Определение мощности электродвигателя и подбор электродвигателя по каталогу
Редуктор цилиндрический
Пояснительная записка
1210.КР3.__.00.00 ПЗ
Выполнила Герасименко Т.В.
Студент группы 1284
Проверила Иванова М.А.
Санкт-Петербург
2017
Содержание
Техническое задание....................................................................................3
Введение.......................................................................................................4
1. Расчет редуктора.....................................................................................5
1.1 Определение мощности электродвигателя и подбор электродвигателя по каталогу........................................................................................5
1.2 Кинематический расчет редуктора...................................................6
1.3 Силовой расчет редуктора...............................................................6
2. Расчет зубчатой передачи......................................................................7
2.1 Выбор материала зубчатых колес...................................................7
2.2 Определение допускаемых контактных и изгибных напряжений..7
2.3 Геометрический расчет зубчатых колес..........................................9
2.4 Проверка зубьев на контактную и изгибную выносливость...........14
3. Эскизная компоновка механизма...........................................................15
3.1 Предварительный расчет валов.......................................................15
3.2 Выбор подшипников.......................................................................15
3.3 Расчет шпоночного и шлицевого соединения...................................17
3.4 Конструирование зубчатых колес....................................................20
3.5 Конструирование корпусных деталей..............................................22
4. Проверочные расчеты............................................................................26
4.1 Расчет валов на усталостную прочность.........................................26
4.2 Расчет выходного вала......................................................................27
4.3 Расчет подшипников.........................................................................31
4.4 Проверка работоспособности подшипников, установленных на выходном валу.........................................................................................32
5. Выбор способа смазки, смазочных материалов.....................................33
Заключение..................................................................................................35
Список использованной литературы.........................................................36
1210.КР3.__.00.00 ПЗ
Лит. Лист Листов 2 36 СПбГМТУ Кафедра ДМ и ПТМ |
Редуктор цилиндрический Пояснительная записка |
Техническое задание
Задание 5 , вариант 2
Тема: "Проектирование цилиндрического редуктора”
Срок сдачи май 2017
Спроектировать привод к ленточному конвейеру по данной схеме
Мощность на выходном валу редуктора P2=2,6 кВт.
Частота вращения выходного вала n2=210 об/мин.
Срок службы привода – t=20000 часов.
Рабочая нагрузка – постоянная.
Синхронная частота вращения вала двигателя nдв=1000 об/мин.
Представить пояснительную записку с расчётом привода, чертёж редуктора (вид сверху), рабочий чертёж зубчатого колеса.
Техническое задание |
Введение
Проектируемый горизонтальный одноступенчатый редуктор с цилиндрическими колёсами предназначен для передачи вращающего момента между двумя параллельными осями. Редуктор состоит из зубчáтой передачи, смонтированной на валах с подшипниками качения в литом чугунном корпусе. Корпус редуктора состоит из картера и крышки, скрепленных болтами. Разъём корпуса – горизонтальный, проходит по осям валов. В месте соединения поверхности картера и крышки пришабрены, при окончательной сборке покрыты герметиком. Положение крышки относительно корпуса фиксируется двумя штифтами, расположенными по диагонали.
Шестерня проектируется заодно с ведущим валом (вал-шестерня). Колесо насажено на ведомый вал по посадке с натягом, вращающий момент передается призматической шпонкой. Смещение колеса ограничивает с одной стороны буртик ведомого вала, а с другой – распорная втулка, внутреннее кольцо подшипника и наружное кольцо подшипника, которое упирается в крышку подшипника.
Ведущий и ведомый валы редуктора установлены на радиальных шариковых подшипниках. Подшипники регулируются подбором металлических прокладок.
Смазка передачи и подшипников осуществляется разбрызгиванием жидкого масла, заливаемого через смотровое отверстие в крышке корпуса. Уровень масла проверяют жезловым маслоуказателем. Отработанное масло сливают через отверстие, расположенное в нижней части корпуса, которое закрывается резьбовой пробкой.
Верхняя смотровая крышка редуктора снабжена ручкой-отдушиной, отверстие в которой соединяет закрытую полость редуктора с атмосферой. Для подъёма и транспортировки редуктора в крышке корпуса выполнены проушины с отверстиями для троса. Для облегчения разъединения крышки с корпусом во фланцах крышки предусмотрены резьбовые отверстия для отжимных винтов.
