Глава 1. особенности квест-экскурсии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования – понятие направления «квест», как разновидность экскурсии.
Сегодня общество развивается стремительными темпами. Меняется и сам человек. Совершается множество научных открытий.
С древних времен человечество интересуется неизведанным, необычным. Стремится к чему-то более продуктивному и динамичному. Это возможно осуществить, имея достаточно свободного времени, в том числе, на проведение своего досуга. Наличие свободного времени позволяет личности укрепить физическое здоровье и совершенствовать свой духовный мир, внося в него разнообразие и новые впечатления. Речь идет о рекреационной деятельности людей.
Организация полезного досуга людей в их свободное время – важная задача общества и государства. Одной из форм организации досуга и рекреационной деятельности, можно считать экскурсионное обслуживание, предполагающее пополнение и расширение своих знаний, насыщение позитивными эмоциями. Одним из таких способов выступает туристский квест, представляющий собой сочетание игры и экскурсии. Совершенно очевидно, что инновационные экскурсии могут стать мощным толчком для прогресса внутреннего туризма.
Совершенствование внутреннего туризма в г. Омске обусловливает появление новых экскурсионных маршрутов, разнообразие экскурсионных услуг, отвечающих современным критериям эффективности.
Объект исследования – туристско-экскурсионная деятельность.
Предмет исследования – тематической квест-экскурсии, как инновационная деятельность в туризме.
Целью работы является изучение теоретических аспектов и разработка квест-экскурсии по Омской Крепости.
Задачи работы:
× Выявить особенности квест-экскурсии.
× Характеристика и история квест-экскурсии.
× Разработать и описать квест-экскурсию по Омской крепости.
× Охарактеризовать музейный квест, как вид экскурсий.
× Произвести анализ культурно-познавательных и природных ресурсов Омского Прииртышья.
Методы исследования:
× изучение источников работ авторов, содержащих в себе информацию об понятие и разновидностях квест-экскурсии.
× анализ имеющихся данных периодических печатных изданиях и среде интернет.
× системный анализ изученной информации.
× анкетирование.
Новизна исследования – получение информации в пешей экскурсии и использование полученных знаний в проведение музейной квест-экскурсии по теме Омская крепость.
Практическая значимость–работы состоит в возможности внедрения результатов исследования в туристско-экскурсионную деятельность в целях,разработки направления на совершенствование квест-экскурсии.
Данная квест-экскурсия рассчитана на школьников, 5-9 класс, возраст 10-15 лет.Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Окладникова Е. А., Покровский Н. Е., Бутко И. И., Родионов М. В., Буйленко В. Ф., Христов Т. Т., Воскресенский В. Ю., Александрова А. Ю., Бутузов А. Г., Сенин В. С., Соловьев С. С. и др.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ
Содержание и история квест-экскурсий
Отечественные исследователи, анализируя проблемы организации экскурсионной деятельности, приводят несколько определений экскурсии. Они, в основном, рассматривают проблему в разрезе истории.
Исходно экскурсия трактовалась как прогулка с определенной практической целью: например, изучение природы и истории края. Позже экскурсия стала объектом научного исследования. В разнообразные экскурсии вовлекались школьники, что рассматривалось всегда как необходимая составляющая учебно-воспитательного процесса. В СССР экскурсия была, как массовая культурно-просветительная работа с широкими слоями населения.
В современности экскурсия стала богаче по содержанию. Новое содержание, формы, тематика, методика проведения выступают теперь критериямиэффективности туристической деятельности.
Наиболее полным нам видится определение понятия «экскурсия», представленное Б. В. Емельяновым. Согласно его определению, «экскурсия - это целенаправленный процесс с использованием наглядностей изучения окружающего мира, на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, происходящий под руководством квалифицированного руководителя».
По ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования», экскурсия является услугой по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами цель − изучение указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика [5, c. 22] .
