Архитектура Древнего Египта.
Города раннединастического периода были небольшими и хорошо укреплёнными, округлой формы. Но до современников не дошли подобные города, кроме города Нехеб (Эль-Каб). В период Древнего царства возник город Мемфис на левом берегу Нила как крепость. Город имел 100 стадий в окружности (8,5 кс = R), протянулся вдоль Нила на 14 км, а в поперечнике 7 км. Было несколько храмово-дворцовых комплексов, из которых главный был 3500 Х 1590 м и располагался вдоль Нила параллельно реке. С севера на юг весь город пронизывала многокилометровая улица, и две улицы велик Нилу. Если его планировка мало изучена, то установлены точно его некрополи – поминальные храмы, пирамиды и масштаба в Саккаре, Абусире, Дашуре и Гизе. Пирамиды в Гизе были построены фараонами Хеопсом, Хефреном и Микерином в первой половине III века до нашей эры. Пирамида Хеопса h = 146,6 м, при стороне основания 233 м, пирамида Хефрена h = 143,5 м, при стороне 215,3 м, а пирамида Микерина h = 62 м, при стороне 108,4 м. Простота и лаконизм архитектурных форм пирамид, а также пропорций, то есть hпир соотносился к её основанию как 1:0,618, то есть в пропорциях золотого сечения. Угол наклона граней составлял 51-520, то есть, близок к углу сыпучих тел. В основе расположения лежит координатная сетка, ориентированная по сторонам света. Координаты север-юг находятся на равном расстоянии друг от друга 1 ½ длины самой большой пирамиды (основание) Хеопса, а запад-восток направление отстояло на расстояние ½ длины основания каждой пирамиды + длина основания последующей. В результате углы всех пирамид находились на 1-й прямой, под углом 450 к координатной сетке.
Кахун (Хетхетеп-Сенусерт) построен фараоном Сенусертом II около 2000 года до нашей эры. Небольшой город, прямоугольный в плане 360 х 280 м. Ориентация по сторонам света. Западная часть, ниже по рельефу, отделена невысокой внутригородской стеной – располагались дома строителей и рабов. Единственная улица в этом районе (с севера на юг). Восточную часть занимали привилегированные дома. Вдоль северной стены – дома фараона и приближённых. В восточной части – рынок и лавки купцов. Идеально правильная планировка улиц – создавалась по единому плану.
Ахетатон («Горизонт Атона») располагался между Мемфисом и Фивами, на правом берегу Нила. Вдоль реки имел большую протяжённость. Основные дворцовые и храмовые комплексы связывала дорога, проходившая параллельно реке и на всём протяжении засаженная пальмовыми деревьями. Смена прямолинейной аллей, окаймленной ритмическими рядами сфинксов, озеленённой дорогой представляла новшество. Помимо этой царской дороги (улицы Великого жреца) в центральной части были и другие улицы, часть из которых повторяла направление главной, а другие пересекали город и направлялись к реке. Было 3 дворца: северный, центральный, южный и Большой храм Атона. Наиболее зажиточные жители занимали обширные участки (конюшни, службы, дома рабов, склады), сады и небольшое святилище. Здесь же были и дома ремесленников. Восточный квартал рабов был окружён стеной – квадратный в плане посёлок для строителей города, аналогичен кварталу рабов в Кахуне.
Города Двуречья.
Вавилон в III веке до нашей эры при Аккадском царе Саргоне. Расцвет при царе Хаммурапи. Город представлял обширную территорию, обнесённую внешними крепостными стенами. Внутри был сам город, занимавший два берега, укреплённый крепостными стенами. Укрепление – ров с водой + стены из сырцового и обожженного кирпича. Через 20 м находились башни. В город вело 8 ворот, все они назывались именами богов. Все ворота соединялись улицами, разрезавшими город почти на равные части. В центре был священный участок, где был храм Мардука и зиккурат Этеменанки. Вавилонский зиккурат считался одним и 7 чудес света и доминировал над городом, формируя силуэт города. Большое число храмов. Город делился на две части. Левобережная была более древней и дополнительно была укреплена стеной вдоль Евфрата. Правобережная – более позднего происхождения занимала меньшую территорию и имела второстепенное значение. Обе части соединялись мостом в 123 м. Главные улицы делили его на отдельные районы, в которые группировались жилые дома и храмы. 3 дворца при Навуходоносоре II: Летний - у реки, начала крепостных стен; Южный - у дороги Процессии, Северный – здесь же, но за крепостной стеной. Имелись канализация, водостоки, жилая застройка очень плотная.
