Интерьер с разносторонним освещением

С прибавлением источников света в интерьере усложняется световая обстановка, воз­растает количество обстоятельств, которые нужно учитывать при определении колорита интерьера. Изображение интерьера с разносторонним светом сложнее разобранных случаев, однако эта световая обстановка подчиняется тем же закономерностям освещения, свето­тени и колорита.

Примером изображения интерьера с двусторонним освещением служит акварель, где комната освещена справа желтым электрическим светом, слева — голубым рассеянным све­том неба. Архитектурные формы, обращенные направо, в сторону лампы, окрашиваются в желтый цвет. По мере поворота архитектурной формы влево поверхность ее темнеет и приобретает холодный оттенок. Степень перехода от теплого к холодному тону служит в данном случае средством передачи положения архитектурной формы интерьера в про­странстве (рис. 104).

Последовательность наложения красок определяется характером двухстороннего света.

Первый красочный тон, передающий блики от вечернего света и сумеречного неба, за­готовляется одновременно для двух цветов и наносится по сырому с мягким переходом от холодных тонов к теплым. При нанесении первого красочного слоя определяется ведущая роль того или иного света, их правильное отношение по светлоте и насыщенности красок. Последующая моделировка формы идет по принципу обращенности форм к тому или иному источнику света. Детализируются наиболее освещенные места. Обобщение производится в зоне влияния второго по силе источника света, в данном случае — голубого рассеянного света неба (рис. 104).

Рис. 100. Изображение зала при верхнем рассеянном свете холодного оттенка. На рисунке показана начальная стадия работы, нанесены контур и наиболее яркие блики холодного света.

В композиционном отношении одному свету дается предпочтение перед другим и ве­дущий свет определяет общий тон картины, характер колорита. Центральная часть ин­терьера или центральная фигура в интерьере освещается наиболее сильно.

Интерьер со смешанным освещением представляет многополюсную световую систему. В этой системе предмет освещен с нескольких сторон. По мере приближения предмета к тому или иному источнику света его собственный цвет все больше приобретает окраску, свойственную свету данного источника. Белый предмет, поставленный в такую световую обстановку, многоцветен; цвет каждой его стороны соответствует свету источника, к кото­рому эта сторона, обращена.

Во втором примере интерьера со смешанным освещением изображенный предмет — скульптура, стоящая в углу помещения,— освещен с трех сторон: прямым солнечным светом, рассеянным светом неба и искусственным светом от электрической лампы. Поверх­ности, освещенные светом слабого источника, одновременно являются на картине тенями по отношению к источнику сильного света. Стены помещения освещаются в зависимости от приближения той или иной части к одному из заданных световых полюсов (рис. 102).

Рис. 101. Изображение зала при верхнем рассеянном свете холодного оттенка. На рисунке показана конечная стадия работы. Кроме ранее нанесенной голубой подготовки, здесь проложены серые полутона и па­дающие тени с мягкими очертаниями, а также теплые рефлексы от паркетного пола.

Живописное исполнение интерьера начинается с одновременной подготовки как фона стен, так и стоящей в интерьере скульптуры. Сразу заготовляются раздельно три краски, соответствующие окраске световых лучей смешанного света. Начиная подготовку с наибо­лее яркого источника света — солнца, идут в двух направлениях: к свету лампы — оран­жевому, к свету неба — голубому. В золотисто-желтую окраску солнечных бликов по на­правлению к лампе отдельной кистью добавляется оранжевая краска; другой кистью по направлению к оконному проему добавляется голубая краска. Пропущенное место для фигуры покрывается теми же крас­ками, в зависимости от поворота и приближения поверхности скульпту­ры к одному из заданных источни­ков света. Моделировка формы, как и в других случаях, ведется по принципу ее обращенности к источ­нику света. Характерно, что при смешанном освещении интерьера на стенах образуются трехцветные те­ни; так, тени в зависимости от их совмещения имеют различную окра­ску (рис. 102).

Рис. 102. Интерьер со смешанным разносторонним освещением. Моделировка предметов интерьера производится в соответствии с собственным цветом предметов и светом разностороннего осве­щения. По стадиям работы видна последовательность и методика исполнения.