Введение |
Расчет редуктора
Силовой расчет редуктора
Определим вращающие моменты на входном и выходном валах редуктора, зная для каждого вала мощность и угловую скорость:
,
,
где =2,8·0,98=2,74 Вт
Расчет зубчатой передачи
Предварительный расчёт валов
Эскизная компоновка редуктора выполняется в два этапа. На первом этапе выявляется расположение деталей в корпусе; определяются расстояния между деталями, ориентировочные диаметры ступеней валов, месторасположение опор и расстояния между средними плоскостями колес и опорами.
На втором этапе разрабатывается конструкция колес, валов, подшипниковых узлов и корпуса.
Последовательность выполнения первого этапа эскизной компоновки (см. рисунок 4).
По найденному межосевому расстоянию aw наносим оси валов.
На осях валов вычерчиваем контуры зубчатых колес диаметрами da1 и da2 и шириной b1 и b2.
На расстоянии D = 10 мм от торцов колеса, от окружности вершин зубьев шестерни и окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса очерчиваем внутренний обвод стенок корпуса.
Определяем диаметры отдельных ступеней валов.
Рассчитаем минимальный диаметр входного вала, используя условие прочности на кручение и назначив допускаемое напряжение =30 МПа; момент в Н×мм:
Рассчитаем минимальный диаметр выходного вала, используя условие прочности на кручение и назначив допускаемое напряжение =40 МПа, момент в Н×мм:
Выбор подшипников
Диаметры валов под подшипники:
– для быстроходного вала мм,
– для тихоходного вала = 25 + 2 · 2,5 =30 мм,
где t – высота буртика вала.
D | 17-22 | 24-30 | 32-38 | 40-44 | |
T | 2,5 | 3,5 | |||
По полученным значениям диаметров валов под подшипники по
ГОСТ 8338-75 выбираем радиальные шариковые подшипники
– для быстроходного вала подшипник 205: d = 25 мм, D = 52 мм, B = 15 мм,
r = 1,5 мм.
– для тихоходного вала подшипник 206: d = 30 мм, D = 62 мм, B = 16 мм,
r = 1,5 мм.
Диаметры буртиков валов для упора подшипников определяем по зависимостям
,
.
Принимаем: , .
Диаметр вала под зубчатым колесом принимаем равным
.
Диаметр буртика dбк2 для упора зубчатого колеса
,
где h1 = 3 – 5 мм - высота буртика на валу,
.
Подшипник 205 ГОСТ 8338-75
Подшипник 206 ГОСТ 8338-75
Проверочные расчеты
4.1 Расчёт валов на усталостную прочность
В качестве материала входного и выходного валов выберем нормализованную сталь 45 (ГОСТ 1050-88), у которой предел прочности МПа.
Расчёт валов на выносливость является уточненным и позволяет учесть влияние концентрации напряжений и абсолютных размеров на их прочность. Цель расчёта – определение запасов прочности в наиболее опасных сечениях вала S и в сравнении их с допускаемыми значениями [S]. Должно выполняться условие
S > [ S ].
Расчётное значение запаса усталостной прочности определяется по зависимости
,
где – запас усталостной прочности только по изгибу,
– запас усталостной прочности только по кручению.
Запасы усталостной прочности по изгибу и кручению определяются по зависимостям
;
,
где , – пределы выносливости при изгибе и кручении,
, – амплитуды циклов нормальных и касательных напряжений,
, – средние нормальные и касательные напряжения,
, – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении,
, – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии циклов напряжений при изгибе и кручении,
– фактор качества поверхности,
– масштабные факторы.
Силы в зацеплении.
Нормальные силы взаимодействия колёс направлены по общей нормали к профилям зубьев. Силу Fn можно разложить на составляющие (рисунок 12):
- Ft – окружную силу, направленную по касательной к начальной окружности (совпадающей для колёс без смещения с делительной окружностью); на ведущем колесе Ft1 направлена в сторону, противоположную вращению (противоположную w1), а на ведомом Ft2 – в сторону вращения колеса (в сторону w2);
- Fr – радиальную силу, направленную по радиусу к центру колеса;
- Fа – осевую силу, действующую в косозубой передаче и направленную параллельно оси колеса.