Дур-Шаррукин построен ассирийским царём Саргоном II за короткий срок с 711 до 707 года до нашей эры. Он просуществовал недолго и был разрушен мидянами. В плане близкий к квадрату, ориентирован углами по сторонам света. Окружен мощной крепостной стеной и имел цитадель в северо-западной стене. Цитадель на искусственной земляной террасе высотой 14 м. Здесь Саргон II построил свой дворец. Главная улица подходила к воротам дворца, оформленным в виде арки, по бокам которой были крылатые быки. В планировке города можно обнаружить модульное построение как и в Борсиппе, с той только разницей, что модуль здесь 61 см. Стороны города делились в соответствии в модулем на 30 и 27 соответственно. Кратно модулям и расстояния между воротами и углами стен.
Города Эгейской цивилизации.
Микены. Некрополи Микен были двух систем: групповые с шахтными захоронениями, окружённые каменными стенами, и одиночные в виде голосов, перекрытые сводами. Они имели в плане круглую форму. Город представлял собой укреплённую территорию на высоком скалистом холме в 15 км от моря. Контуры стен следовали очертаниям рельефа. Эти стены включили в себя часть гробниц, акрополь и дополнительный укреплённый район источника воды в северо-восточной части города. Стены были из громадных известняковых блоков, толщиной до 5 м. Дворец Микенских царей занимал доминирующее положение – центр.
Таринф был расположен на холме на 20 м над окружающей местностью. Стены, как и в Микенах, имели земляное заполнение, толщиной до 8 м, высотой 11-17 м. Главный вход находился на восточной стороне крепости. Коридор вёл в первый крепостной двор. Далее пропилеи ели в первый парадный двор, откуда вторые пропилеи раскрывали проход в главный внутренний двор, на который выходили приёмные и жилые покои базилевса. Главным зданием акрополя был мегарон, выходивший своим портиком во двор, окружённый колоннадой. В системе восхождения на акрополь, в появлении пропилей, которые вели к мегаронам, намечалась линия развития акрополей, которая достигла расцвета в классический период Древней Греции в Афинах. Следует отметить, что города Крита были соединены замощёнными дорогами 3,7 м шириной.
Кносский дворец – занимал 16,000 м2 и представлял собой многочисленные помещения, группировавшиеся вокруг открытого двора, ориентированного почти точно по сторонам света. Дворец расположен на рельефе террасообразно спускавшемся к востоку, много лестниц и переходов. Главный вход вёл с севера. Через Северные пропилеи был вход в пилонный зал, откуда по длинному коридору можно было выйти на дворцовый двор. Другой вход с западной стороны. Миновав слепые внешние стены складов можно было попасть в вестибюль, откуда шёл длинный коридор Процессий, он поворачивал под углом 90 0 к востоку, затем прерывался проёмами в виде пропилей к монументальной лестнице на 2 этаж. Во дворце было ещё два входа, – с юга со стороны дороги из Феста, и с востока, в находившихся частично заглубленных в землю жилого и складского комплексов. Парадные помещения располагались на западной стороне двора – тронный зал и святилище. Покои примыкали задней стеной к коридору, на который выходили двери 22 складских помещений, где была дворцовая утварь. Кносский дворец поражает обилием коридоров, поворотов и переходов. План отличается чёткой структурной схемой, которая повторялась и в других дворцах Крита с незначительными отклонениями.
Архитектура Древней Греции.
Архитектура древней Греции делится на 3 периода:
- архаический (VIII - начало V в. до нашей эры);
- классический (480 - до конца IV в.);
- эллинистический (320-е годы – 1 в. н.э).
Архаический метод совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и других общественных зданий.
Классический период – наивысший расцвет полисов. В Афинах, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а вместе с нею – искусство и архитектура.
Эллинизм – время возникновения греко-восточных монархий.
Строительные приёмы и конструкции.
Конструкции ведущих типов архитектуры – общественных зданий и жилья – остаются примитивными: главными элементами были стена и стоечно-балочная система. Строительный материал кирпич-сырец. Обожженный кирпич имел очень ограниченное применение. Для устройства галерей и портиков широко применялось дерево. При строительстве монументальных общественных зданий и, прежде всего храмов, широко применялся известняк, а в некоторых случаях и мрамор.
Кладка стен и стоечно-балочных конструкций велась только «насухо», то есть без применения растворов. Крыши обычно делались двускатными. Кровля – черепица.
Древнегреческий ордер.
Ордер – общий композиционный строй системы. В ордерах отразилась зависимость характера пластики и пропорций системы от двух неразрывных сторон её тектонического строя: художественной и конструкторской.