Разбирая термин «экскурсия», Г. П. Долженко резюмирует, что характерность любой экскурсии состоит в раздельном единстве показа и рассказа. Когда нет демонстрирования, показа, экскурсия становится обычной лекцией или беседой. Собственно в первостепенности показа состоит особенность экскурсии. Без показа достопримечательностей, экскурсия станет для участников просто зрительным восприятием достопримечательностей. Тем самым, мы еще раз подчеркиваем неразрывное единство в экскурсии показа и сообщения.
В этом организованном процессе познания охватывающего мира большое значение отводится эмоциональной стороне: гиду важно мотивировать экскурсантов не только и не столько видеть и слышать, но и сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно побудить экскурсантов испытать восхищение, возмущение, радость от познаний в экскурсии [7, c. 25].
Экскурсионная деятельность − это организация путешествий в рамках 24-х часов, в сопровождении специалиста-экскурсовода по заведомо спланированным маршрутам.
Цель − изучение памятников истории, культуры, природы. Маршруты в музеи, памятные места и т. д.
Экскурсионная деятельность – это организации процесса ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами, не предусматривающая размещения, то есть без ночлега.
Необходимо, чтобы экскурсия проводилась квалифицированными компетентными специалистами.
Организованная экскурсионная деятельность предполагает разработанную экскурсионную программу. Экскурсионные фирмы комбинируют предложения непосредственных производителей услуг (музеев, транспортных, зрелищных и других организаций) на свое усмотрение и с учетом пожеланий потребителей. Они и сами создают и предоставляют туристско-экскурсионные услуги, при этом сами выступают туроператорами. Туроператор планирует разработать маршрут, программу, пакет экскурсионных услуг. Должна быть технологическая документация экскурсии. Продукцию туроператоров, а также услуги отдельно взятых производителей экскурсионных услуг (например, музеев, картинных галерей, выставочных залов и т. д.) сбывают турагенты или турагентские отделы. К ним относятся отделы реализации продукции, продаж.
Экскурсионные фирмы варьируют интеграцию вышеуказанных функций. Начинающие фирмы, организующие преимущественно пассивный туризм, с течением времени разрабатывают собственные экскурсионные предложения и взаимодействуют с фирмой-партнером на удовлетворяющих обе стороны, условиях. Экскурсионная фирма сегодня − это турагент, который привлекает к своей деятельности экскурсоводов и руководителей туристско-экскурсионных групп, преподавателей школ [6, c. 25].
Подготовку экскурсии предпочтительней начать с анализа будущей экскурсионной аудитории: следует выяснить, кто эти люди, какими характеристиками, общими для групп и частными, обладает.
Необходимо учитывать, что экскурсионная аудитория −не просто сумма входящих в нее личностей, объединенных совместным времяпровождением в экскурсионной группе. Это особенный социально-психологический конгломерат.
Экскурсионную аудиторию характеризуют кратковременность общения, наличие общей деятельности. Экскурсанты общаются, у них появляется общий интерес к одним и тем же объектам. Потом, они и испытывают почти одинаковые эмоции. В ходе экскурсии появляются факторы, объединяющие экскурсионную аудиторию (общие условия восприятия, содержание экскурсии, фигура экскурсовода, общественная деятельность), и причины, разъединяющие ее (мотивы прихода на экскурсию, уровень осознание материала, отношение к экскурсии) [10, c. 67].
Хорошо, если экскурсовод изучил преобладающие мотивы экскурсионной аудитории. Это позволяет скорректировать содержание экскурсии и форму ее подачи.
Экскурсоводу следует хорошо знать и принимать во внимание, что объекты экскурсии – это глубочайшее содержание, профессионально подобранные экспонаты. Это бывает жизненно значимым для участников экскурсии. Очень важна манера, стиль передачи информации.
Рассмотрим признаки экскурсии. Их шесть:
× длительность (от одного академического часа до суток);
× должна быть экскурсионная группа (20–25 чел.);
× должен быть квалифицированный руководитель – экскурсовод;
× обязательная показ объектов (первичность зрительных впечатлений);
× перемещение экскурсионной группы по маршруту, который тщательно разработан;
× показ объектов с четко обозначенной целью (наличие определенной темы).
