Понятие и видения бизнес-процессов с помощью информационных систем
Понятие и видения бизнес-процессов с помощью информационных систем
Информационная система - организационно-техническая система, которая предназначена для выполнения информационно-вычислительных работ или предоставления информационно-вычислительных услуг, удовлетворяющих потребности системы управления и ее пользователей – управленческого персонала, внешних пользователей (инвесторов, поставщиков, покупателей) путем использования и/или создания информационных продуктов. Информационные системы существуют в рамках системы управления и полностью подчинены целям функционирования этих систем.
Классы промышленных систем электронного бизнеса
Существует несколько классов информационных систем, используемых предприятиями для автоматизации бизнеса:
- ERP (англ. Enterprise Resource Planning) — ИС управления ресурсами предприятия.
- CRM (англ. Customer Relationship Management) — ИС управления взаимодействием с клиентами.
- BI (англ. Business Intelligence) — ИС сбора, анализа и представления бизнес информации.
- ECM (англ. Enterprise Content Management) — ИС управления информацией и документами на предприятии.
- HRM (англ. Human Resource Management) — ИС управления персоналом.
- SCM (англ. Supply Chain Management) — ИС управления цепочками поставок.
ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности[1][2]. ERP-система — конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP.
Финансы
Финансовые модули, прежде всего, главная книга, многими практиками считаются центральными компонентами ERP-системы[26], а формирование финансовой отчётности средствами ERP-системы считается одним из фактически обязательных условий для положительных результатов due diligence[27].
Среди финансовых модулей ERP фигурирует множество различных функциональных блоков, в разных системах и разных версиях выделяются различные их компоновки, среди наиболее часто встречающихся (по организационным подразделениям):
- бухгалтерские: главная книга, счета к получению (дебиторы), счета к оплате (кредиторы), консолидация;
- учётно-управленческие, контроллинговые: учёт затрат и доходов по местам возникновения, по продуктам, по проектам, калькуляция себестоимости;
- казначейские: управление ликвидностью, управление движением денежных средств (включая банковские счета и кассу), взаимодействие с банками, управление долгом и заимствованиями;
- финансово-управленческие: управление основными средствами, инвестиционный менеджмент, финансовый контроль и управление рисками.
Также иногда в состав финансовых модулей ERP-систем включены финансовое планирование и управление ключевыми показателями эффективности, но основные разработчики поставляют для этих функций отдельные специализированные программные продукты.
Персонал
Одним из принципиальных отличий ERP как стратегии от использования раздельных приложений для MRP II и автоматизации расчёта зарплаты было представление о тесной интеграции информации о трудовых ресурсах для возможности оперативного планирования и управления операциями с учётом информации о доступности персонала, возможности точно рассчитывать затраты по местам возникновения и продуктам в согласовании с информацией о компенсации задействованного персонала. Примечательно, что один из лидирующих поставщиков ERP конца 1990-х — начала 2000-х годов — Peoplesoft — начинал свою деятельность именно как разработчик пакетов для кадрового учёта и расчёта зарплаты[28].
Операции
Модули операционного блока покрывают деятельность организации по созданию продуктов и услуг и необходимые функции по обеспечению этих процессов. Если кадровые и финансовые модули достаточно универсальны для различных организаций, то многие операционные модули более специфичны для различных отраслей, так как подходы к преобразованию ресурсов в разных отраслях существенно отличаются. В большинстве систем сформировались следующие группы операционных модулей:
- Логистические: снабжение, управление взаимоотношениями с поставщиками, управление цепочками поставок и транспортировкой, управление запасами, складами, инвентаризацией;
- Производственные: управление спецификациями (англ. Bill of materials) (в дискретных производствах) и рецептурами (в процессных производствах (англ. Process manufacturing)), производственное планирование, учёт продукции, управление производственными программами;
- Обеспечивающие: управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, планирование мощностей, управление транспортом;
- Сбытовые: ценообразование, обработка и конфигурирование заказов, продажи, дистрибуция, послепродажное обслуживание.
