Особенности итальянских садов эпохи возрождения. Садово-парковое искусство Франции 17-18 вв.
Италия. Итальянские сады были регулярными, замкнутыми и строились на внутренних композициях. Вначале главенствующее внимание уделялось террасе перед самим домом, она являлась его продолжением (комнатой под открытым небом). Остальные террасы не связаны между собой. Подпорные стены, лестницы, боскеты, фонтаны, расположенные вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяющиеся в строгой последовательности, были рассчитаны на создание разнообразных эффектов.
Сначала перспектива сада строилась параллельно склонам, позднее – главным образом поперек склона, пронизывая весь ансамбль и раскрывая далекие виды.
Характерные особенности планировки Итальянских садов эпохи Возрождения:
· -на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;
· -сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;
· -основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;
· -партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад. Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;
· -плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой;
· -типичный элемент так называемый "секретный сад" - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;
· -каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.
Растительность разнообразна. В аллеях высаживались платаны и дубы, в качестве акцентов использовались кипарисы. Для создания зеленых стен применялись самшит, мирт, лавр, тис, туя западная. Из самшита устраивали узорчатые бордюры и арабески в партерах. Из свободно растущих дубов устраивали зеленые массивы (боскеты), обрамленные стриженными стенами. Использовались листопадные породы: тополь, каштан, ильм, маслины; из хвойных пород - сосна, в основном, она высаживалась в группах. В декоративных кадках высаживали цитрусовые. Для пергол применялись вьющиеся розы, плющи, виноград.
Цветочный декор был сдержанным, но в ассортименте встречались многочисленные виды луковичных, ирисы, лилии, гвоздики, фиалки, розы и др. Красота пейзажа строилась на сочетании и контрасте различных оттенков зелени, которая служила фоном для скульптур. Партеры оформлялись цветниками и арабесками из стриженного буксуса, украшались скульптурами и фонтанами. На партерах устраивались перголы, трельяжи, беседки.
Франция. Возрождение и барокко во Франции охватывают период со второй половины 15 в. до начала 18 в.
Природные и растительные условия. В ландшафте Франции преобладают равнинные местности со спокойным течением рек, что исключает создание террасных садов и шумовых водных устройств. Климат более прохладный, чем в Италии. Ровный рельеф покрыт обширными лесными массивами с преобладанием лиственной флоры – граба, бука, дуба, вяза, каштана, липы, ясеня. Широко культивировались фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др.
В садах появляется новый элемент берсо – крытый каркас из дерева или металла, возводимый над дорогой. Разрастаясь, растения образовывали сплошной зеленый тоннель. Сады украшались цветниками, которые в 17 в. превратились в роскошные кружевные партеры – бродери. Где, помимо цветов, вводились травы, стриженый буксус, а также «мертвый» материал – уголь, толченый кирпич, песок и пр.
Замки строились в основном вблизи рек и всегда окружались со всех сторон рвом с водой. Рвы имели четкие геометрические контуры и часто соединялись каналами с рекой. Это очень важно, т. к. в дальнейшем канал становится традиционным элементом садово-парковой композиции Франции. Для красочности и оживления в садах содержали павлинов.
Чтобы уберечь цветники от птиц, по периметру устанавливалась невысокая стенка или палисад. Высота ограждения устанавливается на высоту локтя человека. Эта, казалось бы, маловажная деталь очень существенна и ложится в основу развития следующего понятия: лучшая точка восприятия цветника или партера.
Зодчие использовали малейшие перепады рельефа для обогащения композиции. Это привело к появлению таких устройств как боуленгрин и вертюгаден. Боуленгрин – партер с простым рисунком, располагался вдали от построек и был опущен ниже окружающих дорожек. Вертюгаден – это своеобразный итальянский «амфитеатр», представляющий собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изгороди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кадках.
Объекты садово-паркового искусства Франции 16–17 вв. были четырех типов:
· обширные парки охотничьих замков и дворцов;
· небольшие сады около домов;
· широкие бульвары;
· ботанические сады.
