Пабло де ла Рьестра. Готическая архитектура Скандинавии и стран Восточной и Центральной Европы
Средневековая архитектура Скандинавии и стран Восточной и Центральной Европы - маргинальная тема, почти совершенно не разработанная историками искусства: похоже, на этих окраинах Европы им чересчур неуютно и холодно! В результате эти регионы редко воспринимаются как важная часть европейского культурного наследия. Никому нет дела до того, что на одном лишь острове Готланд сохранилась 91 средневековая церковь, а Рига - один из красивейших и богатых башнями ганзейских городов. Историки сбрасывают со счетов не только эти факты, но и мнение Наполеона: потрясенный красотой костела Святой Анны в Вильнюсе, он, как утверждают, заявил: “Если бы я мог, я поставил бы эту церковь на ладонь и перенес в Париж”.
Сложнее всего обстоят дела с Польшей. Многим старинным памятникам польской архитектуры не уделяют внимания по той причине, что они находятся на территории, в прошлом принадлежавшей Германии. Так, например, в научной литературе почти не идет речи об архитектуре Силезии, Тюрингии и даже Богемии (за исключением Праги). Более того, в Польше (как и в Скандинавии того же периода) местный готический стиль зачастую был очень тесно связан с готикой различных регионов Германии.
“К концу эпохи Средневековья в результате длительного взаимодействия между народами Прибалтики, которые тесно сосуществовали друг с другом, здесь сформировалась самостоятельная культурная область... Важную функцию носителя этого культурного единства выполнял нижненемецкий язык - местная “лингва франка”. На нем говорили повсеместно, от Западной Фландрии до Восточной Прибалтики; наряду с местными наречиями его понимали во всех северных городах” (Герхард Аймер).
В связи с этим особую роль играли Ганзейский союз и Любек как его центр. При более тщательном анализе следовало бы также выделить функции скандинавских монархов, монахов-цистерцианцев и представителей нищенствующих монашеских орденов, а также принять в расчет различные независимые интеллектуальные течения (такие, как шведский “бригиттинизм”). Прибалтийскую готику невозможно отождествить ни со стилем, типичным для Любека и ганзейских городов, ни даже с кирпичной архитектурой - как явствует из многочисленных образцов средневекового каменного зодчества на территории Эстонии и Швеции.
Дания и Швеция
Истоки готической архитектуры в Дании и Швеции разнообразны. Собор в Роскилле свидетельствует о том, что ранняя французская готика успела оказать влияние на датскую архитектуру раньше, чем появились первые готические постройки в Германии. И хотя собор Роскилле отличается от готических храмов в Нуайоне, Аррасе и Лане, без них он просто немыслим. Чрезвычайно важный как с архитектурной, так и с исторической точки зрения собор в Упсале трудно вообразить себе вне сферы влияния французской архитектуры вообще и творчества Эстьенна де Бонноя в частности. Но с другой стороны, собор в Тронхейме тесно связан с английской архитектурной традицией. А церкви Святого Петра в Мальмё, Святого Иакова в Риге или Риддархольм в Стокгольме могли с таким же успехом быть построены в Любеке. Даже Вестфалия внесла свой вклад в развитие североевропейской готической архитектуры.
Но несмотря на такое разнообразие, практически все главные храмы этого обширнейшего региона были украшены алтарными стенками-складнями и другими произведениями выдающихся любекских мастеров. И это дает возможность без колебаний назвать Любек "генератором" культуры средневековой Северной Европы. Кисти одного только Бернта Нотке принадлежат роспись алтаря в соборе Орхуса, “Пляска смерти” в церкви Святого Духа в Таллинне, роспись старого главного алтаря в Упсале и группа со святым Георгием в стокгольмской церкви Святого Николая. А росписи алтарей Богоматери в соборах Орхуса и Оденсе выполнены Клаусом Бергом.
При попытке дать общий обзор готического храмового зодчества в Дании прежде всего неизбежно притягивает к себе внимание одна особенность, а именно -ступенчатый фронтон. Ступенчатую форму во многих храмах придавали всем фронтонам и щипцам, в том числе - венчающим главный фасад, башню и двухскатные крыши трансептов. Такая форма была, вне сомнения, заимствована из Вестфалии, хотя там использовался простой, а не ступенчатый, треугольный фронтон. Датские ступенчатые фронтоны просты, не украшены пинаклями и выполнены в любекской манере - с глухими нишами, заимствованными из светской архитектуры. Последняя черта не чужда и немецким церквям (например, глухие ниши украшают фронтон церкви в монастыре Винхаузен близ Целле), но в Дании они применялись систематически в декоре любых храмовых построек, вне зависимости от масштабов здания. Немецкие ступенчатые фронтоны в Бранденбурге или Эрмланде гораздо более сложны и, судя по всему, являются производными от датской формы. Что касается общей структуры храмов, то в Дании был весьма распространен тип псевдобазилики с глухим верхним ярусом центрального нефа. В числе примеров можно упомянуть церкви Святой Марии в Хельсингере, Святого Николая в Кеге, Святого Петра в Нестведе и Святого Николая в Хальмстаде.
