Конструирование корпусных деталей
К корпусным деталям относят детали, обеспечивающие взаимное расположение деталей узла и воспринимающие силы, действующие в редукторе.
Корпус редуктора – разъёмный, состоящий из литых чугунных картера и крышки. Для удобства обработки плоскость разъёма, проходящая через оси валов, располагается параллельно плоскости основания корпуса. Для образования соединения плоскость разъёма оформляется фланцами и бобышками.
Крышка корпуса крепится к основанию болтами с наружной шестигранной головкой и гайками. Для облегчения разъединения крышки с корпусом редуктора во фланце крышки предусмотрены два отверстия для отжимных болтов.
В верхней части крышки корпуса расположено закрытое крышкой смотровое отверстие (люк), предназначенное для контроля сборки и осмотра редуктора при эксплуатации, а также для заливки масла. К смотровой крышке приварена пробка-отдушина, служащая для сообщения внутренней полости корпуса с внешней средой и предотвращения, таким образом, повышения давления внутри редуктора.
Для слива загрязненного продуктами износа масла в корпусе редуктора предусмотрено сливное отверстие, закрываемое пробкой. Под пробку установлена уплотняющая прокладка из паронита. Для наблюдения за уровнем масла используется жезловый маслоуказатель.
Для подъема и транспортировки редуктора предусмотрены проушины в крышке корпуса.
Габаритные размеры корпуса определяются размерами расположенных в нем зубчатых колес и подшипников.
Минимальная толщина стенки чугунного литого корпуса редуктора должна быть не меньше 6 мм.
На рисунке 11 показаны корпус и крышка одноступенчатого редуктора в сборе, разъём которых выполнен в плоскости осей валов. Корпусная деталь состоит из стенок, рёбер, бобышек, фланцев и других элементов, соединённых в единое целое.
Масло в корпус редуктора заливают через верхний люк (окно) из расчета (0,2…0,3)литра масла на 1 кВт передаваемой мощностипри средних рабочих скоростях и нагрузках. Глубина погружения колеса в масло должна быть не менее 10 мм.
Рисунок 9 – Корпус и крышка редуктора
Размеры основных элементов литых корпуса и крышки редуктора определены в таблице 3 (см. приложение 2).
Таблица 3 – Размеры элементов корпуса и крышки редуктора
В миллиметрах
Наименование | Размеры | |||
Толщина стенки | крышки | |||
корпуса | ||||
Диаметр болтов | стяжных | , принимаем | ||
фундаментных | принимаем | |||
Расстояние между осью подшипника (большего) и осью стяжного болта. | =0,5·62+8=39 | |||
Расстояние между осью подшипника (меньшего) и осью стяжного болта | =0,5·52+8=34 | |||
Расстояние между стяжными болтами | ||||
Фланцы разъёма корпуса | толщина (для корпуса) толщина (для крышки) | =9 =7,8 | ||
ширина большая | =3·10=30 | |||
ширина меньшая | =3·8=24 | |||
Зазор | между зубчатым колесом и стенкой корпуса или крышки | ∆=10 | ||
Расстояние до оси стяжного болта | =12 | |||
Диаметр углубления (зенковки) под торец гайки или винта | , , | |||
Рисунок 10
При длительной работе из-за нагрева масла и воздуха повышается давление внутри редуктора, что приводит к просачиванию масла через уплотнения и стыки. Чтобы этого избежать, внутреннюю полость редуктора сообщают с внешней средой путём установки отдушины в смотровой крышке.
При конструировании подшипниковых крышек определяющим является наружный диаметр D подшипника. В зависимости от диаметра D определяются размеры привертных крышек.
Принята схема установки подшипников "враспор". Торцы внутренних колец подшипников быстроходного вала упираются в буртики на валу. Торцы внутренних колец подшипников тихоходного вала с одной стороны упираются в буртик вала, а с другой – в распорную втулку. Торцы наружных колец упираются в торцы привертных подшипниковых крышек, закрепленных в корпусе болтами. Регулирование подшипников осуществляется набором тонких металлических прокладок, устанавливаемых между уплотнительными прокладками под фланцы крышек.
Определим диаметры привёртных крышек подшипников (рисунок 13) D3, конструктивных диаметров D2, числа z винтов и диаметры d4 винтов крепления крышек в таблице 4.
Рисунок 11 – Размеры привертной крышки
Таблица 4 – Размеры крышки
D1п, мм | d4, мм | D2, мм | D3, мм | h0, мм | h1, мм | z | δ2, мм | l, мм |
Для предотвращения вытекания смазки из корпуса редуктора по консолям валов и защиты подшипников от загрязнения извне используют различные виды уплотнений (см [3] п. 11.4). На рисунке 11 в качестве уплотнения изображена стандартнаярезиновые армированные манжета, которую подбирают по диаметру вала. Манжеты устанавливаются в сквозные крышки подшипников.
Подобраны две манжеты:
Манжета 1.1-6х52-2 ГОСТ 8752-79
Манжета 1.1-6х62-2 ГОСТ 8752-79
Проверочные расчеты
4.1 Расчёт валов на усталостную прочность
В качестве материала входного и выходного валов выберем нормализованную сталь 45 (ГОСТ 1050-88), у которой предел прочности МПа.
Расчёт валов на выносливость является уточненным и позволяет учесть влияние концентрации напряжений и абсолютных размеров на их прочность. Цель расчёта – определение запасов прочности в наиболее опасных сечениях вала S и в сравнении их с допускаемыми значениями [S]. Должно выполняться условие
S > [ S ].
Расчётное значение запаса усталостной прочности определяется по зависимости
,
где – запас усталостной прочности только по изгибу,
– запас усталостной прочности только по кручению.