Рисунок 12 – Силы в зацеплении косозубой передачи
Направление осевой силы Fа зависит от направления вращения колеса, определяющего направление силы Ft, направления линии зуба, а также от функционального назначения колеса (ведущее или ведомое).
Примем левую линию зубьев для шестерни и правую – для колеса.
Расчёт выходного вала
Выберем расчётную схему выходного вала: подшипники заменим опорами А и B. Относительно опор венец зубчатого колеса расположен симметрично.
На валу установлено косозубое цилиндрическое колесо. Нормальная сила в зацеплении цилиндрической косозубой передачи Fn, приведенная к оси вала, нагружает его в сечении, расположенном на одинаковом расстоянии от опор. Вал под действием внешних сил изгибается силой Fn и скручивается моментом на валу Т2.
Определим силы, действующие в зацеплении, при угле наклона зубьев β=10°.
Окружная (тангенциальная) сила
.
Радиальная сила
Осевая сила
.
Нормальная сила
Определим реакции в опорах и построим эпюры моментов.
Вертикальная плоскость.
Вертикальные составляющие реакций в опорах RBy и RAy определяются из уравнений моментов относительно опор A и B:
Изгибающие моменты в вертикальной плоскости
,
где y1 = l/2 = 0,044 м.
Горизонтальная плоскость.
Осевая сила Fa2, действующая в горизонтальной плоскости, заменяется сосредоточенным моментом
,
где d2 = … – диаметр делительной окружности колеса.
Горизонтальные составляющие реакций в опорах RВx и RАx определяются из уравнений моментов относительно опор А и В:
Условие равновесия вала
RBx + RAx – Fr2 = 713 – 18 – 695 = 0
выполняется.
Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости
;
,
где x1 = x2 = l/2 = … м.
Суммарные изгибающие моменты
;
.
Крутящий момент
.
Рисунок 13 – К расчету выходного вала
Расчёт на выносливость выполняется для наиболее опасного сечения вала (сечение вала под колесом).
Амплитуда цикла нормальных напряжений, изменяющихся по симметричному циклу,
,
где МИ1 – максимальный изгибающий момент в расчетном сечении, МИ1 = ….Н·м;
– осевой момент сопротивления плоского сечения, d=dвала= dк = 37 мм - диаметр вала в опасном сечении I-I;
.
Касательные напряжения при кручении
τк1
где – полярный момент сопротивления плоского сечения.
Амплитуда цикла касательных напряжений, изменяющихся по отнулевому циклу:
,
.
Если вал, передающий постоянный вращающий момент, работает на растяжение или сжатие, то нормальные напряжения в нём изменяются по асимметричному циклу.
Средние нормальные напряжения, найденные без учета ослабления вала шпоночным пазом,
.
Средние касательные напряжения численно равны амплитудной составляющей касательных напряжений, т.е. .
Пределы выносливости при изгибе и кручении :
» (0,4…0,5) sв, , » (1,7…1,8) ;
где – предел прочности материала вала, для стали 45 = 600 МПа.
Коэффициенты чувствительности материала к асимметрии циклов напряжений при изгибе и кручении для среднеуглеродистой стали равны:
; .
Вычислим коэффициенты запаса сопротивления усталости по изгибу и по кручению в опасном сечении (dвала= dк = …):
.
ks = 1,7 и kt = 1,4 – эффективные коэффициенты концентрации напряжений, на валу в опасном сечении расположен шпоночная канавка; масштабный фактор выбираем по графику, кривая 2, при диаметре вала d= 37мм =0,78; фактор качества поверхности выбираем по графику, кривая 2, для sв = 600МПа =0,95; ys и yt – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений, для среднеуглеродистой стали ys=0,1 и yt=0,05.
Фактор Концентрации | kσ | kτ | ||
σВ, МПа | ||||
≤700 | ≤700 | |||
Шпоночная канавка | 1,7 | 2,0 | 1,4 | 1,7 |
Галтель при r/d=0,06 | 1,85 | 2,0 | 1,4 | 1,53 |
Определим коэффициент запаса усталостной прочности и сравним с допускаемой величиной.
Усталостная прочность выходного вала обеспечена.