Из четырех важнейших готических храмов, сохранившихся до наших дней на территории Дании, три являются соборами: в Роскилле, Орхусе и Оденсе. Четвертый - коллегиальная церковь Девы Марии в Хадерслеве. В соборе Роскилле можно обнаружить кирпичную интерпретацию типичного северофранцузского хора с галереей, созданную в самом начале 13 столетия. Примечательно, что этот стиль не получил дальнейшего развития. Профиль собора Святого Кнуда в Оденсе спроектирован по типу базилики ( несмотря на то что галереи в центральном нефе лишены окон), но сколько-нибудь существенных связей с собором в Роскилле здесь не обнаруживается. Самая интересная особенность собора в Оденсе, относящегося к 14 - 15 векам, - мотив искусно профилированных аркад. В Орхусе алтарная часть в 15 веке была реконструирована и превратилась в зальный хор с огромными восьмигранными колоннами. Интерьер этого собора (как и большинства северогерманских и датских позднеготических храмов) полностью побелен. Наконец, базиликальная церковь Девы Марии в Хадерслеве, воздвигнутая в 1430-1440 годах, несет на себе следы любекского влияния. Ее многоугольный хор с высокими окнами, пожалуй, самый прекрасный образец датского готического хора.
В числе образцов датской готики также множество миниатюрных церквей, интерьер которых, как и в Швеции, полностью покрыт росписью. В качестве примеров упомянем церкви на острове Фан, в Себю и Тусе. Точно так же расписывали и части интерьера больших соборов; капелла Богоявления в соборе Роскилле представляет собой исключение.
В Швеции до наших дней сохранилось лишь три важнейших готических храма, и то в сильно измененном виде. Соборы в Упсале и Скаре были перестроены в 19 веке в стиле неоготики; правда, в 70-е годы 20 века первый из них был избавлен от неоготических элементов (к счастью, этот процесс “реставрации” был завершен до возрождения интереса к неоготике, иначе восстановить первоначальный облик собора не удалось бы). Стокгольмская Великая Церковь (церковь Святого Николая) тоже, к сожалению, подвергли внешней реконструкции - еще раньше, в 1763 - 1765 годах, - чтобы привести ее в соответствие с барочной архитектурой королевского дворца.
Впрочем, несмотря на все это, можно с уверенностью утверждать, что собор в Упсале как носитель французской готики остается исключением (подобно собору Роскилле в Дании). Типичным для Швеции образцом готического стиля являлся вестфальский зальный храм, чему служат примерами церкви в Линчепинге (каменная) и в Сигтуне (кирпичная). Вестфальское влияние определило также архитектуру острова Готланд: северогерманские зальные храмы послужили моделями для церквей в Шеннинге, Востерасе и многих других городах.
Особое внимание следует обратить на монастырь в Вадстене. Строители этого монастыря буквально следовали инструкциям его основательницы, святой Биргитты (Бригитты), о том, как должно выглядеть “небесное” здание. Точность ее строительных рекомендаций уникальна для 14 века. Церковь и отдельные помещения для монахов и монахинь были возведены на месте, где когда-то находился королевский охотничий домик, что для святой Биргитты являлось символом смирения гордыни.
Церковь (строившаяся с 1369 по 1435 год) сложена из камня; первоначально этот материал был тщательно замаскирован росписью. В интерьере это прямоугольное здание без апсиды представляет собой зал из трех нефов равной высоты, состоящих из пяти пролетов каждый. В плане пролеты квадратные, размерами "20 на 20 локтей" (10х10 м). Хор для монахов располагается в западнои части здания, тогда как хором для монахинь служила ныне утраченная "парящая" деревянная конструкция в центральном нефе, куда монахини попадали из своего “claustrum” (монастырского здания) по мосту. “Бригиттинизм” в начале 15 века был настолько влиятельным религиозным движением, что стал предметом тщательного обсуждения на Базельском соборе в 1435 году.
