Как выжить в период упадка и восстать из пепла

У этой книги практическая направленность. В теории, если следовать разумным советам (а лучшие советы, несомненно, мои), можно избежать опасностей, способных подорвать ваше лидерство. В то же время реальность сильно отличается от теории. Каждый лидер может указать на огрехи в своей деятельности, многие из которых я упомянул в этой главе. Таким образом, навыки преодоления трудностей и возобновления успешной деятельности совершенно необходимы.

Какие отношения нарушились за время ваших трудностей? Можно ли поправить дело? Что делать с неудачными проектами и пропущенными сроками сдачи? Как компенсировать ущерб? Если вам предстоит восстановить свои пошатнувшиеся лидерские позиции, вы должны обязательно задать эти вопросы.

Начните с людей. Найдите тех, кто пострадал из-за допущенных вами ошибок, и извинитесь перед ними. Не ищите себе оправданий – признайте свою неправоту. Не вдавайтесь в сентиментальность или драматизм – просто дайте знать, что вы сожалеете о том, что случилось, и двигайтесь дальше. Незаслуженно пострадавшие ждут, когда перед ними извинятся, и если вы признаете свои ошибки, вас будут уважать за честность. Дело не том, чтобы установить теплые отношения, а в том, чтобы восстановить фундамент лидерства. Необходимость ставить точки над «i» в ваших отношениях с персоналом не слишком приятна, но без этого не обойтись. Если вы ранее успели проявить лидерские качества, сотрудники вас простят. Не обманывайте их ожидания – не извиняйтесь по электронной почте. Если обида носит личный характер, то и извиняться надо без посредников – в конце концов, никто не заставляет вас документировать свои огрехи.

Ущерб, нанесенный процессам, не носит столь личный характер, но компенсировать его не проще, чем испорченные человеческие отношения. Если допущенные вами ошибки явили собой прямое нарушение правил компании, принятых принципов работы или методологии разработки, лучше всего постараться обеспечить соответствие им. Составьте для себя план повторного изучения всех значимых правил компании, имеющих отношение к вашей деятельности. Правила имеют одну четкую функцию – они обеспечивают единообразие в работе и в достижении качественных результатов. Мы, разработчики, очень ревностно относимся к своей независимости, в связи с чем часто легкомысленно воспринимаем правила. Вы – руководитель и лидер, – демонстрируя пример несерьезного отношения к правилам, можете ожидать того же от своих подчиненных.

Как избежать заката

В идеале лидер вообще не должен попадать в ситуации заката. Чтобы восстановить лидерские позиции, вы должны придерживаться фундаментальных принципов лидерства – о них, кстати, речь пойдет в следующей главе. Обзор негативных аспектов деятельности руководителя, приведенный в этой главе, был призван помочь вам разобраться в некоторых стереотипных стилях руководства, которые за незнанием лучшего мы иногда принимаем или имитируем. Приходя на руководящие посты из рядов программистов, мы, как правило, лишены формального образования в области менеджмента и лидерства, а потому имеем обыкновение переносить все наработанные нами в качестве программистов административные навыки на свою новую роль. Некоторые из навыков действительно применимы к руководящей деятельности, но далеко не все.

Резюмирует все вышесказанное табл. 7.3 – надеюсь, она поможет вам избежать негативных аспектов лидерства.

Таблица 7.3. Порочные стили руководства

Как видно из табл. 7.3, употребление порочных стилей руководства приводит к определенным последствиям и для самого менеджера, и для его подчиненных, и для продукта. Представители этих стилей не уделяют внимание вопросам лидерства – они либо ведут своих сотрудников в неверном направлении, либо вообще их никуда не ведут. Знание последствий применения упомянутых стилей руководства поможет вам побороть их симптомы. Впрочем, в каждом конкретном случае вы должны проанализировать личные причины появления признаков того или иного стиля – ведь если лечение не затрагивает первопричины болезни, уничтожить ее оно не сможет.

Что дальше

В следующей главе мы рассмотрим фундаментальные качества лидера. Получить адекватное представление о полноценном лидерстве можно, сравнив стили, описанные в этой и следующей главах. Быть может, знание отрицательных аспектов лидерства при одновременном рассмотрении его положительных качеств приведет вас к прозрению. Всем нам время от времени нужны источники вдохновения, и, я надеюсь, материал следующей главы поможет вам обрести уверенность в своих силах и дополнительные навыки лидерства.

Глава 8

Восход лидера

Учитывая, что в предыдущей главе мы рассмотрели негативные аспекты лидерства, полагаю, оно заслуживает реабилитации. Знание всех проблем, с которыми время от времени сталкиваются лидеры, заставляет усомниться в том, можно ли вообще преуспеть в этом качестве, – уверяю вас, можно. Хороший лидер – это гораздо больше чем блестящий руководитель. Лидерство, хотя оно и строится на основе различных стилей руководства, подразумевает приложение значительных усилий, которые отнюдь не ограничиваются координацией людей и процессов. Лидеры должны быть на передовой – они призваны разрабатывать новые пути развития компании, привлекая для этой цели надлежащие технологии. Не всегда лидеру удается с первой попытки заставить окружающих двигаться в выбранном направлении. Мобилизовать сотрудников на решение определенных задач помогает харизма – одна из черт лидера, которую, по моему мнению, практически невозможно привить. Харизматический лидер тем более должен понимать, в каком направлении двигаться.

Подобно программному обеспечению, лидерство выстраивается на определенном фундаменте. Для программных продуктов в этой роли выступает архитектура, а для лидерства – ваш характер. Характер, который должен отвечать четким требованиям. Характер, предполагающий ответственность за подготовку технических достижений компании и за их реализацию силами ее сотрудников. Подробнее об этих фундаментальных принципах мы и будем говорить в настоящей главе – культивируя и дополняя их, вы сможете добиться в своей деятельности грандиозных успехов.

Подобно программному обеспечению, лидерство выстраивается на определенном фундаменте. Для программных продуктов в этой роли выступает архитектура, для лидерства – ваш характер.

Наши рекомендации