Что такое тематика экскурсий? Набор, группа определенных тем экскурсионного процесса. Отличительной чертой любой экскурсии является ее построение в соответствии с выбранной темой [5, c. 76].
Тема экскурсии − предмет показа и сообщения. Формулировка темы является кратким, концентрированным изложением содержания экскурсии. Она отражает «цель» и «идею». Тема предусматривает изложение четко конкретизированного материала.
В самой идее экскурсии заложена главная мысль. Тема и идея выступают в качестве идейно-тематической основы экскурсии. Тематика экскурсий желательно, чтобы была адекватной. И в данном случае, основным критериями адекватности выступают интерес туриста к теме, расширение общей осведомленности. Неограниченность и многообразие тематики экскурсий является значимым фактором развития экскурсионного дела.Заметим, что любой город России владеет достаточными ресурсами, только в городской черте большое количество тематических экскурсий. Но они должны быть актуальными, разнообразными, удовлетворять потребностям и интересам потребителей.
Подтема экскурсии −сумма нескольких важнейших вопросов. В рамках каждой темы экскурсии они и обнаруживаются: исторические сведения о городе, характеристика индустрии, достижения науки и культуры. Верно, разрабатывать подтему вместе с другими подтемами. Особого внимания требует построение композиции темы экскурсии: расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов. Важны вводные и заключительная части подтемы.
Подтемы обрисовываются в соответствии со спецификой истории развития города, области, края. Как правило, одна из подтем выделяется как ведущая и становится, таким образом, основой экскурсии.
Главная подтема экскурсии поддерживает глубже раскрыть ее содержание. Благодаря этому, экскурсия становится обоснованной и запоминающейся. Любая подтема обзорной экскурсии возможно в дальнейшем перерасти в самостоятельную тему экскурсии. В большинстве случаев, тема затрагивает конкретный исторический время, значимые события в перспективе и ретроспективе. Обширная разработка тематики разрешаетреализовывать группирование тем по различным вариациям [6, c. 76].
Тематика экскурсий имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Прежде всего, это тесная взаимосвязь с объектами и с экскурсионным материалом, который усваивается экскурсантами при показе достопримечательностей.Объекты имеют все шансыдемонстрироваться во всех экскурсиях: обзорной, военно-исторической, историко-революционной, литературной, архитектурно. В экскурсии нередко задействованы и объекты, находящиеся напути маршрута. Разумеется, эти объекты не должны становиться главными предметами демонстрации. Повествовать о них следует исключительно по желанию туристов или в качестве дополнения к основному материалу.
Как лучше назвать экскурсию? Ведь нужно подобрать такое слово, которое сразу отразит ее содержание. Верно назвать − это значит привлечь туристов, вызвать их интерес, замотивировать аудиторию к восприятию материала экскурсии. Название экскурсии должно соответствовать единому замыслу, оно должно быть предельно точным, не вызывающим смысловой барьер и толкующийся однозначно,а не двусмысленно.
Название экскурсии может быть простым и сложным. Если применяется сложное название, то его вторая часть уточняет и объясняет первую. Экскурсия может иметь даже несколько названий, что обусловлено составом участников и поставленной задачей.
Есть принципы, которым нужно следовать при подготовке и реализации экскурсии:
1. Принцип научности – один из главных в экскурсионном процессе. Соблюдение этого принципаполагает изложение материала с опорой на данные проведение исследования той или иной науки. Факты, события, теоретические положения должны предоставляться в научной трактовке и быть предельно объективными.
2. Принцип связи теории с жизнью. Этот принцип намереваетсясоздать связь с жизнью, с современным этапом развития страны, города, района.
3. Принцип объективности. Располагает соответствие излагаемого сообщения экскурсоводом действительности, уйти от субъективности на воззрения тех или иных исследователей на развитие истории и культуры.
