Развитие типа триумфальной арки в архитектуре Римской Империи.
Триумфальные арки были наиболее распространены в республиканский период особенно в императорскую эпоху. На ее сложение оказали влияние городские ворота и арки эллинизма. Одна из наиболее древних – арка в Римине 27 г. до н.э она еще близка воротам по типу из которых она и была перестроена. Конструкция не соответствовала декорувпечатление декорированного проема. (арка: два или боле пилонов перекрытых одним или несколькими сводами, завершалась аттиком – на нем посвятительная надпись)
Арка Августа 25г.до н.э. – уже выделилась из линии городских стен и представляла собой изолированный оббьем с углами подчеркнутыми колоннами и сводчатым проходом. Ордер выделили из общей массы пилоны и тем самым выявил: парадный проезд и пьедестал. Но пропорции все еще тяжелы – остается сходство с воротами.
Уже к концу 1 в до н.э. триумфальные арки приобрели стройность пропорций. Арка Августа 7г до н.э. – окончательный вид самостоятельного сооружения. Далее в Арке Сергия 1треть 1 в. н.э. – удвоение колонн на фасаде, раскреповка антаблемента и аттика. Классический тип достиг своей завершенности к концу 1в н.э. – Триумфальная Арка Тита(15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта — 5,33 м). Единство функций – архитектуры и декора.
другой архитектурный образ у арки Траяна в Беневенте (114-115г)появляется отсутствие чувства меры в использовании декора, оно проявилось и в более поздних арках.
Форма арки усложняется – Трехпролетные арки (арка Константина I-IIв)
Существовал тип 4х-столпныхарок – тетрапилов (равнофасадны). Арка Януса IVв н.э. – 4 пилона с крестовым сводом внутри, увенчивалась пирамидой. Отсутствие раскреповок и колонн.
В провинциях по своему истолковали римские принципы – появление необычных для Рима арок, они могли быть включены в ограду (арка Адриана).
Триумфальные арки ставили на площадях, форумах, рынках, улицах.
Арки делятся по арх. композиции:
· на однопролетные;
· двухпролетные (устанавливали перед входом на рынок);
· трехпролетные;
· многопролетные
по плану: двухфасадные (обычные);четырехфасадные(квадрифронсы)
1.Арка Августа в Сузах25г.до н.э –Построена в честь Августа,в честь построения дороги через Альпы.Четырехколоннаяконилированнаяарка.Карниз, высокий аттик – стенка над карнизом более высокая чем парапед. Архивольт – обрамление профиля дуги арки, сплошной гладкий антаблемент.
Глубина равна ширине пролета. сплошной гладкий антаблемент.
2.Арка Тита (81 г)на священной дороге рядом с Колизеем – однопролетная арка с Земновым камнем (выс. – 15.4м), архивольт, свод арки кессенирован, внутри рельефы, арка обрамлена колоннами композитного ордера. Стоит на высоком цоколе, облицована мрамором, позже исп. травертин, на высоком аттике надпись посвященная Титу.Фасад делится на 3 части; цоколь, ср.часть,аттик.
4.Арка в Тимгаде (южн. провинция др. Рима) – 3х пролетная арка. Коринфские колонны на высоком пьедестале отодвинуты от стены, каждой колонне соответствует пилястра такого же ордера; ниши были украшены небольшими колонками
5.Арка императора Адриана в Афинах – Этот человек почитал греческие традиции. 2х ярусная 1-пролетная; отделяла старый город от нового. Три небольших пролета прямоугольной формы опираются на плоский постамент с широкой однопролетной аркой. Коринфские колонны использованы на постаменте, в центре второго яруса эдикула – оформленное окно, ниша увенчанная фронтоном.
6.Арка Септимия Севера на Римском форуме – поверхность ее практически полностью покрыта скульптурными изображениями. Трехпролетная арка с мраморной облицовкой и со статуей императора. С этого момента увеличился интерес к декоративным деталям в монументальных сооружениях.
7.Арка Константина (4 в. н. э.) –трехпрролетная арка около Колизея построена в честь победы. Строилась за счет других сооружений, колонны коринфского ордера, конилированные. Рельефы, медальоны и многие другие исторические памятники. Ширина арки – 25,7м и высота – 22м.