Прибалтика
Из прибалтийских государств самой бедной на готическую архитектуру оказалась Литва, что отчасти объясняется поздней христианизацией этой страны: христианство пришло сюда только в 1386 году. Таким образом, несмотря на географическую близость к Польше и Пруссии, Литва наиболее далека от немецкой архитектуры. В отличие от Латвии и Эстонии здесь не было ни ганзейских городов, ни крепостей тевтонских рыцарей. И все же в Каунасе и Вильнюсе действовали законы Магдебурга, поэтому эти города, по крайней мере частично, были ориентированы на Запад. Пожалуй, самой интересной особенностью литовской архитектуры являются кирпичные фасады, в первую очередь - фасад костела Святой Анны в вильнюсском цистерцианском аббатстве, возведенного около 1500 года. В контексте западноевропейской архитектуры он представляется совершенно необычным и даже экзотическим. Среди пышных, мощно профилированных форм этого фасада особо выделяется центральное окно в полуциркульной арке, вписанное в двухскатную стрельчатую арку и рассеченное вертикальными линиями. Оно напоминает палладиево окно (хотя последнее вошло в репертуар архитектурных форм гораздо позднее) и в этом отношении близко к причудливым творениям неоготики 19 века. Значительно более “западным” по своей композиции является позднеготический дом Перкуно в Каунасе, построенный, по-видимому, вскоре после 1500 года ганзейскими торговцами, которым он служил складом и залом собраний.
Рига, столица Латвии, была основана как германский город в 1201 году Альбрехтом Бременским. Стилистические источники средневековой рижской архитектуры в хронологическом порядке таковы: Вестфалия, Любек и наконец Гданьск (Данциг). Четыре старейших рижских храма - собор и костелы Святого Иакова, Святого Петра и Святого Иоанна - образцами немецкой готики можно считать лишь отчасти. То же относится и к светским постройкам - таким, как огромное здание гильдии “Три брата” и многие другие. Костел Святого Петра - самый, пожалуй, значительный образец средневековой латвийской храмовой архитектуры - создан по образцу любекской церкви Девы Марии; не исключено, что заимствование происходило не напрямую, а через ростокскую архитектуру. Массивный базиликальный хор был завершен в 1407 - 1409 годах под руководством мастера-каменщика из Ростока И. Румешоттеля. А барочная башня конца 17 века вызывает ассоциации с церковью Санкт-Катарина в другом ганзейском городе - Гамбурге.
Каменные зальные храмы или храмы со ступенчатыми апсидами, которые строились в 13 веке в столице Эстонии, Таллинне, возводились под влиянием Вестфалии, а не Любека. В 15 столетии в моду вошел более величественный базиликальный стиль. Церкви Нигулисте и Олевисте - вто простые, но изящные постройки с прямоугольными в плане опорными столбами. Поперечные арки опираются на кронштейны, в результате чего поверхность стен остается гладкой. Собор в Тарту, лежащий в руинах с 16 века, имел массивный базиликальный профиль с псевдотрифорием и восьмигранными опорными столбами, к каждому углу которых примыкала колонка. Множество менее крупных церквей в других городах страны несут на себе явные следы влияния готландской готики.
Финляндия долгое время оставалась под влиянием немецкой и шведской архитектуры. Один из красивейших кирпичных соборов на побережье Балтийского моря - собор в Турку (Збо). Эта базиликальная постройка выглядит поистине грандиозно благодаря огромным пропорциям центрального нефа (24 м в высоту и 9,9 м в ширину).
Польша
В Польше плотность готической застройки (как и плотность населения) гораздо выше, чем в Скандинавии. Крупнейшие города Польши в 13 веке были реформированы по германским законам (в Малой Польше: Сандомир - в 1244 году, Краков - в 1257, Люблин - лишь в 1317 году; в Великой Польше: Гнезно - до 1243 года, Познань - в 1253 году и др.). В 14 веке в Польше было основано множество колоний (многие непосредственно по распоряжению Казимира Великого, 1333 - 1370). Среди жителей старых и новых городов была высока доля немцев.
К числу самых интересных построек относится костел в Вислице, возведенный вскоре после 1350 года. Он представляет собой оригинальную адаптацию для литургических целей полукруглого в плане здания - такого, как монастырский рефекторий или зал капитула. Звездчатый свод этого двухнефного храма покоится на многогранных колоннах без капителей. Моделью для такого проекта, должно быть, послужили монастырские здания в Бебенхаузене или Маульбронне, а для свода - постройки, воздвигнутые в Пруссии рыцарями Тевтонского ордена.
Историки архитектуры постоянно акцентируют влияние цистерцианского зодчества на польскую готику. Имело место это влияние и в случае столь выдающегося здания, как сложенный частично из камня, частично из кирпича собор в Кракове на Вавеле, строительство которого началось в 1320 году. К сожалению, ныне первоначальный стиль этой постройки трудно различим - во-первых, по причине позднейшей перепланировки, а во-вторых, из-за изобилия внутренней отделки.