4. Принцип доступности. Согласно этому принципу, нужно учитывать особенности возраста и других параметров для того, чтобы информация была воспринята.
Экскурсия выполняет ряд функций, которые реализуются сообразно целям и задачам в экскурсионном процессе:
1. Информативная функция. Любая экскурсия преподносит определенную информацию о развитии общества, архитектуры, науки. Рассказ экскурсовода должен быть основан на достаточно полной и тщательно выверенной информации по сообщаемой теме.
2. Функция организации отдыха. Некоторые виды экскурсии обеспечивают эмоциональный и физический комфорт потребителям. Экскурсанту не нужно думать, как организовать свой досуг с пользой и смыслом.
3. Функция расширения кругозора. Однозначно, знакомство с новыми объектами природы, архитектуры, памятниками культуры и истории уже априори пополняют нас новыми знаниями.
4. Функция подготовки и переподготовки кадров. Реализация данной функции предполагает непрерывную подготовку будущих специалистов-экскурсоводов и организаторов экскурсий [4, c. 87].
Главным провиантом в фактической экскурсионной деятельности
выступает единый сервис. Этостандартныйнаборуслуг, сбываемых потребителям в одном «пакете». Помимо всего остального, требует внимания особая деятельность −это создание и продвижение добавочных услуг, никак не вступающих в «комплект услуг» и предоставляемых экскурсанту согласно его желанию и за дополнительную плату.
Задача программы экскурсионного обслуживания −обеспечить новыезнания. И здесь используется самая разнообразная тематика: из области истории, архитектуры, литературы, искусствоведения и т. д. Нужно внимательно относиться к описанию тура и составлению экскурсионной программы.
Изучение технологического процесса разработки и проведения экскурсий позволило выделить три этапа, и на каждом из них обозначить объекты или процессы, которые выступают качеством экскурсионной услуги:
1. Творческий этап. Этот этап включает в себя: зарождение идеи новой экскурсии. Разработку и утверждение ее текста, выбор маршрута, знакомство с объектом (объектами) демонстрации, сбор и обработку по ним информации, написание индивидуального текста экскурсии.
Вырабатывание экскурсионного пакета, утверждение маршрута, подготовку контрольного текстаэкскурсии «портфеля экскурсовода», разработку методики проведения экскурсии, подготовку технологической карты, контрольный «прогон» экскурсии. Руководитель утверждает текст экскурсии, качество которой в основном назначается грамотно выбранным объектом показа, содержанием и подбором наибольшей и полной информации в портфеле экскурсовода.
2. Организационный этап. На данном этапе заключаются договоры с партнерами (музеями, транспортными предприятиями и т.д.), рассчитывается стоимость экскурсии, определяются мероприятия по продвижению и продаже экскурсии. Итогом становятся определение стоимости экскурсии и формирование экскурсионной группы. При этом на качество экскурсионной услуги оказывают влияние разработанность маршрута экскурсии, определение транспортных средств и четкие мероприятия по продвижению экскурсии.
3. Контактно-информационный этап. На этом этапе назначается экскурсовод с учетом целевой аудитории. Он знакомится с группой, содействует адаптации текста для сформированной экскурсионной группы, информирует группу с правилами техники безопасности на маршруте. Знакомит с достопримечательностями в аудиовизуальной системе, то есть одновременно рассказывает и показывает [7, c. 87].
Разрабатывают экскурсии менеджеры, методисты и экскурсоводы фирмы. Их сплоченность в деятельности, компетентность, опыт работы, элементарные знания педагогики и психологии, будут способствовать успеху предприятия экскурсии в целом [7, c. 87].
На этапе разработки экскурсии осуществляется:
× конкретизация целей и задач экскурсии;
× выбирается тема;
× выбор литературы и формирование библиографий
× изучение музейных экспозиций и фондов по теме;
× подбор и исследование экскурсионных предметов;
× разработка маршрута экскурсии;
× обход либо объезд поездки;
× организация ревизорского текста поездки;
× комплектование «портфеля экскурсовода»;
× создание технологии выполнения экскурсии;
× выбор техники проведения;
× подготовка индивидуального текста;
× прием (сдача) экскурсии;
× утверждение экскурсии в качестве продукта туристской фирмы.
