Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Рим
Спроектированный одним из главных представителей стиля барокко, Франческо Борромини, Сан-Карло алле Куатро Фонтане (также известный как Церковь Святого Карла у четырех фонтанов) является одним из превосходнейших примеров стиля барокко. Католический храм был построен в промежуток между 1638 и 1646 годами, тогда он и был освящен. В 70-х годах 17 века фасад здания был немного дополнен племянником Борромини – Бернардо.
Государственный Дом Инвалидов, Париж
Один из самых великолепных произведений французской архитектуры барокко. Большинство комплексов были построены французским архитектором Либералем Брюаном. Удивительный купол часовни был спроектирован Жюлем Ардуэном Мансаром. Задуманный как дом престарелых и госпиталь для ветеранов, государственный дом Инвалидов сегодня является музеем французской армии, современной истории. Но также это место, где покоятся национальные герои Франции, включая Наполеона Бонапарта.
Собор Святого Иакова, Сантьяго-де-Компостела, Галисия
Один из самых известных соборов Испании и место паломничества со Средневековья, Собор Святого Иакова является типичным романским строением. Фасад был построен в 18-м веке архитектором Фернандо де Касас Новоа.
Собор Святого Павла, Лондон
Основанный на территории старой церкви, сильно поврежденной в Великом лондонском пожаре в 1666 году, собор Святого Павла часто рассматривают как один из самых прекрасных примеров английской архитектуры барокко. Дизайн был воплощен знаменитым английским архитектором, сэром Кристофером Реном, который также восстановил более 50-ти церквей, пострадавших в огне, а также архитектор работал над многими известными светскими зданиями по всей Англии. С 1710 по 1962 гг. собор Святого Павла был самым высоким зданием в Лондоне.
Версальский дворец, Версаль
Дворец Версаля – один из самых великих дворцов, когда-либо построенных человеком, он является прекрасным примером светской барочной архитектуры. Сооружавшийся под руководством Людовика XIV в 1660-х годах, дворец, в большей степени, включая Зеркальную галерею, был разработан архитектором Жюлем Ардуеном Мансаром. Преемники Короля Солнца несколько видоизменили детали, но великолепный дворец и его сады остались столь же впечатляющими, как они были во времена правления Людовика XIV. С 1837 Дворец Версаля распахнул свои двери для общественности в качестве музея.
Зимний дворец, Санкт-Петербург
Зимний дворец был построен во время правления Петра Великого в Санкт-Петербурге и служил официальной резиденцией для семьи Романовых, вплоть до Революции 1917 года. Изначально дворец был спроектирован швейцарским архитектором итальянского происхождения Доменико Трезини. Однако, позже Зимний дворец был существенным образом изменен. Большая часть сегодняшнего вида здания датируется 1830-ми годами. Внешний облик пришлось реставрировать после пожара. Также Зимний дворец подвергся значительному разрушению во время Блокады Ленинграда, но был восстановлен во всем своем величии.
Изобразительное искусство.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий.
Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.
В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико). Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — художник Каналетто.
Рубенс сочетал в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко — Ван Дейк. С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Халс и Ян Вермеер. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен, в России — Иван Никитин и Алексей Антропов.
Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко. Идеализация образов сочетаются с бурной динамикой, реальность — с фантазией, а религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Человек предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды.
На русскую почву барокко было принесено в конце XVII — начале XVIII веков, в царствование Петра I. Значительную роль в этом процессе сыграли приглашенные Петром иностранные архитекторы. Несколько позднее к ним присоединились русские ученики, посылавшиеся за границу, а также обучавшиеся у иностранцев в России.
Ко времени Петра I относится основание новых городов, поселений и заводов, сооружение современных крепостей. Получают распространение ранее неизвестные в России типы производственных, административных, учебных и общественных зданий. В области церковной архитектуры появляются постройки с ясно выраженной центрической или зальной планировкой, ориентированные на европейские образцы.
Новые технологии и материалы произвели настоящий переворот в строительном искусстве. Его символом можно назвать смелые шпили церквей и колоколен петровского времени.
Беспрецедентным градостроительным экспериментом стало основание и стремительное строительство новой русской столицы — Санкт-Петербурга.
За сравнительно короткий период отечественная архитектура прошла большой эволюционный путь от стилистической пестроты и разнообразия архитектуры петровского времени до блистательного барокко эпохи императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761). С началом царствования Екатерины II барокко уходит в Москву и провинцию, где до конца XVIII века создаются великолепные памятники, относящиеся главным образом к церковной архитектуре.