MRP II (англ. manufacturing resource planning — планирование производственных ресурсов) — стратегия производственного планирования, обеспечивающая как операционное, так и финансовое планирование производства, обеспечивающая более широкий охват ресурсов предприятия, нежели MRP. В отличие от MRP, в системе MRP II производится планирование не только в материальном, но и в денежном выражении[1]. Реализуется внедрением прикладных программных пакетов. Стратегия ERP считается развитием MRP II.
MRP II задаёт принципы детального планирования производства предприятия, включающая учёт заказов, планирование загрузки производственных мощностей, планирование потребности во всех ресурсах производства (материалы, сырьё, комплектующие, оборудование, персонал), планирование производственных затрат, моделирование хода производства, его учёт, планирование выпуска готовых изделий, оперативное корректирование плана и производственных заданий.
Алгоритм работы[править | править вики-текст]
- Sales and Operation Planning (планирование продаж и операций).
- Demand Management (управление спросом).
- Master Production Scheduling (составление плана производства).
- Material Requirement Planning (планирование материальных потребностей).
- Bill of Materials (спецификации продуктов).
- Inventory Transaction Subsystem (управление складом).
- Scheduled Receipts Subsystem (плановые поставки).
- Shop Floor Control (управление на уровне производственного цеха).
- Capacity Requirement Planning (планирование производственных мощностей).
- Input/output control (контроль входа/выхода).
- Purchasing (материально-техническое снабжение).
- Distribution Resourse Planning (планирование ресурсов распределения).
- Tooling Planning and Control (планирование и контроль производственных операций).
- Financial Planning (управление финансами).
- Simulation (моделирование).
- Performance Measurement (оценка результатов деятельности).
Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM, CRM-система, сокращение от англ. Customer Relationship Management) — прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.
CRM — модель взаимодействия, основанная на постулате, что центром всей философии бизнеса является клиент, а главными направлениями деятельности компании являются меры по обеспечению эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку потребителей.
Состав CRM-системы
CRM-система может включать:
- фронтальную часть, обеспечивающую обслуживание клиентов на точках продаж с автономной, распределенной или централизованной обработкой информации;
- операционную часть, обеспечивающую авторизацию операций и оперативную отчётность;
- хранилище данных;
- аналитическую подсистему;
- распределенную систему поддержки продаж: реплики данных на точках продаж или смарт-карты.
Основные принципы
- Наличие единого хранилища информации, куда собираются сведения о взаимодействии с клиентами — клиентской базы.
- Использование многих каналов взаимодействия: обслуживание на точках продаж, телефонные звонки, электронная почта, мероприятия, встречи, регистрационные формы на веб-сайтах, рекламные ссылки, чаты, социальные сети.
- Анализ собранной информации о клиентах и подготовка данных для принятия соответствующих организационных решений — например, сегментация клиентов на основе их значимости для компании, потенциальном отклике на те или иные промоакции, прогнозе потребности в тех или иных продуктах компании.
Этот подход подразумевает, что при взаимодействии с клиентом сотруднику компании доступна вся необходимая информация о взаимоотношениях с этим клиентом и решение принимается на основе этой информации (информация о решении, в свою очередь, тоже сохраняется).
Классификации CRM-систем
Классификация по назначению
- Управление продажами (SFA — англ. Sales Force Automation)
- Управление маркетингом
- Управление клиентским обслуживанием и колл-центрами (системы по обработке обращений абонентов, фиксация и дальнейшая работа с обращениями клиентов)
Задачи
- Комплектация штата организации в соответствии со стратегией развития в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах, а также с целями производственного плана, включая конкретные финансовые показатели.
- Создание системы подготовки руководящего резерва, обеспечение преемственности руководства и снижение риска кадровых потерь.
- Принятие решений о судьбе менеджеров, не справляющихся со своими задачами.
- Ориентация службы управления персоналом на достижение производственных результатов.[1]
- Профессиональное развитие персонала - систематическое подкрепление, усовершенствование и расширение спектра знаний, развитие личных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей на протяжении всей трудовой деятельности сотрудника
Методы
К основным методам управления персоналом относят:
- экономические методы — приёмы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена);
- организационно-распорядительные методы — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер, они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, нормативно-документальном закреплении функций;
- социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование).