Первые требования к экскурсионным услугам. Прежде всего:
× соответствие функциональному назначению (полнота информации);
× точность и своевременность выполнения;
× соответствие требованиям безопасности;
× качество обслуживания.
Особого внимания в настоящее время заслуживают «квест-экскурсии». Слово «квест» англоязычного происхождения и означает «поиск предметов,приключения, исполнение рыцарского обета».
В мифологии и литературе в переводе с английского «квест» исходно обозначало метод построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели трудности и преграды. Нам хорошо известен миф о Персее или 12-ти подвигах Геракла. Как правило, вовремя этого путешествия героям нужно было преодолеть многочисленные трудности и встретить на пути множество персонажей, которые помогают, либо препятствуют им. Герои могут выполнять квест, как из личной выгоды, так и из лучших побуждений. Выполнение некоторых квестов связано с решением для себя нравственно-этических задач. Весьма популярны подобные сюжеты в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола - поиски Святого Грааля.
В двацатом столетии квест наиболее активно был выставлен в жанре фэнтези (вспомним Дж. Р.Р. Толкиена «Хоббит» и «Властелин колец»).
В 1970-е годы термин «квест» заимствовали разработчики компьютерных игр. Им стали обозначать компьютерные игры, целью которых выступает движение к некой конечной цели. Ее достижение становится возможным только при устранении различных препятствий путем решения задач, поиска и использования необходимых предметов, взаимодействия с другими персонажами.
В середине девяностых годов термин «квест»приобрел новое содержание. Глобальное распространение интернета и накопленный опыт разработки компьютерных игр, содействовали появлению образовательных веб-квеста. Их первыми создателями были американские педагоги Берни Додж и Том Марч. Образовательные веб-квест представляет собой сайты с алгоритмизированными заданиями, решая которые участники последовательно достигают желаемой цели.
В качестве такой цели, как правило, выступает заранее обозначенный учебный продукт: реферат, проект, презентация. На сайте, гденаходится веб-квест педагог подробно разъясняет, какие этапы необходимо пройти, дает ориентиры по теме, обсуждает промежуточные результаты.
Таким образом, квест имеет долгую историю, но сохранил свою специфику: движение к определенной цели через препятствия, которые необходимо преодолеть. Путешествие может быть как реальным, так и виртуальным. Играют, обычно, несколько команд. Они по определенному маршруту достигают «станций», при этом должны выполнить различные задания. За успешно выполненное задание команды зарабатывают очки. Условие - командам нужно посетить все обозначенные станции.
Сегодня термин «квест» употребим и для обозначения игры-повествования, в которой управляемый игрок движется по сюжету, и коммуницирует с игровым миром с помощью посредством каких-то предметов. Взаимодействуя с другими персонажами и решая логические задачи, и для конкретизации задания в подобной игре, которое необходимо осуществить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели [9, c. 65].
Резюмируя, можно сказать, что, квест−это игра, где нужно проявить логическое мышление для поиска полезной, для достижения конечной цели, информации.
Обязательные признаки квеста:
× должен быть определенный сюжет игры;
× должно быть задание/препятствие;
× должна быть цель, которую можно достичь при определенных стратегических волевых усилиях.
Резюмируя вышеизложенные теоретические положения, дадим определение понятию «квест-экскурсия».
Квест-экскурсия −это услуга предоставляемая экскурсоводом по организации посещения индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами заранее подобранных объектов экскурсионного показа.Проводится целью ознакомления и изучении указанных объектов посредством просмотра, общения с остальнымилицами. И решения логических задач под руководством квалифицированного гида специалиста экскурсовода [9, c. 98].