В развитии русского барокко можно выделить несколько основных этапов: петровское барокко (рубеж XVII–XVIII веков — 1720-е годы); архитектура времени правлений от Екатерины I до Анны Леопольдовны (1725–1741) — иногда ее определяют как «аннинское барокко», по имени императрицы Анны Иоанновны, царствовавшей с 1730 по 1740 год; елизаветинское барокко (1740–1750-е годы); барокко екатерининского времени (1760–1770-е годы).
Следует отметить, что такая периодизация применима в большей степени к архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга. В различных регионах России традиции допетровского зодчества сохранялись до середины и даже до 2-й половины XVIII века, дав начало таким оригинальным явлениям, как «северное» и «сибирское» барокко.
Истинный расцвет русского барокко связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли (сына Бартоломео Карло Растрелли, 1700–1771). Им было построено несколько великолепных зданий, считающихся настоящими шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.). Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый причудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора. Помимо Растрелли в стиле барокко работали архитекторы Д.В.Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1769 г.), С.И.Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге, 1762 г.).
Рококо
Рококо — стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.
Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille — «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».
Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей («мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись).
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Отбросив холодную парадность, строгую симметричность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п.
Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков.
Постройки
Особняк д’Эстре.
Исключительной красоты особняк д’Эстре, был построен по заказу герцогини д’Эстре в 1711-13 гг. по проекту Робера де Котта.
Особняк д’Эстре построен по принципу городского дворца, с большим двором и парадным подъездом перед особняком. За домом располагается живописный сад, разбитый по французской, то есть регулярной, системе. Фасад особняка выдержан в духе классицизма. В интерьере обилие позолоченных резных украшений, гигантских зеркал, хрустальные люстры, бархатные портьеры, старинная живопись и антикварная мебель.
Тулузский отель
Великолепный Тулузский отель построен в 1640-м году Франсуа Мансаром для Луи Фелипо де Ля Врильера, государственного секретаря, любителя итальянского искусства.В 1713-м году особняк был приобретен Людовиком Александром, графом Тулузским, побочным сыном Людовика XIV. Роберу де Котту были поручены работы в отеле, галерея была украшена золочеными панелями.
Дворец «Малый Трианон»
Дворец «Малый Трианон» в Версале является прекрасным примером перехода от стиля рококо первой половины XVIII века к более сдержанному, но не менее элегантному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов. Внешне дворец прост и элегантен, нет вычурных украшений периода барокко. Он представляет собой двухэтажный куб с пятью окнами на каждой стороне. Перистили из четырёх колонн со стороны сада и внутреннего двора завершают картину.
Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо. Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мирового зодчества воплощает идею интимного уюта, достижимого лишь в единении с природой. Мостики через кажущиеся заросшими протоки, павильоны, устроенные на как будто диких островках, деревья, растущие в точно рассчитанном беспорядке, придают ансамблю очарование подлинной романтики.
Отель Субиз в Париже
Отель Субиз в Париже построен для принца де Субиза в 1705 — 1709 гг. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675—1745). Как и другие особняки, он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами.Само здание построено в духе строгого классицизма, а интерьер отеля считается едва ли не самым первым из сохранившихся интерьеров в стиле рококо. В интерьере отеля особенно интересен Овальный салон ( «салон Принцессы»),созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754). Здесь закруглены все углы ,нет ни одной прямой линии, даже переход от стен к потолку замаскирован картинами, помещёнными в рамы криволинейных очертаний. Все стены украшены резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость.
Рококо в Баварии
В Баварии расположен Амалиенбургский павильон в замке Нимфенбург, который является одним из наиболее ярких образцов стиля рококо.Небольшой увеселительный охотничий дворец –павильон Амалиенбург был построен в 1734 – 1739 годах курфюрстом Карлом Альбрехтом для своей супруги, дочери императора, Марии Амалии.Проектировал здание в стиле рококо и руководил строительством Франсуа Кювилье-старший. Отделку дворца по его проекту выполнили Йоханн Циммерман, Йоханн Йоахим Дитрих и Джозеф Паскуалин Моретти.
