Глава пятая. Архитектурная деталь.

Детали фасада

Архитектурная деталь придает сооружению законченность, завершает архитектурный образ. Деталь в чертежах изображается в крупном масштабе, приемами, дающими наи­большую предметную осязаемость передних планов, позволяющими почувствовать форму детали, собственный цвет строительного материала, его фактуру и обработку, конструкцию и отделку. Это обстоятельство определяет графические приемы чертежа в изображении деталей.

Цветовая подготовка делается натуральным собственным цветом, взятым в полную силу. Моделировка ведется решительно, сильно и в зависимости от материала резко, грубо. Фактура материала подчеркивается в освещенной части, особенно в местах косого освеще­ния. Для деталей употребляется бумага наиболее крупнозернистая.

Лучшей подготовкой для работы над деталями фасада служат этюды с натуры, сде­ланные в классе или на воздухе. В мастерской следует работать над натюрмортами, со­ставленными из каменных, кирпичных, чугунных, керамических, алебастровых или гипсо­вых и тому подобных деталей внешней архитектуры. Вне мастерской для этой цели рисуют небольшие архитектурные фрагменты, такие, как кирпичные наличники, мраморные и ка­менные колонны, чугунные решетки, майоликовые детали, гранитные лестницы, подпорные стены, цоколи, фонари, фонтаны и т. д.

Рисунок каменного кронштейна на фасаде Казанского вокзала А. В. Щусева представ­ляет пример архитектурного чертежа детали. Ясно показан цвет камня, фактура обработки, разрезка блоков. В силу того, что деталь изображена на переднем плане, она дана с рез­кой светотенью. Чертеж показывает монументальные черты детали, относящиеся к боль­шому композиционному целому (рис. 107). Кирпичная стена этого памятника выполнена в крупном масштабе. В чертеже показаны цвет, фактура, кладка и обработка камня и кир­пича. Такой чертеж дает исчерпывающее представление об архитектурной детали как с конструктивной, так и с художественной стороны.

Гранитный монумент с тесаной и полированной обработкой деталей показан по стадиям исполнения чертежа. Тесаная и колотая фактура выполняется теми же приемами последо­вательной моделировки, как это делалось в изображении каменной и кирпичной кладки.

Рис. 107. Приемы изображения каменных и чугунных деталей архитектуры.

Полированная часть исполняется особо; она делается так, как будто она залита водой. Собственный цвет полированной поверхности выявляется с наибольшей насыщенностью при рассматривании ее нормально, под прямым углом. С поворотом поверхности она все больше и больше отражает окружающее. Поверхность, стоящая под острым углом к зрителю, пол­ностью, как вода, отражает предметы фона с некоторым едва заметным потемнением.

Для чугунных деталей характерен матовый блеск холодного цвета, ржавчина окислив­шегося металла в тех местах, где вода задерживается на некоторое время, и теплые, тем­ные тени в глубине рельефа и под профилями. На незаконченном чертеже видна холодная подготовка, черные и коричневые полутона и красно-черные глубокие тени (рис. 107).

Рис. 108. Приемы изображения бронзовых и позолоченных архитектурных деталей.

Бронзовые детали по технике живописной передачи во многом сходны с чугунными, но отличаются цветовой обработкой. Подготовка желтая, золотистая, остающаяся заметной на небольших бликах. Полутона холодные—серые или коричневые. В углубленных местах, где задерживается вода и окисляется металл, появляется ярко-зеленый цвет. В глубоких местах деталей и под архитектурными профилями лежат теплые тени с горячими рефлек­сами при солнечном свете (рис. 108).

Для позолоченных деталей и деталей из нержавеющей стали характерна зеркальная поверхность; они настолько реагируют на окружающую среду, что иногда исчезают из вида. Особенно это заметно на стали. Золото благодаря своему собственному цвету остается заметным издалека. Золотые звезды, купола, эмблемы, завершающие сооружение, выде­ляются ярким желтым бликом и теплыми рефлексами от земли; боковые и верхние полу­тона, отражая небо, почти сливаются с ним. Изображение золотой детали начинается с желтой частичной подготовки с последующим нанесением полутонов и рефлексов. Сталь, не имея явно выраженного собственного цвета, целиком окрашивается в цвет окружающей среды с некоторым потемнением в тенях и полутонах. В общем сталь обрабатывается, как зеркальная поверхность, с несколько серым, серебристым оттенком (рис. 108).

Крупные керамические и майоликовые детали изображаются, как лакированные или мокрые цветные предметы; их делают -большей частью по белой бумаге, чтобы придать больший блеск поливе и сочность краскам собственных цветов. Глубокие места и тени по профилям делают теплыми. Изразцы следует писать сразу, решительно, уверенно; только тогда может быть передана сочность и свежесть красок (рис. 95).

Архитектурная деталь придает законченность сооружению; мастерство изображения деталей помогает совершенствовать архитектурное мастерство.

Детали интерьера

Детали интерьера находятся в непосредственной близости к человеку, поэтому они от­личаются тщательностью художественной отделки, качеством и ценностью материала.