Разложив очевидныелогические понятия можно сказать, что экскурсионный квест сочетает в себе необходимые признаки экскурсии:
× длительностью по времени, обычно от академического часа до одного дня;
× наличие экскурсионной группы (10 – 50 человек);
× разработку маршрута и алгоритмизированных заданий
квалифицированным специалистом-экскурсоводом;
× конкретно сформулированную определённую тему, определённый сюжет
и определённую легенду), которая являетсястержнем этого осмотра, это своеобразный вектор направления;
× обозрение экскурсионных объектов, первичность зрительного восприятия;
× ознакомление с объектами в процессе передвижения и на пунктах
остановки;
× присутствие в наличие заданий, препятствий;
× присутствие иналичие цели, которую возможно достичь, применив
определенныеусилия для преодоления препятствий.
Заметим также и то, что спортивные и активные этапы способствуютколлективному переживанию участниками ярких и интенсивных эмоций, что, конечно, психологически их сближает.
При выполнении игровых заданий, участники чувствуют массу позитивных эмоций и радостных воспоминаний, что содействуютвырабатыванию коммуникативных навыков участников [11, c. 67].
То есть, помимо функций традиционных экскурсий −информации, организации культурного досуга, расширения кругозора и формирования интересов, экскурсионные квесты способствуют созданию команды, что очень важно.
Выстроенные тимбилдингекоманды− термин, который обыкновенно применяется в контексте бизнеса и причисляются я к обширномудиапазону воздействий для произведения и увеличения эффективности работы команды. Идея командных методов взаимодействия заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 1960-1970-е годы 20 века. В настоящее время тимбилдинг является одной из самых перспективных моделей корпоративного менеджмента, которая содействует эффективности компании и представляет собой наиболее действенный инструмент управления персоналом. Командное строительство направлено на образование групп равноправных специалистов различной специализации, совместно ответственных за результаты своей деятельности и на паритетной основе осуществляющих разделение труда в команде.Образование команды - это внутриколлективный процесс. Основная цель −содействие сплоченности группы на основе общих ценностей и представлений.
Ставит перед собой следующие цели:
× формирование навыков успешного командного взаимодействия в различных ситуациях;
× повышение уровня личной ответственности за результат;
× изменение стратегии от конкуренции к сотрудничеству;
× создание доверительности в отношениях и потребности в оказании взаимопомощи;
× перенос позиции собственного эго на общие интересы команды;
× повышение командного духа, получение заряда позитивного настроя;
× вывод команды на лидирующие позиции турнира.
Стабильность к стрессу,способность взаимодействовать вуказанию, творчество при решении задач −это те качества, которые все чаще становятся необходимыми для эффективной деятельности компании. Опытные руководители проводят тренинги этих полезных качеств у своих сотрудников. Участие в городском квесте-командной игре, заключающейся в движении по заданному маршруту и выполнении различных заданий в пути, обеспечивает в развлекательной форме положительный настрой на командное взаимодействие, раскрыть таланты сотрудников, повысить их самооценкутаким образом, поощрить на проявление креативности к решению трудных задач.
Экскурсанту нужно постараться запомнить многое из увиденного и услышанного. Для этого необходима продуктивно работающая память.
А. В. Петровский выделяет следующие условия успешного запоминания информации:
1. Остаётся в памяти лучше тот материал, над которым человек размышляет. Известно, что непроизвольно и на длительное времязапоминается то, что имеет для личности смысл, значимость и если оно эмоционально окрашено. Непроизвольное запоминание тем более продуктивно, чем более интереса вызывает у личности осуществляемая деятельность.
2. Остаётся в памяти все то, с чем человек активно взаимодействует. Эта закономерность обнаружена и в опытах с практическими, трудовыми действиями. Однако, отметим, что одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсолютно одинаковым результатам запоминания у всех людей, так как эти условия всегда преломляются через прошлый опыт человека и его индивидуальные особенности [5, c. 32].
Еникеев М. И. также отмечает несколько факторов успешного непроизвольного запоминания информации:сильные физические раздражители то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность раздражители, значимые для данного индивида раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;то, что более всего связано с потребностями данного человека;то, по отношению к чему проявляются активные действия.
