право входить туда имели только служители культа, а внутри храма находились три святилища, посвященные Афине, Посейдону и царю Эрехтею.
Объединение нескольких культов само по себе сделало храм уникальным в своем роде. Ни до, ни после эллины не строили подобных монументальных сооружений. На месте постройки святилища ранее находился другой храм, до основания разрушенный и сожжённый персами во время греко-персидской войны. По распоряжению великого Перикла на этом месте заложили фундамент нового храмового комплекса. Само строительство началось уже после смерти Перикла и по некоторым данным продолжалось более пятнадцати лет. Архитектором храма принято считать грека Мнесикла. Хотя в этом вопросе историки не могут прийти к единогласному мнению. Архитектору пришлось проявить все свои таланты, чтобы спроектировать и построить это чудо архитектурной мысли.
Почва, на которой стоит храм Эрехтейон, имеет значительные перепады высоты, поэтому строение и располагается сразу в нескольких уровнях. Эта гениальная находка Мнесикла идеально вписалась в концепцию храмового комплекса – служение нескольким религиозным культам. При строительстве эллины использовали белоснежный пентелейский мрамор и темный камень для отделки фриза. Солнечный свет очень удачно высвечивал удивительную мраморную резьбу, окружающую фасад храма. Архитектор применил абсолютно новые решения и с колоннадой храма. По традиции греков, храмы украшали со всех сторон массивными колоннами. При постройке Эрехтейона от этой традиции отошли. Его с трех сторон окружали красивейшие портики, каждый отличался от другого своим стилем и размерами. Некоторые ученые предполагают, что существовал и четвертый портик. Но доказательств этому археологи так и не нашли.
Сейчас довольно сложно представить, как выглядел храм после сразу после окончания строительства. Хотя авторитетные в научных кругах историки утверждают, что храм Эрехтейон так и не был достроен. Они считают, что в процессе стройки первоначальный план несколько раз меняли и упрощали. Из-за затянувшейся Пелопонесской войны, греки очень торопились закончить затратное строительство и оставили некоторые части святилища в незаконченном виде. Несмотря на эти предположения, наши современники сумели сделать его описание. План храма Эрехтейон воссоздан достаточно подробно.
Общая площадь храма составляет почти триста квадратных метров. И это без учета обрамляющих святилище портиков! Храм был разделен на три крыла, каждое из которых имело отдельную кровлю и посвящалось своему божеству. Восточная часть целиком принадлежала Афине-Палладе, хранительнице древнего города. К ее фасаду примыкали шесть колонн, высота которых составляла около шести с половиной метров. В этой части храма Эрехтейон находилась красивейшая статуя богини, освещающаяся днем и ночью светом золотой лампады. Нужно отметить, что сама эта лампада представляет немалый интерес для ученых. Ее создатель, Каллимах, изобрел особую конструкцию, которая позволяла доливать масло в светильник всего лишь раз в год. Этого количества хватало ровно на триста шестьдесят пять дней. В северное крыло можно было войти через главную дверь храма. Вход обрамляли четыре богато украшенные мраморные колонны.
Западное крыло обрамляли четыре полуколонны, открывавшие вид на великолепный фасад с фресками. Весь фасад был по периметру украшен мраморной резьбой с изображениями трех аттических божеств. Четыре высоких оконных проема идеально вписывались в пропорции западного крыла и дополняли этот великолепный ансамбль. К южной части храма Эрехтейон примыкал отлично сохранившийся до наших дней портик Пандросейон. Назван он был в честь одной из дочерей Кекропса, получеловека-полузмея. Горожане почитали его как основателя Афин. Портик был лишен колонн, его подпирали четыре изящные скульптуры девушек-кариатид. Кариатиды храма Эрехтейон представляли собой новаторский прием в мировой архитектуре. Впервые в истории греки использовали скульптуры для поддержки несущих конструкций. Впоследствии этот прием стали использовать в своих работах зодчие всего мира. Кариатиды до сих пор поражают туристов своим великолепным исполнением: каждая черточка лица и предмет одежды вырезан из белого мрамора с величайшим мастерством и достоверностью. Сейчас на Акрополе находятся точные копии этих скульптур. Оригиналы можно увидеть в акропольском музее. Там же находятся обломки барельефов с фасада храма Эрехтейон. Одна из кариатид была тайком вывезена английским лордом к себе на родину и сейчас выставлена в экспозиции Британского музея. Во всех частях храма находились святилища. Основные из них были посвящены Афине, Посейдону и Эрехтею. На территории Эрехтейона хранились военные трофеи и реликвии, строго почитаемые афинянами.