Деталь интерьера изображают в наиболее крупном масштабе и часто чертят и рисуют в натуральную величину. Изображению детали интерьера придают наибольшую предмет­ность, осязаемость вещи. Цвета берут в натуральную силу. Светотень делают контрастной, как в натюрмортах передних планов, с тем чтобы на расстоянии она выглядела наиболее рельефно, весомо. Моделировка как бы чеканится со всей тонкостью и точностью ювелир­ного дела. Чертеж отрабатывается с остротой миниатюрной техники. В чертеже передается зрительная и осязательная привлекательность вещи, красота отделки, удобство, ясная худо­жественная характеристика формы.

Лучшей подготовкой к исполнению чертежей интерьера служит работа с натуры. Сле­дует упражняться на натюрмортах, которые по цвету, материалу и обработке состоят из предметов, близких к объекту изображения в чертеже; следует также ставить натюрморты, большие по величине и количеству предметов, представляющие как бы фрагмент интерьера; наконец, работать с натуры надо на первоклассных архитектурных интерьерах.

Поскольку архитектурной деталью интерьера могут быть предметы, имеющие известную художественную самостоятельность, такие, как люстра, печь и т. п., то для приобретения навыков изображения таких деталей выполняют натюрморты, состоящие из предметов прикладного искусства, делая обмеры и зарисовки с последующей точной передачей окраски, светотени, фактуры.

Чертеж бронзовых часов, например, исполняется с сильной желтой цветовой подготов­кой. Полутона наносятся светло-коричневыми и темно-золотистыми красками, такими, как охра и сепия, с добавлением обусловленных интерьером оттенков. Собственные тени, отра­жающие темные места интерьера или темные предметы комнаты, наносятся сильно и ре­шительно. В таком случае они хорошо характеризуют шлифованную металлическую поверх­ность бронзы и рельеф бронзовых фигур и украшения (рис. 110).

Живописное панно, выполненное фресковой техникой, изображается на чертеже кор­пусными красками и по крупнозернистой бумаге. Корпусная техника хорошо передает матовую и зернистую фактуру фрески. Напротив, панно, исполненное техникой масляной живописи, лучше передается лессировочным приемом, особенно живопись, покрытая лаком.

Рис. 109. Деталь интерьера. Кресло красного дерева.

Чертеж хрустальной люстры представляет большой интерес в передаче блеска граненых деталей. Контур хрустальных частей люстры наносится максимально тонко и светло; кон­тур металлических элементов — резко и темно. Одна контурная стадия чертежа уже должна давать правильное впечатление от материала. Работа акварелью начинается с выявления бликов на хрустале. Подбирается тон для фона, по большей части это серебристый тон белого затененного потолка, и им прокрашивается весь чертеж с пропуском бликов. Граница бликов наносится первым, более холодным красочным слоем резко, по сухому, для того чтобы передать хрустальный блеск. Последующие слои в непосредственной близости к блику наносят влажной кистью со смягчением границ у бликов, для того чтобы передать ореол сильного блеска. Все цветные детали люстры делают с максимальной насыщенностью для контраста с белым блеском хрусталя (рис. 111).

Чертеж фарфоровой или майоликовой вазы делается в три приема. Сначала очень лег­кими серебристыми тонами по белой бумаге моделируют общую форму вазы с оставле­нием бликов и нанесением корпусных теней и рефлексов. На этой стадии ваза имеет вид неокрашенного фарфора. Вторым приемом смело, в полную силу, наносят яркие цвета орнаментов и изображений вазы, соблюдая точность рисунка и цвета, мозаичным способом покрывая деталь за деталью, подгоняя их одну к другой и относя ко всему чертежу в целом. Третьим приемом теневым местам рисунка придают мягкость очертания и более обобщен­ную окраску. Это делают простым смачиванием бумаги водой или легким покрытием ее цветом обобщающего тона большой мягкой кистью.

Чертеж мебели из полированного дерева может быть исполнен в акварели прямо с на­туры. Покраска начинается с подготовки бликов холодными тонами, которые затем остав­ляются. Собственный тон дерева наносят лессировкой постепенно, чтобы придать боль­шую прозрачность теневым местам и углублениям. Заканчивают работу по сухому корпусно и резко, выявляя места, где мебель отделана рисунком резьбы по дереву (рис. 109).

Натюрморт из драпировок может завершить необходимый цикл акварелей по деталям интерьера. На рисунке сопоставляется сукно, бархат и шелк, причем показаны стадии ра­боты. Для бархата и шелка характерны блики большой яркости и насыщенности цветом. Эти ткани изображают, начиная с нанесения интенсивной подготовки для бликов и кончая сдержанными по цвету полутонами и глубокими тенями. Если шелк изображается по пре­имуществу легкими прозрачными шессировочными красками, то сукно лучше всего полу­чается кроющими красками, передающими тяжесть этой ткани.

Работа по интерьеру представляет особую часть творчества архитектора. Она требует большого изобразительного мастерства. В интерьере завершается разработка архитектур­ного проекта сооружения.

Рис. 110. Деталь интерьера. Бронзовые часы. Чертеж показан в незаконченном виде для ознакомления со стадиями исполне­ния. Вверху — степень законченности наибольшая; внизу — наи­меньшая.

Рис. 111. Деталь интерьера. Хрустальная люстра. Цветная арматура показана на серебристом фоне

потолка.

Глава шестая. Перспектива.

Наши рекомендации