То есть, задача, требующая длительного усилия для ее решения, запоминается непроизвольно и прочно, источник хорошо запоминается в ходе работы лица индивида.В первую очередь в целом, в памяти оставляется, то, что значимо в деятельности человека, с чего начиналась и чем заканчивалась эта деятельность, какие трудности возникали на пути к ее осуществлению. Как известно, что все люди по разному воспринимают поступающею информацию, некоторые люди лучше запоминают помогающие, а другие - затрудняющие факторы деятельности. В той или иной степени все эти факторы присутствуют во время выполнения квеста.
Таковым образом, квест-экскурсия − это услуга по организации посещения коллективом или индивидуально, заранее подобранных достопримечательностей экскурсионного показа, в ознакомлении и изучении посредством наблюдения, знакомство с другими субъектами и решения логических задач под инструкцией экскурсовода [5, c. 84].
Квест-экскурсия, как новое течение, дает потенциалсоединить игру и экскурсионнуюдеятельность. Данное организация услуг проводится в отсутствии классических экскурсоводов, сочетание экскурсии и квеста, в ходе прохождения познают исторические реалии о людях, основывавших биографию города, чередуются с занимательнымиразгадками и головоломками. Город возникает, то как хорошо узнаваемым, то как в абсолютно неожиданном ракурсе, участники постигают и город, знакомясь с новыми фактами его биографии.
Квест-экскурсии − это широко распространенный возможность попробовать себя,свои возможности, посмотреть на себя по-новому и заработать драгоценный опыт. Помимо этого − это хорошая тренировкадля нового ролевого поведения, различающееся от его привычной общественной роли. Подобный способ вырабатывает у личности гибкость, она может побывать, благодаря квесту, в разных позициях и на самых разнообразных логических уровнях.
Необходимость следовать заданным правилам игры,достигать своей предоставленной экскурсоводом целей и мотивов других участников,вынуждают человека,посредством наводящих вопросов и анализа поведения напарников по игре, разгадывать их скрытые мотивы и предполагать действия. Поэтому квест-экскурсию не только приятное занятие. Оно дает возможность участникам примерить на себя незнакомые роли, научиться понимать и предсказывать действия другого человека, толерантно относиться к людям, которые отличны от них самих.
1.2. Виды-экскурсий
Автоквест − активное, познавательно-развлекательное состязание, заключающееся в разгадывании зашифрованных пунктов размещения задания. Этот вид эффективен, поскольку развивает эрудицию,учитмыслить и работать в команде, а также вырабатывает навык применения тактики и стратегии в практической деятельности. Автоквест позволяет лучше познать историю своего города, его жителей их обычаи и их нравы. Игра развивает самое главное для ориентирования в городе: коммуникативные навыки и умение находить выход в критической ситуации [8, c. 75].
Современный автоквест – это некий симбиоз «Что? Где? Когда?», «Зарницы» и «Форт Байярд-а». Для участия в игре понадобится автомобиль, фонари, выход в интернет. А также желательна удобная одежда, которую не жаль испортить. Команды, в состав которых входят штаб и несколько экипажей, соревнуются с другими, кто быстрее найдет в загадках зашифрованноеместо в городе. Загадки распределяются по командам с помощью интернета. В загадке зашифрован адрес, по которому нужно найтиособый код, который необходимо ввести на сайте организатора квеста, чтобы получить следующее задание.
Коды могут быть расположены в любом неожиданном месте: в подъездах, разрушенных зданиях, сараях. Масса заданий таких, когда участники не знают место нахождения и что необходимо делать, для того, чтобы найти код. Побеждает та команда, которая быстрее других команд, выполнит все необходимые задания.
Кроме игровых, бывают и краеведческие автоквесты. Участники игры в установленный день скачивают по сети интернет задание, содержаниекоторого, множество фотографий и изображений исторических достопримечательностей, которые им предстоит отыскать и сфотографировать за отведённое время (как правило, 1–2 выходных дня), а иногда и выполнить дополнительное задание по поиску какой-либо исторической информации. Обязательным элементом автоквеста является посещение музеев. Результаты должны быть представлены организаторам в виде фотографий и ответов на вопросы и отправлены по электронной почте.