Два основных ордера – дорический и ионический.
Дорический более прост, массивен, монументален, внутренне напряжён.
Ионический – более лёгок, изящен, пластичен и богат. Дорический ордер состоит: основание – стереобат, несущие опоры – колонны, несомая конструкция – антаблемент.
Здания и архитектурные ансамбли.
Простейший тип храма – антовый. Состоит из прямоугольного зала – целлы и входного портика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен – антами.
Типы древних греческих храмов: простиль; амфипростиль; периптер.
Храм Ники Аптерос (449 г., архитектор Калликрат) – памятник в честь победы греков над персами. Это амфипростиль размером 5,4 х 8,14 м по стилобату. Высота колонн – 4,04 м. Использован греческий ионический ордер. В карнизе преобладают выносные обломы, ещё слаборазвита поддерживающая часть. Фриз занят по всему периметру барельефом (битва греков с персами). Храм построен на высоком уступе крепостной стены – пиргосе, у основания которого выставлялись победные трофеи греков. Осевое построение амфипростиля придало композиции чёткую двустороннюю ориентацию на запад – в сторону главной дороги и на восток – в сторону главного храма акрополя – Парфенона.
Парфенон посвящён покровительнице полиса богине Афине, возведён в 447-438 гг. до нашей эры. Храм должен быть композиционной доминантой в окружном пространстве, архитектурно объединяя ансамбль. Архитектор Иктин и Калликрат. Храм – периптер. Размеры 30,86 х 69,51 м, высота колонн 10,43 м. А в нижней части 1,9 м. Окружён 46 колоннами (по 8 и 17 с каждой стороны). Внутри 2 зала – прямоугольный и квадратный, входы расположены с противоположных сторон. Прямоугольный зал со статуей Афины в глубине разделён на 3 части колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей. Парфенон сочетает в себе тонкое сочетание индивидуальных приёмов и крупной торжественной формой.
Эрехтейон (421-406 гг. до нашей эры) расположен рядом с Парфеноном. Размеры (11,63 х 23,5 м). Имеет более сложную структуру. Имел два основных входа – с восточной и северной стороны, целла объединяла два храма, посвящённые богине Афине - восточная часть и Посейдону – западная часть. Со стороны основных входов построены портики ионического ордера, стена, обращённая к Парфенону, имеет портик, в котором вместо колонн – корнатиды. Композиция Эрехтейона противопоставлена Парфенону своими размерами и масштабами, асимметрией и усложнённостью, применением более лёгких и изящных форм ордера. Каждый из фасадов, имея характерный облик, искусно связан с целым в гармоническом равновесии контрастно разработанных элементов. Композиция Эрехтейона олицетворяет новое направление в греческой архитектуре, в котором преобладали не монументально-героические темы, а углубленно-психологические мотивы.
В Афинском акрополе большое значение имеет комплекс сооружений, создающих торжественный вход на Акрополь – Пропилеи (437-432 г. до нашей эры). Архитектор Мнесикл. Главные элементы – два крупных дорических портика – западный и восточный, между которыми в закрытой части сооружения установлены два ряда ионических колонн. В образе ионических колонн виднелась колоссальная статуя Афины Воительницы, поставленная Фидием против Пропиллей и является центром пространственной композиции Акрополя. Помимо Афинского акрополя в архаический и классический периоды сложилось множество других ансамблей, включавших храмы, святилища и общественные здания. (Святилище Зевса в Олимпии, святилище Аполлона в Дельфах и др.). Уже в IV в. храмы начинают терять ведущее значении и получают всё большее развитие здания и комплексы светского назначения – торговые и зрелищно-спортивные сооружения. Стадионы устраивают в естественных впадинах, достигая иногда значительных размеров (Афины, Олимпия, Эпидавр), театры используют склоны гор для устройства естественного полукружного театрона с круглой площадкой – орхестрой, где обычно выступал хор. К орхестре примыкала прямоугольная сцена. Театр в Эпидавре (IV в. до нашей эры), Театр в Приене (начало III в. до нашей эры), в Пергаме и др.
В архитектуре происходит процесс слияния форм и композиционных приёмов, характерных для греческой метрополии, с художественными традициями завоёванных стран. Орде теряет черты строгости и обособленности. Величие дорика уступает место ионике. Усиливается тенденция декоративности. В детали ордеров проникают мотивы восточных стилей, проводится частичная обработка колонн канеморами по их высоте. Композиция усложняется, пластика форм разнообразна.
Алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до нашей эры), высокая стена цоколя представляющая собой опоясывающий здание фриз, занятый знаменитой, полной экспрессии и динамики скульптурой.
