Особенности формирования сети физкультурно-спортивных сооружений в поселениях различной величины
1.3.1. КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА
Почти все крупнейшие города — исторически сложившиеся организмы с большими территориями, подлежащими реконструкции, с острым недостатком свободных земель, неравномерно размещенной сетью учреждений общественного обслуживания. Планировочные структурные элементы этих городов имеют большие размеры, население планировочных районов достигает
32 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
300 — 400 тыс. жителей. Такие районы формируются только в крупнейших городах, их общественные центры по наборам сооружений принципиально отличны от центров меньших городов. Неодинаковы и условия формирования сети физкультурно-спортивных сооружений в различных зонах крупнейшего города. Территориальных зон в нем обычно три: центральная, с мелкой сетью кварталов, повышенной плотностью застройки, острым дефицитом территорий; промежуточная с крупными промышленными, складскими и транспортными объектами, с существенным превышением количества рабочих мест на предприятиях над число проживающих в зоне трудящихся; и периферийная, сформированная преимущественно из районов нового строительства, часто районов-«спален» со значительным превышением числа проживающих над количеством рабочих мест в этой зоне. В каждой из этих зон сеть физкультурно-спортивных сооружений складывается по-особому, что не может не отразиться на проектировании новых объектов.
Характерные примеры формирования сети физкультурно-спортивных сооружений в различных районах приведены на рис. 1.3.1. |
В принципе первичная норма расчета для физкультурно-спортивных сооружений и размеры земельных участков установлены СНиПом 2.07.01-89*, приложение 7 ( табл. 1.3.1.), но различия, проявляющиеся в интенсивности освоения территории физкультурно-спортивных комплексов, в уровне обеспеченности населения сооружениями, в наборах сооружений, формирующих физкультурно-спортивные комплексы, требуют конкретной архитектурной композиции и учета специфики региона.
СЕТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ ____________________________________________________________ 33
Различия в составе спортивных центров могут быть охарактеризованы соотношением объемных и плоскостных сооружений. Если за единицу измерения принять для объемных сооружений 1 м2 площади пола зала или зеркала воды бассейна, а для открытых плоскостных - 1 м2 полей и площадок, то в наиболее распространенных типах спортивных центров это соотношение составит для промежуточной зоны 1:4 — 1:6. В центральной же зоне встречаются спортивные центры с соотношением 1:2, а иногда даже 2:1. Увеличение доли объемных сооружений за счет плоскостных диктуется также желанием рационально использовать площадь участка, строить сооружения, работающие круглый год, вне зависимости от сезона и погоды.
В крупнейших зарубежных городах также можно проследить различия в формировании сети спортивных сооружений в зависимости от места их расположения в городе. Чем ближе к центральной зоне размещается спортивный комплекс, тем выше, как правило, плотность его застройки, больше доля крытых сооружений. В новой, периферийной, застройке часто формируются крупные районные центры, занимающие 8 — 12 га. Авторы планировки новых жилых массивов стараются вынести эти спортивные центры в примыкающие зоны рекреации, где объемные сооружения свободно размещены по участку (рис. 1.3.2 и 1.3.3,а). В центральных, уплотненных, районах многоэтажной застройки размеры участков сокращаются до 0,6 — 0,8 га, резко снижается доля плоскостных сооружений и озеленения (рис. 1.3.3,б).
Специфика формирования спортивных сооружений крупнейшего города проявляется на всех уровнях обслуживания и возрастает от начальных (придомовые, микрорайонные) до общегородских.
Формирование сооружений микрорайонного, районного уровней в новых, преимущественно периферийных, районах крупнейших городов формируются в зависимости от градостроительных факторов, действующих по-
34 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
разному в центральной, промежуточной и периферийной зонах города; сооружения же для уплотненных сложившихся районов формируются в соответствии с принципами реконструкции, общими для всех городов.
