Расчет закрытой цилиндрической передачи
Определяем межосевое расстояние:
Из условия контактной прочности определяем межосевое расстояние передачи
где Ка - коэффициент межосевого расстояния,Ка = 495 МПа - для прямозубых колес;
ψba - коэффициент ширины колесаb2относительно межосевого расстояния aω;
КHβ - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии.
ψbd – допускаемое контактное напряжение передачи, МПа.
ψbd= ψba(u + 1)/2=0,4∙(5+1)/2=1,2
тогда принимаем исходя из [табл. 3.5] КHβ = 1,07
, мм.
Для прямозубых колес модуль зацепления рассчитываем по выражению
m= (0,01...0,02)аw, мм,
m= (0,01...0,02)∙225=2,25…4,5;
Принимаем стандартный нормальный модуль m=3мм.
Определение числа зубьев:
Суммарное число зубьев zc определяем по формуле:
,
где – суммарное число зубьев,
Затем вычисляем число зубьев шестерни z1 и колеса z2:
.
Уточняем передаточное отношение:
Таблица 2 - Основные параметры передач внешнего зацепления с цилиндрическими прямозубыми колесами.
Геометрические параметры | Расчетные формулы для прямозубых колес |
Диаметр делительный окружности d, мм: | |
шестерни | |
колеса | |
Диаметр окружности выступов da, мм | |
шестерни | |
колеса | |
Диаметр окружности впадин df ,мм | |
шестерни | |
колеса Уточняем Межосевое расстояние аω, мм | |
Ширина зуба b, мм | |
шестерни | |
колеса |
Окружная скорость колес:
м/с.
Проверяем расчет закрытой цилиндрической зубчатой передачи:
Расчет сил в зацеплении:
Окружные: 3777 Н;
Н;
Радиальные: 1375 Н;
Осевое усилие: ;
Проверяем передачи по условию контактной прочности:
где ZH =1,76 коэффициент, учитывающий форму сопряженных зубьев,
ZM - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес,
ZM = 275 МПа1/2;
Z ε - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактной линии для прямозубых колес
где -коэффициент торцевого перекрытия
где qHt - удельная расчетная окружная сила
где - коэффициент неравномерности распределения на грузки по длине зуба при изгибе,
- коэффициент неравномерности распределения нагрузки между отдельными зубьями, для прямозубых передач ,
- коэффициент динамической нагрузки, который зависит от твердости материала колес, их скорости т степени изготовления,
МПа,
Перегрузка передачи по контактным напряжениям составляет величину:
100 % = 10,3 %,
Это не выходит за пределы нормы- максимальная перегрузка не должна превышать 20%.
Вычисляем напряжения изгиба у ножки зуба:
Зубья шестерни и колеса буду иметь равную прочность на изгиб при следующем условии
Проверка зубьев на изгибную прочность:
МПа,
где YF - коэффициент формы зуба, (для шестерни для колеса [табл. 3.11];
Yβ- коэффициент, учитывающий наклон зубьев
где Yε – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев;
qFt - удельная расчетная окружная сила
где - коэффициент неравномерности распределения на грузки по длине зуба при изгибе, принимаем его исходя из [табл. 3,9]
- коэффициент неравномерности распределения нагрузки между отдельными зубьями, для прямозубых передач , принимаем его исходя из [табл. 3,9]
- коэффициент динамической нагрузки, который зависит от твердости материала колес, их скорости т степени изготовления, принимаем его исходя из [табл. 3,10]
Таким образом, полученные в результате расчета изгибные напряжения значительно меньше допускаемых ( МПа МПа).
Расчет на изгиб выполнен для наиболее слабого звена - колеса, т. к. у нее отношение меньше, чем у шестерни
Полученные результаты показали, что спроектированная передача удовлетворяет условиям работоспособности.