Основные черты французского классицистического парка (на примере Версаля):
· наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;
· размещение на плоском рельефе;
· симметричность композиции по отношению к центральной оси;
· индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве;
· использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;
· применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград);
· интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;
· центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов; использование партеров-вышивок или «вырезного» газона с редким включением натуральных цветников;
· умеренность в применении скульптуры, в отличие от садов Ренессанса и барокко;
· основным украшением служила парковая аллея из 2 или 4 рядов деревьев, открывавшая далекие перспективы на окружающую местность.
16. Классицизм и романтизм 18-19 вв. на примере Западной Европы.
Разница между садами барокко и садами классицизма и романтизма была очевидной. Если регулярные барочные сады и связаны в первую очередь с Францией и называются «французскими», то пейзажные сады классицизма явились бесспорной принадлежностью Англии, получив название «английских».
Сады классицизма (в отличие от террасированных барочных) разбивались, как правило, на открытом пространстве, с умелым использованием бесконечной перспективы и замечательных панорамных видов.
Ярким примером французского классического сада является Версаль с его знаменитой трехлучевой системой построения, созданный Андре Ленотром — самым известным из всех французских ландшафтных архитекторов.
Совершенно новым для садов классицизма сталибродери — роскошный кружевной партер из ярких цветов, имитирующих искусную вышивку, декорированные низкими, стрижеными бордюрами и цветной минеральной крошкой, песком или толченым кирпичом. В России первые бродери появились перед Екатерининским дворцом в Царском селе и в садах Петергофа.
Основные принципы садов классицизма: «грандиозность и величие». В классицизме изменилось представление об использовании ландшафтных элементов и обо всей пространственно-планировочной композиции ансамблей.
Характерные черты классицизма: стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, использование ровного рельефа, осевое деление сада. Осевое деление подразумевает весьма широкую центральную аллею, симметричное построение обеих частей сада по обе стороны оси и отсутствие видимых границ между отдельными участками сада, а также сохранение обязательной наружной ограды.
Все чаще в садах стали появляться водные партеры, прямоугольные площадки, гигантские зеркала, увеличивающие пространство.
Зрительное восприятие стало играть главную роль, поэтому требовались огромные участки земли.
Эффекту зрительного расширения пространства были подчинены и такие интересные нововведения, как проектирование системы широких и длинных аллей. Центральная аллея выделялась размерами и оформлением, создавая ось симметрии всей композиции парка и открывая виды на далекие перспективы природных ландшафтов, уводя взгляд в бесконечность. Центральная аллея была расположена не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как лучи солнца.
Сады романтизма. Романтический сад – немного запущенный, тенистый уголок, причудливо соединивший в себе стили нескольких поколений архитекторов. Романтический стиль возник в конце XVIII века. Основными элементами которого являются: «заброшенные» водоемы, руины старинных замков, беседки и ограды, увитые лианами, лабиринты и запрятанные в боскетах «места для поцелуев».
Романтический сад подразумевает обилие буйной растительности, взрослые деревья и кустарники. Он может быть и пейзажным садом, если не выделять в нем архитектурные детали, водоемы декорировать под естественные, а дорожки устроить так, чтобы они приводили в самые укромные уголки, скрытые изначально от глаз. Романтизм не просто сохранял природу, он преобразовывал ее, как преобразуют другие стили.
Обращение к природе, однако, не исключает значимых элементов в садах и парках. В саду К. Моне Живерни (Франция) нет ни одного пустующего клочка земли, яркие краски переходят в блеклые тона, которые затем сменяются еще более яркими мазками. Заняться декоративным садоводством Моне смог лишь тогда, когда его картины стали приносить доход. Моне «смешивал» в саду садовые и дикие растения, сажал широкими полосами синие ирисы, обрамлял их лиловой обриецией, – он не смешивал подряд все краски, а аккуратно наслаивал их одну на другую.