Это простое и в то же время элегантное снаружи здание. Его центр слегка акцентирован плоским куполом с платформой. Согласно правилам французского придворного искусства, отдельным залам внутренних помещений приданы индивидуальные черты. Каждый из них отделан с изыском на свой лад, свою тему.Центром дворца выступает «Большой салон» или Зеркальный зал.С помощью чередования окон, зеркал и дверей, посредством игры естественного и отраженного света достигается ощущение, что границы зала исчезают, вы оказываетесь как бы в открытом павильоне с высоким небесным сводом в виде купола.
Базилика Фирценхайлиген
Базилика Четырнадцати святых помощников — выдающийся памятник баварского рококо, расположенный в окрестностях города Бад-Штаффельштайн под Бамбергом. Это один из самых характерных образцов барочного типа среднеевропейской паломнической церкви.
Базилика заменила собой часовню, которую монахи-цистерианцы воздвигли на месте явления Четырнадцати святых в 1445 году. Проект базилики составил в 1743 году Бальтазар Нейман , который следил за строительством до самой смерти. Возведение и украшение храма было завершено только 20 лет спустя. Торжественное освящение Фирценхайлигена состоялось в сентябре 1772 года.
Рококо в Австрии.
Дворец Бельведер был построен по приказу полководца Священной Римской Империи французского происхождения, генералиссимуса Евгения Савойского в 1725 году. Комплекс включает два дворца – Нижний и Верхний Бельведер, построенные в стиле рококо. Бельведер был построен Лукасом Хильдебрандтом в 1721 году всего за 24 месяца.
Особенностью австрийского барокко стали такие например детали, как например форма крыши, напоминающей походный шатер, и куполами, и формой окон. Такие купола цвета позеленевшей меди — характерная черта венской архитектуры. Дворцы расположены на холме, откуда открывается великолепный вид на Вену. В ансамбль дворца входит парк с боскетами подстриженных деревьев и водоемами, обширный партер с цветниками, раскинутый между большим дворцом и расположенным симметрично напротив близким к нему по формам небольшим Зданием Нижнего Бельведера. Сам дворец («Верхний Бельведер») представляет собой прямоугольное в плане здание с восьмигранными павильонами по углам. Самая высокая центральная часть его с главной лестницей и парадным залом отмечена снаружи трехарочным подъездом с атлантами и украшенным пышным гербом фронтоном причудливых криволинейных очертаний. Более низкие, прилегающие к центральному залу боковые части дворца с парадными комнатами расчленены по фасаду орнаментированными пилястрами, самые низкие, крайние части здания — гладкими лопатками между окон.
Живопись
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.
Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали,буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.
В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Видным художником является Пьетро Лонги. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо — уютные гостиные, праздники, карнавалы.
16 Вопрос. Стили классицизм и ампир. Общая характеристика; примеры памятников архитектуры и изобразительного искусства классицизма и ампира.
Классицизм
Во второй половине XVIII века европейское общество начало испытывать усталость от непомерной роскоши, вычурных форм и прихотливых линий искусства рококо. Менялось общество, росла буржуазия, все громче звучали голоса, восстававшие против расточительства дворянства, суетности и легкомыслия высшего общества, призывавшие к скромности и естественности. Вновь, как это было в эпоху Ренессанса или позднее, в XVII веке, во Франции пробудился интерес к античности. Несомненно, этому способствовали и производившиеся в 1750-1760-х годах раскопки погибших при извержении Везувия античных городов Помпеи и Геркуланума, которые позволили многим художникам воочию увидеть шедевры прошлого.
В 1770-1780-х годах во Франции, а затем и в других странах Европы новые веяния оформились в единый законченный стиль - на смену рококо пришло искусство классицизма. Идеалом красоты и предметом для подражания стало древнегреческое искусство с его простыми и совершенными формами.
Век классицизма был недолог - всего несколько десятилетий. Тем не менее он оставил прекрасные образцы художественного творчества и, прежде всего, в зодчестве. Архитектура Древней Греции вдохновляла архитекторов того времени на создание сооружений гармоничных форм, с четкими пропорциями и ясной ордерной системой, которые украсили города многих стран Европы. Не менее прекрасны были произведения прикладного искусства. В художественном решении рельефных бисквитов английского завода Джозайи Веджвуда, в мебели знаменитых мастеров, работавших при дворе Людовика XVI - Жан-Анри Ризенера, Жоржа Жакоба и Давида Рентгена, - и во многих других предметах господствует та же спокойная уравновешенность форм, гармоничность пропорций, сдержанность и упорядоченность декора.