Для центральной зоны, где невозможно формировать спортивные центры, исходя из ранее рекомендуемых нормативов, из-за острого недостатка территории, предлагается несколько способов трансформации наборов сооружений физкультурно-спортивных комплексов, чтобы повысить пропускную способность их территории:
- частичное изменение состава открытых плоскостных сооружений:
вместо сооружений с высокой потребностью в территории на одного за
нимающегося принимаются те, у которых этот показатель ниже; колеба
ния показателей значительны: от 240 м2 на одного физкультурника (фут
бол) до 15 м2 (волейбол) и 12 м2 (настольный теннис ); такая замена не
требует дополнительных затрат, но влияет на сеть сооружений всего го
рода, ведя к увеличению в периферийной зоне доли сооружений, сокра
щенных в центре;
- сокращение количества открытых полей и площадок, компенсируемое
увеличением количества спортивных залов и бассейнов в 2-3-этажных спортив
ных корпусах обычного типа; соотношение нормируемых площадей основ
ных объемных и плоскостных сооружений доводится до 1:3 - 1:4 ; пропуск
ная способность комплекса увеличивается при повышении его стоимости в
1,5 - 2 раза;
- сокращение количества открытых полей и площадок, компенсируемое
строительством спортивных корпусов повышенной этажности; соотноше
ние нормируемых площадей в объемных и плоскостных сооружениях дово
дится до 1:2 - 1:0,3; пропускная способность единицы территории комплек
са увеличивается при этом в 6-8 раз (рис. 1.3.4); стоимость строительства
увеличивается в 4-5 раз, но затраты компенсируются экономией городской
территории.
Для учета действия градостроительных факторов требуются расчеты, дифференцированные по зонам города. При этом в центральной зоне понижается средняя по городу норма территорий на 1000 жителей и, соответственно, увеличивается количество площадей по спортивным залам и бассейнам. В периферийной зоне увеличивается средняя по городу норма территории и уменьшаются площади залов и бассейнов.
Так, в сложных градостроительных условиях г. Москвы был введен в эксплуатацию интересный и относительно новый тип спортивного сооружения — многоэтажный спорткомплекс (рис.1.3.5), а в «Нормах проектирования планировки и застройки Москвы» ВСН - 2-85 впервые предусматривались дифференцированные по зонам расчетные показатели.
Повышение этажности спортивных корпусов, во-первых, экономически целесообразно (с учетом стоимости высвободившейся территории), во-вто-
СЕТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Рис. 1.3.4. Возможная трансформация физкультурно-спортивных сооружений в зависимости от наличия территории: 1,2,3 — схемы спортцентров, обслуживающих по 25 — 35 тыс. жителей, наличие территории 10, 20, 75% от рекомендуемых нормативов, пропускная способность в недельном цикле одинакова; 4,5 — схемы спортцентров, обслуживающих по 50 — 65 тыс. жителей, наличие территории 25 и 75% от рекомендуемых нормативов, пропускная способность в недельном цикле одинакова
рых, может быть рекомендовано в районах с загрязненным воздухом, лишенном зеленых массивов (водоемов), или когда сооружение спортивных площадок вынуждает вырубать деревья, т.е. способствует озеленению территории.
В промежуточной части и периферийной зоне крупнейших городов на формирование сети спортивных сооружений влияет характерная для них несбалансированность количества проживающих и работающих в зоне действия спортивного центра. Физической культурой и спортом занимаются как по месту жительства, так и по месту работы. Нагрузка на спортивные центры в местах расположения крупных предприятий, учреждений, НИИ и т.д. - повышается, а в районах- «спальнях» - снижается, что следует учитывать при расчете сети спортивных сооружений.
Здесь уместно отметить, что помимо градостроительных нормативов при определении состава требуемого количества физкультурно-спортивных сооружений, их площадей разработан и другой вариант определения уровня обеспеченности населения физкультурно-спортивными сооружениями исходя из социальных норм и нормативов по физической культуре. Методика их использования утверждена постановлением ГКФТ России от 9 июня 1993 г. № 2/3-5 . Но этот подход в большей степени используется при установлении
36 физкультурно-спортивные сооружения |
необходимых инвестиций и ресурсов для развития сети физкультурно-спортивных сооружений.
В данной же книге мы рассматриваем архитектурно-строительные составляющие. Так, общегородские спортивные центры крупнейших городов также формируются под влиянием планировочных особенностей. Прежде всего это абсолютные размеры города, в результате чего возникает полицентрическая система общегородского спортивного центра (рис. 1.3.6.). Спортивно-демонстрационные сооружения общегородских спортивных центров характеризуются большим числом зрительских мест. Трибуны центральных стадионов городов с населением 0,5 -0,8 млн жителей, как правило, должны вмещать не менее 20 — 30 тыс. зрителей. В городах с 1,0 - 1,5 млн жителей — 70 - 80 тыс. зрителей. Емкость трибун зависит также от административного статуса города. Требование единовременной эвакуации десятков тысяч зрителей загружает транспортную систему города, влияет на организацию района размещения общегородского центра.
МАЛЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ
Малые поселения — это малые города, поселки и сельские населенные пункты. На организации сети физкультурно-спортивных сооружений, их расчете и размещении в малых поселениях сказываются не только величина
СЕТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИИ_______________________________________________________________ 37 |
города или поселка, но и планировочная структура, характер и плотность застройки, темпы развития, положение в системе расселения.
Основной принцип организации сети физкультурно-спортивных сооружений в малых поселениях — концентрация сооружений в общегородском или поселковом спортивном центре. Реализация этого принципа зависит от планировочной структуры, конфигурации плана (компактной, линейной, расчлененной или рассредоточенной), размещения спортивного центра в центральной части селитебной территории или на ее периферии.
В сельских населенных пунктах, городах и поселках с 3 -10 тыс. жителей при любой конфигурации плана и в поселениях с числом жителей до 20 тыс. с компактным планом, а также в городах и поселках с населением 10 — 20 тыс. чел. со сложным планом и застройкой низкой плотности, и в городах с населением 20 — 50 тыс. чел., с компактным планом и центральным размещением общегородского спортивного комплекса организуется двухуровневая система физкультурно-спортивных сооружений с одним спортивным центром общегородского значения (рис. 1.3.7).
В городах с населением 20- 50 тыс. чел., с вытянутой или расчлененной селитебной территорией или с превалированием малоэтажной застройки низкой плотности, с делением города на жилые районы и общественным транспортом для внутригородских передвижений за пределами 30-минутной пешеходной доступности создается трехуровневая система физкультурно-спортивных сооружений: по месту жительства, дополнительно в районе и центре (рис. 1.3.8).
Вторая особенность организации сети спортивных сооружений в малых городах, поселках и в сельских населенных пунктах — зависимость от положения в районе расселения и типа расселения. Большинство малых городов и часть поселков являются административными центрами сельскохозяйственных районов, поэтому спортивные центры малых городов и поселков — центров межселенного обслуживания — должны обеспечить комплексное обслуживание и своего населения, и населения тяготеющих к нему поселков.
Межселенное обслуживание может быть развито в системах расселения при хороших транспортных связях, обеспечивающих хотя бы 45-минутную доступность. В сельских населенных местах для физкультурно-оздоровительных и спортивно-тренировочных сооружений желательна, как правило, 60-минутная, а для спортивно-демонстрационных сооружений — 120-минутная транспортная доступность.
38 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Функции межселенного обслуживания вызывают увеличение или уменьшение состава, вместимости физкультурно-спортивных сооружений, а также влияют на их размещение. Можно условно назвать изолированными города и поселки, тяготеющее население которых не столь многочисленно, чтобы влиять на систему обслуживающих учреждений.
Состав, вместимость и размещение спортивного центра малого города, городского или сельского поселка должны в каждом конкретном случае определяться на основе проекта районной планировки. Но предварительно можно ориентировочно определить характеристики спортцентра в различных типах расселения. В малых городах и поселках, расположенных в пределах 45-минутной транспортной доступности, от города-цент-
СЕТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ_______________________________________________________________ 39
pa, вместимость крытых сооружений может быть сокращена на 15 — 20 % в расчете на использование населением сооружений города-центра. В городах и поселках, расположенных от города-центра за пределами 60-минутной транспортной доступности, в расчете на обслуживание тяготеющего населения вместимость спортивных залов в разных типах расселения может быть увеличена на 10-15 %, бассейнов на 10 - 100 %.
В малых городах и поселках проводятся общерайонные соревнования и другие спортивно-демонстрационные и спортивно-массовые мероприятия. Поэтому при расчете вместимости трибун стадионов, спортивных залов и бассейнов необходимо учитывать тяготеющее население.
Третья особенность формирования сети спортивных сооружений малых населенных мест — кооперирование физкультурно-спортивных сооружений сети общего пользования и учебных заведений. Кооперирование спортивных залов целесообразно для сельских населенных пунктов и для малых городов и поселков с числом жителей до 10 тыс. чел., бассейнов — до 20 тыс. чел. В более крупных городах кооперирование используется при делении селитебной территории на жилые районы. В последнее время, с развитием сферы досуга, на базе спортивных сооружений все чаще создаются комплексы досуга, одним из основных элементов которых становятся крытые бассейны.
Размещение спортивного центра в системе общественных зданий малого города, городского или сельского поселения имеет помимо функционального градостроительное значение. При небольшом числе общественных зданий в малых населенных пунктах физкультурно-спортивные сооружения вместе с зелеными насаждениями и водоемами способствуют индивидуализации и выразительности облика центра поселения, включаются в его архитектурную композицию.