Изучение и анализ научно-исследовательской и монографической литературы по теме курсового проекта

а) Поиск информации

Известно, что научная работа не может быть написана по одному источнику*. Это касается курсового проекта, которая предполагает творческий, исследовательский характер. При подготовке курсового проекта рекомендуется использовать максимально широкий круг источников: монографии, учебники, учебные пособия, справочники, сборники научных трудов, статей и материалы научно-практических конференций, статьи в журналах, газетах, а также материалы информационной сети Интернет.

Необходимо начать подготовку курсового проекта с подбора учебной, монографической и научно-исследовательской литературы по проблеме исследования, при этом необходимо обратить внимание на ссылки, которые составят библиографическую базу для будущей работы.

Необходимо в библиотеке института ознакомиться с алфавитным, предметным и систематическим каталогами, имеющими отношение к теме работы.

Большую помощь могут оказать различные информационные издания:

· Реферативные журналы, аналитические обзоры. Например, серия журналов под общим названием «Архитектура и строительство России», «ELLE DECORATION», «Красивые дома», «Искусствознание: теория, история, практика»;

· Экспресс-информация – информационные издания, содержащие расширенные рефераты публикаций, позволяющих сделать заключение о возможности их использования в курсовому проекту, не обращаясь к первоисточнику.

Важным источником наиболее оперативной информации по проблеме исследования являются материалы таких периодических профильных изданий, как «Вопросы искусствознания», «Архитектура и время. Научно-практический журнал», «AD. Architectural digest», «Новый дом» и т.д.

На основе подобранной литературы составляется аннотированный список литературных источников, оформленный согласно ГОСТ (Приложение 3).

Курсовой проект выполняется студентом на основе анализа действующего стилеобразования, проектной документации, архитектурной и художественной практики, научной и методической литературы.

При изучении литературы и проектирования следует обратить внимание на изменения и дополнения, внесенные с момента издания соответствующего источника до времени подготовки курсовой работы. А так же необходимо использовать behance.net , designiskinky.net, designyoutrust.com, thedieline.com, everycreative.com. Информационно-дизайнерские системы полезны и в поиске статей проектной направленности, комментариев к стилистическим новшествам, а также результатам всех видов дизайнерской деятельности.

Оперативный доступ к новейшим профессиональным журналам возможен также на сайте pdf-mags.com,youthedesigner.com,smashingmagazine.com, а также сайты по искусствознанию и стилеобразованию iskunstvo.narod.ru, taby27.ru, pandia.ru.

Кроме того, Интернет дает возможность доступа к научной, проектной и искусствоведческой информации, в том числе о проходящих научных конференциях, семинарах, симпозиумах по различным проблемам и отраслям дизайна.

Для поиска научной информации можно пользоваться наиболее известными поисковыми системами типа «Яндекс» (www.yandex.ru), базами данных на них, сайтами www.e.lanbook.com, www.ibooks.ru, сайтами отдельных вузов.

б) Работа с источниками информации

Работа с источниками информации - это умение правильно оценить сущность и значимость информации, разобраться в структуре материала, в удобной форме зафиксировать все необходимое для последующей работы.

Поскольку основным источником информации будет книга, рассмотрим некоторые особенности работы с ней.

Работая с литературными источниками, необходимо делать выписки наиболее важных положений, что поможет накопить нужные сведения и облегчит запоминание. При этом необходимо четко фиксировать источник, откуда взята информация (фамилию и инициалы автора, полное название книги, статьи, издательство, год издания, страницу).

При изучении литературы не следует стремиться только к заимствованию материала. Необходимо осмыслить найденную информацию, при этом целесообразно письменно фиксировать свои размышления. Этот процесс должен продолжаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

Выдержки из проектной документации, авторские высказывания цитируются дословно либо излагаются своими словами. После каждого цитирования, использования фактических и статистических данных обязательна ссылка на автора и источник место издания, год издания, номер страницы.

Любой источник, на который ссылается автор курсовой работы, должен быть внесен в библиографический список.

в) Использование в курсовом проекте научных достижений

Курсовой проект, особенно его теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учетом отечественных и зарубежных научных достижений, имеющегося практического опыта.

Студенту, приступающему к выполнению работы, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и методологическими основами исследования, что позволит ему провести системный анализ фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теоретические и практические выводы.

г) Составление плана курсового проекта

После предварительного ознакомления с литературой по теме и выяснения ее основных проблемных вопросов можно приступить к составлению плана работы.

Составление плана работы является ответственным этапом выполнения курсового проекта.

Правильно построенный план служит организующим началом, помогает обобщить и систематизировать накопленный материал, способствует последовательному логическому изложению.

