Тема № 3. История музейного дела в Беларуси (XIII – начале ХХ вв.)

План:

1. Первые коллекции на территории Беларуси:

· Коллекционирование в древние времена;

· Коллекции Радзивиллов;

· Сбор Сапегов.

2. Коллекций на территории Беларуси в XVIII в.

3. Музейное строительство в XIX-начале ХХ в.

Частное коллекционерство, начиная со средних веков, определило зарождение музейного дела в Беларуси. Первыми собирателями двигало чувство престижа, стремление укрепить свое могущество и положение. Восточнославянские князья создавали сборы, на составление которых выделялись значительные денежные средства. Полоцкие князья комплектовали атрибуты власти. В Полоцке собирались государственные сокровища, сюда свозили дань, пожертвования, военные трофеи и т.д. Представители феодальной верхушки также создавали свои коллекции художественных и исторических ценностей. Ефросинья Полоцкая собирала ценные книги, создала библиотеку.

Возникновение сокровищницы ВКЛ связывается с именем Миндовга. А точнее с его последними десятилетиями жизни (середина 13 в.). В сокровищнице содержались архив ВКЛ, канцелярские книги, важные государственные документы, военные трофеи, подарки, другие ценные предметы. Одновременно она выполняла функцию главного арсенала. Значительно уменьшились сокровища при Ягайле.

В силу своего геополитического положения, Беларусь оказалась под влиянием государств с музейными традициями. Одной из первых и наиболее значимых была коллекция Радзивиллов в Несвиже. Радзивилловские "скарбы" и "кабинеты" формировались прежде всего из семейных реликвий (архив, библиотека, художественные произведения, рыцарские доспехи, оружие, нумизматические и геральдические знаки и т.д.).

Радзивиллы сделали первый шаг в коллекционировании на территории Беларуси. Будучи достаточно образованными и богатыми они много путешествовали, воевали, учились в европейских университетах. Увлеклись музейным делом, нашли свой путь его развития. Изначально была проведена своеобразная инвентаризация наследственно-родовых ценностей.

Первым радзивилловским коллекционером считается Николай Януш Радзивилл Черный (1515-1565 гг.) При нем стали собираться коллекции произведений искусства и монет. В соответствии с привилегиями Сигизмунда II, Николай Радзивилл Черный получил право на сохранение в Несвиже государственных актов ВКЛ. Постепенно сформировался "кабинет". Продолжил его дело сын Николай Криштоф Радзивилл Сиротка (1549-1616 гг.). Именно он сделал Несвиж своей резиденцией, построил известный замок. Путешествую по странам Европы, он знакомился с коллекциями и музеефикацией фамильных реликвий итальянских аристократов. И дома Сиротка использовал это при создании своих собрании, которые размещались в Гетманской, Королевской, Золотой, Мраморной залах. Интерьер в Несвиже украшали военные фигуры. Каждая коллекция занимает свое место: стекло, гобелены, килимы, нумизматика и др. Там находилась очень экзотическая кунсткамера. Радзивиллы гордились своей "збраёўней", которая включала оружие, рыцарские доспехи, военное обмундирование. Важное место занимал богатый архив.

Радзивилловский сбор был закрыт для публики.

В 1812-1813 гг. значительная часть Радзивилловских коллекций была вывезена в Оружейную палату, Эрмитаж, Успенский собор в Москве, в харьковский университет (нумизматическая коллекция). Московском университете, академии наук.

Вторым по количеству и богатству коллекций был сбор Сапегов. Основателем его был Лев Сапега (1557-1633 гг.), канцлер ВКЛ, гетман, воевода. "Сапежинский сбор" формировался в Ружанах, достиг своего расцвета и популярности в 17 в., объединял множество разных коллекций и галерею, библиотеку, архив, предметы археологии. В двух отдельных залах Ружанского дворца размещалась коллекция оружия, которая по инвентарю 1793 г. насчитывала 150 единиц оружия, произведенного в разных европейских странах. По разновидности коллекций и по их историко-культурной ценности "Сапежинский сбор" уступал только несвижскому.

После восстания 1830-31 г. на "сапежинский сбор" был наложен секвестр и коллекция была отправлена в Эрмитаж и Академию художеств в Петербург. Коллекция древнего оружия попала в Москву. Некоторая часть материалов из фонда была передана наследникам в Оршу. Часть со старого "Сапежинского сбора" перешла Анне Казимировне Сапеге-Яблоновской.

А. Яблоновская (1728-1800 г.) в Семятичах на Гродненщине семейные реликвии пополняла предметами искусства, собирала минералы, монеты, гербы, предметы, отражающие земледелие, книги, геологические ископаемые, чучела зверей и др. Но особенно она увлекалась сбором гербариев разных растений. Её собрания были размещены в витринах пяти залов. Музей А.Яблоновской назывался "Кабинет натуральной истории" и имел свой статут. Часть своих коллекций она подарила в 1788 г. музею Речи Посполитой, который был создан Станиславом Понятовским.