Запасы усталостной прочности по изгибу и кручению определяются по зависимостям
;
,
где , – пределы выносливости при изгибе и кручении,
, – амплитуды циклов нормальных и касательных напряжений,
, – средние нормальные и касательные напряжения,
, – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении,
, – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии циклов напряжений при изгибе и кручении,
– фактор качества поверхности,
– масштабные факторы.
Силы в зацеплении.
Нормальные силы взаимодействия колёс направлены по общей нормали к профилям зубьев. Силу Fn можно разложить на составляющие (рисунок 12):
- Ft – окружную силу, направленную по касательной к начальной окружности (совпадающей для колёс без смещения с делительной окружностью); на ведущем колесе Ft1 направлена в сторону, противоположную вращению (противоположную w1), а на ведомом Ft2 – в сторону вращения колеса (в сторону w2);
- Fr – радиальную силу, направленную по радиусу к центру колеса;
- Fа – осевую силу, действующую в косозубой передаче и направленную параллельно оси колеса.
Рисунок 12 – Силы в зацеплении косозубой передачи
Направление осевой силы Fа зависит от направления вращения колеса, определяющего направление силы Ft, направления линии зуба, а также от функционального назначения колеса (ведущее или ведомое).
Примем левую линию зубьев для шестерни и правую – для колеса.
Расчёт выходного вала
Выберем расчётную схему выходного вала: подшипники заменим опорами А и B. Относительно опор венец зубчатого колеса расположен симметрично.
На валу установлено косозубое цилиндрическое колесо. Нормальная сила в зацеплении цилиндрической косозубой передачи Fn, приведенная к оси вала, нагружает его в сечении, расположенном на одинаковом расстоянии от опор. Вал под действием внешних сил изгибается силой Fn и скручивается моментом на валу Т2.
Определим силы, действующие в зацеплении, при угле наклона зубьев β=10°.
Окружная (тангенциальная) сила
.
Радиальная сила
Осевая сила
.
Нормальная сила
Определим реакции в опорах и построим эпюры моментов.
Вертикальная плоскость.
Вертикальные составляющие реакций в опорах RBy и RAy определяются из уравнений моментов относительно опор A и B:
Изгибающие моменты в вертикальной плоскости
,
где y1 = l/2 = 0,044 м.
Горизонтальная плоскость.
Осевая сила Fa2, действующая в горизонтальной плоскости, заменяется сосредоточенным моментом
,
где d2 = … – диаметр делительной окружности колеса.
Горизонтальные составляющие реакций в опорах RВx и RАx определяются из уравнений моментов относительно опор А и В:
Условие равновесия вала
RBx + RAx – Fr2 = 713 – 18 – 695 = 0
выполняется.
Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости
;
,
где x1 = x2 = l/2 = … м.
Суммарные изгибающие моменты
;
.
Крутящий момент
.
Рисунок 13 – К расчету выходного вала
Расчёт на выносливость выполняется для наиболее опасного сечения вала (сечение вала под колесом).
Амплитуда цикла нормальных напряжений, изменяющихся по симметричному циклу,
,
где МИ1 – максимальный изгибающий момент в расчетном сечении, МИ1 = ….Н·м;
– осевой момент сопротивления плоского сечения, d=dвала= dк = 37 мм - диаметр вала в опасном сечении I-I;
.
Касательные напряжения при кручении
τк1
где – полярный момент сопротивления плоского сечения.
Амплитуда цикла касательных напряжений, изменяющихся по отнулевому циклу:
,
.
Если вал, передающий постоянный вращающий момент, работает на растяжение или сжатие, то нормальные напряжения в нём изменяются по асимметричному циклу.
Средние нормальные напряжения, найденные без учета ослабления вала шпоночным пазом,
.
Средние касательные напряжения численно равны амплитудной составляющей касательных напряжений, т.е. .
Пределы выносливости при изгибе и кручении :
» (0,4…0,5) sв, , » (1,7…1,8) ;
где – предел прочности материала вала, для стали 45 = 600 МПа.
Коэффициенты чувствительности материала к асимметрии циклов напряжений при изгибе и кручении для среднеуглеродистой стали равны:
; .
Вычислим коэффициенты запаса сопротивления усталости по изгибу и по кручению в опасном сечении (dвала= dк = …):
.
ks = 1,7 и kt = 1,4 – эффективные коэффициенты концентрации напряжений, на валу в опасном сечении расположен шпоночная канавка; масштабный фактор выбираем по графику, кривая 2, при диаметре вала d= 37мм =0,78; фактор качества поверхности выбираем по графику, кривая 2, для sв = 600МПа =0,95; ys и yt – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений, для среднеуглеродистой стали ys=0,1 и yt=0,05.
Фактор Концентрации | kσ | kτ | ||
σВ, МПа | ||||
≤700 | ≤700 | |||
Шпоночная канавка | 1,7 | 2,0 | 1,4 | 1,7 |
Галтель при r/d=0,06 | 1,85 | 2,0 | 1,4 | 1,53 |
Определим коэффициент запаса усталостной прочности и сравним с допускаемой величиной.
Усталостная прочность выходного вала обеспечена.
Расчёт подшипников
Основной причиной выхода из строя подшипников качения является усталостное разрушение (выкрашивание) их рабочих поверхностей, а основным критерием работоспособности подшипника является его паспортная динамическая грузоподъемность С, указанная в каталоге. У правильно подобранного подшипника должно соблюдаться условие:
,
где – расчетная динамическая грузоподъемность подшипника.
Расчетная динамическая грузоподъемность подшипника определяется по зависимости [4]
, (12)
где P – эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник, Н;
L – номинальная долговечность подшипника, млн. оборотов;
p – показатель степени, для шариковых подшипников p = 3.