Башни Ветров Афинах (середина I в. до нашей эры). На фоне массивного восьмигранного объёма разработаны с изяществом входы. Ордер не следует в деталях сложным канонам, а совмещает черты различных образцов. Элементы портика в целом происходят от ионического ордера, но удлинённая капитель с остроконечными пальмовыми листьями аканта, ярко индивидуальна. Архитектура периода эллинизма основана на развитии греческой архитектуры периода классики и впитывает в себя традиции многих народов Средиземноморья, во многом подготовила почву для древнеримской архитектуры.
II том.
Акрополь. Архитектор Перикл (идея о комплексе).
С трёх сторон окружён холмами. Площадка наверху 300 х 130 м. Под «ногами» - город. Раньше – крепость (над городом на 70-80 м.). После изгнания персов – строительство стен. При Перикле позднее построены все важнейшие памятники – храм Афины, Пропилеи (главные ворота), статуя Афины (архитектор Фидий), храм Ники Аптерос, Эрехтейон…).
Ансамбль – памятник победы и культурный центр. Архитекторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах…, Фидий).
Храм Аполлона Эпикурия в Бассах одно из самых замечательных сооружений последней трети V века до нашей эры – в пустынной местности высоко в горах. Был построен в благодарность за избавления от чумы в 430 году до нашей эры прославленным зодчим Иктином. Материал – голубо-серый известняк. Сильно вытянутый периптер (дорический) 6 х 15 колонн по стилобату. Отсутствие энтазиса, строгая вертикаль по центру – «коринорская» колонна, разделяющая помещения.
Храм Зевса в Олимпии – (архитектор Либон – 460-450 годы до нашей эры), строгий, мощный дорический стиль ранней классики. Статуя Зевса (Фидий) из золота и слоновой кости. Периптер (27,68 х 64,12), колонны 6 х 13. Самый крупный храм в Пелопоннесе. Материал – твёрдый ракушечный известняк, сверху мраморная штукатурка. Скульптура на фронтонах.
Архитектура Древнего Рима
Амфитеатр, Флавиев, Колизей. Городской мост, АпполодорДамасский, Пантеон, Форум Трояна, термы Каракалос Базилика Константина.
Дома – замкнутое прямоугольное здание, глухие стены, кое-где окна. Вестибюль приводил в Антрий – большой двор (дом Хирурга, дом Саллюстия).
Колизей(Амфитеатр Флавиев – 587) 80 г. нашей эры при Тите. Самый совершенный; продольная ось = 187,77 м, поперечная 155,64, вместимость 50 тысяч человек, эллипс. Карскас – 560 пилонов из травертина, несущих бетонные своды. Кирпичные разгрузочные арки. Система лестниц и переходов. Рациональная, экономичная конструкция. Н = 48,5. Многократное повторение ордерных аркад. 1 ярус – тосканский ордер, 2 – ионический, 3 – коринорский, 4 – коринорские пилястры, большие окна, статуи в нишах. Грандиозность. (Переходы, лабиринты в подвалах).
Гардский мост. (Франция) – часть аквидука города Немауз. Могучая аркада. Н = 48,75 м. Многопролётность. 3 яруса. Горизонтальность, масштабность. Динамическая ритмика. Низкая верхняя аркада – роль аттика. Рельефный модуль – высота клина арки (1,55 м).
Форум Трояна. (Апполодор Дамасский) (113 г.) на Марсовом поле Апполодор Дамасский использовал полукружия форума Августа, пристенные колоннады, закругленную торцовую стену. Развивая планировку, получил пропорции близкие к квадрату. Продольная ось выражена аркой Трояна. Статуя Трояна.
Перетекание пространства.
Интересная объёмно-пространственная форма..
Пантеон – храм (зодчий Валерий Остийский, заказчик – Агриппа). 118-128 гг. на Марсовом поле. 3 части здания: купольная ротонда, портик с северной стороны, и переходный элемент с высотой ротонды и шириной портика. Диаметр ротонды = 43,5 м, купол диаметром 43,2 м. Толщина стены = 6,3 м., опирание купола. Арки разгружают вес купола.
Интерьер – полусфера, единое пространство (533-535). Единственное световое отверстие в куполе. Нет углов, прямых горизонталей – пластика. Осевая композиция к центрическому зданию.
Термы Каракала – на склоне холма. Вода подавалась по Марциеву акведуку. Склон холма – для игр. Рядом - библиотеки. В северно-восточной половине терм – разнообразные помещения для омовения. Главный зал – фригидарий – на пересечении осей здания (пролёт 19 м) перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами, опирающимися на 8 столбов с приставными колоннами. Огромные окна над уровнем крыш. Роскошь (цветной мрамор, мозаика, статуи, фонтаны). Купол с отверстием, как в Пантеоне.