Орнаментика классицизма полностью подражала античной. В ней царствовали греческий меандр, листья аканта и лавра или дуба, геометрически выверенные розетки и пальметты, медальоны и другие мотивы античного декора, при этом в расположении орнаментальных композиций соблюдались симметрия и определенный порядок.
Постройки
Выразителем идеалов Просвещения был французский зодчий Жак-Анж Габриэль (1699—1782 гг.). Габриэль в своих работах ориентировался на создание городских ансамблей. В середине 18 в. архитектор между садами Тюильри и Елисейскими полями спроектировал площадь Людовика XVI (площадь Согласия) прямоугольной формы. С одной стороны площади расположены здания в стиле классицизм: Военное и Военно-Морское министерство. Фасады строений оформлены двумя колоннадами коринфского стиля, которые опираются на аркаду с рустованными пилонами.
Габриэль создавал и загородные особняки. Например, Малый Трианон (1762—1768 гг.) в Версальском парке - сооружение с классическим портиком, объединяющим два этажа. Это здание классицизма имеет строгие геометрические формы, небольшие размеры, низкие парапеты, украшено четырьмя лестницами, расположенными попарно. Другой знаменитый французский зодчий, возводивший здания классицизма - Жак-Жермен Суффло ( 1713—1780 гг.) Его работе принадлежит «Пантеон в Париже», изначально задуманный как церковь св. Женевьевы (покровительницы Парижа). В 1791 г. это здание в стиле классицизм превращено в некрополь. В плане здание имеет форму креста, венчает его купол с фонарем на постаменте, окруженном колоннами. Главный фасад украшают шестиколонный коринфский портик и фронтон.
В Германии здания классицизма возводили знаменитые Карл Готтард Лангханс, Карл Фридрих Шинкель. Примерами могут служить Новая вахта (, 1816–1818 гг.), Старый музей (1830 г.), с которого начиналась история Берлинского Музейного острова.
В Баварии прославился архитектор Лео фон Кленце (1784- 1864 гг.) Здания в стиле классицизма, построенные Кленцем: королевский дворец в Мюнхене, замок Вильгельмсхоэ в Касселе (1786 г). Глиптотека на Кёнигсплатц (1816-1830 гг.), Первая Пинакотека (Старая Пинакотека) 1836 г., Национальный театр (реконструкция) 1825 г., галерея освобождения от Наполеона в Кельхайме (1842 г.), галерея славы — Пантеон немецкого народа под Регенсбургом, дворцы графа Арко.
Лео фон Кленце был известен не только в Баварии и выполнял заказы зарубежных властителей. По приглашению российского императора Николая I он работал над проектом Нового Эрмитажа в Петербурге (1842-1852 гг.) В этом сооружении автор объединил разные стили: ренессанс, античность, барокко, классицизм. В Швейцарии в короткий расцвет стиля в начале и середине 18 в. появляются здания в стиле классицизм, обновления некоторых старых строений также выполняются в этом стиле: например, фасад собора Святого Петра.
В 18 - начале 19 веков классицизм утверждается в Италии. Наиболее известны здания классицизма архитектора Дж. Пьермарини (, 1734 –1808гг.): например, знаменитый оперный театр в Милане Ла Скала (, 1778г.)
В Испании здания в стиле классицизм строил архитектор X. де Вильянуэва (1739 —1811гг.) Его работы: неогреческий храм в Королевском парке Аранхуэса; Королевская обсерватория в Мадриде (1790г., окончание 1847 г. - архитектор Коломер), музей естественной истории Прадо в Мадриде (1785-1787гг.), Домик принца и Домик инфанта в королевском парке Эскориала (1772-1777гг.), Музей естественной истории Прадо в Мадриде (1785-1787гг.).
В нашей стране, пришедший с запада классицизм, приобрел свои самобытные черты. Благодаря этому появилось такое понятие, как русский классицизм. Параллельно с классикой в чистом виде в России того периода, как в крупных городах, так и в провинции, применяли сочетание различных стилей (эклектику), поэтому русские дворцовые комплексы и усадьбы того периода по праву считаются мировым достоянием.