Управление цепями поставок (англ. supply chain management, SCM) — управленческая концепция и организационная стратегия, заключающаяся в интегрированном подходе к планированию и управлению всем потоком информации о сырье, материалах, продуктах, услугах, возникающих и преобразующихся в логистических и производственных процессах предприятия, нацеленном на измеримый совокупный экономический эффект (снижение издержек, удовлетворение спроса на конечную продукцию).
Система управления цепями поставок[править | править вики-текст]
Система управления цепями поставок (SCM-система) — прикладное программное обеспечение, предназначенное для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения: закупку сырья и материалов, производство, распространение продукции. Существуют самостоятельные тиражируемые SCM-системы, решения, реализуемые как составная часть ERP-систем, а также уникальные системы, создаваемые для конкретного предприятия.
В составе SCM-систем обычно выделяется два крупных блока:
- планирование цепей поставок (англ. supply chain planning, SCP) - планирование и формирование календарных графиков, решения для совместной разработки прогнозов, проектирование сетей поставок, моделирование различных ситуаций, анализ уровня выполнения операций;
- исполнение цепей поставок (англ. supply chain execution, SCE) — отслеживание и контроль выполнения логистических операций.
Типичные компоненты SCM-систем:
- прогноз продаж — прогнозирование недельных и дневных продаж товара;
- управление запасами — оптимизационное планирование гарантийного запаса, текущего запаса, резервов с учётом выбранной модели управления запасами для каждой товарной категории;
- управление пополнениями — оптимизационное планирование поставок внутри логистической сети компании с учётом планируемых продаж, поставок от производителя, наличия остатков, транспортных мощностей, различных ограничений и бизнес-правил;
- построение краткосрочного (до 4-х недель) и долгосрочного (до 6-и месяцев) прогноза;
- построение отчета о необходимых закупках в ручном и автоматическом режимах с учетом внешних ограничений (кратность поставки, минимальный остаток) и расписания поставок;
- проведение ABC-XYZ- (ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности), (XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла) анализа по произвольным критериям (количество, прибыль, стоимость закупки);
- проведение кросс-ABC анализа по произвольным критериям;
- визуализация данных продаж, остатков, цен, прибыли и прогнозов спроса по товарам и товарным группам;
- учёт произвольных факторов, влияющих на продажи в автоматическом режиме;
- возможность группировать товары, задавать и создавать новые свойства в интерактивном режиме и посредством загрузки из системы автоматизации;
- расчёт оптимального запаса для каждой позиции с учетом прогноза спроса и страхового запаса.
2. Обмен бизнес-информацией и коммерческие транзакции
Транза́кция (англ. transaction) — группа последовательных операций с базой данных, которая представляет собой логическую единицу работы с данными. Транзакция может быть выполнена либо целиком и успешно, соблюдая целостность данных и независимо от параллельно идущих других транзакций, либо не выполнена вообще, и тогда она не должна произвести никакого эффекта. Транзакции обрабатываются транзакционными системами, в процессе работы которых создаётся история транзакций.
Различают последовательные (обычные), параллельные и распределённые транзакции. Распределённые транзакции подразумевают использование более чем одной транзакционной системы и требуют намного более сложной логики (например, two-phase commit — двухфазный протокол фиксации транзакции). Также в некоторых системах реализованы автономные транзакции, или под-транзакции, которые являются автономной частью родительской транзакции.
Транзакция - это любая операция с использованием банковского счёта. Различают онлайн-транзакции, выполняющиеся в режиме реального времени между всеми заинтересованными сторонами, и оффлайн-транзакции.
Онлайн транзакция - это операция, при которой перед выполнением по переводу денег держателя электронной карты происходит соединение в реальном времени с прогресинговым центром.
Запрос на транзакцию по пластиковой карте при ее совершении отправляется в так называемый процессинговый центр. Эта организация (юридическое лицо или структурное подразделение), которая обеспечивает взаимодействие меду участниками расчетов. Собственные процессинговые центры есть у большинства российских банков. Их целью является информационное и технологическое обеспечение участников расчетов, а также проведение внутрибанковской обработки транзакций с пластиковыми картами. В случае онлайн-транзакции как раз и используется поддержка процессинговым центром в проведения операции.
