Одноэтажные производственные и гражданские здания
В отличие от малоэтажных жилых одноэтажные производственные и общественные здания, как правило, неизмеримо крупнее, капитальнее, их строительные решения разнообразнее и значительнее, а несущие конструкции часто представляют собой оригинальные инженерные сооружения.
Особенностью многих одноэтажных зданий, прежде всего производственных, являются их размеры в плане, которые могут достигать десятков и сотен метров и в длину, и в ширину. При образовании помещений такой большой площади, практически не разгороженных стенами или перегородками, весьма важным конструктивным элементом одноэтажных зданий становятся покрытия, решения которых во многом определяют и архитектурный облик, и технические достоинства зданий. Учитывая значительную площадь застройки, важно экономить высоту зданий, чтобы не отапливать лишний объем. С этой целью в покрытиях применяются не крутые скаты кровель, а, наоборот, пологие, поэтому покрытия устраивают с применением внутренних опор. Наиболее характерным профилем одноэтажного производственного здания является многопролетный с устройством внутреннего отвода воды вдоль каждого ряда колонн (внутреннего водостока).
При многопролетных схемах вертикальные опоры выполняются в виде колонн, обычно железобетонных или стальных. Несущие кирпичные столбы и стены применяются редко и главным образом в небольших, одно- и двухпролетных зданиях.
Одной из особенностей одноэтажных зданий является возможность обеспечения внутреннего пространства естественным освещением в любом месте, не считая пристенного, освещенного окнами.
Для этого в покрытиях устраиваются надстройки разнообразной формы, боковые поверхности которых остекляются, так называемые световые фонари, либо горизонтально расположенные иллюминаторы — зенитные фонари.
Различают здания с естественным освещением, искусственным или совмещенным (интегральным) освещением.
Другой особенностью многих одноэтажных производственных зданий является оснащение их подъемно-транспортным оборудованием, необходимым для перемещения деталей, грузов, монтажа. В производственных зданиях могут применяться: тельфер, подвесная кран-балка, мостовой (опорный) кран, консольный кран и другое оборудование. Монорельсы тельфера или подвесной кран-балки подвешиваются непосредственно к несущим конструкциям покрытия. Их грузоподъемность не превышает 5 т.
По признаку оснащения кранами здания подразделяются на крановые и бескрановые.
Одноэтажные здания классифицируют и по другим признакам. В зависимости от числа пролетов одноэтажные здания подразделяются на одно-и многопролетные. При этом в одном здании пролеты могут быть одинаковыми и разными.
В зависимости от размеров пролетов и перекрывающих эти пролеты несущих конструкций различают: мелкопролетные (до 12 м), среднепролет-ные (12... 36 м) и большепролетные (свыше 36 м).
По расположению внутренних опор различают одноэтажные здания пролетные, ячейковые и зальные. К первому типу относят здания с прямоугольной сеткой колонн, размер пролета которой преобладает над размером шага. В зданиях ячейкового типа применяется квадратная или близкая к квадрату сетка колонн. В зданиях зального типа опоры размещаются по периметру, образуя значительные площади, перекрытые без внутренних опор.
По условиям эксплуатации здания подразделяются: по системам отопления— на отапливаемые (теплые) и неотапливаемые (холодные); по системам вентиляции —с естественной вентиляцией (в том числе с аэрацией через специальные проемы в ограждениях— через аэрационные фонари или при совмещении со световыми — через светоаэрационные фонари), с кондиционированием воздуха и т. п.
При проектировании необходимо учитывать также и особенности нагрузок и воздействий, присущих одноэтажным зданиям:
1.Температурные воздействия при значительной площади застройки обусловливают устройство температурных швов в продольном и в поперечном направлениях. 2.При блокировке одноэтажных зданий разной высоты, с разными крановыми нагрузками и с разным направлением пролетов повышается вероятность устройства осадочных швов.
З.При наличии перепадов высот сопрягаемых объемов могут создаваться условия для образования «снеговых мешков», чего по возможности следует избегать.
4.Обращается внимание на важность учета горизонтальных составляющих крановых нагрузок, возникновение которых сопряжено с торможением, ускорением движения крана. Эти тормозные силы через подкрановые
балки передаются колоннам (усилие направлено вдоль пролетов). Точно такие же силы передаются через кран и при торможении тележки (поперек
пролетов). Без учета этих нагрузок обеспечить жесткость и устойчивость каркаса здания невозможно, что достигается решением каркаса и установлением связей жесткости