Наиболее известные объекты эпохи раннего классицизма находятся в Москве и Петербурге. Это дом Пашкова на Ваганьковском холме напротив Кремля, дом Юшкова в Москве на углу Мясницкой улицы, Михайловский замок работы Баженова, здание сената в Кремле, Петровский дворец проекта Казакова, Таврический дворец в Петербурге работы Старова. В стиле классицизм построено здание Академии наук, а также Смольного института в Петербурге по проекту архитектора Дж. Кварнеги, Невские ворота Петропавловской церкви, Свято-Троицкая церковь, Дом Державина на Фонтанке и некоторые другие работы архитектора Н.Львова. В этот же период под руководством архитектора Ч. Камерона в Царском селе к дворцу был добавлен целый комплекс в стиле классицизм, состоящий из висячего сада, Камероновой галереи и Агатовых комнат, согласно его же проекту был выстроен также дворцово-парковый комплекс в Павловске.
В искусстве
Это живописное направление стало абсолютной противоположностью барокко. Оно обусловлено гармонией и осознанием. Основной чертой стиля являются античные нормы прекрасного и желание идеала, присущие Возрождению.
Во время власти классицизма образуется конкретная иерархия жанров. Высокому жанру живописи соответствует исторический, религиозный и мифологический. К Низкому жанру относятся портрет, натюрморт и пейзаж. Они причисляются к бытовому жанру, и являются менее значительными.
Совмещение жанров в период господства классицизма не допускалось. В художественном искусстве имеются обязательные для исполнения каноны, которые обязывают точное разделение фигур, недоступность аллегории, а так же аллегоричности.
Несмотря на явную консервативность направления, стиль послужил началом немаленькому количеству художественных традиций. К ним относятся – законченность композиции, согласованные формы, сообразная передача форм.
Классические живописцы создали свое личное чувство цвета. На переднем плане постоянно преобладал коричневый цвет, на среднем – зеленый, а на дальнем плане голубой цвет. Это создавало картинам дополнительную объемность, и это впечатление отлично добавляла игра светотеней.
Художники во время господства классицизма стремились в своих работах показать созвучие и гармонию, а так же к идеализированию и создание прекрасного. Красочные чувства и эмоции считали неуместными и даже уродливыми. Сюжет картины должен был призвать зрителя к величию разума над чувствами и эмоциями, а также пропаганда порядка во всех сферах жизни.
Его развитие обусловило творчество французских мастеров, а также открытию в стране Королевских академий. В академиях учащиеся получали знания по архитектуре, скульптуре и живописи. Позже этот стиль распространился во всех странах Европы. Огромное значение это направление заняло в художественном творчестве живописцев из России.
Картины:
Гро Антуан Жан - Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту
Джованни Тьеполо - Пир Клеопатры
Жак-Луи Давид - Клятва Горациев
Грёз Жан Батист - Избалованное дитя
Карл Брюллов - Девушка, собирающая виноград
Никола Пуссен - Танец под музыку времени
Ампир (от французского empire - империя), стиль империи Наполеона Бонапарта, сформировался в период его триумфа и победоносных сражений. Императорский двор с его грандиозными великолепными балами требовал все более богатого художественного оформления, что привело к пересмотру идеалов классицизма и новому восприятию античного наследия. Эталоном для подражания во Франции и почти одновременно в других странах Европы стало не столько сдержанно-прекрасное искусство Греции, сколько величественные, монументальные формы Древнего Рима начала нашей эры.
Стиль ампир особенно ярко воплотился в архитектуре. О нем напоминают такие прекрасные сооружения, как Триумфальная арка в Париже знаменитых французских архитекторов Шарля Персье и Пьера Фонтена и дворцовые ансамбли в Петербурге выдающегося представителя русского ампира Карла Росси.
Но и прикладное искусство первых десятилетий XIX века испытало сильное влияние стиля ампир, в первую очередь это касается мебели и фарфора. Так, его черты отчетливо видны в формах и декоре массивной мебели красного дерева, украшенной золоченой бронзой с рельефными деталями в виде четко прорисованных пальметт, львиных масок, грифонов, сфинксов, античных герм и колонн, египетских мотивов или разнообразных эмблем, отражающих воинственный дух эпохи.
Торжество ампира было непродолжительным, практически оно закончилось вместе с падением империи Наполеона. После 1815 года в общественной жизни Европы появились новые идеалы и новые настроения, которые стали основой для развития в искусстве и литературе мощного художественного направления - романтизма.
Постройки
Французский искусствовед Пьер Верле (Pierre Verlet, 1908-1987 гг.) называл ампир «затвердевшим стилем Людовика XVI», обращая внимание на его холодность и жесткость. И. Грабарь (Грабарь Игорь Эммануилович. 1871–1960 гг. русский художник, историк искусства, музейный деятель) в подтверждение этих слов писал: «развитие классицизма во Франции было прервано холодной диктатурой ампира».
