Реализация коммуникативных моделей в архитектуре
В научной литературе было выдвинуто понятие «семиотические механизмы в архитектуре» – механизмы коммуникации, определяющие формирование образа архитектурного объекта, регулирующие поведение человека, направленные на сохранение и интерпретацию информации, полученной в архитектурной среде. Определены условия работы и специфика семиотических, то есть знаковых механизмов формирования образа архитектурного объекта. Специфика знаковых механизмов в архитектуре – диалог во взаимодействии человека с архитектурным объектом, где объект выступает одновременно в двух ипостасях как выделение места действия и как коммуникационный инструмент.
Образная структура архитектурного объекта есть основа коммуникативного процесса. Архитектура всегда материальна, связана с определенным пространством, иногда даже с глобальными пространственными массивами. Такой архитектурный объект как жилищный комплекс или город воспринимается не отдельным человеком, а группой людей и оценивается не спонтанно, а с учетом его функциональной и эстетической целесообразности.
В архитектуре в силу ее специфики, могут реализовываться две коммуникативные модели.
Наиболее широкое распространение получила линейная модель, рассматривающая коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал. В нашем случае – это архитектурная постройка. Человек видит здание, он смотрит на него. Но рассматривая этот архитектурный объект он может совершенно не воспринимать ни его эстетическую составляющую (если человек далек от искусства или у него специфическое восприятие прекрасного), ни функциональные характеристики (если человек совершенно не знаком с основами строительства), ни его принадлежность определенному стилю и эпохе (если человек родился и живет в совершенно другое время, нежели архитектор, создавший данный объект). То есть, процесс коммуникации – односторонний. Сообщение отправлен, сообщение получено (дом увиден зрителем), но никакого отклика на сообщение нет, не происходит декодировки сигнала, мы не понимаем, что именно хотел нам показать архитектор.
Другой моделью межличностной коммуникации является трансакционная модель. Она представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. Ведь в каждый конкретный момент времени мы способны получать и декодировать сообщение другого человека, реагировать на него, и в то же самое время другой человек получает наше сообщение и отвечает на него. Данная модель, на наш взгляд, неприменима к архитектуре. Невозможно адресовать, например, восхищение красивым дворцовым комплексом архитектору, который давно умер, так чтобы он его получил. Конечно, можно восхищаться данным зданием вместе с кем-то (с другом) и адресовать свое восхищение ему, но здесь архитектура выступает уже не как объект коммуникации, а лишь предмет для общения, модель коммуникативного процесса будет реализовываться в общении двух друзей.
Самой продуктивной для рассмотрения нам представляется третья модель – интерактивная или круговая. Она представляет собой не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь. Рассмотрим процесс подробнее: отправитель (архитектор, создатель данного архитектурного объекта) кодирует сообщение (то есть превращает свое сообщение в символическую форму – создает архитектурный объект, который отвечает его представлениям о стиле данного объекта, назначении и т.д.) и передает его по каналу (то есть воплощает свой проект, например, здания физически, с помощью различных техник и материалов), сообщение доходит до получателя (то есть объекта, которому оно предназначалось, в нашем случае это человек или группа людей, смотрящих на здание) и декодируется им (то есть расшифровывается в силу уровня компетентности, спцифики восприятия, культурной позиции, уровня интеллекта и т.д.), затем происходит обратная связь — принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении (данный архитектурный объект разбудил эстетические чувства восхищения, любования, воспоминания о каких-то исторических событиях и т.д.).
Таким образом, мы наблюдаем прямую связь архитектуры с массовой коммуникацией через реализацию в ней коммуникационных моделей.
44.Современные тенденции в архитектуре. Понятие гибкости в архитектуре.
Известно, что среда обитания оказывает сильное влияние на людей. Например, если взять любого среднестатистического человека, то его физическое состояние, которое включает в себя здоровье и продолжительность жизни, а также духовная составляющая, включающая вкусы, интересы, цели и стремления, зависят от того, что его окружает.
Архитектура является одной из важнейших частей среды обитания, соответственно, и ее влияние на людей довольно значительно. Хотя можно сказать, что архитектура и человек равнозначно влияют друг на друга, ведь именно человек создает архитектуру, которая в свою очередь начинает оказывать влияние на общество. Любая новая идея, тенденция, порождающая какой-либо архитектурный стиль, не появляется случайно из неоткуда. Архитектор создает свои творения под влиянием текущей ситуации в своей стране и мире.
Так, например, после Октябрьской революции, новаторы решили отказаться от всего старого, поэтому искали новые формы и решения, отказавшись от «искусства ради искусства». В это время и возник такой стиль архитектуры как конструктивизм. Он характеризовался рациональностью, строгостью и функциональностью. Здания, где не было ни одного лишнего, бесполезного украшения, где каждая его часть выполняла свою собственную функцию, создали прекрасный фон для развития общества того времени. Архитектура конструктивизма наглядно показывала людям, что начался новый этап в их жизни, что монархия окончательно ушла в прошлое, и теперь необходимо вывести страну на новый уровень, избавить ее от вековой отсталости. Одно из названий конструктивизма, прекрасно отражающее его суть, - «производственное искусство». Так можно сказать, что архитектура создается меньшинством, но влияет на большинство.