Парфенон. Система отклонений от геометрической правильности форм в Парфеноне и ее идейно-художественное значение. Ионийские черты в архитектуре Парфенона.
Памятник Античной архитектуры. Выстроенный при Писистрате. 447-438 гг.(сер. 5 в д н э) Архитекторы Иктин и Калликарт
Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера.
(8 колонн ионического ордера, внутри дорический стиль, колонны стоят на осях внешнего портика) Он стоит на трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Верхняя площадка ступеней, так называемый стилобат, имеет 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину. Храм со всех сторон окружён перистилем — колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам, учитывая угловые. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. Кверху диаметр колонны сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр. Сверху храм был покрыт черепичной кровлей.
Находящееся за внешней колоннадой помещение храма имеет 59 м в длину и 21,7 м в ширину. Оно установлено на двух дополнительных ступенях общей высотой 0,7 м и является амфипростилем. На его фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля. Восточный портик был пронаосом, ведущим в целлу, западный — постикумом, ведущим в опистодом.
Целла, располагавшаяся с востока, имела длину 29,9 м и ширину 19,2 м. Два ряда из 9 дорических колонн заканчивались у стены поперечным рядом с ещё тремя колоннами и образовывали три нефа, средний из которых был значительно шире двух других. Считается, что на архитраве первого яруса колонн стоял второй, поддерживавший перекрытия. В центральном нефенаходилсянаосонобразутбукву П главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.стояла статуя Афины Парфенос работы Фидия. Над статуей был устроен гипефр. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера.
Опистодом имел 13,9 м в длину и 19,2 м в ширину. В нём стояли четыре высоких колонны, скорее всего, ионических. Две небольших двери вели отсюда в боковые нефы целлы. Опистодом назывался Парфеноном, поскольку изначально здесь хранились дары богине; затем это название распространилось на весь храм. В 464 году до н. э. сюда была перевезена казна Делосского союза. Долгое время в опистодоме располагался также государственный архив.
Непрерывный фигурный фриз— зофор — принадлежность ионического ордера, и, тем не менее, он введен в архитектуру дорического Парфенона, где должен был: бы быть фриз с триглифами и метопами. Примечательно, что под лентой этого рельефа видны небольшие полочки с выступами, какие обычно помещаются под триглифами дорического ордера. Он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелийского мрамора.
Курватура Парфенона — специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии:
· Стилобат имеет небольшое повышение к центру, так как иначе издалека казалось бы, что пол прогибается.
· Угловые колонны наклонены к середине, а две средние — к углам. Это было сделано, чтобы показать их прямыми.
· Все колонны имеют энтазис, благодаря которому не кажутся посередине тоньше, однако не столь большой, как у архаических храмов.
· Угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как в противном случае они бы казались тоньше. В поперечном разрезе они не являются круглыми.
· Эхин почти прямой, его вынос очень мал (0,18 верхнего диаметра колонны).
· Высота эхина и абаки одинакова.
· Высота архитрава равна высоте фриза. Их отношение к карнизу: 10:10:4,46.
· Антаблемент наклонён наружу, а фронтоны — внутрь.
Этот приём был впервые открыт именно Иктином, архитектором Парфенона, и впервые использовался здесь в полной мере. Кроме того, с точки зрения оптического сокращения были выполнены и скульптурные детали, которые помещались на высот
Скульптурная отделка Парфенона велась под руководством великого Фидия и при его непосредственном участии.
· Эта работа делится на четыре части:
· метопы внешнего (дорического) фриза,
· сплошной ионический (внутренний) фриз,
· скульптуры в тимпанах фронтонов
· известнейшая статуя Афины Парфенос.
Зарисовка 10. План Парфенона. Его основные части.
В основе построения квадрат со стороной в сто аттических футов – он определяет ширину храма по стилобату. Длина находится геометрически: засечкой радиусом, равным диагонали половины квадр