По количеству пролетов одноэтажные здания могут быть одно и многопролетными.

Под пролетом понимается производ­ственный объем, ограниченный по периметру рядом колонн и перекры­тый по однопролетной схеме. Расстояние между продольными рядами колонн называют шириной пролета.

В зависимости от ширины пролетов здания принято считать мелко­пролетными, если ширина пролетов не превышает 12 м, крупнопролет­ными- при ширине пролетов более 12 м и большепролетными - с ши­риной пролетов 36, 48, 60 м и более.

Одноэтажные здания в зависимости от конфигурации планов под­разделяют на: здания сплошной и павильонной застройки. Первые име­ют значительные размеры в плане (без внутренних дворов) и являют­ся многопролетными, для вторых характерны относительно небольшая ширина и ограниченное число пролетов.

По расположению внутренних опор одноэтажные промышленные здания разделяют на: ячейковые, пролетные и зальные. В зданиях ячей­кового типа преобладает квадратная сетка опор с относительно неболь­шим продольным и поперечным шагом.

Такую сетку опор целесообразно применять для зданий с подвесным или напольным транспортом когда требуется размещать технологические линии (и транспортировать гру­зы) в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

По наличию подъемно-транспортных средств промышленные здания различают: безкрановые, оборудованные мостовыми кранами, обрудованные подвесными кранами. Внутрицеховое подъемно-транспортное оборудование служит для переме­щения внутри зданий сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

По материалу основных конструкций каркаса различают: здания с железобетонным каркасом, с металлическим каркасом, со смешанным каркасом

11.Железобетонные колонны подразделяют:

- по местоположению - рядовые, фасадные, тор­цевые, угловые, связевые и др.;

- по этажности - одно-, двух-, трех- и четырех­этажные;

- по несущей способности (например, 2000, 3000, 4000, 5000 кН);

- по форме поперечного сечения - квадратные, прямоугольные и др.;

- по типу стыка колонн между собой (рис. 12.49) - безметальные, с плоскими металлическими торцами, с центрирующими прокладками, с выпусками свариваемой арматуры при монтаже;

- по условиям опирания ригелей - колонны с кон­солями (рис. 12.44), бесконсольные (рис. 12.45);

- по классу бетона (например, В15; В25; В30; В45);

- по способу армирования ствола колонны (рис. 12.46): с периферийным армированием, с центральным армированием, со спиральной арматурой, с металличе­скими сердечниками, с комбинированным армированием.

Для восприятия вертикальных и горизонтальных нагрузок в промышленных зданиях предусматривают отдельные опоры - колонны. Вид колонн основного каркаса зависит от выбранного материала каркаса, габаритов пролетов и грузоподъемности мостовых кранов. Разработаны типовые конструкции сборных железобетонных колонн для зданий без мостовых кранов высотой от 3 до 14,4 м и для зданий с мостовыми кранами (прямоугольного сечения –при высоте от 8,4 до 10,8 м, двухветвевые – при высоте от 10,8 до 18 м).

В современном индустриальном строительстве применяют преимущественно сборные железобетонные колонны заводского изготовления прямоугольного или квадратного сечения. Размеры сборных железобетонных колонны унифицированы по сечению, форме и длине и соответствуют установленным унифицированным высотам производственных зданий. Сборные железобетонные колонны применяют для зданий с мостовыми кранами и без них. Для бескрановых зданий высотой до 10800 мм применяют колонны прямоугольного сечения (см. схему ниже) размером 400х400 и 500х500 мм для крля каркасов зданий, оборудованных мостовыми кранами, применяют колонны прямоугольного и двухветвевого сечений. Они состоят из двух частей: надкрановой (h 0) и подкрановой (h). Надкрановая часть – надколонник – служит для опирания несущей конструкции покрытия. Подкрановая часть передает нагрузку на фундамент от надколонника, а также от подкрановых балок, которые опираются на выступы консоли колонны. Крайние колонны крановых пролетов имеют односторонний выступ – консоль, средние - двусторонние консоли.

Стальные колонны могут быть сплошного и сквозного типов с постоянным и переменным по высоте сечением. Колонны сплошного постоянного сечения из сварного широкополочного двутавра используют в зданиях без мостовых кранов высотой до 8,4 м, а также в зданиях с мостовыми кранами Q £ 20 т высотой 8,4 - 9,6 м. В остальных случаях применяют двухветвевые колонны с нижней решетчатой и верхней сплошной частями.айних колонн, 400х600 и 500х600 мм - для средних.

Колонны сборного железобетонного каркаса воспринимают вертикальные нагрузки от покрытия, веса подкрановых балок, крановые нагрузки, горизонтальные нагрузки от торможения кранов и ветра. Сочетание нагрузок вызывает в колоннах внеценВ зависимости от места расположения колонн по отношению к наружным стенам различают колонны пристенные и средние.

Колонны для крановых пролетов состоят из двух частей: надкра- новой (надколонник), служащей для опирания несущих конструкций покрытия, и подкрановой — для передачи нагрузок на фундамент от покрытия, подкрановых балок, устанавливаемых на консольные площадки или выступы колонн.

Для установки и крепления несущих конструкций покрытия, подкрановых балок и стен в колоннах предусмотрены стальные закладные части в виде пластин / и заанкеренных болтов 2 (рис. 209). Сечение колонн зависит от высоты здания, размера пролета, а при наличии кранового оборудования — в значительной степени от грузоподъемности мостовых кранов.

Деревянные сваи

Металлические сваи

Железобетонные сваи

Винтовые сваи и

Основное предназначение свай заключается в удерживании всей нагрузки от постройки и передачи ее на грунт. Данные конструкции применяют для устройства оснований домов под разнообразные объекты и строения. Их используют для увеличения несущей способности слабых грунтовых слоев. Такие виды свай, как шпунтовые, предназначены для усиления стен котлованов от обрушения.

Наши рекомендации