Стиль ампир в архитектуре ориентируется на образцы зодчества времен Древнего Рима. Они служили примером для создания сюжетов и мотивов, воплощающих идею величия и мощи воинской силы и славы.
Стиль заимствовал элементы римского зодчества: мощные портики, фронтоны с барельефами. Из декора ампир перенял рельефные изображения орлов, львов, копья, щиты, топоры, венки. Вместе с тем, в ампире присутствовали и элементы романтизма, они выражались в древнеегипетских мотивах, которые украсили архитектурные элементы строений.
Временные рамки существования оригинального французского стиля ампир ограничены: 1804 -1814(1815) гг. Где 1804 г. - конец правления Директории (годом коронации Наполеона) , а 1814 (1815) гг. – начало реставрации власти Бурбонов (1814-1815гг.).
В этот период, под непосредственным присмотром Наполеона, архитекторы Шарль Персье (Percier, Charles. 1764–1838) и Пьер Фонтен (Fontaine, Pierre.1762–1853) - французские архитекторы и дизайнеры, творившие вместе, основоположники стиля ампир, работали над оформлением дворцов Наполеона I:
- Мальмезон (Malmaison) — резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне в 20 км от Парижа – перестроена из дворца, созданного в 1610 г.,
- Тюильри. После объявления Наполеоном Тюильри в 1799 году официальной резиденцией, у главного входа во дворец была воздвигнута Триумфальная арка (на площади Карузель).
Главная архитектурная форма ампира – триумфальная арка. Она самая римская: именно в Риме изобрели арочную конструкцию. Вообще она из архитектурного обихода не исчезала никогда, но ампир сделал арку строже, воинственнее. И солиднее: барочные арки были в основном временными и театральными, а французские в честь побед Наполеона (и русские в честь победы над ним) – это мрамор, гранит и бронзовое литье.
Еще один ампирный архитектурный жанр – триумфальная колонна: например Вандомская, отлитая по образцу колонны Трояна из бронзы захваченных под Аустерлицем пушек, и наш Александрийский столп – он выше Вандомской колонны на четыре метра
Церковь Мадлен в Париже – самый яркий пример стиля ампир не только во Франции, но и во всей Европе. Здание характеризуется преобладанием прямолинейных очертаний и массивных геометрических объемов. Церковь Мадлен отличается античными формами, которые были излюбленным приемом для мастеров эпохи Наполеона.
Лучшие ампирные традиции можно найти и в сооружении Мальмезон, которое служило резиденцией для Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне.
К примечательным архитектурным памятникам того времени стоит отнести Триумфальную арку на площади Карузель в Париже, над возведением которой работали архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен. Все архитектурные элементы в стиле ампир располагались упорядочено, с соблюдением симметрии и равновесия.
Яркие примеры ампира в архитектуре можно найти и в России. Известным архитектором ампира в Санкт-Петербурге был Карл Иванович Росси.
Он является автором таких произведений архитектурного искусства, как арка Главного штаба, ансамбль Дворцовой площади, Площадь Искусств, здание Сената и Синода, знаменитая улица Зодчего Росси. Этот мастер также возводил дворцы и замки для императорской семьи.
В Санкт-Петербурге до наших дней остались еще такие примеры стиля ампира в архитектуре, как Казанский собор и здание Адмиралтейства, Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, площадь Островского.
Кафедральный Исаакиевский собор – один из самых значимых памятников архитектуры эпохи ампира в России. Сооружение было возведено по проекту О. Монферрана, архитектора родом из Франции.
В нем использованы все геометрические формы – куб, квадрат, треугольник, цилиндр, параболический купол. Все эти элементы придают храму монументальности и имперской вековой незыблемости. Собор отличается богатым наружным декором и красочным интерьером.
В Москве известны такие сооружения в ампирном стиле – Арка Главного входа ВСХВ, Министерство иностранных дел, главное здание МГУ.
Министерство иностранных дел состоит из 27 этажей, высота здания – 172 м. Фасад сооружения декорирован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.
(Сталинский ампир одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.)
Изобразительное искусство.
Признаки в живописи: представьте себе картины, которые могут висеть в подобных дворцах — не прогадаете. Это сцены баталий, портреты вождей и правителей в военных мундирах или с мечами, щитами, на коне — все, что подчеркивает могущество империи,армии и императора. Женщина на портрете будет выглядеть как генеральска