Оказание профессиональных услуг в области архитектуры

Положения проекта закона, регламентирующие организационно-правовые формы и порядок оказания профессиональных услуг в области архитектуры, будут разработаны на основе лучших мировых практик регулирования данной деятельности.

Профессиональные услуги в области архитектуры будут описаны в законе с учетом определения состава услуг архитекторов, указанных в классификации ООН/ВТО (код 86714), и включают в том числе предпроектные исследования, управление контрактами на строительство, архитектурный надзор и постфактумную оценку зданий, сооружений и иных объектов.

Профессия архитектора в мире относится к свободным профессиям, (liberal professions). В соответствии с определением Европейской комиссии, указанные профессии требуют специальной подготовки в науках или искусствах и детально регулируются государственными или профессиональными органами. Для свободных профессий характерна такая особая форма оплаты труда как гонорар.

Для определения размеров гонорара архитекторов в мировой практике традиционно применяются прейскуранты, содержащие рекомендованные тарифы на весь перечень услуг. Так, например, в Германии документ, устанавливающий тарифы на архитектурные и инженерные услуги, называется Honorarordnung für Architekten und Ingenieure – HOAI). В нем детализированы тарифы на услуги в зависимости от стадии проектирования, сложности и категории объектов и пр.

В законе будут урегулированы вопросы ценообразования на архитектурные услуги.

По запросу главных архитекторов городов профессиональным объединением архитекторов могут создаваться архитектурные консультации для обеспечения потребностей муниципалитетов в качественной городской среде. В архитектурных консультациях обязаны оказывать на профессиональной основе архитектурные услуги архитекторы – члены профессионального объединения архитекторов, зарегистрированные на территории соответствующего муниципалитета.

Порядок финансирования архитектурных консультаций должен быть установлен в законе, источником финансирования могут быть муниципальные бюджеты, а также межбюджетные субсидии, выделяемые на цели повышения архитектурного качества зданий и городской среды.

Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона

Принятие федерального закона об архитектуре создаст необходимую правовую базу для повышения качества зданий и сооружений и создания комфортной и безопасной среды жизнедеятельности человека.

Важнейшим социально-экономическим последствием принятия закона станет восстановление профессионального статуса архитектора и его ведущей роли в защите прав граждан на благоприятную и эстетически привлекательную, сформированную средствами архитектуры среду обитания и жизнедеятельности, обеспечивающую условия для развития личности, экономического, социального и культурного прогресса государства.

Юридическим последствием принятия закона станет гармонизация системы регулирования разработки и реализации инвестиционно-строительных проектов в России и развитых странах мира, обеспечение эквивалентности статуса архитектора в России и указанных странах, обеспечение надлежащих условий реализации предусмотренных статьями 6 и 42 Конституции Российской Федерации прав человека и гражданина на достойную жизнь, свободное развитие и благоприятную окружающую среду.

Заключение

Настоящая Концепция направлена на комплексное и системное законодательное урегулирование современных проблем архитектурной и связанной с ней градостроительной деятельности в Российской Федерации и предусматривает обеспечение участия архитекторов в повышении архитектурного качества зданий и шире – благоприятной, эстетически привлекательной, формируемой средствами архитектуры среды обитания и жизнедеятельности человека.

Разработка и реализация пакета законодательных актов, актуализирующих Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», может осуществляться поэтапно, по мере разработки системы документов государственной архитектурной политики.

Принятие этого закона обеспечит принципиально новое качество регулирования профессии архитектора и функционала его общественно значимой деятельности, создаст институциональные предпосылки для достижения высокого качества среды жизнедеятельности человека в Российской Федерации, что в свою очередь станет существенным фактором национального развития.

Наши рекомендации