Базилика Константина – (307-312) помогал строить Максенций. Система перекрытия прямоугольного пространства крестовыми сводами, опирающимися на столбы. Центральный неф (80 х 25, Н = 35). Боковые нефы (арочная система). Вход при Константине с восточной стороны перенесён в середину южной – пристройка напротив входа апсиды. IV век нашей эры – тип сводчатой базилики получил после распространения дальше.
Долина Тигра – колыбель Рима. Многообразие архитектуры: общественные центры, форумы, термы, театры, амфитеатры, цирки, триумфальные арки, акведуки. Утилитарная сторона зодчества. Ордер – тяжёлая балка, декор, псевдоколонны… Ордерная аркада. Интерколумний (расстояние между колоннами). Псевдоархитрап., ордер в штукатурке. Круговая арка – опора на колонну. Замена каменного архитрава – деревянной балкой. Клинчатая арка, свод. Следует стеновая архитектура. Изобретение бетона – цилиндрический и купольный свод. Цель общественных зданий – политическая.
«Польза, прочность, красота».
Форумы Августа, форум Нервы. Форум Трояна (Троян – император) – 1-е место после Колизея (Статуя Трояна). Агрипп (Пантеон) – спор об авторстве, достраивал Аполодор. Форум при императоре не достроен.
Восточная часть Римской империи – Византия (столица Константинополь). Христианская религия. Храмы и монастыри – главные объекты архитектуры. Тип церкви с купольным покрытием. Новые сложные здания, укрепление городов. 4-6 века - новый тип храма – центрический (продольный и поперечные направления, зал без колонн). Бесплатное обучение архитекторов (общественные здания). Храм Софии – богини мудрости – огромный купол, навесные конструкции, архитекторы Асидор, Амфимий (император Юстиниан).
Готическая архитектура.
Романское наследие. Эпоха формирования основ современных европейских государств: крестовые походы, феодальные войны, борьба между верой и знанием. На смену фантастическим образам архитектуры приходит реальность, пока ещё оставляя, как есть церковные каноны, отсюда следует противоречие. Конструкции более облегчённые (крестовые своды, стрельчатые арки и своды (распор), устремление готических конструкций ввысь – вертикальность). Особое распространение – в культовых постройках (соборы) и гражданские здания (ратуши, дворцы). Складывается архитектурный облик городов, планировочная структура. Общая черта средних городов – их укрепление, близость воды (рвы). В кольце стен города – узкие улицы, завершались фронтонами. Пожары, отсюда следует переход к каменному строительству, от соломенной крыши к черепичной. С конца XII века – открытие университетов (Болонский, Парижский), а так же школы, не уменьшая роль монастырей. Строительство мостов (Карлов мост в Праге (XIV в.)). Особенности каменных мостов – строительство на них торговых лавок. Архитектура (ранее под контролем монастырских орденов и крупных феодалов) – принадлежит коммуне.
С XIII века – на соборах увековечивают имена зодчих (разнообразных инструментов зодчего-ремесленника). Альбом зодчего Виллар д’Онекур (зарисовки).
Матвей Рорирец (книги «Немецкая геометрия» XVI в. и «Наставление сыну» XVI век. Распространение шаблонов и трафаретов, цеха зодчих (свои аббревиатуры). Экспериментаторство – характерная черта готики.
Французская готика.
Церковное строительство: церковь Сен-Реми в Реймсе, собор Парижской Богоматери Мартр (собор), собор в Ремсе (XIII), собор в Амьене (XII-XIVвв.), собор в Бовэ, собор в Суассоне, церковь Сент Шапель, церковь в Руане /// Парижский замок Лувр (XIII-XIV вв. Виола), собор в Страсбурге
Архитектура Англии (замок в Виндзоре, госпиталь св. Марии в Чичестере, соборы в Линкольне, в Солсбери, в Глостере, Кентербери).
Архитектура Германии (городские ворота в Зальцведеле (XVI в.), замок в Мариенбурге XIII в., Кельнский собор (XIII в.), церковь Екатерины в Бранденбурге (XIV в.), собор в Ульме (XIII-XV вв.).
Архитектура Испании (госпиталь Санта Крус (XI в.), Королевский дворец (XIII в.), Леонский собор, церковь Сан Мигель).
Архитектура Португалии монастырь Баталья (XIII-XIV вв.), церковь Ла Граса (XIII в.), монастырь Алькобаса (XI в.).