В третьем примере интерьера со смешанным освещением (рис. 103) все видимое пространство последо­вательно освещено то одним, то другим светом. Создается анфилада различно освещенных помещений, которыми образуются зоны, где предметы получаются двухцветны­ми, одинаково освещенными с двух сторон. Фигура, одетая в белое, передвигаясь в анфиладе интерьера, попеременно будет изменять свой цвет. Для сопоставления примеров взяты те же источники света, что и в предыдущем случае.

Исполнение акварели также на­чинается с цветовой подготовки, но наносится она не сразу, а последо­вательно — от одного перспективно­го плана к другому. На переходе к зоне другого света подготовка ве­дется по сырому; к наносимой краске постепенно добавляется цвет последующего освещения. Наиболее темные тени будут посередине, меж­ду источниками света; они будут двойными и при совмещении будут иметь различную окраску, в зависи­мости от преобладания того или иного света.

В перспективе интерьера с ан­филадой помещений, освещенных различными источниками света, осо­бенно выразительна глубина про­странства. В композиционном отношении важно разнообразить силу осве­щенности в отдельных звеньях анфи­лады. Главному из них следует при­дать более яркое освещение. Чем меньше помещение, чем меньшую роль оно играет в общей перспективе, тем слабее и одновременно насыщеннее по окраске дается его освещение. Мето­дом разноцветных планов пользуются всегда театральные художники, кото­рые на небольшой сценической пло­щадке создают впечатление многочис­ленных перспективных планов и беско­нечного пространства.

Центром живописной композиции интерьера по большей части бывает то место, куда падает наиболее яркий свет. Внимание привлекается к этому месту, глаз приспособляется к его яр­кой освещенности и замечает здесь наибольшее количество деталей, фак­туру материалов. Наиболее освещен­ные места интерьера требуют поэтому наибольшей детализации, точной ха­рактеристики собственного цвета и точной передачи формы. Напротив, меньшее внимание привлекают затененные места, где глаз не замечает не только фактуры, но и целых дета­лей, что требует обобщения цвета и формы затененных предметов. Теневые места по боль­шей части размещаются на периферии композиции.

Освещение в интерьере имеет большое композиционное значение. Один и тот же ин­терьер с изменением освещения приобретает различное значение, по-разному восприни­мается. И поскольку в композиционной работе архитектора и художника часто приходится оперировать освещением, постольку здесь следует систематизировать различные случаи осве­щения в композиционном и техническом отношении.

Односторонний свет, одно окно бокового или верхнего света, одна свеча, единственная лампа привлекают внимание зрителя к свету — к центру композиции интерьера: предметы интерьера или персонажи жанровой группы композиционно объединяются вокруг освещен­ного места, вокруг источника света. Один источник света создает прочное единство кар­тины. Для иллюстрации можно привести несколько примеров, помещенных в настоящей книге. В картине «Вечерницы» И. Е. Репина (рис. 4) единственным источником света в украинской хате является свеча. Свет свечи наиболее ярко выделяет главные фигуры кар­тины — танцующую пару. Несколько слабее освещены стол и сидящие за столом зрители и собеседники. И, наконец, вся композиционная периферия погружена в полумрак и слу­жит фоном для выделения главных фигур. На картине «В гостях» А. Е. Архипова (рис. 10) яркие блики прямого солнечного света собирают воедино пеструю композицию празднич­ной группы нарядных женщин. Яркий свет бликов совпадает при этом с сюжетным центром всей группы. Совмещение колористического и смыслового центра композиции придает ей еще большую силу. В картине «Прачки» того же художника (рис. 27) темное подвальное помещение освещено слабым светом пасмурного дня из единственного небольшого окна.

Рис. 103. Анфилада помещений, освещенных различными ис­точниками света. Глубина пространства передается различ­ным освещением в чередующихся помещениях.

Очертания фигур едва выявлены немногочисленными бликами. Блики композиционно тяго­теют к наиболее светлому месту помещения. Окружающие предметы окутаны холодным мраком подвала, обобщены темно-синим фоном для выявления бликов в композиционном центре картины.

Наибольшая концентрация внимания зрителя светом одного источника достигается в портретной живописи. И. Е. Репин в акварельном портрете Д. И. Менделеева (рис. 62) сосредоточил весь свет от единственного окна на лице ученого. Второстепенные детали портрета освещены слабее, а интерьер окутан глубокой обобщающей тенью и не отвлекает внимание.

