Остановка № 9. Памятник – Часовенка

В центре площади стояла Космодамианская церковь. Не одно поколение людей восхищали храмы. Ими гордились, их любили, их обустраивали, украшали. Самой крупной и богато украшенной из них с летним и зимним залом для богослужения была наша. Усть-Ламенская церковь появилась с основания села в 1698 году. Сначала стоял деревянный крест, затем с 1820 года деревянная церковь. В 1839 году построили белокаменную на средства богатых крестьян и зажиточных купцов. Волею судьбы мы были лишены этого шедевра культуры и истории.

Советская власть породила атеизм. По всей стране разрушались храмы, сжигались иконы, разворовывалась церковная утварь, колокола отправлялись на переплавку. Замолк их звон, чтобы через полвека сообщить, что вера жива, что не остались мы Иванами – родства не помнящими. По всей стране возрождаются церкви, открываются молитвенные дома. Все больше и больше людей идут в церкви, все чаще встречаются в печати и на телевидение статьи и передачи с участием служителей церкви. Вот и у нас к знаменательной дате 300-летию села на самом высоком месте, на Слободской площади, построили памятник-часовенку.

Так рассказала глава сельской администрации Шустова Н.А.: «Его воздвигли в ознаменование сразу двух событий. С одной стороны, в память погибшим в годы Великой Отечественной войны. А не дождалась их Усть-Ламенка более полутора сотен. С другой стороны – в честь православного храма, закрытого в годы советской власти. Потому, разрабатывая проект памятника, голышмановский архитектор А. Горбунов объединил две идеи в одну. Он выполнил монумент в виде небольшой часовни, на мраморных плитах которой высечены имена погибших».

Остановка № 9. Памятник – Часовенка - student2.ru Освятил памятник священник голышмановской церкви отец Андрей. Пока рядом с Домом культуры сияет на солнце небольшой, можно сказать, символический купол. Но придет время и, может быть, зазвучит над селом колокольный звон. Потянется к храму православный люд. И сейчас главное для нас, жителей села, сохранить то, что ещё есть - купеческие дома, висячий мостик, братскую могилу, памятник-часовенку и, конечно, память о прошлом своей малой родины.

Всё было: войны, годы, люди,

Подъем, падение и взлёт.

Все впереди, ещё всё будет

И новой пылью порастёт.

Так не кончайся в жизни прежней,

Как эти годы не ругай,

Здесь старожилов и приезжих

Тугой петлей связал Вагай.

Да будет жить – давайте верить -

Село с приставкой краткой «Усть».

Хоть под каким углом примерить,

Все это мы – все это Русь!

В. Ермаков «Мое село»

(Под колокольный звон участники экскурсии направляются к Дому культуры, глее даётся старт туристическому квесту)

Материал к туристическому квесту[1]

Станция «Ямская»

На Руси извозом традиционно на протяжении веков занимались ямщики. Сколько их было! Безымянные, из года в год исправно несли они свою службу и поневоле становились свидетелями бед и горестей человеческих. Позади – родной дом и семья, впереди – «летят версты... летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль» (Н. В. Гоголь). «Ямщик, не гони лошадей…». Эти ямщицкие будни рождали строки, наполненные щемящей сердце грустью-тоской. Здесь, на Сибирском, тракте пролетали тройки почтовых ямщиков.

Со школьной скамьи запоминаются нам пушкинские стихи, перед завораживающей музыкой которых не может устоять ни один школьный проказник:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика;

То раздолье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Слово «ямщи» происходит от слова «ям», так в России в XIII–XVIII веках называли почтовые станции, на которых меняли лошадей. В переводе с татарского языка «ям» означает «место остановки». С середины XVIII века ямы стали называться почтами. Этим же словом – «ям» – в XIII–XV веках называлась и ямская повинность – государственная повинность населения по перевозке лиц, находящихся на государственной службе, и государственных грузов. Кто лучше исполнит любую из предложенных песен под гитару?

«Ямщик»

Почему ты, ямщик, перестал песни петь,
Замолчал, и какой-то унылый
Колокольчик вдали, продолжает звенеть,
А тебя не слыхать, друг мой милый.
Это было давно, год примерно назад,
Вёз я девушку тройкой почтовой.
Голубые глаза и, как тополь, стройна,
И накрыта косынкой шелковой.
Попросила она, чтоб я песню ей спел.
Я запел, и она подхватила.
А кругом тишина, только я и она.
И луна нам лукаво светила.
Нашу песню несло, словно вихрь в степи,
Тройку гнала нечистая сила.
Вдруг жандармский разъезд, перерезал нам путь.
Наша тройка, как вкопана, встала.
Кто-то выстрелил вдруг, прямо девушке в грудь,
И она, как цветочек, упала.
Умирала она у меня на руках
И последнее слово сказала.
Я в неволе жила, каторжанкой была,
Из тюрьмы я к народу бежала.
Там в дали за рекой, невысокий холмок, он обросший густою травою.
А под холмиком тем та красавица спит, что взяла мою песню с собою.