Расчёт подшипников
Основной причиной выхода из строя подшипников качения является усталостное разрушение (выкрашивание) их рабочих поверхностей, а основным критерием работоспособности подшипника является его паспортная динамическая грузоподъемность С, указанная в каталоге. У правильно подобранного подшипника должно соблюдаться условие:
,
где – расчетная динамическая грузоподъемность подшипника.
Расчетная динамическая грузоподъемность подшипника определяется по зависимости [4]
, (12)
где P – эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник, Н;
L – номинальная долговечность подшипника, млн. оборотов;
p – показатель степени, для шариковых подшипников p = 3.
Заключение
Спроектированный горизонтальный одноступенчатый редуктор с косозубыми цилиндрическими колесами представлен на чертеже 1210.КР3.02.00.00 .
Рабочий чертеж зубчатого колеса – 1210.КР3.02.00.02
Основные характеристики редуктора:
· Эл двигатель 132М6
· вращающий момент на ведущем валу, Н·м Т1 = 27,54;
· вращающий момент на ведомом валу, Н·м Т2 =118,24;
· частота вращения ведомого вала, об/мин n2 =210;
· КПД hред =0,96;
· передаточное отношение i12 =4,52;
· межосевое расстояние, мм aw =107,72 ;
· число зубьев шестерни z1 = 17;
· число зубьев колеса z2 = 76,84;
· модуль зубьев, мм mn =2,25 ;
· угол наклона зуба b =10;
· рабочая ширина зубчатого венца, мм bw = 43,088;
· степень точности изготовления передачи 9-В;
· габаритные размеры LxBxH, мм 335х255х226;
Ведущий и ведомый валы редуктора установлены на радиальных шариковых подшипниках: Подшипник 205 ГОСТ 8338-75
Подшипник 206 ГОСТ 8338-75
На концевом участке входного вала установлена шпонка
5×5×22 ГОСТ 23360-78
На концевом участке выходного вала – эвольвентные шлицы
Для передачи вращающего момента с зубчатого колеса на выходной вал подобрана шпонка 10х8х40 ГОСТ 23360-78
Для уплотнения валов применены манжеты:
Манжета 1.1-6х52-2 ГОСТ 8752-79
Манжета 1.1-6х62-2 ГОСТ 8752-79
Список использованной литературы
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора машиностроителя. Т. 1-2. – М.: Машиностроение, 2001. Т1 – 920 с. Т2 – 912 с. Т3 – 864 с.
2. Данилов В.К., Сенчурин Л.А., Половинкина Н.Б., Александров А.Р. Проектирование механических приводов палубных механизмов: Методические указания к курсовому проектированию. СПб.: Изд. СПбГМТУ, 1993
3. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 2009. – 447 с.
4. Иванова М.А. Детали машин и основы конструирования. Правила оформления курсовых проектов и расчётно-графических работ: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2013. – 87 с.
5. Кривенко И.С. Проектирование цилиндрического одноступенчатого редуктора. Метод. указания. СПб: Изд. Центр СПбГМТУ, 2005
6. Ноздрина Т.А. Основы конструирования узлов и деталей механического привода с учетом ЕСКД. Учебное пособие. Л.: Изд. ЛКИ, 1984
7. Черенкова С.В., Иванова М.А., Пазилова У.А. Детали машин. Часть 1. Механические передачи: Учеб. пособие. СПб.: СПбГМТУ, 2012.
Редуктор цилиндрический
Пояснительная записка
1210.КР3.__.00.00 ПЗ
Выполнила Герасименко Т.В.
Студент группы 1284
Проверила Иванова М.А.