Краеведческий автоквест дает возможность участникам совершать периодические путешествия, передвигаясь на собственном автомобиле по историческим местам города, не обладая никакими особо – специфичными навыками вождения или дополнительными знаниями. Вся нужная для такого путешествия информация вложена в полученном задание автоквеста. Как правило, в таком путешествии с удовольствием участвуют всей семьей, чтобы только за один уикенд испытать яркие впечатления и обогатиться новыми знаниями [4, c. 88].
Примером подобного вида квеста является известный в Санкт-Петербурге и по всей России автоквест «Дозор». Этот квест образовался в 2008 году и успешно функционирует по сегодняшний день. Игры проводятся по всем городам России. «Дозор» получил широкую славу своими сложными головоломками и самыми нестандартными заданий. Например, в 2012 году проводился квест в Казани, одной из пунктов, где участники должны были найти серебряный ключ для разгадки. В одном из испытаний был бассейн, куда участники должны были погружаться с аквалангом и искать на дне брелки с кодами.
При организации и разработке автоквеста, ведущим требуется тщательно изучить место, где будет проходить будущий квест. Большое значение имеет дорожная инфраструктура, так как квест проводится на машинах. Если это крупный город, то игры лучше проводить в ночное время, когда нет "пробок" в дороге - время все же жестко ограниченно у участников [8, c. 22].
Фут-квесты − это командная игра, в которой игроки передвигаются по пунктам с поручениями, объединенными общемруководством и заданием. Задание или инструкцияисполняет роль прогулочного пешеходного маршрута, построенного на основе загадок и ребусов. Кто скорее справится полноценно с заданиями и разгадает основное слово, нужного для игры, тот приходит к победе. Смысл игры −добраться до финала, разгадав кодовое слово с подмогой промежуточных заданий-подсказок. В этом квесте нужны знания, интеллект, смекалка, сила и ловкость. Идея элементарна, но особенность в самих заданиях.Они подбираются таким образом, чтобы не требовались какие-то специальные знания или умения, но в то же времянаибольшему вниманию уделяется оригинальности и интересности. Так что, чтобы извлечь код, за которым идет охота, командам придется немало постараться. Способы передвижения: пеший ход и общественный транспорт. Все доступно и привычно, длительность игры: 3–4 часа. В качестве основной аудитории может выступить любой желающий. Здесь нет ни возрастного ограничения, ни ограничений по половому признаку. Но все же основная масса играющих – энергичные молодые люди и девушки в 16–30- летнего возраста.
Особенно приветствуют такие квесты школы и университеты, там они очень распространены. Так,например, Санкт-Петербургский государственный институт в октябре 2011 года провел фут-квест для студентов, живущих в общежитиях. Начинался квест в учебном корпусе, откуда студенты стартовали в поиск разгадок, посещая находящиеся в городе общежития. Заковыристо составленные задания, приводили студентов на территории заводов и предприятий Санкт-Петербурга.
Фут-квест более энергичный вид, чем автоквест, так как участники передвигаются по городу пешком или на общественном транспорте, что намного снижает скорость движения.
Фут-квесты проводятся днем, в связи с тем, что участники передвигаются самостоятельно, ночью это менее удобно, при разработке данного квестацелесообразнее использовать объекты, находящиеся в доступной близости друг от друга.
Городское ориентирование – квест, является своеобразным видом спорта, включил в себя элементы интеллектуальной игры и получил широкое распространение в начале 21 века. Целью участников соревнований является поиск и достижениезаданных организаторами,контрольных пунктовза наименьшее время. В отличие от классического спортивного, городское ориентирование располагает несколькими способами задания контрольных пунктов. Это возможно могут быть адреса, местные названия и ориентиры, свойственные городском