Архитектура Италии Пьяченца. Палаццо дель Комуне (XII в.), Палаццо Дожей (XIII в.) – архитекторы Николо и Джованни Пизано, Палаццо Пубблико (XII-XIII вв.), Флоренция – собор Санта Мария дель Фьорс (XII в). – архитектор Арнольдо ди Ка, собор в Милане).
Архитектура Чехословакии церковь св. Креста (XI в.).
Архитектура Австрии Инсбрук, жилой дом, (XV в.), собор св. Стефана.
Средневековье. Готика. Франция – собор в Шартре, собор в Реймсе, собор в Амьене, аббатство Мон Сен Мишель.
Англия, Германия – Фрейбург, Ульм, Кёльнский собор, собор святого Витта в Праге.
Собор в Шартре – старый собор сгорел, новый поставили в 1507-1518 гг. (архитектор Жан де Бос). Важная роль в развитии готики. Больше пространство хора, больше пространство в нефах, суженые галереи, следовательно, больше освещения. Арки стрельчатые. Сохранились романские черты. Домината стены, узкие окна, гладкая поверхность стен. 146 витражей. Возводился на фундаменте старого собора.
Собор в Реймсе – коронация королей (1211). Строился на месте сгоревшего. Строился весь заново (Жан из Орбэ и Жан де Лу, Бернар из Суассона) – от плана к хорам, к большой розе. 1427 год – остался последний верхний ярус. Война задержала строительство. 1481 гож– пожар. XVI век – реставрация (Анри Дене). Стройность пропорций: колонны, стрельчатые арки…
Собор Парижской Богоматери – важный памятник готики (1163-XIV век). Поэтапное строительство. Пятинефный собор, план – вытянутый прямоугольник. Травеи – почти квадратные. Сводами на нервюрах. Опоры сводов – гладкие круглые столбы в хоре и среднем нефе. Вертикальное членение фасадов. Окна – розы. Западный фасад – богатая скульптурная декорация. «Королевская галерея» (декор). R-розы – модуль для других проёмов. Нет строгой симметрии (чем «выше», тем «легче» конструкции, стремление ввысь).
Аббатство Мон Сен Мишель – «Пламенеющая готика». Северная Франция. Аббатская церковь – декорированный верхний ярус, высокие узкие стрельчатые окна. Уловые столбы (пилястры) резко членят фасад. Само аббатство расположено на холме, где с 1-ой стороны – хозяйственные и жилые постройки, обнесено капитальной стеной. План – вытянутый прямоугольник, высокий шпиль башни. 3 нефа, один – главный.
Архитектура Англии – собор в Дэрхаме (1093-1140), Линкольский, Уэльский, собор в Глостере.
Кёльнский собор – крупнейший в Германии (1248-1880) – огромная, пятинефная базилика (L = 136 м), ширина нефов 47 м, трансепта – 80 м, Н среднего нефа 43,5 м. К готической эпохе относится хор, нефы, южные башни фасада.
Ульм – период зрелой готики (1377) - семья Парлеров, потом Матвей и Мориц, пятинефная базилика, нефы одинаковые. 3 зала разной высоты. Высокая башня 161 м. увенчана ажурным каменным шатром.
49. Архитектура эпохи Возрождения.
Италия // 1420 год – 1-ая постройка Брунеллеско в «классических формах». Историческая синхронность новаторского акта Брунеллеско в архитектуре и творческих открытий. Брунеллеско, Донателло и Мазаччо в изобразительных искусствах на базе нового научного метода (перспектива, анатомия, светотень) придают убедительность факту начала Ренессанса. «Средневековая античность». Со 2-ой половины XV в. – полоса возведения целого ряда жилых палаццо (дом Козимо, архитектор Микелоццо XIV в.). Архитектура раскрывала красоту своей тектонической природы, путём обнажения работы несущих частей: Альберти – зодчий и учёный (более мощный ордер). Донато Браманте – новая широта и пространственный размах композиций, нарядность.
Андреа Палладио (гармоничная уравновешенность, возврат к античности, регулярность – классик Возрождения).
Италия (1420-1520 гг). – основные постройки: Собор Санта Мария дель Фьоре (XII-XIV вв), Камбио, Брунеллеско (купол собора), капелла Пацци, церковь Сан Спирито Сан Лоренсо (Брунеллеско), монастырь Сан Марко (XIV), Микелацце, Палаццо Медичи – Риккарди во Флоренции (фамильный дворец Брунеллеско).
