Архитектура модерна и эклектики.
Быстрое развитие строительной техники в середине и второй половине XIX века ещё не получило должного отражения в развитии архитектурных форм. Традиционные формы вступили в противоречие с новой функциональной и конструктивной структурой. Архитекторы, не имея общих принципиальных взглядов на пути дальнейшего развития зодчества, всё чаще механически воспроизводят формы различных исторических стилей. Это широко распространившееся со второй половины XIX века направление получило название эклектики.
В XIX веке в большинстве случаев металлический каркас скрывался под декоративной внешней одеждой из кирпича. Стремление высвободить конструкции проявилось в инженерных сооружениях – мостах, башнях и др. Эта тенденция начинается сказываться и на общественных зданиях, особенно – на выставочных зданиях и сооружениях.
Хрустальный дворец в Лондоне (Дж. Пэкстон, 1851 г.) – каркасное сооружение: чугун (стойки и балки) и дерево (арочки); система портальных связей предварительно напряжённых элементов (72 м2).
А также два крупнейших сооружения Парижской всемирной выставки 1889 г – Эйфелева башня (1889 г., Эйфель, h = 312 м), и Галерея машин (1889 г., архитектор Дюллер, пролёт 114 м).
К концу столетия начинается поворот в сторону освоения передовой строительной техники, поисков форм, отвечающих новым конструкциям и функциональному содержанию. Этому повороту предшествовало развитие прогрессивных теорий. Виоле-ле-Дюк понимал архитектуру как результат воплощения принципов структуры строительного объекта, которые исходят из использованных материалов и способов их обработки. Конструкцию он считал средством, в архитектуру результатом. Эти принципы в многотомной работе «Словарь архитектуры» (1869 год). Основными работами Г. Земпера были книги «Стиль» (1863 год) и «Маленькое сочинение» (1884 год). Он определил архитектуру как конечный результат единства назначения объекта, используемого материала, среды и индивидуальности творца.
Пионерами практического воплощения рационалистических принципов стали американские архитекторы «Чикагской школы», лидером которой был Луис Салливен (1856-1924 годы). Наиболее ярко их творчество проявилось в архитектуре многоэтажных конторских и торговых зданий, строительство которых широко развернулось после пожара в Чикаго 1871 г. В зданиях используется металлический каркас, на фасадах членение каркасной структуры, крупные остеклённые проёмы, минимум декора, используется лифт.
Тезис Салливена: «Форма должна соответствовать функции» Поиски новых форм в архитектуре европейских стран рубежа XIX-XX века способствовали становлению своеобразного творческого направления, получившего название стиля модерн. Основная задача – «осовременить» средства и формы архитектуры, дав им живую и динамическую пластику. Метод модерна во многом основывался на теоретических позициях художников и теоретиков Рескина и Мерриса. Они видели одну из причин упадка искусства в машинном обезличивании продукции, потере вкуса и падения мастерства. Труд Мерриса «Наука, промышленность, искусство». Принципа модерна: пластические методы + нетрадиционные формы и декор; пластика композиций со свободной трактовкой внутреннего пространства; асимметричные фасады. Глубокий индивидуализм композиции – одна из наиболее характерных черт модерна.
Петер Беренс (1868-1940 годы) – активное участие в промышленной архитектуре. Он был основоположником немецкого модерна. Проектировал для электрической компании АЭГ: Турбинный цех (1909). В 1907 г. в Кёльне открыт «Веркбунд» (союз производителе, цель которых промышленность + художественные качества. Вальтер Гропиус был учеником Беренса. Его произведении фабрика «Фагус» в Альфильде (1911 год).
Адольф Лоосс – труд «Орнамент и преступление» (1903 год). Он полностью отвергает декор в архитектуре, призывая к правдивой и лаконичной форме. Его простой и строгий дом Стейнера в Вене (1910) явился иллюстрацией его теоретических принципов предтечей функциональных композиций 20-30-х годов
В голландской архитектуре первые шаги от историзма к модерну сделал Г.П. Берлаге. Его книга «Основы и правила архитектуры» (1908 г.). Создал центр современного искусства с обширным парком, доминантой была «Свадебная башня», имевшая простую форму в грубой кладке. В Вене выставочный павильон общества «Сецессион» с характерным позолоченным куполом.
Ф.Л. Райт (1869-1959 годы) – ученик Салливена. Органическая связь с природой стала одним из принципов его деятельности.