План курсового проекта студент составляет самостоятельно с учетом цели и задач исследования. Он корректируется и утверждается научным руководителем. Составленный план не носит окончательного характера, а может дополняться, изменяться, так как в творческом исследовании план всегда имеет динамический характер.

План работы указывается в оглавлении и располагается на второй странице работы.

При составлении плана необходимо учесть, что первая глава работы, как правило, вводит в проблематику темы, в ней характеризуется состояние теории исследования затронутой проблематики, анализируется история развития вопроса и т.д. В последующих главах проводится подробный анализ предмета исследования, рассматриваются его основные характеристики. Приводятся доказательства ранее выдвинутых положений, и строится аргументация для выработки конкретных предложений.

Содержание и структура курсового проекта

Оптимальный объем курсового проекта - 25-30 страниц текста, подготовленного на компьютере в формате Word.

Структура курсовой работы включает следующие разделы:

1. Титульный лист (Приложение 2).

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части с краткими и четкими выводами по каждой главе.

5. Заключение по работе.

6. Список использованной литературы (Приложение 3).

7. Приложения (если необходимо).

Титульный лист является первой страницей научной работы и оформляется согласно Приложению 3. Номер страницы на нем не ставится.

Оглавление (Приложение 4) включает в себя перечень структурных элементов работы (с указанием страниц, где они расположены) и обычно состоит из:

- введения;

- основной части, которая разбита на 2-3 главы, а каждая глава разделена на 2-3 параграфа;

- заключения;

- библиографического списка;

- справочно-сопроводительного аппарата (примечания, приложения).

Правила оформления введения

Введение — ответственная часть курсового проекта, поскольку оно ориентирует в дальнейшем раскрытии темы, содержит все необходимые ее характеристики. Введение содержит следующие разделы:

- актуальность и значимость избранной темы для дизайнерской науки и практики;

- состояние разработанности изучаемой проблемы (с указанием уже имеющейся научно-исследовательской литературой по теме и ее краткой аннотацией);

- объект и предмет исследования;

- цель и задачи исследования;

- методическую основу исследования;

- нормативно-эмпирическая база исследования;

- новизна полученных результатов и практическая значимость;

- положения, выносимые на защиту (2-3 вопроса);

- общая структура работы.

Одним из основных требований, предъявляемых к курсовому проекту, является обоснование актуальности темы исследования. Актуальность определяется как значимость, важность и приоритетность выбранной темы исследования среди других тем. Она должна подтверждаться положениями, свидетельствующими в пользу научной и практической значимости решения проблем и вопросов, исследуемых в работе. Необходимо объяснить, почему именно эта выбранная тема представляет интерес для студента.

Чтобы сообщить о состоянии разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Обязательным элементом введения, является формулировка объекта и предмета исследования. Объект исследования представляет собой область научных и практических изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая в работе проблема (проблемный вопрос). Как правило, объектом исследования в области дизайна выступают проектные работы в той или иной сфере дизайна (или искусствоведческие исследования, связанные с проектированием среды или ее художественного оформления), та область дизайна или стилистическая проблема, которая будет исследоваться в курсовой работе.

Цель исследования – это тот результат, которого нужно достичь в ходе исследования. В соответствии с основной целью в курсовой работе следует выделить несколько задач, решение которых необходимо для достижения значимых результатов исследования.

Методы исследования – основные приемы и способы, которые использовались при проведении исследования.

Далее идет описание документально-эмпирической базы, используемой при проведении исследования.

Студент может использовать широкий массив документов: проекты исторических объектов, современные проектные предложения, законодательные акты, посвященные культуре и искусству и др.

Особый интерес представляют архивные данные.

Тенденции развития того или иного стилеобразования в архитектуре и искусстве, дизайн практике можно отследить на основе анализа соответствующих объектов проектирования или художественного творчества.

Целесообразным может быть изучение зарубежного опыта в области искусствознания, архитектурного или иного проектирования. В качестве эмпирической основы курсового проекта могут выступать различные проекты и художественные произведения.

Во введении указывается научная новизна полученных результатов. В ней отражается следующее: студент присоединился к уже существующему подходу к решению проблемы; студент предлагает использовать собственную модификацию существующего подхода; студент предлагает использовать свой собственный оригинальный подход.

Полученные по итогам исследования результаты могут иметь теоретическую и (или) практическую значимость, что должно найти отражение во введении.

Положения, выносимые на защиту - это, как правило, два-три тезиса, описывающие выполненные задачи исследования, то новое, что и будет, представлено в процессе защиты курсовой работы.

В конце вводной части необходимо раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень её структурных элементов.

Объем введения - до 3 страниц.

Наши рекомендации