Собор Санта Мария дель Фьоре
собор святого Петра
Альберти (Палаццо Ручеллан (XIV в.), церковь Сан Франческо, церковь Сан Себастяьно, Росселино (собор в Пиенце, палаццо в Пикколомини), Динзлиано да Майано – палаццо Спанноки в Сиене, палаццо Строуцци во Флоренции).
Джулиано да Сангамо (церковь Мадонна деле Карчери в Прамо (XIV в.), палаццо Гонди (XIV в.), вилла Медичи (XVII в.)
Филарете (Милан. Банк Медичи (XIVв.).
Браманте (церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро (XIV в.), собор святого Петра).
Рафаэль Санти (церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (XV в.), палаццо Вифни (XV в.), палаццо дель Аквила).
Перуцци – вилла Мадама (XV в.)
Антонио да Сангалло, старший (палаццо Таруджи (XV в.).
Италия (1520-1580 гг).
Антоний да Сангалло, младший (форт XV в.), Чивита Веккиа, церковь Санта Мария ди Лорето).
Буанарроти, (Палаццо Фарнезе, капелла Медичи, собор святого Петра).
Виньола, вилла папы Юлия III, (XV в.), замок Фарнезе.
Вазари, дом Вазари (XV в.), палаццо Питти (XV в.).
Буоталенти, казино Медичео (XV в.)
Винченцо Скамоцци, новые Прокурации (XV-XVI вв.)
Палладио, (базилика в Виченце (XV в.), палаццо Изеппо да Порто, палаццо Вальмарана (XV в.), вилла Ротонда в Виченце (XV в.), церковь Сан Франческо делла Винья, театр Олимпико.
Новые материалы – бетон (Рим).
Конструкции – деревянные, римский свод, яйцевидный свод, арка квадратного сечения.
Возрождение (палаццо Сенвери, палаццо Стоцци). Бронулески купол Флорентийского собора, Воспитательный дом, церковь Сан Спирито, капелла Пацци, палаццо Медичи Викарди Питти; Альберти (теор., пр.), церковь Санта Мария Новелла, Ручелая, церковь Санта Андрия в Мантуе, творчество Лучьяно Лалурано. Книги Ветрувия.
Италия: центральная композиция Броманди, собор святого Петра (Рафаэль), Вилла Ронезина, церковь Санат Мария Дэй Анжели Виньола (т.) и церковь Эльджуру в Риме. Палладио, Ротонда.
Собор Санат Мария дель Фьоре (купол) – начало архитектурной деятельности. Купол на высоком восьмиугольном барабане, с небольшой толщиной стен. Жёсткость обеспечивается системой несущих ребёр. Распор купола погашен за счёт кольцевых связей. Фонарь на вершине стрельчатого свода – прочность конструкции тоже.
Воспитательный дом – объединяет жилые, хозяйственные и общественные помещения, внутренний двор с галереями. Арочная колоннада. Фасад – 2-х этажный. Парусный свод. Металлические тяги в арках. Тектоническая простота форм. «Переработка» античности на новый лад.
Церковь Сан Спирито – своеобразный план. Складчатая стена, работающая как контрфорс – надёжность конструкции.
Капелла Пацци – семейная молельня во дворе монастыря Санта Кроче. Компоновка прямоугольная, в плане композиция – самостоятельность небольшой капеллы – единство в монастырём. Убывание членений фасада.
Палата Медичи-Риккарди – Архитектор Микелоццо – богатый городской жилой дом. Пышная тяжёлая пластика. Тектоника фасада, ордер. Облегчение стены вверх. Логичность. Палаццо Питти (1440-1466 гг.) – массивность, суровость. Средневековые черты. Титаническая мазь. Грубообтёсанные блоки, 3 кладки этажа, рустованная облицовка.
Альберти: «Три книги о живописи», «О статуе», «Математические забавы» и так далее
Палаццо Ручелаи во Флоренции – одно из 1-х произведений. Прямоугольный ордерный портал. Двор прямоугольный. Фасады – ритмическое расчленение рустованной стены, тремя ордерами пилястров. Ордер выявил масштабность в застройке.
Церковь Санта Мария Новелла во Флоренции – богато инкрустирована. Грузноватость. Особенность фасада – сочетание античных форм с проторенессансом и флорентийской готики. Свои каноны.
Церковь Сант Андреа в Мантуе – самое значительное произведении Альберти. Боковые нефы заменены капеллами. Зал перекрыт цилиндрически сводом. В алтарной части – римский декор, формы. Ордер связывает композицию.