Банк-эквайер (тот, который установил терминал в данной розничной точке) отправляет в процессинговый центр запрос на авторизацию транзакции (то есть на ее разрешение). Процессинговый центр связывается с банком-эмитентом (то есть банком, который оформил вам пластиковую карту). И только после проверки и подтверждения информации о пластиковой карте и сверке ее со своими данными, банк-эмитент дает возможность совершения транзакции по данной карте.
При оффлайн транзакции не происходит соединение между участниками платежной системы. Возможен и другой путь проведения транзакции, без участия процессингового центра, запроса на авторизацию и прочих операций по авторизации транзакции с банком-эмитентом. Можно провести так называемую оффлайн-трензакцию – при ее совершении не имеет места взаимодействие между участниками платежной системы.
При оффлайн-транзакции операция может проводиться без обращения к банку-эквайреру и следуемых за этим проверочных мероприятий. Это действует для карточных счетов, на которых доступный для траты по карте остаток заранее резервируется банком и в памяти POS-терминала остаются данные о сумме оплаты и реквизитах карты. В пределах доступного карте остатка средства одобряются для списания, но само оно происходит значительно позже после подключения терминала к каналу связи и передачи накопленной информации в обслуживающий банк. В России такой способ оплаты был доступен по картам платёжной системы СБЕРКАРТ.
Преимущества
- Веб-службы обеспечивают взаимодействие программных систем независимо от платформы. Например, Windows-C#-клиент может обмениваться данными с Java-сервером, работающим под Linux.
- Веб-службы основаны на базе открытых стандартов и протоколов. Благодаря использованию XML достигается простота разработки и отладки веб-служб.
- Использование интернет-протокола обеспечивает HTTP-взаимодействие программных систем через межсетевой экран. Это значительное преимущество, по сравнению с такими технологиями, как CORBA, DCOM или Java RMI. С другой стороны, веб-службы не привязаны намертво к HTTP — могут использоваться и другие протоколы.
Интернет-технологии– это коммуникационные, информационные и иные технологии и сервисы, основываясь на которые осуществляется деятельность в Интернете или с помощью него.
Простыми словами, Интернет-технологии - это все, что связано с Интернетом, что организовано по определенным методам в согласии с определенными правилами на базе определенных технических средств (сетей, серверов и пр.) и программ
Физические компоненты Интернет-технологиивключают в себя:1) Сеть Интернет
Протоколы TCP/IP. IP-адреса
Иерархическая система доменных имен Интернета Опорная сеть Интернета. Маршрутизация.
2)Программное обеспечение в Интернете
Сетевые операционные системы.
Специальное программное обеспечение для соединения с Интернетом.
Прикладные протоколы.
3)Компьютеры (серверы и клиенты) в Интернете
- Серверы электронной почты
-Web – серверы.
-FTP-серверы.
-Серверы телеконференций.
-Серверы мгновенных сообщений.
4) Цифровые линии связи
-Выбор провайдера. Подключение к Интернету
5) Доступ в Интернет
-Соединение сетевой платы с локальной сетью. Кабельные системы Ethernet.
6)Удаленный доступ к глобальным сетям.
Доступ «компьютер – сеть».
Доступ«сеть-сеть».
Логические компоненты Интернет-технологий:1) Интернет - сервисы
World Wide Web - Всемирная паутина
Электронная почта. Системы телеконференций.
Передача файлов (FTP).
Интерактивный чат (chat).
Передача мгновенных сообщений (IСQ).
Аудио- и Видеоконференции. Голосовое общение (IP-телефония).
2)Работа в Интернете
Браузеры.
Поисковые системы. Навигация в Интернете.
ПросмотрWeb-страницыв браузере.
3)Информационные ресурсы в Интернете
Web-страницыиWeb-узлы,порталы. Web – пространство.
Адресация, URL и протоколы передачи данных.
Создание Web-страниц.ЯзыкиWeb-публикаций.
Публикации в Интернете. Представительство.