Деамбулаторий собора Кракова имеет базиликальный профиль и прямоугольную восточную оконечность. Он четко разделяется на два яруса: внизу - огромные проемы аркады, над ними - элегантный верхний ярус с ланцетовидными окнами, каждое из которых фланкировано глухими нишами. Это двухьярусное деление сохранено и в восточной оконечности. Прямоугольное поле свода здесь расчленено на три маленькие треугольные лопасти, общая вершина которых лежит на центральной оси стены. В этом отношении собор Кракова превосходит собор во Вроцлаве (Бреслау), восточная оконечность которого украшена лишь одним окном над двумя аркадами.
Собор в Познани, представляющий собой базилику без трансепта, вызывает особый интерес благодаря проведенной в 15 веке реконструкции. С восточной, южной и северной сторон деамбулатория расположились три “башнеобразных” пространства, которые беспрепятственно поднимаются до самых сводов. В результате образуется весьма оригинальная композиция: область хора окружена непрерывным трифорием. К сожалению, в эпохи барокко и неоклассицизма храм был перестроен по новому плану, а в годы Второй мировой войны разрушен, поэтому нам приходится иметь дело лишь с весьма приблизительной реконструкцией. И тем не менее можно утверждать, что в соборе Познани, сложенном целиком из кирпича, воплотилась исключительно своеобразная концепция пространства.
Костел Девы Марии в Кракове вплоть до 16 века оставался храмом немецкой общины города. Эта круто устремленная ввысь базилика была возведена в 14 веке под руководством архитектора Никласа Вернера. Западный фасад не имеет контрфорсов и увенчан двумя башнями; северо-западная башня (слева) выстроена на средства горожан.
В 1478 году плотник М. Херингк добавил к этой башне шатер с пинаклями, который можно причислить к красивейшим в Европе сооружениям подобного рода. Не уступая шатру Тынской церкви в Праге, он свидетельствует о высочайшем мастерстве и чувстве формы, присущим его создателю. Шатер костела Девы Марии состоит из восьми выступов (представляя в плане восьмиконечную звезду) и увенчан пинаклями, окружающими центральный шпиль. Снизу он украшен декоративным фризом из резного дерева, похожим на деревянные фризы швейцарских и восточноевропейских церквей. Шпиль охватывает позолоченная корона (венец Девы Марии?); первоначальная корона была заменена в 1666 году на новую, которая сохранилась по сей день. Золотые венцы такого типа встречаются и в других образцах европейской готики (например, в соборе Толедо или в монастырской церкви в Кёнигсфельдене), хотя не исключено, что их символический смысл не везде одинаков. В прошлом такая же пирамидальная крыша венчала собор Кракова на Вавеле, но в эпоху Ренессанса она была снята.
В Кракове сохранилось также одно из немногих дошедших до наших дней университетских зданий средневековой Европы - “Коллегиум Майус” (“Большой университет”). Это оригинальное произведение готической архитектуры было создано в 1492 - 1497 годах Иоганном по прозвищу Каменщик. Оно состоит из флигелей, окружающих внутренний двор. Самая примечательная черта этого двора - аркада, довольно далеко отстоящая от стены и поддерживающая галерею, над которой нависает равный ей по ширине выступ крыши. Уже в эпоху Ренессанса в Кракове на основе аналогичного принципа был построен замок на Вавеле. Схожей аркадой украшен и внутренний двор летнего дворца венгерского короля Матвея Корвина (1458-1490) в Вишеграде. Многие детали - например геометрический орнамент на опорных столбах аркады - свидетельствуют о тесных связях архитектуры “Коллегиума” с конструкцией и декором западных галерей в позднеготических храмах Австрии.
К востоку от Польши и к югу от Прибалтийских государств лежит Россия. Поскольку там господствовала православная церковь со своим особым типом архитектуры, готика здесь не прижилась.
Итак, воображаемая карта “Готики” имела бы следующие очертания: западная граница пролегала бы по острову Санто-Доминго в Карибском море, где выходцы из Кастилии возвели собор по модели зального храма; юго-восточная граница протянулась бы по Святой Земле - цели устремлений крестоносцев; а в пределах Европы восточной оконечностью ее оказалась бы Трансильвания, где готика распространилась в результате немецкой колонизации.
Готический стиль сохранял свое значение вплоть до конца 16 - 17 веков, достигнув Мексики и Эквадора. А в 19 - 20 столетиях неоготика распространилась практически по всему миру.