Соотношение разрабатываемого регулирования с законом о независимой оценке квалификаций
Предлагаемые в настоящей Концепции положения относительно условий и порядка получения (приобретения) титула (статуса) архитектора предусматривают такой порядок подтверждения профессиональной квалификации архитекторов, который содержит более высокий уровень гарантий их профессионализма, нежели установленный Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Противоречия между общим порядком подтверждения квалификаций, направленным на структурирование квалификаций работников массовых видов деятельности на рынке труда, с одной стороны, и особым порядком приобретения титула (статуса) архитектора и права на оказание профессиональных услуг в области архитектуры, сложившимся в мировой практике и требующим применения и в России, объективно имеют место, но не является неустранимыми на практике.
В переходный период реализации концепции система оценки квалификации архитекторов может формироваться на основе инструментов, создаваемых Национальным объединением изыскателей и проектировщиков. С учетом данного обстоятельства создаваемая система центров оценки квалификаций (ЦОК) и Национальный реестр специалистов в области организации инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования могут рассматриваться в качестве организационно-технологического фундамента будущей системы регулирования профессии архитектора: предлагаемой в настоящей концепции.
Получение свидетельства о квалификации для работника профессии, у которой нет сложившейся международно признанной практики регулирования, представляет собой, с одной стороны, значительный шаг вперед в сравнении с полным отсутствием системы подтверждения квалификации, и может стать первым шагом в процессе поэтапной реализации концепции в части формирования системы профессиональных квалификаций в архитектуре.
Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности определяется как процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»).
Установленная вышеуказанным законом процедура подтверждения соответствия квалификации центром оценки квалификаций решает существенно меньший объем задач, чем сложившаяся в развитых странах мира международно признанная практика подтверждения соответствия квалификации архитекторов, поэтапную гармонизацию с которой предусматривает настоящая концепция.
Вышеуказанная гармонизация предполагает поэтапный переход от плоской одноуровневой системы получения работником свидетельства о квалификации в работающем по типовым правилам центре оценки квалификаций к развитой и гармоничной многоуровневой системе профессионального регулирования архитекторов, представляющей собой сложную комбинацию из требований к профессиональному образованию, практической подготовке, профессиональному развитию, страхованию профессиональной ответственности, полностью совместимой с системами регулирования профессиональной деятельности архитекторов, действующими в развитых странах мира.
Так, например, в США лицензирование архитекторов осуществляется Управлениями по регистрации архитекторов, своим в каждом из штатов, они же принимают квалификационный экзамен, устанавливают и администрируют производства по делам по рассмотрению жалоб на архитекторов и применению к ним дисциплинарной ответственности в связи с нарушением этических норм, а также реализацию программ профессионального развития. Такая же практика установилась и в Великобритании.
В то же время во Франции или в Германии вопросы сдачи квалификационного экзамена и применения этических норм профессионального поведения архитекторов отнесены к полномочиям Ордена архитекторов и земельных палат архитекторов и инженеров соответственно.
Таким образом, очевидно, что полномочия по приемке квалификационного экзамена на право стать архитектором находятся у негосударственных органов и организаций, специально уполномоченных государством на регулирование профессии архитектора, при этом квалификационный экзамен представляет важную, но всего лишь часть пакета условий для приобретения этого права.
Важно отметить, что разрабатываемая в настоящей Концепции система профессионального регулирования архитекторов основывается на том, что оказание профессиональных услуг в области архитектуры представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую субъектом с особым статусом. Данная деятельность имеет отличительные особенности, ставящие её в один ряд с другими регулируемыми видами профессиональной деятельности.
Она непосредственно связана с общественной и культурной значимостью архитектуры, необходимостью участия архитектора в процессе производства публичных благ – зданий, сооружений и среды жизнедеятельности в целом, являющихся материальным выражением уровня цивилизации и культуры государства.
При этом, участие архитектора в производстве публичных благ осуществляется на профессиональной основе, аналогично тому, как на профессиональной же основе адвокатом оказывается квалифицированная юридическая помощь доверителям в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации»).
Будет уместным заметить, что по закону адвокат определен как независимый профессиональный советник по правовым вопросам и не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
К специальным субъектам профессиональной деятельности законодательство Российской Федерации относит также оценщиков, аудиторов, нотариусов и арбитражных управляющих. В целом, формирование национальной модели регулирования профессиональной деятельности в России находится еще в ранней стадии своего становления, поэтому многие общие принципы такого регулирования будут апробироваться в рамках разработки специальных законов, регламентирующих тот или иной вид профессиональной деятельности, а не в общих положениях соответствующего законодательства.
Архитектор участвует в создании произведений архитектуры и шире – общественных благ - среды жизнедеятельности человека, формирующих материальный базис для реализации права на достойную жизнь, свободное развитие и благоприятную окружающую среду (статьи 6 и 42 Конституции Российской Федерации).
В случае с профессией архитектора право на занятие ею предполагает не доступ на рынок труда, а доступ на рынок профессиональных услуг в области архитектуры.
В соответствии же с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» предметом регулирования его являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Проведенный анализ различий в целях и способах подтверждения соответствия квалификации показывает, что урегулирование актуальных проблем архитектурной деятельности не может быть достигнуто на условиях применения порядка оценки и подтверждения квалификации, установленных Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и требует специального законодательного закрепления.