4. Классы информационных систем, автоматизирующие коммерческую работу предприятия
Электронная коммерция — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций[1][2].
К электронной коммерции относят:
- электронный обмен информацией (Electroniс Data Interchange, EDI),
- электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFT),
- электронную торговлю (англ. e-trade),
- электронные деньги (e-cash),
- электронный маркетинг (e-marketing),
- электронный банкинг (e-banking),
- электронные страховые услуги (e-insurance
ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности[1][2]. ERP-система — конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP.
Финансы
Финансовые модули, прежде всего, главная книга, многими практиками считаются центральными компонентами ERP-системы[26], а формирование финансовой отчётности средствами ERP-системы считается одним из фактически обязательных условий для положительных результатов due diligence[27].
Среди финансовых модулей ERP фигурирует множество различных функциональных блоков, в разных системах и разных версиях выделяются различные их компоновки, среди наиболее часто встречающихся (по организационным подразделениям):
- бухгалтерские: главная книга, счета к получению (дебиторы), счета к оплате (кредиторы), консолидация;
- учётно-управленческие, контроллинговые: учёт затрат и доходов по местам возникновения, по продуктам, по проектам, калькуляция себестоимости;
- казначейские: управление ликвидностью, управление движением денежных средств (включая банковские счета и кассу), взаимодействие с банками, управление долгом и заимствованиями;
- финансово-управленческие: управление основными средствами, инвестиционный менеджмент, финансовый контроль и управление рисками.
Также иногда в состав финансовых модулей ERP-систем включены финансовое планирование и управление ключевыми показателями эффективности, но основные разработчики поставляют для этих функций отдельные специализированные программные продукты.
Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM, CRM-система, сокращение от англ. Customer Relationship Management) — прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.
CRM — модель взаимодействия, основанная на постулате, что центром всей философии бизнеса является клиент, а главными направлениями деятельности компании являются меры по обеспечению эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку потребителей.
Состав CRM-системы
CRM-система может включать:
- фронтальную часть, обеспечивающую обслуживание клиентов на точках продаж с автономной, распределенной или централизованной обработкой информации;
- операционную часть, обеспечивающую авторизацию операций и оперативную отчётность;
- хранилище данных;
- аналитическую подсистему;
- распределенную систему поддержки продаж: реплики данных на точках продаж или смарт-карты.
Основные принципы
- Наличие единого хранилища информации, куда собираются сведения о взаимодействии с клиентами — клиентской базы.
- Использование многих каналов взаимодействия: обслуживание на точках продаж, телефонные звонки, электронная почта, мероприятия, встречи, регистрационные формы на веб-сайтах, рекламные ссылки, чаты, социальные сети.
- Анализ собранной информации о клиентах и подготовка данных для принятия соответствующих организационных решений — например, сегментация клиентов на основе их значимости для компании, потенциальном отклике на те или иные промоакции, прогнозе потребности в тех или иных продуктах компании.
Этот подход подразумевает, что при взаимодействии с клиентом сотруднику компании доступна вся необходимая информация о взаимоотношениях с этим клиентом и решение принимается на основе этой информации (информация о решении, в свою очередь, тоже сохраняется).
Классификации CRM-систем
Классификация по назначению
- Управление продажами (SFA — англ. Sales Force Automation)
- Управление маркетингом
- Управление клиентским обслуживанием и колл-центрами (системы по обработке обращений абонентов, фиксация и дальнейшая работа с обращениями клиентов)
Процессор
Процессор находится в системном блоке, кроме этого, там расположены: блок питания, системная (материнская) плата, устройства внутренней памяти, устройства внешней памяти и др. Вместо термина "системный блок" иногда употребляют термин "платформа".
Системная плата является основной в системном блоке. Она содержит компоненты, определяющие архитектуру компьютера: процессор и сопроцессор, постоянную (ROM) и оперативную (RAM) память, кэш-память, интерфейсные схемы шин, гнёзда расширения, обязательные системные средства ввода-вывода и др.