В праздничные дни, особенно летом, всегда и повсюду встретите мальчишек с веревочками в зубах, бегущих по два или по три, схватясь за руки, представляя из себя лошадок. Ими правит бой — кучер, который непрерывно хлопает плетью и кричит на них. Эта игра — одна из любимых для крестьянских детей. В деревне едва станет ходить мальчик, уже он возит истоптанный лапоть или ездит верхом на палочке; поит своего коня, ставит его в конюшню, дает ему овса и чистит его. Когда может уже бегать по улице, тогда он с восторгом снаряжает тройку, которая иногда впрягается в тележку, и на ней помещается кучер. Тройка бежит сначала тихой рысью, потом несется, бьет и опрокидывает повозку. Ушибленный кучер забывает о своей боли: он бежит за лошадьми, останавливает их, гладит каждую по головке и внимательно рассматривает: не ушиблась ли какая? Обмывает им ноги водой, а о себе не думает. Эта игра передает любовь ямщиков к своему занятию.

Играют в лошадки еще проще: садятся мальчики и девочки верхом на палочке и, воображая себе, что они едут на лошадке, зануздывают ее шнурочком или веревочкой, хлещут плетью, а за неимением ее — тонким прутиком, сворачивают свою головку на сторону, скачут галопом или во всю прыть и кричат: «Пошел! Пади!» Девочки не так охотно разъезжают на лошадке, как мальчики, обнаруживая с детства, что это не свойственно их полу, потому они предоставляют право ездить мужчинам.

С детьми проводятся игры «лошадки» и «Тише едешь – дальше будешь», «Хлоп! Хлоп! Убегай», «Золотые ворота»

Станция «Купеческая»

В селе проживали купцы первой гильдии братья Осокины. Судя по ряду свидетельств, во многих купеческих домах в начале XX в., даже в небольших сибирских городках или крупных торговых селах, вели вполне светский образ жизни. Во время семейных вечеров слушали игру на фортепиано, читали. Любимыми играми были «Жмурки» и «Фанты». Мальчиков приучали и к торговому делу. Нужно было обладать находчивостью, расчётливостью и наблюдательностью. Этому способствовали игры «Краски» и «Садовник».

С детьми проводятся эти игры.

Станция «Блокадная»

Дети из Ленинграда учились, помогали в уборке урожая, писали и ждали ответа из родного города. С чернилами и бумагой в военное время было трудно. Писали между строк в старых журналах, на оборотной стороне этикетки от консервной банки. Конвертов тогда у писем не было. Они сворачивались треугольником и сами себе служили конвертом. Мы с вами изготовим военные чернила и напишем письмо сверстников суровой зимы 1942 года.

(Дети делают чернила из сажи и свеклы).
В свободное время дети играли в «Колечко».

Станция «Красноармейская»

Здесь экскурсанты в ходе мастер-класса изготовят цветы и возложат их к братской могиле и памятнику-часовенке.

Станция «Кузьминская»

Славилось наше село двумя ярмарками: Девятской и Кузьминской. Это были престольные праздники. Звучали песни, проходили игры. Водили хороводы и танцевали «Шестёрку». Молодцы устраивали кулачные бои.

Проводятся игры «Платок», «Горелочки с платочками»

В конце туристического квеста подсчитываются баллы по прохождению маршрута и выявляется команда-победительница. Она может сфотографироваться у фото-стенда с героями станций бесплатно.

Заключение

Жители села через участие в игровых экскурсиях не только повысят уровень знаний об истории села, традициях сибирского народа, но и продолжат формирование чувства уважения к истории и культуре малой родины, ответственности за сохранение культурных и исторических ценностей села. Также будет установлен фото-стенд «Слободская площадь», макеты исторических фигур для фотографирования: Ямщика, Купца, Красноармейца, Сибирячки. Будет изготовлен реквизит утвари сибирского народа XIX века.

Таким образом, реализация игрового экскурсионного маршрута по архитектурному ансамблю Слободской площади:

1. позволит сохранить историческое наследие села Усть-Ламенки и Голышмановского района через привлечение внимания и ресурсов общественности и туристических агентств (размещение 2-х статей в журнале «Достойная смена» и газете «Голышмановский вестник»; распространение видеоролика игровой экскурсии и его продажа; проведение 3-х пробных экскурсий и 4-х коммерческих);

2. повысит уровень патриотического воспитания подрастающего поколения, ответственность жителей села Усть-Ламенки за сохранение культурных и исторических ценностей Слободской площади через личное участие в реализации проекта;

3. облагородит исторический центр Голышмановского района и села Усть-Ламенки (разбивка 2-х цветников, системная уборка территории, установка 4-х макетов для любительского фото и рекламного фото-стенда со старинными фотографиями);

4. в перспективе даст возможность разработать экскурсионный маршрут по старинным местам района с целью изучения архитектуры второй половины XIX века: водонапорная башня р.п. Голышманово, купеческие строения села Усть-Ламенки, железнодорожные вокзалы на станциях п. Ламенский, р.п.Голышманово, с.Гладилово.

[1] Туристический квест - совмещенные игра и туристическая экскурсия, в которой впечатления от посещения новых мест усиливаются азартом игры и приятным чувством победы.

Наши рекомендации