Увеличение числа путей на мосту
Известна реконструкция однопутного мостового перехода с целью увеличения числа путей на мосту при отсутствии готовых опор с фундаментами (см. книгу «Мосты и тоннели на железных дорогах». М., Транспорт, 1988, стр.301). В таких случаях реконструкция осуществляется с устройством дополнительных опор на самостоятельных фундаментах. Сооружение дополнительных опор на самостоятельных фундаментах обычно производят с низовой стороны существующих опор. При этом, по существу, строят новый мост рядом со старым, что существенно увеличивает сроки и стоимость реконструкции мостового перехода.
Стоимость новых опор с фундаментами составляет примерно 50% от общей стоимости искусственного сооружения.
По сравнению с изготовлением и монтажом пролетных строений, которые в достаточной степени индустриализованы, постройка опор с фундаментами чрезвычайно трудоемка и требует больших затрат времени.
Известен также мостовой переход, включающий действующий мост с опорами и пролетным строением, в котором на русловых опорах (быках) установлены ледорезы. С целью увеличения числа путей в таком мостовом переходе ледорезная часть опор использована для возведения на ней дополнительной опоры, являющейся продолжением имеющейся (уширение опоры), на которой смонтировано дополнительное пролетное строение (см. «Мосты и тоннели на железных дорогах». М., Транспорт, 1988, рисунок на стр.301).
В таких случаях для возведения дополнительной опоры ледорезная часть разбирается полностью или частично.
Увеличение подмостового габарита
Причины. Ошибки при проектировании – угрожающий подпорный горизонт, развитие судоходства.
Увеличить расстояние между отметкой НК и отметкам РСГ или РУВВ можно подняв пролетные строения на опорах и устоях. Подъемку осуществляют поэтапно увеличивая отметку пролетных строений на 10…60 см за один этап. Одновременно на подходах поднимают отметки насыпи. Обычно, сначала делают большие уклоны до 40 промилле, а потом доводят до нормы.
Подъемку проводят в «окно», домкратами и опирают пролетные строения на металлическую или железобетонную клетку с последующим омоноличиванием. Таким способом поднимали пролетные строения на высоту от 2 до 10 м.
Изменить подмостовой габарит по высоте можно заменив пролетное строение на другое с меньшей строительной высотой. Вплоть до замены пролетного строения с ездой по верху на пролетное строение с ездой по низу и нарастить опоры или уширить опоры.
Если требуется увеличить подмостовой габарит не только по высоте, но и по ширине, то придется убирать промежуточную опору и два пролетных строения заменять одним.
Увеличение внутренней негабаритности пролетных строений и путепроводов
Изменение бокового габарита пролетных строений практически осуществлять не удается. При устранении вертикальной негабаритности из-за электрификации участка линии (в габарит нужно поместить несущий и контактные провода) есть два варианта решения:
1. Несущий провод распологают над связями, а контактный внутри габарита пролетного строения.
2. Переустраивают портальную раму и верхние поперечные связи между главными фермами – вынося их из габарита. Для этого портальное заполнение из плоскости опорных раскосов переносят в плоскость первой подвески.
Переустройство моста под совмещенную езду
Редко выполняемый вид реконструкции из-за сложности работ по переустройству и сложностью дальнейшей эксплуатации. Выполняют этот вид реконструкции только после тщательного технико-экономического анализа и расчетов грузоподъемности фундаментов, опор и пролетного строения.
Варианты расположения уровня автодорожного проезда:
1. На консолях поперечных балок, пристраиваемых к существующим пролетным строениям как продолжение поперечных балок проезжей части.
2. Между фермами в пределах внутреннего габарита при высоте ферм больше 14 м.
В уровне верхнего пояса при условии того, что пролетное строение имеет параллельные пояса.
Замена пролетных строений. Старые пролеты демонтируют, на опоры устанавливают совмещенные пролетные строения
Установка дополнительного пролета на переустроенные опоры.