Системные платы исполняются на основе наборов микросхем, которые называются чипсетами, чипами. Часто на системных платах устанавливают и контроллеры дисковых накопителей, видеоадаптер, контроллеры портов и др. В гнёзда расширения системной платы устанавливаются платы таких периферийных устройств, как модем, сетевая плата, видеоплата и т.п. Внешние устройства подключаются к материнской плате через специальные разъемы – слоты.
Все устройства компьютерной системы объединяет магистраль или шина, служит для управления устройствами, передачи данных и адресов. Соответственно делится на: шину управления, шину данных и адресную шину. В этом заключается магистрально-модульный принцип построения ПК:
Процессор осуществляет выполнение программ, работающих на компьютере, и управляет работой всех устройств компьютера.
Та часть процессора, которая выполняет команды, называется арифметико-логическим устройством (АЛУ), а другая его часть, выполняющая функции управления устройствами, называется устройством управления (УУ). Обычно эти два устройства выделяются чисто условно, конструктивно они не разделены. В составе процессора находится еще несколько устройств, называемых регистрами.
У компьютеров функции центрального процессора выполняет микропроцессор (МП) - сверхбольшая интегральная схема (СБИС), реализованная в едином полупроводниковом кристалле (кремния или германия) площадью меньше 10 кв. см, которая выполняет все функции управляющего устройства. Кристалл-пластинка обычно помещается в пластмассовый или керамический плоский корпус и соединяется золотыми проводками с металлическими штырьками, чтобы его можно было присоединить к системной плате компьютера. Ведущее место по производству микропроцессоров занимают фирмы Intel и AMD. Наиболее используемые микропроцессоры в нашей стране:Pentium, Celeron, Duron, Athlon.
Микропроцессоры различаются рядом важных характеристик:
· тактовой частотой обработки информации;
· разрядностью;
· адресным пространством.
Разрядность процессора
Разрядность процессора - это число битов, обрабатываемых процессором одновременно. Процессор может быть 8-, 16-, 32- и 64-разрядным. Вместе с быстродействием разрядность характеризует объем информации, перерабатываемый процессором компьютера за единицу времени.
Таблица кодов ASCII
Основной стандарт для кодирования символов использует первые 128 шестнадцатеричных кодов: 00 — 7F, расширение стандарта — следующие 128 кодов: 80 — FF. Основной стандарт является международным и используется для кодирования управляющих символов, цифр и букв латинского алфавита; в расширении стандарта кодируются символы псевдографики и буквы национального алфавита (естественно, в разных странах разные). Например, для кириллицы сейчас используются пять различных таблиц кодировок:
· CP866 (DOS-альтернативная) — при работе с операционными системами DOS и OS/2; в табл. 1.2 — правая половина кодов.
· CP1251 (RFC1489) (Windows-1251) — при работе под Windows, в WWW и др.
· KOI-8R (ISO-IR-111; ГОСТ 19768-74) — старейшая из использующихся кодировок. Применяется на компьютерах, работающих под управлением операционной системы UNIX, является фактическим стандартом для русских текстов в сети Интернет.
· Macintosh Cyrillic — как видно из названия, предназначена для работы со всеми кириллическими языками на Макинтошах.
· ISO-8859 — задумывалась как международный стандарт для кириллических текстов, однако на территории России практически не применяется.
Заметим, кстати, что существуют и специальные шрифты (так называемые дингбатсы), которые содержат не буквы, а специальные символы, например, математические или музыкальные; элементы орнаментов, пиктограммы.
Сейчас, когда объем памяти компьютеров чрезвычайно вырос, уже нет нужды экономить при кодировании текста. Можно позволить тратить для хранения текста вдвое больше памяти (выделяя для каждого символа 2 байта). При этом появляется возможность разместить в кодовой таблице — каждый на своем месте — не только буквы европейских алфавитов (латинского, кириллического, греческого), но и буквы арабского, грузинского и многих других языков и даже большую часть японских и китайских иероглифов. Ведь два байта могут хранить уже число от 0 до 65535. Так построена двухбайтная международная кодировка Unicode, которую поддерживают все современные программные средства.
