Средства гармонизации ландшафтных композиций ( пропорции, масштаб, нюанс, ритм, контраст).
Соразмерности частей и целого добиваются путем художественного (осознанного или интуитивного) пропорционирования объекта; соответствие между человеком и его предметным окружением обеспечивается правильно выбранным масштабом всех составляющих ансамбль элементов, как больших, так и малых; выразительность композиции, возможность ее «прочтения» зависит прежде всего от контрастных и нюансных переходов между этими элементами, ощущение упорядоченного разнообразия достигается за счет их ритмической организации. Важным средством гармонизации архитектурно-ландшафтного ансамбля является также исторически сложившийся стиль. Средствами гармонизации взаимосвязей и соотношений элементов пространственной композиции в ландшафтном дизайне служат пропорциональность и масштабность, метрические и ритмические чередования элементов ландшафтного дизайна в пространстве, симметрия и асимметрия, модульные и пропорциональные членения пространственных форм. Пропорциональность — это соразмерность составных частей ансамбля, гармоническое соотношение между его составными частями. В художественном произведении составляющие его формы пропорционально взаимосвязаны и представляют собой единую, цельную композицию, обусловленную назначением и тектонической структурой. Особенно широкое применение имело золотое сечение Пропорция золотого сечения нашла применение и в ландшафтной архитектуре. Пропорционирование органично связано с природными особенностями территории и ее ландшафтным зонированием, архитектурно-планировочной структурой, функциональным назначением, масштабом и приемами художественного убранства. Пропорциональность выражается соразмерностью элементов ландшафтного дизайна, благодаря чему создается целостное восприятие пространственной формы. Масштабность — важнейшее средство архитектурной композиции, средство достижения художественной выразительности садово-парковых ансамблей. Масштаб должен рассматриваться не только как специфическое качество архитектурного ансамбля сада и окружающей застройки, но и как результат воздействия определенной оптимальной функционально-планировочной структуры. Для масштабах оценок характерны тенденция соотносить однородные объекты, возникновение ассоциативных впечатлений. С увеличением размеров сада, сооружения возникают представления о его большей значимости. Масштабность характеризуется соизмеримостью размеров пространства по отношению к размерам человека. Важна также соразмерность пространства по отношению к окружению. Гармония в ландшафтном дизайне достигается при разумном сочетании этих двух масштабов. Нюанс и контраст активно используются в архитектурно-ландшафтных ансамблях на основе гармонической связи природы и архитектуры. С использованием нюансных отношений можно добиться пластичных переходов от природной среды к сооружению, «растворить» здание, малые архитектурные формы в окружающем ландшафте. При этом обеспечиваются малозаметные переходы структуры, пластики, цвета, тона, света, массы природных и архитектурных элементов. Контрастные композиции, основанные на выделении и подчеркивании динамичных архитектурных форм, строятся на выразительном их противопоставлении нейтральным плоскостям лужаек, водных бассейнов, спокойным по силуэту и пластике зеленым массивам и рельефу. Контраст и нюанс, эти виды отношений, применимы к размерам, формам, фактуре, цвету, освещенности всех компонентов парка, а также их ритмическому положению на территории. Если при контрастных отношениях преобладает противоположность однородных свойств, то при нюансе эти отличия мало заметны и построены на тонкостях и оттенках. Здесь более выражено сходство, чем различие. Все многообразие контрастов можно условно свести к двум разновидностям: противопоставление, которое воспринимается единовременно, т.е. одним взглядом; последовательное противопоставление, которое воспринимается лишь в движении. Ритмические построения пространственной композиции ландшафтного дизайна создаются по законам прогрессий (возрастающих, убывающих, ускоренных, замедленных и т.п.). Признаками ритма являются: изменение величины (высоты) элементов ландшафта метрических рядов; изменение величины элементов ландшафта и интервалов между ними и числа элементов ландшафта метрических рядов. В простых ритмических рядах сохраняется постоянное соотношение между величинами соседних элементов ландшафтного дизайна или интервалов ряда. Сочетание нескольких метрических и ритмических рядов приводит к образованию пространственные композиции сложных ритмических рядов. Во всех случаях единство ряда основано на соподчинении его элементов.