Свет единственного источника, сосредоточенный в центре композиции, придает картине большую собранность. Двустороннее или всестороннее освещение интерьера двумя или несколькими источниками света придает композиции совершенно иной характер. При все­стороннем освещении на поверхности предметов появляется много разноцветных фаз свето­тени. Многочисленные блики и тени придают формам наибольшую трехмерность, объем­ность, глубину, пространственность. Появление многих источников света наполняет светом интерьер, он становится заметным, начинает отвлекать внимание зрителя. Интерьер теряет значение второстепенного фона и становится предметом наибольшего внимания. Центр тя­жести композиции в этом случае переносится с освещенного переднего плана (как в пре­дыдущем примере) на трехмерную глубину пространства. События, развивающиеся в такой композиции, организуются не единственным источником света. В этом случае глубина ин­терьера расчленяется на несколько перспективных планов, и главный из них выделяется наиболее сильным и характерным для данной композиции светом (рис. 20, 103, 104).

Акварельные работы мастеров XIX века, приведенные в настоящей главе, могут слу­жить образцом совершенной миниатюрной техники и примером того, как освещенный ин­терьер перестает быть фоном и сам становится предметом внимания зрителя. Фигуры пре­вращаются во второстепенный элемент, особенно тогда, когда им дается незначительная величина. На акварели архитектора Садовникова (рис. 106) изображен равномерно осве­щенный одноцветный интерьер — центральный зал Михайловского дворца в Петербурге. Здесь все внимание обращено на прекрасную архитектурную отделку помещения, и лишь небольшая группа фигур становится заметной благодаря цветным костюмам и интенсивной по цвету обивке мебели. Акварель архитектора А. П. Брюллова, напротив, показывает неравномерно освещенный многоцветный интерьер Сикстинской капеллы. Здесь возникает различное освещение перспективных планов интерьера, и внимание зрителя обращается на наиболее освещенную часть помещения, которая по композиции является главной и выде­лена плафоном работы Микеланджело.

Доминирует в композиции интерьера всегда светлая часть помещения. Помимо этого, свет расчленяет интерьер по степени освещенности на светлые и темные части и дает воз­можность по этим частям почувствовать глубину помещения. На этой основе выработаны приемы построения световой перспективы интерьера. Если по композиционным соображе­ниям нужно выделить передний план интерьера, то применяют прием световой перспек­тивы от светлого к темному, как это сделано в картине «Сватовство майора» А. П. Федо­това (рис. 19) или в картине «Иван Грозный» И. Е. Репина (рис. 20). При этом освещение перспективных планов может меняться не только по силе света, но и по цветовому тону. Методический рисунок интерьера с двусторонним освещением (рис. 104) может служить примером применения световой перспективы, построенной от теплого к холодному.

Можно представить себе также применение этого приема в обратном порядке, когда передний план делается темным и холодным, а дальний светлым и теплым (рис. 99). Для передачи перспективы интерьера, имеющего большую глубину, одного перехода от светлого к темному или темного к светлому бывает недостаточно. Тогда применяют прием не­скольких переходов от одного состояния освещенности к другому, от одного цветового тона к другому и т. д.

Интерьер в изображении всегда более трудоемок, чем наружная перспектива, из-за сложности освещения и мягкости светотеневых переходов глубокого затемненного простран­ства. Однако правильное представление о природе освещения и колорита в интерьере, пра­вильная методика живописного исполнения значительно способствуют быстрому и верному изображению проектируемых интерьеров.

Рис. 104. Интерьер при двустороннем освещении. Залы музея А. М. Горького. Колоннада музея освещена слева холодным, рас­сеянным светом пасмурного неба, справа теплым светом электриче­ских ламп. Моделировка форм архитектурных деталей производится по принципу обращенности формы к тому или иному источнику света.

Рис. 105. Приемы графики мастеров XIX века. Перспектива интерьера Сик­стинской капеллы. Акварель архитектора А. П. Брюллова. Рисунок показывает тон­кую детализацию и расцветку интерьера. В перспективном сокращении нарисован весь плафон, расписанный Микеланджело.

Рис. 106. Техника изображения интерьера мастеров XIX века. Перспектива центрального зала Ми­хайловского дворца в Ленинграде. Акварель архитектора В. Ф. Садовникова. Акварель показывает тон­кий рисунок, детализацию и расцветку в чертежах мастеров прошлого столетия.

Наши рекомендации