Билет 12. Пропилен.
Пропилен и их место в ансамбле Акрополя.
В давние времена на высоком холме Акрополе был воздвигнут город Кекропия, позже получивший новое имя — Афины. Любоваться Акрополем в Афинах лучше на восходе или закате, именно в это время руины былого великого города оживают, и кажутся отстроенными заново.
История афинского Акрополя
Обратимся немного к истории города. Основателем Афин считается царь Кекроп. Этому великому человеку приписывается основание 12 греческих городов, введение запрета на человеческие жертвоприношения, и, главное, введение культа Зевса Громовержца. Приход величия богини Афины происходит во времена правления другого царя — Эрехтония, именно в годы его правления город переименовывается в Афины.
Примерно во II тысячелетии до нашей эры территория Акрополя полностью вмещала в себе Афины. Он был обнесен мощными стенами. На западной пологой стороне было возведено особо прочное укрепление Эннеапилон «Девятивратие». За стенами располагался дворец афинских царей. Именно в нем позднее было размещено святилище Афины, а по мере разрастания города Акрополь стал религиозным центром, посвященным покровительнице города.
Пропилеи афинского Акрополя
Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии, ставшая одним из семи чудес света древнего мира. Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы.
План афинского Акрополя
Храм Зевса
Эпоха эллинизма— конец IV — I вв. до н. э. Время самой широкой экспансии эллинов на Восток и создания там новых государств. Центры экономической, политической и культурной жизни переносятся из метрополии в Малую Азию, Сирию, Египет. В этих странах основывается и строится ряд новых городов, что выдвигает перед архитекторами нередко грандиозные задачи планировки. Все новообразовавшиеся греко-восточные государства представляют собой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения и прославления правителей.
Первый алтарь Зевса был воздвигнут в Олимпи в X-IX вв. до н. э., а строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Недавняя победа над персами объединила все города Эллады в патриотическом порыве, и денежные пожертвования на строительство прибывали со всех концов страны.
Средств при постройке не жалели. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма.
Работы были закончены в 456 году до н. э. Главным украшением храма стала гигантская статуя Зевса Олимпийского работы знаменитого афинского скульптора Фидия. Масштабы изваяния были столь грандиозны, что ради него пришлось менять первоначальный план здания.
Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.
Колоннада храма насчитывала 38 стройных дорических колонн с 20 каннелюрами (продольными углублениями-желобками). На торцах здания располагалось по 6 колонн, на боковых сторонах – по 13, высота их составляла 10,43 метра. Некоторые колонны полностью воссозданы, и их внешний вид позволяет считать храм Зевса в Олимпии одним из самых ранних зданий классического стиля. В предшествующие эпохи колонны делались несколько утолщёнными в середине, словно им тяжело нести крышу и фриз с изображениями богов и героев. Колонны храма Зевса имеют совершенно ровные, прямые силуэты, они не поддаются под тяжестью кровли, но возносят её в небо. Это придало зданию невиданную ранее стройность.
Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона. Многочисленные скульптуры фронтонов разной степени сохранности дошли до наших дней и поражают своей экспрессией и искусством исполнения.
Венчала всё строение позолоченная фигура Победы, установленная по центру фронтона, а по краям стояли позолоченные чаши. На боковых сторонах крыши были укреплены мраморные львиные головы, служившие оберегами храма.
В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.
Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.
Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости. Сама статуя была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Каркас изготавливался из дерева, на котором крепились пластины из золота и слоновой кости. При этом золотые части изображали одежду, а слоновая кость – открытые части тела.
По боковым сторонам зала располагались галереи, с которых можно было лицезреть Громовержца, находясь буквально на уровне его головы. Чтобы удержать мощную кровлю, в помещении были установлены ещё 4 ряда по 7 колонн, между которыми размещались статуи богов и героев.
Слава о новом храме быстро разнеслась по всему античному миру. Сюда стекались дары как от эллинских городов и колоний, так и от варварских владык. Поэты представляли перед храмом свои стихи, скульпторы выставляли свои творения. Именно здесь «отец истории» Геродот впервые зачитал публично отрывки из своего труда.
Билет №14.