Лучьяно Лаурана – выходец из Далмации, архитектор, художник. Палаццо Дукале в Урбино (дворец и резиденция герцога). «Ядро» - внутренний висячий сад. Инженерные конструкции: площадки под строительство, подпорные стены, плотины – как инженер, палаццо Дела Префеттицио в Пезаро – на широкой гладкой поверхности второго этажа роспись, над шестью нижними арками расположено 5 больших окон, напоминает дворец Урбино
Ветрувий – (теория). Палладий. Виньола.
50. Архитектура барокко и классицизма.
Начало барокко условно относят к 70-80 годам XVI в., однако истоки этого стиля восходят к эпохе Возрождения, в частности к творчеству Микеланджело, которого называют «отцом барокко». Возникновение стиля связано с общим кризисом гуманизма и наступлением феодализма – церковной реакции, выступлением против рационалистических светских тенденций в искусстве. Наиболее ярко черты барокко в архитектуре характеризуют храмы, строительству которых католицизм уделяет особое внимание. Их плану возвращается средневековая базиликальность. Композиции придаётся фронтально осевой характер с сильным акцентом на главном фасаде и глубинным развитием внутреннего пространства.
Главная церковь ордена Иезуитов Иль Джезу в Риме (1575) архитектор Джакомо де ля Порта на основе проекта Виньолы.
Глубинное развитие внутреннего пространства подчёркнуто на фасаде акцентированием входа. Его выразительность достигается путём нарастания к центру ордерных форм, создание сильных контрастов света и тени. Боковые фасады имеют второстепенное значение.
Церковь Сан-Карло у 4-х фонтанов (1638-1640 гг.) архитектор Барромини. Пышный насыщенный пластикой фасад в виде напряжённо-изогнутой плоскости, расчленён 2-мя ярусами ордеров.
Церковь Сан-Карло
Лоренцо Бернини (1598-1680 гг.).
Церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658 г..) – выделение на фасаде торжественного портала.
Колоннада перед собором святого Петра в Риме – завершила формирование ансамбля. Идея создания центральной композиции собора, заложенная в проектах Браманте и Микеланджело в период развития барокко была нарушена их преемниками. Путём удлинения собора композиция из центрической превратилась в глубинную, фронтально-осевую. Сильно выросло значение фасада, который в начале XVII века был построен крупным мастером барокко Мадерной. Бернини создал обширную площадь перед фасадом собора. Высота колонн – 20 м, кажется небольшой в сравнении с фасадом и тем огромным пространством, которое она ограничивает.
Классицизм.
Архитектурный классицизм развивался двумя главными направлениями: 1 – основано на развитии традиций позднее-ренессансной классической школы (Англия, Голландия), 2 – возрождая классические традиции, в большей мере развивая римские традиции барокко (Франция).
Особую роль в становлении стилей сыграл английский архитектор Импо Джонс (1573-1652). Ему принадлежат наиболее выдающиеся произведения английского классицизма XVII в. – Куин-Хаус в Гринвиче (1616-1635 годы), Банкетинг-Хаус в Лондоне (1616-1622 годы).
В Куин-Хаузе зодчий последовательно развивает палладианские принципы чёткости и классической ясности ордерных членений, видимой конструктивности форм, уравновешенности пропорционального строя. Общие сочетания и отдельные формы зданий по классически геометричны и рациональны. В композиции преобладают спокойная, метрически расчленённая стена, построенная в соответствии с ордером, соразмерно с масштабом человека. Во всём господствует равновесие и гармония.
Собор святого Павла в Лондоне архитектор Рен (1675-1717 годы). Главный градостроительный акцент в районе реконструирования Сити Собор в виде латинского креста в плане и завершённый огромным куполом с главным фасадом имеет двухъярусное членение ордеров и две фланкирующие башни, с довольно сложным завершением, в чём сказалось известное влияние барочных тенденций.
Франция.
Франсуа Мансар (1598-1666 годы) – основоположник французского классицизма. Разработал новый тип жилища знати – «отель» с уютной и комфортабельной планировкой, включающей вестибюль, парадную лестницу, ряд анфиладно-расположенных помещений, часто замкнутых вокруг внутреннего дворика. Особенность степей – высокая крыша, под которой устраивалось дополнительное жильё – мансарды.
Лувр – 1667 год – архитектор К. Перро – грандиознейший садово-парковый ансамбль в Версале. Фасад имеет ясную ордерную систему с огромной 2-х этажной галереей, прерывающейся в центе и по бокам симметричными ризалитами. Спаренные колонны коринфского ордера несут крупный классический антаблемент, завершающийся аттиком и балюстрадой. Основание – гладкий цокольный этаж, в разработке которого, как и в элементах ордера, под