Коллекции 18 в. (Хрептовичей, Тызенгаузов и др.) имели элементы музейного характера, отличаются своей открытостью. Интересной была частная коллекция И. Хрептовича (1729-1812 гг.) в Щерсах, основанная в к. 18 - начале 19 в. Там была уникальная библиотека книг, напечатанных в Беларуси и в других странах, были рукописи, архивы (в т.ч. документы, куоторые касались Агинских, Лукомских, Тяпинских и самих Хрептовичей), разные родоводы и т.д. Подобные сборы имелись при дворах Вишневецких, Тызенгаузов, Войниловичей, Саковичей, Потоцких, Браницких. Активным собирателем древностей бал М.П. Румянцев (1754-1825 гг.), организатор кружка историков и археографов в Гомеле.

Во второй половине 18 в. были созданы музеи при учебных заведениях - при Гродненской медицинской академии и при Полоцкой иезуитской коллегии. Создателем музея в Гродно был известный французский медик и натуралист, доктор ботаники и медицины Жан Эмануэл Жиллибер, приглашенный в 1775 г. управляющим королевскими экономиями в ВКЛ А.Тызенгаузом.

В экспозиции Полоцкого музея были археологические находки, рукописные материалы, старопечатные книги, многотысячная библиотека на разных языках. Возможно, тогда там была малоизвестная, позже утерянная Полоцкая летопись, которой пользовался В.М. Татищев. Музей просуществовал около 50 лет.

В 19 в. по-прежнему притягивал внимание несвижский музей. И хоть большая часть его материалов была поделена между культурно-просветительными и научными учреждениями России и Украины, тем не менее он еще оставался и даже пополнялся. Значительную работу по изучению несвижской коллекции в средине 19 в. провёл местный краевед Э.М. Котлубай.

В Логойске при поддержке Пия Тышкевича его сыновья Константин и Евстафий организовали к 1842 г. местный музей, где разместили преимущественно материалы краеведческого характера, среди них - находки археологических раскопок. Рядом с местными находками размещались предметы из Рима, Флоренции, Неаполя. Но профиль музея определял местный материал. Нумизматическая и геральдическая коллекции Тышкевичей насчитывали 1140 монет, медалей, гербов. В библиотеке хранились старопечатные и рукописные книги. В составе богатой и интересной коллекции в Логойске было и оружие, предметы снаряжения, обмундирования.

В 1855 г. был основан Виленский музей древностей. Организован музей был Е. Тышкевичем и он же стал председателем музейной комиссии. В штат сотрудников музея входили археологи, краеведы, этнографы, истории, писатели, среди них К. Тышкевич, А. Киркор, М. Балинский, В. Сорокомля, Т. Нарбут и др.

Первый крупный взнос в музей сделали братья Тышкевичи, подарив материалы археологических раскопок, произведения искусства, библиотеку. В. Сырокомля передал коллекции нумизматики, геральдики, книг. Личные произведения, рукописи, редкие исторические предметы пожертвовали А. Киркор, И. Ходько, Т. Нарбут, И. Крашевский и др. В музее формировались самые разные коллекции. По "Перечневому каталогу предметов в Виленском музее древностей" в 1856 г. было зарегистрировано 1,5 тыс. единиц хранения археологических материалов, 1 тыс. предметных памятников истории, рукописи, автографы, гравюры, карты, дипломы. Нумизматическая коллекция достигала 3 тыс. единиц. Имелось 750 предметов из камня, в т.ч. 387 каменных топоров. Хранились предметы самых разных эпох. Имелись предметы древних замков, оружие 19 в. Художественные полотна, произведения мелкой пластики и изобразительного искусства могли бы составить самостоятельную галерею. Составленный в 1858 г. А. Киркором каталог включал более 10 тыс. единиц хранения.

В 19 в. среди частных музеев выделялся музей Паскевича в Гомельском дворце, где хранились библиотека, ценные рукописи, шедевры живописи и скульптуры, фарфор, серебро, нефрит, бронза, предметы античности.

Во второй трети 19 в. был хорошо известный современникам ваенно-исторический сбор Адама Гюнтора в Добровлянах Виленской губернии.

В средине 19 в. возникли домашние музеи и галереи в Велиже Витебской губернии, Слуцке, Витебске. Основали значительную домашнюю коллекцию графы Чапские в имении Станьково под Минском. Известный краевед и ученый А.К. Ельский (1834-1916 гг.) в своем именни Замостье Игуменского собрал множество монет, медалей, предметов древнего оружия, предметов исторического значения, рукописей. В сборе минского коллекционера М. Гаусмана находились предметы археологических экспедиций, материалы быта белорусов, хорошая коллекция древних монет, найденных на территории Беларуси.

При Гори-Горецком земледельческом институте с 1846 г. формировались коллекции предметов, которые отражали развитие сельского хозяйства, кабинет натуральной истории.

В 19 в. открывались музеи при губернских статистических комитетах, палате государственного имущества.

Наши рекомендации