Санкт-Петербург
2017
Содержание
Техническое задание....................................................................................3
Введение.......................................................................................................4
1. Расчет редуктора.....................................................................................5
1.1 Определение мощности электродвигателя и подбор электродвигателя по каталогу........................................................................................5
1.2 Кинематический расчет редуктора...................................................6
1.3 Силовой расчет редуктора...............................................................6
2. Расчет зубчатой передачи......................................................................7
2.1 Выбор материала зубчатых колес...................................................7
2.2 Определение допускаемых контактных и изгибных напряжений..7
2.3 Геометрический расчет зубчатых колес..........................................9
2.4 Проверка зубьев на контактную и изгибную выносливость...........14
3. Эскизная компоновка механизма...........................................................15
3.1 Предварительный расчет валов.......................................................15
3.2 Выбор подшипников.......................................................................15
3.3 Расчет шпоночного и шлицевого соединения...................................17
3.4 Конструирование зубчатых колес....................................................20
3.5 Конструирование корпусных деталей..............................................22
4. Проверочные расчеты............................................................................26
4.1 Расчет валов на усталостную прочность.........................................26
4.2 Расчет выходного вала......................................................................27
4.3 Расчет подшипников.........................................................................31
4.4 Проверка работоспособности подшипников, установленных на выходном валу.........................................................................................32
5. Выбор способа смазки, смазочных материалов.....................................33
Заключение..................................................................................................35
Список использованной литературы.........................................................36
1210.КР3.__.00.00 ПЗ
Лит. Лист Листов 2 36 СПбГМТУ Кафедра ДМ и ПТМ |
Редуктор цилиндрический Пояснительная записка |
Техническое задание
Задание 5 , вариант 2
Тема: "Проектирование цилиндрического редуктора”
Срок сдачи май 2017
Спроектировать привод к ленточному конвейеру по данной схеме
Мощность на выходном валу редуктора P2=2,6 кВт.
Частота вращения выходного вала n2=210 об/мин.
Срок службы привода – t=20000 часов.
Рабочая нагрузка – постоянная.
Синхронная частота вращения вала двигателя nдв=1000 об/мин.
Представить пояснительную записку с расчётом привода, чертёж редуктора (вид сверху), рабочий чертёж зубчатого колеса.
Техническое задание |
Введение
Проектируемый горизонтальный одноступенчатый редуктор с цилиндрическими колёсами предназначен для передачи вращающего момента между двумя параллельными осями. Редуктор состоит из зубчáтой передачи, смонтированной на валах с подшипниками качения в литом чугунном корпусе. Корпус редуктора состоит из картера и крышки, скрепленных болтами. Разъём корпуса – горизонтальный, проходит по осям валов. В месте соединения поверхности картера и крышки пришабрены, при окончательной сборке покрыты герметиком. Положение крышки относительно корпуса фиксируется двумя штифтами, расположенными по диагонали.
Шестерня проектируется заодно с ведущим валом (вал-шестерня). Колесо насажено на ведомый вал по посадке с натягом, вращающий момент передается призматической шпонкой. Смещение колеса ограничивает с одной стороны буртик ведомого вала, а с другой – распорная втулка, внутреннее кольцо подшипника и наружное кольцо подшипника, которое упирается в крышку подшипника.
Ведущий и ведомый валы редуктора установлены на радиальных шариковых подшипниках. Подшипники регулируются подбором металлических прокладок.
Смазка передачи и подшипников осуществляется разбрызгиванием жидкого масла, заливаемого через смотровое отверстие в крышке корпуса. Уровень масла проверяют жезловым маслоуказателем. Отработанное масло сливают через отверстие, расположенное в нижней части корпуса, которое закрывается резьбовой пробкой.
Верхняя смотровая крышка редуктора снабжена ручкой-отдушиной, отверстие в которой соединяет закрытую полость редуктора с атмосферой. Для подъёма и транспортировки редуктора в крышке корпуса выполнены проушины с отверстиями для троса. Для облегчения разъединения крышки с корпусом во фланцах крышки предусмотрены резьбовые отверстия для отжимных винтов.
Введение |
Расчет редуктора
Определение мощности электродвигателя и подбор электродвигателя по каталогу
Общий коэффициент полезного действия - отношение полезной мощности Pпол к затраченной Pзат (или отношение мощности P2 на ведомом валу к мощности P1 на ведущем валу привода)
.
Требуемая мощность электродвигателя (или мощность на ведущем валу привода) будет равна
Общий КПД привода равен произведению КПД его элементов
,
где = 0,98 – КПД муфты,
= 0,96– КПД редуктора,
По мощности на ведущем валу Pдв = 2,76 кВт и синхронной частоте вращения nдв = 1000 об/мин, по каталогу электродвигателей подбираем электродвигатель марки 112МА6 с мощностью 3 кВт и номинальной (асинхронной) частотой вращения ротора nа= 950 об/мин.