Если символьные данные можно представлять в компьютере при помощи кодировочных таблиц, то графические данные необходимо вводить в компьютер и выводить по точкам. Изображение на экране компьютера (или при печати с помощью принтера) составляется из маленьких «точек» — пикселов (pixel — picture element, элемент картинки). Качество изображения будет тем выше, чем «плотнее» расположены пикселы (т. е. чем больше разрешение устройства вывода), и чем точнее закодирован цвет каждого из них.
Разрешение обычно измеряют в «точках на дюйм» (dpi — Dot Per Inch; 1 дюйм = 25,4 мм). Для разных устройств эта величина примерно следующая:
· монитор — около 90 dpi;
· струйный принтер — 300 dpi и более;
· лазерный принтер — 300 dpi, 600 dpi и более;
· фотонаборный аппарат, сканер — 1200 dpi и более.
В простейшем случае каждый пиксел может быть или черным, или белым. Значит, для его кодирования достаточно одного бита. Чтобы получить реальные полутона, для хранения каждого пиксела нужно отводить большее количество разрядов в памяти компьютера. В этом случае черный цвет по-прежнему будет представлен нулем, а белый — максимально возможным числом. Например, при восьмибитном кодировании получится 256 разных значений яркости — 256 полутонов. В этом случае в памяти компьютера для каждого пиксела выделяется 1 байт.
Цветное изображение на мониторе формируется путем сложения в различных пропорциях трех основных цветов: красного, зеленого и синего (RGB = Red-Green-Blue), и нужно хранить информацию о яркости каждой из этих составляющих.
Для получения наивысшей точности цветопередачи достаточно иметь по 256 значений для каждого из основных цветов (вместе это дает 2563 = 224, т. е. более 16 миллионов оттенков; этот режим называют True color — истинный цвет). Во многих случаях можно обойтись несколько меньшей точностью цветопередачи. Если использовать для представления каждой составляющей по 5 бит (тогда для хранения данных пиксела будет нужно не 3, а 2 байта), то удастся закодировать 216 = 32768 цветовых оттенков (режим High color — высококачественный цвет).
Графическое изображение, представленное пикселами, называют растровым. Растровые изображения очень хорошо передают реальные образы. Они замечательно подходят для фотографий, картин и в других случаях, когда требуется максимальная «естественность». Такие изображения легко выводить на монитор или принтер, поскольку эти устройства тоже основаны на растровом принципе. Однако есть у них и ряд недостатков. Растровое изображение высокого качества (с высоким разрешением и большой глубиной цвета) может занимать десятки, и даже сотни мегабайт памяти. Например, один кадр размером 800 на 600 пикселов в режиме True color займет память размером 800х600х24 бит = 1,4 Мбайт. Для обработки растровых изображений нужны мощные компьютеры. Любое изменение размеров неизбежно приводит к ухудшению качества: при увеличении пикселы не могут появиться «из ничего», при уменьшении — часть пикселов будет просто выброшена.
Но есть другой способ представления изображений — объектная (или векторная) графика. В этом случае в памяти хранится не сам рисунок, а правила его построения (например, не все пикселы круга, а команда «построить круг радиусом 30 с центром в точке (50, 135) и закрасить его красным цветом»). Быстродействия современных компьютеров вполне достаточно, чтобы перерисовка происходила почти мгновенно. Достоинства векторной графики:
· во-первых, и это самое главное, векторное изображение можно как угодно масштабировать, выводить на устройства, имеющие любое разрешение, и всегда будет получаться результат с наивысшим для данного устройства качеством. Ведь картинка каждый раз «рисуется заново», используя столько пикселов, сколько возможно;
· во-вторых, в векторном изображении все части (так называемые примитивы) могут быть изменены независимо друг от друга, Любой из них можно увеличить, повернуть, деформировать, перекрасить, даже стереть — остальных объектов это никоим образом не коснется;
· наконец, даже очень сложные векторные рисунки, содержащие тысячи объектов, редко занимают более нескольких сотен килобайт, т. е. в десятки, сотни, а то и тысячи раз меньше аналогичного растрового.
Поскольку принцип функционирования векторной графики предполагает использование исключительно объектов с ровными четкими границами, а это сразу выдает их искусственность, то область применения векторной графики довольно ограничена: это чертежи, схемы, стилизованные рисунки,